Конспект интегрированного занятия "Лес - шаше богатство"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Наталия Михайловна Крайнова

конспект интегрированного занятия "Лес - наше богатство"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_les_-_nashe_bogatstvo.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 131»

Кировского района, г. Саратова

Конспект

Организованной образовательной деятельности

по теме: «Лес – наше богатство»

(формирование целостной картины мира,

 расширение кругозора детей)

в старшей группе

                                                                                               Подготовила:

                                                                           Крайнова Наталия Михайловна

                                                                               

г. Саратов

2019

Организованная образовательная деятельность

 1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. –  3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-синтез, 2015.

2. Старшая группа

3.  Тема: «Лес – наше богатство»

4. Интеграция образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие

5. Цель: Развитие познавательного интереса и воспитание экологических навыков в процессе ознакомления с флорой планеты.

6. Задачи:

  • Расширять представления детей о лесе;
  • Развивать познавательный интерес, умение планировать свою деятельность, делать выводы;
  • Формировать потребность интересоваться событиями, происходящими в городе и желание участвовать в мероприятиях, посвященных 80-летию Саратовской области и Кировского района;
  • Воспитывать экологические навыки
  • Способствовать поддержанию положительных эмоций у детей и обеспечивать двигательную активность на протяжении всего занятия.
  • Активизировать в речи слова и выражения (лес, дерево, лиственные, хвойные, ствол, крона, кора и др.)
  • Продолжать знакомить детей с нетрадиционной  техникой рисования.

7. Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская (составление модели леса), игровая, изобразительная, восприятие художественной литературы (поэзия), двигательная

8. Формы организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная

9. Формы реализации детских видов деятельности: проектная деятельность, экскурсия (виртуальная), викторина, игра, самостоятельная продуктивная деятельность

10. Оборудование:

мультимедийный проектор;

компьютер;

экран;

      авторский медиапродукт –  презентация PowerPoint «Родной свой край люби и знай!»  

      2019, 14 слайдов;

мяч,
тонированный лист (формат А1 2 шт.), кисточки, краски, салфетки, стаканчики для воды,  подставки под кисточки,простые карандаши, листы А4, письмо, глобус)

11. Предварительная работа:

  •  беседы о лесе, деревьях.
  • оформление уголка «Волшебный лес».
  • заучивание стихотворений о деревьях, физминуток, отгадывание загадок,

рассматривание иллюстраций о лесе, деревьях.

  • чтение сказок и легенд о деревьях
  • проведение целевых прогулок по городу, по экологической тропе  детского сада
  • выполнение коллективных работ «Сказочное дерево», «Осеннее дерево», «дерево зимой», «Любимое дерево».

Подготовка воспитателя:

Разработала конспект занятия, подготовила демонстрационный  и раздаточный материал к занятию, продумала оформление места проведения занятия, оборудование, вопросы к детям, подобрала физминутки.

Организация и методика проведения ООД.

1.Вводная часть

Под музыку (звуки леса) Дети входят в зал.  Организационный момент. Приветствие

Воспитатель:     Придумано кем-то и просто и мудро

                            При встрече здороваться «Доброе утро»

                            — «Здравствуйте!»- скажем, солнышку, птицам,

                            — «Здравствуйте!»- милым улыбчивым лицам

                            — «Здравствуйте!», «Здравствуйте!» все.

       (Стук в дверь входит почтальон Печкин и передает посылку.)

Воспитатель: Дорогие, друзья! К нам пришла посылка давайте откроем ее и посмотрим что там.

Воспитатель открывает посылку, достает глобус и читает письмо

Слайд 2 (планета земля)

Здравствуйте дорогие земляне! Я родился на Луне и зовут меня….(дети: Лунтик).

Я видел многие планеты, а вот на  вашей планете впервые и хочу с ней познакомиться

Воспитатель: Поможем нашему гостю?

Дети: Да

Воспитатель: Ребята! А что же это такое? (дети: это глобус)

- А что такое глобус? (это уменьшенная модель земного шара; так земля выглядит из космоса)

- Давайте рассмотрим глобус. Если его не крутить, то он, каким нам кажется? (разноцветным)

- А если его сильно раскрутить? (то он становится голубым)

- Почему? (потому, что на глобусе много голубой краски, больше чем зеленой, коричневой и желтой)

- А что обозначает голубая краска? (голубой краской на глобусе обозначаются моря и океаны)

- А коричневая?  (горы)

- А желтая?  (пустыни)

- А зеленая? (равнины, леса)

Слайд 3 (Воздушный шар)

Воспитатель: И так начинаем! Вначале я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию по лесным просторам, посмотреть на лес в разные времена года. А как мы можем это сделать? (ответы детей: на самолете, вертолете и т.д.) Сегодня мы полетим на воздушном шаре. Занимайте свои места и не забудьте взять с собой бинокли, фотоаппараты.

Дети садятся на стульчики, за спинки стула привязаны воздушные шары.

Пальчиковая игра «Фотоаппарат» (имитация фотоаппарата)

В этой маленькой коробке,
Прячется большой секрет:
Просто нажимаешь кнопку –
И чего там только нет!

Воспитатель: Делайте интересные снимки, они вам пригодятся в работе.

Слайд 4 (полет на шаре) 

Основная часть.

Воспитатель: Ребята мы поднялись очень высоко и видим сверху все наши леса, в разные времена года

Слайд 5 (лес с высоты)

Слайд 6 (весенний лес)

Воспитатель: Как вы думаете, в какое время года изображен лес? (весной –весенний лес)

- Почему?(просыпается природа, цветут подснежники)

Слайд 7 (летний лес)

Воспитатель: А здесь какой лес? (летний. Все деревья и трава зеленые)

Слайд 8 (осенний лес)

Воспитатель: А здесь какой лес? (осенний. Деревья пожелтели)

Слайд 9 (зимний лес)

Воспитатель: А здесь какой лес? (зимний. Деревья укрыты снегом)

Слайд 4 (полет на шаре) 

- А как вы думаете, что такое лес? (дети: множество деревьев)

(С точки зрения ботаники, это отдельная экосистема, главной единицей в которой являются деревья.)

 - Зачем на планете нужны леса?  (дети: в лесах много разных деревьев, которые  очищают воздух, деревья нужны для птиц, они вьют гнезда на ветках, деревья нужны для животных, деревья нужны для прохлады в лесу летом, деревья нужны для постройки новых домов, деревья нужны для отдыха, деревья нужны для ягод и грибов, деревья нужны для  лекарственных растений)

Воспитатель: Да, ребята, деревья - главные в лесу, от них зависит, какие звери живут в нём,  какие грибы и ягоды растут в нем.

Лес – это дом для растений, животных.

Лес – это место для отдыха человека.

Лес – это источник ягод, грибов и лекарственных растений.

Лес – это источник древесины.

Деревья добры к нам, давайте, и мы будем добры к ним. Не будем их вырубать, не будем ломать ветки и портить кору.

- Какие вы знаете деревья? (ответы детей)

Слайд 10 (лесная поляна)

Воспитатель Ребята, мы спускаемся на поляну в лесу. Вы хотите прогуляться по лесу и узнать много чудес? (Ответы детей.) Прежде чем попасть в лес, надо вспомнить правила поведения в лесу, не то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной его тайны.

- уважаемый Лес, мы пришли к тебе, как друзья!

В.- Ребята, как ведут себя в лесу его настоящие друзья? (Не кричат, не пугают животных, птиц, насекомых; не рвут цветы, не ломают ветки растений, не разоряют гнезда, не забирают детенышей животных домой и т.д.).

Слайд 11(экологические знаки)

В.-Молодцы ребята!

Слайд 12 (смешанный лес) 

В.-Вот мы и оказались в лесу! Ребята, что  вы  почувствовали, услышали, когда вошли в лес? (дети: Свежесть, запах  хвои и листвы, тишину, пение птиц, жужжание насекомых…)

В.-Они нас видят, притаились и наблюдают, как же мы будем  себя вести в их лесу.

Сейчас я предлагаю поиграть в игру с мячом

Блиц-игра с мячом «Вопрос-ответ»

Вы смотрите, не зевайте, 
И, подумав, отвечайте!

Дети стоят в кругу. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребёнку, он ловит, отвечает и возвращает мяч воспитателю. Дети дополняют ответы товарищей.

-  А как называется лес, где растут разные деревья? (Дети: смешанный лес).

- Почему он так называется? (дети: В нём растут разные деревья, все деревья перемешались)

 – Назовите деревья смешанного леса?  (береза, дуб, ольха, липа, клен, ясень, осина и т.д.)

- Как называются все эти деревья? (дети: лиственные)

- Какие еще бывают деревья? (дети: хвойные)

- Назови хвойные деревья? (дети: ель, сосна, пихта, кедр)

- Какие ещё растения есть в лесу? (Кусты, цветы и травы.)

- Чего в лесу больше: листьев или деревьев?(дети: листьев)

- Чего у дерева больше: веток или стволов? (дети: веток)

- Чего у дерева больше: почек или листьев? (дети: одинаково)

- Чем отличаются  деревья от кустарников? (дети: у дерева один ствол, у кустарника-несколько)

Воспитатель: а сейчас я вам буду показывать лист, а вы должны отгадать с какого он дерева.

Игра: «С какого дерева лист»

Воспитатель демонстрирует листья деревьев

— Лист с березы какой? (Березовый)
— С рябины                     (рябиновый)
— С дуба                          (дубовый)
— С осины                       (осиновый)

- С клена                           (кленовый)

- С тополя                         (тополиный)

- С липы                           (липовый)

- С каштана                      (каштановый)

Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте отдохнем на полянке, ещё раз прислушаемся к звукам леса. Дети сели на ковер

Слайд 13 (Дерево с корнями)

- Все деревья очень разные: высокие и низкие, толстые и тонкие, светлые и тёмные. На одних деревьях – листья, на других – иголки

- А что у них общего, похожего? (дети: У всех деревьев обязательно есть корни, ствол, ветки, листья, кора.)

- Для чего дереву корни? (Корни удерживают дерево в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы).

Слайд  14  (Кора  дерева)

- Как вы думаете, для чего дереву нужна кора? (Защищает от пересыхания на солнце, от холода зимой,  и различных повреждений.)

Воспитатель:

У каждого дерева своя кора. Посмотрите, и отгадайте от каких деревьев кора?

Слайд 15, 16 (кора деревьев)

(Береста от берёзы: её легко узнать по белому цвету. У сосны кора красноватая. Кора дуба очень тёмная и твёрдая. У осины кора светло-серая…)

- Почему кора изменяется в толщине? (С каждым годом нарастает новый слой. Чем старше дерево, тем толще кора, а на молодых деревцах это просто кожица.)

- Как узнать, дерево больное или нет? (Листья вянут, засыхают, кора трескается, течёт по стволу сок, под корой много насекомых.)

- Кто может помочь больному дереву? (Птицы, муравьи, люди)

- Какую птицу называют санитаром леса. (Дятел. Он уничтожает вредных для дерева насекомых, достаёт их из-под коры).

Слайд 17 (Дятел)

- Какие опасности могут подстерегать лес? Кто (что) может навредить лесу? (Пожар, насекомые-вредители, браконьеры-охотники и браконьеры-лесорубы.)

Слайд 18 (Лесной пожар)

 - Как люди могут помочь деревьям?  (люди замазывают трещины в коре, подвязывают надломленные ветки.)

Слайд 19 (Люди помогают деревьям)

- Чем ещё важен лес для человека? (Очищает воздух, с деревьев собирают урожай плодов, они радуют глаз, из деревьев изготавливают различные предметы, строят дома, делают бумагу, мебель, игрушки, поделки)

Слайд 20 (Деревянный дом, мебель)

 (Педагог предлагает детям провести физкультурную минутку).

Слайд 21  (ветер качает деревья клены)

4.Физкультурная минутка.

Ветер тихо клён качает,              (Дети имитируют движения дерева,

Вправо, влево наклоняет.           (руки подняты высоко над головой,)

Раз – наклон, и два – наклон.    (ноги - на ширине плеч).

Зашумел листвою клён.

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

Давайте вернемся на воздушный шар и продолжим наше путешествие

Звучит аудиозапись «Звуки леса»

Воспитатель:  отгадайте мои загадки

Весной развеселит,

                                                          Летом охладит,

Осенью накормит,

                                                           А зимой согреет.

(Дерево)

Слайд 22 (дерево красивое)

В.  - Как вы думаете, почему в загадке сказано, что дерево весной нас радует?

(После долгой зимы на деревьях появляются тоненькие нежные листочки и цветы - это радует нас).

Слайд 23 (дерево цветущее)

В.  - Почему летом дерево холодит? (В жаркую погоду всем приятно отдохнуть в прохладной тени деревьев).

Слайд 24 (дерево дающее тень, человек отдыхает под деревом)

В.  - А что значит, что осенью дерево нас накормит? (Яблоки, сливы, груши, орехи - все это плоды деревьев, которыми лакомятся и люди, и звери).

Слайд 25  (дерево с плодами)

- А как может дерево согреть зимой? (Старые больные деревья рубят на дрова, а на молодых и здоровых зимуют белки, птицы, жуки и другие насекомые).

Слайд 26 (рубка сухих деревьев для топки печек)

- Видите, как много информации содержит одна небольшая народная загадка. А послушайте еще одну загадку:

2    Что это за чудо у окна:

       Много рук, а нога одна?

      (Дерево)

Слайд 27 (сказочное дерево с руками)

В. - Подумайте, одна нога у дерева, это что? (Ствол). А что названо руками? (Ветви)

В.  - Правильно, дети. В сказках и мультфильмах мы часто можем видеть, как деревья пользуются своими ветвями, как руками. Это потому, что деревья - живые.

Они дышат (ведь всем растениям нужен воздух), питаются (своими корнями впитывают питательные вещества из земли), растут, иногда даже болеют и погибают. Зимой деревья спят, а весной просыпаются, и тогда на ветвях появляются нежные листочки.

В. - Зима в этом году очень суровая, и  деревья спали. Скоро наступит весна, расцветут яркими листьями деревья. А пока такие листочки вырастут на наших рисунках. Давайте для Лунтика создадим лес, который поможет его планете.

- Посмотрите, что вы видите на этом рисунке?

Слайд 28

Описание: рисование в старшей группе

Да, на нем карандашом изображены дерево и рука. Похожи эти изображения между собой? (Рука похожа на ствол и ветви дерева). Я думаю, если закрасить рисунок руки коричневой краской и добавить зеленые листочки, то можно получить замечательное молодое деревце. Листочки мы будем делать ватной палочкой, которые я приготовила для вас. Обратите внимание, они двух размеров. Ближе к ветвям печатаем большие листочки, а дальше, на краю кроны - маленькие. (Помощь сопровождается частичным показом.

Дети проходят к столам 

Самостоятельная продуктивная деятельность детей:  рисование на силуэтах (на фоне музыки). Дети самостоятельно осуществляют выбор материала для работы.

В процессе рисования воспитатель проводит индивидуальную работу по уточнению техники рисования, дает совет детям, испытывающим затруднения.

Дети раскладывают готовые работы на подготовленном столе.

Слайд 29 (Смешанный лес)

3. Заключительная часть

Анализ детских работ:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую интересную модель собственного леса мы сделали.

- Как вы думаете, Лунтику понравится наша модель леса? Чем понравится?

- Что мы можем сделать, чтобы сберечь лес? (Чтобы сберечь хоть немного леса, мы должны бережнее относиться к мебели; экономить бумагу, собирать макулатуру для переработки бумаги и т.д.)

Слайд 30 (Сбор макулатуры)

Заключительная часть.

В. Как бы ни было хорошо в лесу нам надо возвращаться. Лес очень щедрый и с пустыми руками нас не отпустит!

- А что же он нам может подарить? (дети: ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы)

Слайд 31 (дары леса)

- Что вам запомнилось из нашего путешествия? Что понравилось? (Ответы детей.)

Теперь и Лунтик много знает о лесе. Лунтик прилетел к нам с подарками. Вот такие звездочки он вам дарит. Если вам было интересно, и вы узнали что-то новое то возьмите красную звезду, если у вас были  затруднения то зеленую. Пусть эта звезда светит вам на всем вашем жизненном пути!

Слайд 32 (плакат «Берегите лес»)

И на память о нашем путешествии возьмите воздушные шары. в заключение давайте расскажем стихотворение - призыв нашему гостю.

Пусть Земля родная наша

Год от года будет краше.

Мы не гости на планете,

Помните об этом, дети.

Научитесь лес беречь!

Счастья вам! До новых встреч!

Всем спасибо! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрирование занятие "Здоровье - богатство человека" ( с участием специалистов ДОУ)

Цель: Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание его поддерживать разными видами деятельности, уточнить и расширить представления детей о работе специалистов детского сада по укреплению зд...

Конспект интегрированного занятия Хлеб - наше богатство.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим. Знакомство с хлебом, производство, изготовление хлебо-булочных изделий....

конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Хлеб - наше богатство"

Конспект  занятия в подготовительной группе: «Хлеб – наше богатство».Программное содержание:Формировать умение анализировать и делать выводы в опытно-исследовательской деятельности;Познакомить де...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "лес -наше богатство"

Цель занятия:Расширить представления детей о лесе, приблизить детей к природе, лесу и его обитателям. ...

Конспект интегрированной ООД на тему: «Вода – главное богатство на Земле»

Конспект интегрированной ООД на тему: «Вода – главное богатство на Земле»возрастная группа: подготовительная к школе Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных ...

Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Богатства из болота»

Цель: Формировать у детей представления о полезном ископаемом - торф, его роли в жизни человека.Задачи:Обучающая: - предоставлять ребенку возможность самому познакомиться с основными свойствами т...