Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы. «Планета – наш общий дом, берегите ее"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Белокур Ольга

Формирование  экологических представлений через игровую и специально организованную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_belokur.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №31

Красногвардейского района

 Санкт – Петербурга

                     

   

                           

                                                                                     

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

для детей старшей группы.

«Планета – наш общий дом, берегите ее"

Автор-составитель

 воспитатель высшей  квалификационной  категории

Белокур О.В.

                       

                                                                     

Используемые технологии:

 -Технология исследовательской деятельности

 -Технология деятельностного подхода

 -Личностно-ориентированные технологии

 -Информационно-коммуникативная технология

 -Здоровьесберегающая технология

                                         Санкт – Петербург

                                                   2020

Цель:

• Формировать систему экологических представлений через игровую и специально организованную деятельность.

Задачи:

• Образовательные:

Учить бережному отношению к природе нашей планеты в целом, и прежде всего к родному краю  (представителям царства животных и растений, правильному поведению у водоёма и в лесу;

Уточнить представления о некоторых животных (мышь, барсук, енот, лиса, заяц, медведь).

Развивающие: закреплять умение различать на слух голоса кукушки, совы, воробья, соловья; Учить согласовывать движения в паре, подчиняясь ритму музыки; Развивать внимание, зрительно – образную память;

Активизировать словарный запас (планета, сачок, листва, водоём, лаборатория, эколог, экологическая катастрофа).

• Воспитательные:

Продолжать развивать умение договариваться между собой в процессе работы.

Материал.

Демонстрационный: презентация, экран, аудиозаписи голосов земли (пение птиц, шум листвы, журчание ручья); оборудование для игр с водой, бассейн с водой и мусором, макеты деревьев, мусорный бак, картинка с изображением зайца, закрытая бумага с прорезями, зелёная и красная банки, памятки «береги природу!», зелёная ткань для поляны.

Раздаточный:

Бумажные лилии, сачки, пакеты для мусора, подставки, маркеры, фишки, листы бумаги формата а- 4 с нарисованной половиной ёлки, платки, перья птиц, деревья (макеты, подставки для ёлок, галстуки, камешки.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций с изображением экологических катастроф;

Рассматривание энциклопедий; «Знакомство с природой.»  «Хочу все знать.» «Атлас Земли.»

Дидактические игры на экологическую тематику. «В лесу.» « Дикие животные.» «Кто где живет.» «Какие бывают растения.» «Что подсказала природа.» «Не поется птицам без небес.» «Что растет в родном краю.»

Звучит пьеса В. А. Моцарта «Хорошенькие маленькие лошадки» (аудиозапись).

Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Воспитатель - обращает внимание на солнышко.

Воспитатель: 

Дарим  солнцу улыбки, и тепло своих рук, протянув к нему ладошки.

Воспитатель:

Вы чувствуете, какое солнце ласковое, доброе, тёплое. Оно освещает нашу планету.

На экране появляется изображение планеты Земля с тёмными пятнами

Воспитатель 

Что это?

Воспитатель:

Что с ней случилось? Почему она в чёрных пятнах? 

Аудиозапись «Голос Земли».

Я – земля! Я – земля! Я – земля! Люди, планета в опасности! Земляне, слышите меня? Придите на помощь! Спасите меня!

Воспитатель:

Какая помощь требуется Земле? 

Откуда эти чёрные пятна?

Воспитатель:

Большой вред приносит человек. Какие могут быть экологические катастрофы?

На экране появляется изображение разлитой по воде нефти.

Воспитатель:

Что случилось с морем?

Воспитатель:

Почему это случилось?

Воспитатель:

Почему возникают лесные пожары?

Воспитатель:

Нужна ли помощь нашей планете?

 

Воспитатель:

Кто такие экологи и что они делают? Сегодня мы научимся бережному отношению к природе. Нам предстоит очистить водоёмы, посадить деревья, помочь птицам и животным, определить правила поведения в природе. Мы узнаем о работе экологов. И будем помогать друг другу, если это понадобится.

Слышится звук журчащей воды (аудио запись).

Воспитатель:

Что вы слышите?

Воспитатель:

Вода просит вас о помощи.

На экране появляется изображение - дети моют велосипед около озера,       - девочка высыпает мусор в речку,

 - другая девочка рвёт лилии.

На экране высвечивается схема начала пути к озеру

Воспитатель:

Путь к озеру.

Воспитатель:

Почему озеро звало на помощь?

Воспитатель:

Какой должна быть вода в озере?

Воспитатель:

Как нам помочь озеру?

Воспитатель:

Что нам для этого нужно?  

Воспитатель:

Договоримся, кто будет вылавливать мусор сачком, кто собирать его в пакеты для мусора и уносить в мусорный бак.

Воспитатель:

Вы юные экологи, справились с заданием! Кому вы помогли, убрав мусор.

Воспитатель:

А для чего вы убрали мусор? 

Воспитатель:

Хорошо ли будет нашим лилиям в этой воде? Что с ними происходит?

Воспитатель:

Нас снова зовёт на помощь лес.

Аудио запись

Слышится шум листвы.

На экране высвечивается путь от озера к лесу.

Воспитатель:

Вы слышали, как плачут деревья?

Плакали ночью жёлтые клёны.

Вспомнили клёны, как были зелены.

С жёлтой берёзы тоже капало,

Значит, берёза тоже плакала..

Воспитатель:

Почему деревья плачут?.

Воспитатель:

Как можно помочь лесу?

Звучит пьеса В. А. Моцарта «Хорошенькие маленькие лошадки» (аудиозапись).

Воспитатель:

Для этого необходимо занять места в экологической лаборатории. Перед вами листы с нарисованной половиной ели, нужно дорисовать вторую половину дерева маркером. Но дорисовать нужно так, чтобы правая половина была точно такой же, как и левая

Воспитатель:

Приступайте к работе!

Во время работы воспитатель следит за осанкой детей.

Воспитатель:

Какими получились ваши ели? 

Воспитатель:

Ребята, какой лес у нас получился красивый

Воспитатель:

Вы настоящие экологи!

Воспитатель:

Какие у вас получились ровные, симметричные и красивые елки!

Воспитатель:

А вот и птицы прилетели в лес, который мы посадили! Послушайте и запомните их голоса. 

Слышатся голоса птиц; аудиозапись.

Воспитатель:

За то, что мы посадили деревья, на которых птицы могут вить гнёзда, они оставили нам пёрышки, поиграем с ними!

          Игра «Поймай пёрышко!».

Воспитатель:

Голоса, каких птиц вы слышали в лесу?

Воспитатель:

Какая помощь требуется птицам зимой?

Воспитатель:

Мальчик – эколог решил покормить птиц. Но он никак не может сосчитать прилетевших птиц.  Что же делать? 

Воспитатель:

Дети ищут  птицу и  накрывают её фишкой

Воспитатель:

Вы помогли мальчику – экологу отыскать птиц. Кому ещё может понадобиться помощь экологов в лесу?

Воспитатель:

Настоящие экологи  могут определить животное по его части. А вы смогли бы это сделать?

Воспитатель:

У меня на картинке животное, я буду открывать часть изображения, а вы попробуйте узнать, кто это.

Игра» «Узнай животное».

Воспитатель:

Открывает изображения животных по частям.  После того, как дети правильно назовут животное, открывается всё изображение.

Воспитатель:

   Заяц играет.

Игра «Больше – меньше».

На зелёном поле необходимо разместить животных, которые больше зайца, а на красном – тех, которые меньше.

Игра  «Правильно – неправильно».

Воспитатель:

У вас есть фишки: красные и зеленые. Если  изображение неправильного поведения в природе – красная фишка  и зелёная фишка – если поступок правильный (раздаёт фишки).

Правильно ли поступают дети? Воспитатель:

Вы верно определили правила поведения детей. Сегодня мы проделали большую работу по оказанию помощи природе. Ребята , посмотрите какой стала наша земля.

Рефлексия. 

Что нового и интересного сегодня вы узнали?

Ребята, что вам понравилось ?

Что вам больше всего запомнилось?

За что ты можешь себя похвалить?

Было что-то, что вызвало трудности?

Что не очень получилось?

Какое  настроение?

Вам понравилось быть юными экологами?

Что нового узнали?

Если  считаете, что работа экологов  нужная, опустите камушек в зелёную банку; если считаете, что эта работа не  нужна – в красную. Давайте сосчитаем, сколько мальчиков и девочек уверены, что мы проделали нужную работу. А сейчас мы узнаем, сколько детей считают, что эта работа экологов не нужна на нашей планете. Вы были настоящими экологами! Для того, чтобы  вы не забыли правила поведения в природе, могли рассказать об этом своим друзьям и родителям, я дарю вам памятку «Берегите природу!»

Дети - хором декламируют стихотворение

Е. Благинининой «С добрым утром!».

Вместе с солнышком встаём,

Вместе с птицами поём:

С добрым утром!

С ясным днём!

Вот так славно мы живём!

Дети:

Планета Земля.

Дети:

Может, это пожар, грязь.

Дети:

По воде разлилась нефть.

Дети:

Это лесные пожары, попадание нефти и мазута в воду, загрязнение лесов мусором и другие.

Дети: Произошла авария танкера, на котором перевозили нефть. 

Дети:

Произошло столкновение танкера.

Дети: 

Люди оставили мусор после отдыха.

Дети:

Да!

Дети.

Следят за экологией.

Дети:

Журчит ручей, плещется вода.

Дети определяют, правильно ли ведут себя сверстники возле водоёма (после правильного ответа появляется знак запрещения или знак разрешения).

Дети подходят к надувному бассейну с водой  и мусором.

Дети:

Потому что оно грязное.

Дети:

Чистой и прозрачной

Дети:

Убрать мусор

Дети:

Сачки и мешки для сбора мусора

Дети работают под музыку  композитора, певца и поэта Стивена Фостера «Лебединая река» (аудиозапись).

Дети:

Озеру, рыбам, насекомым, водным растениям.

Дети:

Для чистоты.

Дети:

Хорошо. Они распускаются, значит, вода стала чистой.

Звучит серенада В. А. Моцарта «Ива плачет обо мне»

Дети переходят к лесу.

Дети:

Их могли сломать. Срезать ветки, порубить.

Дети:

Не ломать. Не рубить. Посадить молоденькие деревья!

Дети:

Занимают места в экологической лаборатории.

Дети:

Красивыми

Дети:

Дети ставят ели на подставки.

Дети:

Слушают, затем звук выключается.

     

Игра «Поймай пёрышко!».

Дети распределяются по парам и платком плавно подбрасывают лёгкие перья и ловят их под «Вальс цветов»

А. Хачатуряна (аудиозапись).

Дети:

Кукушка, воробей, соловей, сова.

Дети:

Подкармливать птиц надо зимой.

Дети:

Поможем ему отыскать и сосчитать их!

Дети:

Садятся на свои рабочие места. 

Ищут птиц на картинках.

Дети:

Животным.

Дети :

Да.

     

     

Игра» «Узнай животное».

Дети:

Дети угадывают.

Игра «Больше – меньше».

Дети:

Берут изображение лесных животных на прищепке и прикрепляют их к плоскому кругу.

Игра «Правильно – неправильно».

Дети определяют  правильное поведение людей при посещении леса.

Дети:

Да.

Дети встали вокруг стола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области познавательного развития для детей старшего возраста

Конструирование "Волшебный квадратик". Цель: закреплять навыки конструктивной деятельности....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей средней группы

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей средней группы...

КОНСПЕКТ Непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет "Состав числа 5 из двух меньших"

КОНСПЕКТ Непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возрастаот 6 до 7 лет....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы Тема: « Знакомство с понятием «пара»

Используемые технологии: Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьмиТехнология деятельностного подходаТехнологии здоровьесбереженияТехнологии игровыеТехнологии и...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста на тему "Осень" с использованием ИКТ

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста на тему "Осень" с использованием ИКТ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей младшей группы «Путешествие с Незнайкой»

Формирование начальных представлений о органах чувств - нос, глаза, уши, рот, и их назначении. Познакомить с понятием «органы чувств». Формировать потребность в физическом и нравственном с...