"Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Любовь Владимировна Черкасова

Конспект поисково-познавательной деятельности в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_cherkasova_nod_v_starshey_gruppe_po_teme.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект поисково-познавательной деятельности детей в старшей группе на тему «Необыкновенные секреты  обыкновенной бумаги».

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество».

Цель:  сформировать представление о некоторых  свойствах  бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты.

Задачи:

Образовательные:  с помощью эксперимента сформировать представление о некоторых свойствах бумаги: рвется,  мнется, мокнет;  продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом: при помощи сжатой бумаги; выполнять объемную аппликацию из салфеток .

Развивающие: развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента, развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение делать умозаключение. Речевые: развивать связную речь, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли; обогатить словарь:  оттиск, сжать.

Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.

Материалы и оборудование:  квадратные листочки бумаги разных видов (салфетка, цветная, ватман, картон, конфетные фантики), емкость с водой. Предметы, изготовленные из бумаги (книга, альбом, салфетка, картинка, раскраска, игрушка, газета, журнал, шапочка-маска для театрализации и т. п.). Листы бумаги, ватман  с нарисованным стволом дерева – формат А-1; гуашь в тарелочках (зеленая),клей - карандаш; бумажные салфетки (розового, белого цветов).

Методические приемы:

Игры, эксперименты, продуктивная деятельность детей, беседа-диалог, анализ, подведение итогов, индивидуальное и хоровое проговаривание сложных слов.

Предварительная работа: просмотр презентации об истории возникновения бумаги, беседы на эту тему, изготовление объемной аппликации из салфеток, рассматривание  экспозиций разных видов бумаги и бумажных изделий.

 Ход НОД

1. Организационный момент.  

 Придумано кем-то просто и мудро

 При встрече здороваться: "Доброе утро!"

 "Доброе утро!" - солнцу и птицам.

 "Доброе утро!" - улыбчивым лицам.

 А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.

-Сегодня мы с вами будем экспериментировать в нашей лаборатории.  А с чем  мы будем проводить опыт вы должны догадаться, когда отгадаете загадку.

Она бывает документом,

Салфеткой, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, билетом,

Альбомом, книгой и при этом

Она бывает и деньгами.

 Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА)

 - Вы правильно догадались -это бумага.

 - А у нас в группе есть что-нибудь из бумаги? Я предлагаю вам взять по одному предмету, что вы считаете, сделано из бумаги и вернуться на место.

- Что за предметы вы принесли? (Дети показывают и называют предметы из бумаги, ставят на приготовленную полочку).

- Мы оформим с вами небольшую мини-выставку « Все из бумаги» , а потом все что мы узнаем о бумаге, расскажем и покажем младшим ребятам в нашем детском саду.

2. Поисково-исследовательский этап.

- А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?  Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).  Совершенно верно, дома строят из камня, одежду шьют из ткани, потому что эти материалы прочные и надежные. А обладает ли прочностью и надежностью бумага , мы выясним прямо сейчас. Я хочу пригласить вас провести эксперимент, для этого мы пройдем в нашу лабораторию. Дети проходят за ширму-лабораторию. На столах приготовлен материал для опытов.

Опыт 1. (стол № 1).

 - А сейчас проведем первый опыт- для этого мы бумагу будем мять ( на тарелках лежат разные виды бумаги : картон, писчая бумага, салфетки и пр).

 - У всех бумага смялась? У всех. А всем было легко смять? Нет, а почему как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно? (ответы детей). Вот видите ребята, с трудом, но все-таки всю бумагу удалось смять. Чем толще бумага, тем она крепче. Сделаем вывод и выставляем карточку-схему: "Бумага мнется".

Опыт 2. (Стол №2).

 - А теперь будем бумагу рвать (дети отрывают небольшие кусочки бумаги) Вся бумага порвалась?

 - Сделаем вывод и выставляем карточку-схему: "Бумага рвется".

Опыт 3. (Стол№ 3).

 - Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода.

 - Положите листочки в воду. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? (достаем тонкую бумагу, она распадается). Толстая бумага тоже намокнет, только для этого потребуется больше времени. Сделаем вывод и выставляем карточку-схему: "Бумага намокает и распадается".

Опыт 4. (стол №).

- А вот этот опыт, ребята, я проведу сама, так как он будет связан с огнем. Я зажгу свечку, и поднесу бумагу и что мы видим? ( Бумага горит) . Выставляем следующую карточку-схему : бумага горит

- Ребята посмотрите на наши доказательства. Назовите, какие свойства бумаги вы узнали. Бумага мнется, рвется, намокает, горит.

 - Значит бумага материал прочный или нет?( не прочный). Вот поэтому, ребята, надо бережно относится к вещам, изготовленными из бумаги.

Физминутка-игра:

 - А сейчас поиграем в игру: "Бывает, не бывает". Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).  

- Ребята, но не только этими свойствами обладает бумага, но об этом мы узнаем  на следующем нашем экспериментировании.

3.Продуктивно-творческий этап:

- Напомните мне, пожалуйста, какое время года сейчас? (ответы детей).

- Я это спросила неслучайно, так как мы сейчас с вами будем изображать весеннее цветущее дерево. А ,вы знаете, что с помощью бумаги можно рисовать? (Ответы детей) .

- Чтобы это выяснить, нам нужно пройти за стол, где находится все для рисования.( рядом со столом с  весит ватман с изображением только ствола дерева).

-Проходите. Давайте с вами проведем эксперимент. Для этого у меня есть листочек бумаги, я его сжимаю и катаю между ладошек. У меня получилась сжатая бумага. Какая у меня получилась бумага? (Дети: Сжатая) . Вот этой сжатой бумагой я буду изображать на нашем дереве листики.  Я беру сжатую бумагу в правую руку и макаю её в краску, левой рукой я придерживаю листок и оставляю оттиск. Что я оставляю? (Дети: Оттиск)  Молодцы!

- Теперь я предлагаю проделать то же самое вам:

Лист бумаги мы сжимаем

 И ладошки разминаем.

 Мы стараемся, катаем

 Дружно в шарик превращаем

Берите бумагу сжимайте и катайте ее в руке, чтобы получился комочек сжатой бумаги. Затем, макните его в краску и оставьте оттиск на вашем листе бумаги.  Дети оставляют оттиск на бумаге. А теперь ставим оттиски на ватмане, где изображен ствол дерева.

- Хорошо все справились. Молодцы! Смотрите, у меня еще есть бумажная салфетка. Давайте возьмем ее в руки. Скажите, какая она? (Ответы детей)  А если мы с вами попробуем сделать салфеткой оттиск, как обычной бумагой, у нас получится? (Да)

- Давайте попробуем. Катаем салфетку между ладошками, макаем в краску и делаем оттиск. Ну что получилось? (Ответы детей: Нет)

 А как вы думаете, почему? (Потому, что салфетка мягкая, а бумага жесткая)

 Конечно, бумажная салфетка мягче простой бумаги, поэтому оттиск не получился и наша салфетка совсем размокла. Но салфетка в нашем творчестве тоже пригодится. Кто нам скажет, как мы можем ее использовать? (Приклеивать ее и получать объем)

 -Конечно, мы можем сделать объемную аппликацию с помощью бумажных салфеток. Салфетки будем катать в комочки, и приклеивать между листиками, это будут у дерева цветы. (Дети выполняют объемную аппликацию).

4. Рефлексия.

-Ребята, понравилась вам экспериментировать в лаборатории?

 - А что нового вы узнали про бумагу? Как вы работали с помощью бумаги?

 Ребята, мы с вами сегодня познакомились с новой техникой рисования. Кто скажет ,как она называется? (Оттиск сжатой бумагой)

 Правильно. Скажите, чем можно сделать оттиск, обычной бумагой или бумажной салфеткой? (Обычной бумагой)

 Правильно. Молодцы! А что мы делали с салфеткой? (Приклеивали)

 Правильно, еще мы с вами вспомнили технику объемной аппликации бумажными салфеткам.

«Яблоня»

 На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: красные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; зеленые– не справился с заданием, у меня грустное настроение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Необыкновенные секреты – обыкновенной бумаги»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию длядетей старшего дошкольного возраста "Необыкновенные секреты - обыкновенной бумаги". Данный конс...

ООД "Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги"

Ознакомление детей со свойствами бумаги....

НОД "«Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги»"

Формировать представление детей о свойствах бумаги, через опытно -экспериментальную деятельность...

«Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги» НОД по познавательно-речевому развитию детей в средней группе

Цель: расширение представлений детей о бумаге, ее свойствах.Задачи:Образовательные: Познакомить детей со способами исследования бумаги и производства бумаги. Продолжать обучать детей фиксировать резул...

Проект "Необыкновенные секреты, обыкновенной бумаги"

Вид проекта: познавательно – творческий.Длительность проекта: среднесрочный (1,5 месяца).Возрастная группа: старшая (дети с 5 до 6 лет).Образовательные области: Социально-коммуникативное развити...

Малосергиевский филиал МБДОУ ДС№5 р.п. Тамала Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: " Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги" .

Цель: расширять представления детей о бумаги и ее свойствах.Задачи:1.Систематизировать и пополнить знания, представления о свойствах бумаги, её видах. Развивать умение обследовать предмет, устанавлива...