ООД "Интересное вокруг"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Даниелян Анаит Вачагановна

Цель: познакомить детей со способами обнаружения воздуха.  

 

Задачи:

Образовательные:

- обогатить представления детей о том, что воздух окружает человека, находится в человеке, движется, невидимый;

- продолжать учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи.

Развивающие:

- развивать мышление, речь, внимание; умение решать проблемные ситуации.

Воспитательные:

- формировать интерес к познанию;

- расширять кругозор;

- воспитывать умение работать сообща.

 

Тип занятия: опытно-экспериментальная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7

муниципального образования Усть-Лабинский район

Конспект

организованной образовательной деятельности

образовательная область «Социально-коммуникативное, познавательное развитие»

для детей среднего дошкольного возраста

общеразвивающей направленности

по теме: «Интересное вокруг».

Разработал: воспитатель

высшей квалификационной категории

Даниелян АнаитВачагановна

ст. Ладожская

2020 г.

СТРУКТУРА КОНСПЕКТА ООД.

Цель: познакомить детей со способами обнаружения воздуха.  

Задачи:

Образовательные:

- обогатить представления детей о том, что воздух окружает человека, находится в человеке, движется, невидимый;

- продолжать учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи.

Развивающие:

- развивать мышление, речь, внимание; умение решать проблемные ситуации.

Воспитательные:

- формировать интерес к познанию;

- расширять кругозор;

- воспитывать умение работать сообща.

Тип занятия: опытно-экспериментальная деятельность.

Форма ООД: совместная деятельность взрослого и детей (далее ООД).

Продолжительность: 20 минут.

Участники: воспитанники, воспитатель.

Возраст обучающихся: 4-5 лет.

Предварительная работа: рассматривание слайд – презентации «Воздух. Какой он?»; беседа с детьми о технике безопасности при проведении опытно – экспериментальной деятельности.

Материал: вода.

Оборудование:прямоугольные кусочки, вырезанные из цветных скоросшивателей, 2 ведерка, 2 салфетки, сундучок, карточка с изображением символа воды, полиэтиленовые пакеты, одноразовые стаканчики с водой, соломинки для сока, салфетки бумажные, полиэтиленовая пленка большого размера.

Методы и приемы: словесные, практические, игровые.

Структура занятия.

Этапы ООД

Содержание

Время

1.Введение в игровую ситуацию.

Организация, мотивация детей на занятие.

1 мин.

2. Актуализация имеющихся знаний.

Что уже знают дети по данной теме.

2 мин.

3. Создание проблемной ситуации, постановка цели.

Создание проблемной ситуации, постановка цели.

1мин.

4. Мотивирование к деятельности.

Мотивирование к деятельности (надо –хочу-могу).

 3 мин.

5. Проектирование решения проблемной ситуации.

Что мы будем делать?

1 мин.

6. Выполнение действий.

Выполнение действий (экспериментов).

11 мин.

7. Рефлексия, анализ результатов деятельности.

Итог:

В кого мы сегодня превратились? Где мы побывали? Интересно ли быть учеными? Чем мы занимались? Что нового и поучительного узнали? Что было интереснее всего? Чем вы можете поделиться с друзьями, родителями?

1 мин.

Ход занятия:

  1. Введение в игровую ситуацию.

Ребята заходят в группу, здороваются с гостями, встают полукругом.

- Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся друг с другом.

«Приветствие Чуткие руки»

- Что за чудо? Раз рука, ещё рука (поднимают поочередно руки)

- Вот ладошка левая, вот ладошка правая (смотрят на ладони)

- И скажу вам, не тая, руки всем нужны, друзья!

- Сильные руки не бросаются в драку! (руки в стороны, сгибают в локтях)

- Добрые руки погладят собаку (гладят поочередно свои руки)

- Умные руки умеют лечить (гладят щеки)

- Чуткие руки умеют дружить (берутся за руки).

-Почувствуйте тепло своих друзей и скажите: «Давайте жить дружно!».

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Надеюсь, что веселое настроение сохранится у нас ещё долго.

2. Актуализация имеющихся знаний.

В. Вы любите загадки? (Ответы детей). А хотите узнать, чем мы с вами будем заниматься? Отгадав загадку, узнаете, чем мы будем

заниматься.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

И невидим он для нас,

Но он рядом каждый час!

Что это?

Ответы детей.

В. Как вы догадались?

Ответы детей.

В. Нам известно, что воздух прозрачный. Вот если бы он был розовым, что было бы тогда?(Желательно использовать цветные стекла, чтобы зрительно в этом убедиться!)

Ответы детей.

В. Если вы не догадались, то я вам подскажу - «все вокруг стало бы тоже розовым». А, если-голубым, что тогда было бы? Мы бы это заметили?

(Дети высказывают предположения, что окружающие предметы казались бы тоже голубыми).

3. Создание проблемной ситуации, цель.

Для детей приготовлены 2 детских ведерка (можно использовать другие емкости). В одном-вода (небольшое количество), а в другом ничего нет (пусто). Оба ведерка накрыты салфетками.

В. Как вы считаете, что может находиться в наших ведрах? (Дети по очереди поднимают ведра, не снимая салфетки, и высказывают своё мнение.После снимают салфетку и проверяют-так ли это).

В. (Фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий). Кто-то подумал, что в пустом ведре ничего нет. А другие-с этим не согласны, и утверждают, что в нём воздух. Давайте решим, так что же находится в пустом ведре. (Дети осознают цель поиска).

4. Мотивирование к деятельности.

В. Подумаем, как же нам увидеть воздух, если он прозрачный?

(Дети участвуют в размышлении, испытывают интеллектуальные затруднения).

В. Посмотрите, это сундучок подсказок, может быть он нам поможет?

(Заглядываем в сундучок подсказок, где находится карточка с символом воды).

В. Интересно, для чего эта карточка нужна?

Ответы детей.

В. Вы наблюдали воздух в воде?

(Дети вспоминают. При затруднении детей, педагог задает наводящие вопросы). 

В. Что вы видели, когда пили какой-нибудь напиток из соломинки и случайно выдули в стакан воздух?

Ответы детей.

В. Как вы думаете, что за пузырьки?

Ответы детей.

В. Ребята, зачем нужен воздух?

Ответы детей.

В. Верно! Вы все желаете принять участие в исследованиях?

Ответы детей.

В. Подскажите, сможем ли мы провести исследования здесь?

Ответы детей.

5. Проектирование решения проблемной ситуации.

В. Давайте отправимся в научную лабораторию! А что такое лаборатория?

(Ответы детей). Всё верно, это помещение, где ученые проводят различные исследования и эксперименты.

Однако в лаборатории надо соблюдать правила: на столах ничего не трогать без разрешения, соблюдать тишину, не мешать другим ребятам, ничего не пробовать на вкус.

Наша лаборатория волшебная. Перед тем, как попасть туда, необходимо произнести волшебные слова:

Хлопни, топни,повернись!

И в учёных превратись!

Поглядите по сторонам, скажите, что нам может помочь в наших исследованиях?

Ответы детей.

В. Чтобы воздух увидеть, его надо обнаружить. Попробуем с вами сделать

это? Прошу пройти в нашу лабораторию.

6. Выполнение действий.

Эксперимент 1.Обнаружение воздуха при помощи полиэтиленового пакета.

В.Уважаемые учёные, возьмите пакеты. Скажите, есть ли в них что-нибудь.

Ответы детей.

В.Посмотрите, пакет очень тонкий, его можно сложить несколько раз. Набираем воздух и закручиваем. Как вы думаете, что стало с пакетом?

Ответы детей.

В. На что он похож?

Ответы детей.

В. Итак, воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем его, и выпустим воздух. Пакет вновь стал тонким. Почему?

Ответы детей.

В. Следовательно, напрашивается вывод-воздух прозрачный, и только поймав, его можно увидеть.

Скажу вам по секрету-воздух находиться в каждом из нас, и мы сейчас это докажем.

Эксперимент 2.Обнаружение воздуха при помощи соломинки.  

В. Посмотрите, пожалуйста, что это? (показываю соломинки для сока). Ответы детей.

В. Кто подскажет, как можно обнаружить воздух при помощи соломинки?

Ответы детей.

В. Предлагаю приступить к этому эксперименту.

(Дети делают вдох и выдыхают в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Вода бурлит и появляются пузырьки.

(Педагог подводит воспитанников к заключению, что воздух находится вокруг и внутри человека).

В. И откуда он берётся в нашем организме?

Ответы детей.

В. Уважаемые учёные, продолжим работу дальше.

Эксперимент 3.

В. Возможно ли намобойтись без воздуха? (Ответы детей) Давай проверим!  

Поиграем в игру «Водолаз»: 

- Кто дольше сможет не дышать под водой. Для этого надо подготовить организм к «погружению»: делаем глубокий вдох, а затем выдох (три раза), потом зажимаем нос руками и еще крепче сжимаем губы. Приседаем на корточки, будто «погружаемся» в воду, и сидим, кто сколько сможет. Один, два, три –начало игры. Здорово, вы замечательные учёные,а ещё смелые водолазы!

(С помощью данного эксперимента, педагог подводит детей к тому, что всё живое не может обойтись без воздуха).

В. Посмотрите, что у меня есть? Это полиэтиленовая плёнка? А хотите потрогать ее? Какая она?

Ответы детей.

В. Плёнка очень лёгкая, и можно сделать из неё парашют. Что же ещё надо, чтобы надуть его?

Ответы детей.

(Педагог предлагает воспитанникам сделать круг и взяться за края плёнки).

Игра с воздухом «Парашют».

Дружно мы все стали в круг (встают)
Будем делать парашют (берутся за плёнку)
Друг за другом мы идём,
Парашют в руках несём (идут по кругу)
Руки вверх мы поднимаем (поднимают руки)
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут (опускают на пол).

-Наши исследования продолжаются. Проходим за рабочие столы.

Эксперимент 4. Движение воздуха.

В. Возьмем бумажную салфетку, раскроем перед собой и подуем на нее. Что же мы видим?

Ответы детей.

В. Вы совершенно правы, она колышется, словно листья на дереве. Мы ведь знаем, что листья качает ветер. Так почему же наши салфетки шевелятся? Откуда взялся ветер?

Ответы детей.

В. Всё верно, вдыхая и выдыхая, мы приводим воздух в движение. Поэтому и появился ветерок. Мы ещё раз доказали это.

В. Уважаемые коллеги, мы хорошо потрудились, и наша лаборатория закрывается.

Настало времявновь превратиться в детей. Давайте все произнесём волшебные слова:

Хлопни, топни, повернись,

И в детишек превратись!

7. Рефлексия, анализ результатов деятельности:

-Скажите, пожалуйста, в кого мы сегодня превратились? Где мы побывали? Интересно ли быть учеными? Что нового и поучительного узнали? Что вам больше всего понравилось? Чем вы можете поделиться с друзьями, родителями? А теперь, вы сами оцените свою работу. Если вам было интересно и у вас хорошее настроение - выберите «солнышко». Если у вас не всё получалось, то - «тучку».

На этом наша работа завершена. Спасибо всем за помощь! До свиданья, ребята!

Пояснительная записка.

          В методической разработке представлена ООД образовательной области «Социально-коммуникативное, познавательное развитие» для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Продолжительность ООД 20 мин., соответствует возрасту воспитанников. Количество участников – 15 человек. У детей группы достаточно ровное психоэмоциональное развитие. Мои воспитанники отличаются хорошим уровнем развития познавательных, умственных, интеллектуальных способностей, хотя существуют и определенные проблемы в речевом развитии.

          Наша группа работает по программе «Детство» под редакцией          

Тема ООД «Интересное вокруг» (опытно-экспериментальная деятельность). ООД построено с учетом возрастных особенностей детей и уровня их развития, проводится в игровой форме, что позволяет детям в непринужденной форме применить полученные знания на практике. Занимательные игры-задания, опыты-эксперименты, разработанные с учетом ФГОС, побуждают детей к самостоятельному поиску способов действий.    

           Данные эксперименты решают важные педагогические задачи: обогащают представления детей о томчто воздух окружает человека,

находится в человекедвижетсяневидимыйпродолжают учить

устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

развивают речь, мышление, внимание, умение решать проблемные ситуации; формируют интерес к познанию расширяют кругозор;

воспитывают умение работать сообща. Для реализации этих задач были подобраны методы и приемы, помогающие решить их в интересной занимательной форме: наглядный, словесный (беседа, указания, пояснение), игровой, проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе ООД), практический (выполнение заданий детьми, использование игровых приемов, эмоциональной заинтересованности), а также проектный метод стимулирования и исследовательский. Создание поисковых и проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность воспитанников.

        ООД состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Началось с организационного момента, где активизировалось внимание детей. Удалось установить контакт со всеми детьми. В процессе образовательной деятельности педагог создаёт условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата. Индивидуальная работа проявлялась в оказании помощи, затрудняющимся в ответах, напоминаниях, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей. Воспитатель проявляет умение признавать и принимать личность детей, учитывая их точку зрения, чувства, эмоции.

       Я считаю, что выбранная мной форма организации ООД для детей была достаточно эффективной. Дети проявили активность, все поставленные задачи в процессе ООД были решены, цель была достигнута


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....

Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"

Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....

Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы

Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...