Образовательный проект для 2 младшей группы "Осень"
проект по окружающему миру (младшая, средняя группа)

Кириенко Елена Валерьевна

паспорт образовательного проекта для реализации с детьми младшего и среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen.docx41.87 КБ

Предварительный просмотр:

ЧДОУ Детский сад № 233 ОАО РЖД

Проект «Золотая Осень»

Подготовила : Кириенко Е.В.

Возрастная группа: 2 младшая.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: средне-срочный 1 месяц.

Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей группы, родители.

Актуальность проекта:

На праздничной линейке для детей подготовительных групп в честь 1 сентября «День знаний» дети моей группы были зрителями. После линейки мои воспитанники засыпали меня вопросами: а почему праздник, а что такое осень, а как понять что наступила осень, почему осень принесла подарки. Все эти вопросы и сподвигли организовать в группе проект «Золотая осень», а что бы дети не только получили новые знания, но и смогли применить их в повседневной жизни, проект стал познавательно-творческим. Дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и  объяснить, почему нужно беречь и любить природу.

У детей младшего возраста слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем опадает листва?», «Куда прячутся насекомые?» и т.д. Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь. А участие родителей позволит сделать проект более результативным, так как основную роль в развитии и воспитании детей является семья.  На примере родителей, в совместной деятельности детей и взрослых, дети получат необходимые знания и умения.

Цель проекта:

Создать условия для ознакомления детей с осенью, ее приметами в живой и неживой природе через разные виды деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с понятием «время года – осень», с сезонными изменениями в природе происходящими осенью;

- расширять и активизировать словарный запас детей;

- побуждать к самостоятельному исследованию и сравнению листьев по величине, цвету и форме.

2. Развивающие:

- развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе;

- развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения;

- развивать художественно- творческие способности.

3. Воспитательные:

- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Методы: наблюдение, эксперимент, трудовые действия и поручения, беседа, логические задания, игровые ситуации, сюжетно-отобразительная игра, сюрпризные моменты.

Технологии: здоровье-сберегающие технологии, ИКТ, проектная деятельность, личностно-ориентированный подход, игровые технологии, технологии РППС, ТРИЗ технологии.

 Форма проведения итогового мероприятия проекта:  развлечение «Ходит осень по дорожке».

Ожидаемые результаты:

1. Расширим знания детей об осени, её признаках и дарах, бережном отношении к природе, труде людей осенью,сезонными изменениями в животном мире и мире людей.

2. Пополним словарный запас детей;

3. Сформируем интерес к исследованиям, опытам, наблюдениям.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА:

Беседа с детьми «Что вы знаете об осени, что хотели бы узнать, как мы это сделаем»

Опрос родителей: как вы знакомите детей с временами года

Изучение литературы по теме проекта, подбор интересных форм и методов ознакомления детей с темой проекта, создание картотеки стихов, загадок, мультфильмов, познавательных фильмов, художественных произведений и произведений искусства.

ОСНОВНОЙ ЭТАП ПРОЕКТА:

 Перспективный план проекта

Познавательное

Развитие

Беседы: «Осень золотая-приметы осени в живой и неживой природе»» «Что нам осень подарила(дары сада, огорода, леса)»

Наблюдения в природе: за листопадом, за состоянием погоды, за деревьями и кустарниками осенью.

Наблюдение в социуме: за трудом дворника осенью,  за осенней одеждой детей и взрослых.

Экскурсии: по территории детского сада с целью выявления признаков осени, на огород ДОУ для рассматривания и сбора урожая.

Труд: сбор осенних листочков для поделок, сгребание сухих листьев в кучи

Исследовательская деятельность: «Такие разные листочки».

Встреча с интересными людьми « Урожай моей бабушки»

 Просмотр презентации «Осень»

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Разучивание: «осень золотая ходит по дорожке» «дождь по улице идет» с помощью мнемотаблиц

Чтение:М.Пришвин «Листопад», Ю. Тувим «Овощи», В. Мирович«Листопад», Е. Головин «Осень», Е.  Авдиенко «Ходит осень по дорожке»,Я. Тайц «По грибы по ягоды», И. Токмакова «Осенние листья»,В. Сутеев «Яблоко».

Дидактические  игры:  д\и «найди пару»,  лото «Дары осени», д\и «часть-целое»

Игра-драмматизация по сказке «Колосок»

Разучивание песен и стихов об осени совместно с муз.руководителем.

Дыхательная гимнастика: «Осенние листочки», «Ветер».

Артикуляционная гимнастика: «Осень».

Пальчиковые игры: «Осенние листочки»,"Ходит осень в нашем парке".

Хороводные  игры: «Пузырь», «Кабачок»

Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «По ровненькой дорожке», «Листопад»,

Рассматривание репродукций картин русских художников на тему: «Осень»

Лепка «Яблочко», «Грибок».

Аппликация «ягодки на тарелочке» «Соления в банке»

Рисование «Осенний дождик»

ИТОГ ПРОЕКТА:

 Развлечение: «Краски осени» совместно с родителями и муз.руководителем

Соц. партнерство: выставка семейных поделок «Осенние поделки из даров осени».

Продукт проекта: лэпбук «Золотая осень»,

д\и «найди пару»,  лото «Дары осени», д\и «часть-целое»

РЕФЛЕКСИЯ: 

  • Беседа с детьми «Что вы знаете про осень» «Какие дары осени в саду, в огороде, в лесу?»
  • Создание детьми коллективного коллажа «Осень» с набором картинок (приметы осени,дары осени, труд людей осенью).
  • Игра-лото «Дары осени»
  • Интерактивная игра « Лунтик и осень» созданная в программе PowerPoint (викторина для малышей).
  • Логическая игра «Путаница»
  • Интерактивная игра «Найди пару», «Часть-целое»

Приложение

Дыхательные упражнение «Ветер»

Цель: развивать речевое дыхание, звуковую культуру речи.

Воспитатель произносит слова и дыхательные упражнения, дети повторяют.

Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф… Выдох спокойный, ненапряжённый

И качает так листок – ф-ф-ф…

Дует сильный ветерок – ф-ф-ф… Активный выдох

И качает так листок – ф-ф-ф…

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый – а-а-а…

Рябиновый – и-и-и…

Берёзовый – о-о-о…

Дубовый – у-у-у…

Дети хором поют«а-а-а»«и-и-и»«о-о-о»«у-у-у»

Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

1.Упражнение на дыхание:

«Дождик»--И.п.: о.с. 1 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловить капли» (вдох); 2 — на выдохе произносить: « Кап-кап-кап!»; 3 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловят капли» (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Так-так-так!». Повторить 3—4 раза.

2. Массаж биологически активных точек  лица «Осенью»

Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб

Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.

Долго дождик будет плакать - массажируем ушки

Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.

3.Упражнения для язычка:

Наступила осень пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (упраж.«Чашечка»), отправился в лес. По дороге в лес увидел «Ручеек»--холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы раздвинуты в улыбке. Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. (Дети подставляют ладошки под подбородок; взрослый проверяет правильность выполнения упражнения каждым ребенком:«А какая вода в твоем ручейке?») Язычок долго ходил по лесу и наконец вышел на поляну. Увидел на ней много-много грибов. Упражнение «Грибок»--широкий язык «присасывается» к нёбу, по форме он напоминает шляпку гриба, а подъязычная уздечка ножку гриба.

Язычок перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот свинушка, а это мухомор...» и т. д. (То же самое делает педагог, по очереди подходя к каждому ребенку.) Набрав полную корзину грибов, Язычок услышал звук мотора.

Упр.«Моторчик»--во время длительного произнесения звука: д-д-д-д за верхними зубами быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем сам ребенок производит частые колебательные движения из стороны в сторону.

Язычок поднял голову и увидел в небе пролетающего вертолета. Язычок помахал ему и вернулся домой с урожаем. 

Хороводная игра «Кабачок»

Один из детей становится кабачком. Он стоит в центре круга, дети водят вокруг него хоровод и поют:
Кабачок, кабачок, 
Тоненькие ножки, 
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили, 
На ноги поставили, 
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь, 
Выбирай, кого захочешь!

Пальчиковая игра "Ходит осень в нашем парке"

Ходит осень в нашем парке, (пальчиками шагаем по столу)

Дарит осень всем подарки: (показываем две ладошки сложенные вместе)

Бусы красные – рябине, (загибаем поочередно пальчики)

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам. (прикладываем обе ладошки к груди) 

Пальчиковая игра "Осень"

Ветер по лесу летал, (делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки (спокойно укладываем ладони на коленочки)

Ветер бросил на тропинку.

Речевая игра “Огуречик”

“Жил-был на свете огуречик. Однажды почтальон Печкин принёс ему телеграмму и прочитал:

Огуречик, огуречик
Приходи на тот конечик
Там мышка живёт
Тебя в гости очень ждёт.

Взял огуречик телеграмму, еще раз прочитал, задумался, вышел на улицу, а там дерево тихо так шелестит:

Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

Тут и птенчик из гнезда пропищал…

Медведь из берлоги прорычал…

Сорока-белобока протараторила…

Улитка медленно-медленно произнесла…

А тут разбойники вышли на большую дорогу и громко закричали…

Испугался огуречик, побежал, куда глаза глядят, сам себе испуганно говоря…

Прибежал домой и решил никуда не ходить.

Игра «Осенние листья»

Вот пришла осень в сад

(Дети двигаются по кругу, простыми шагами)

Листья желтые кружат

(Вытянув листочки перед собой, помахивают ими вправо и влево, поднимая руки над головой)

Желтые, красные,

Самые прекрасные.

(Кружатся, руки с листочками держат над головой)

Ветер, стой, не свисти

Листья незачем грести!

(помахивают листьями вправо и влево)

Листья мы не дадим -

(прячут листья за спиной)

Сами поиграть хотим!

(Листочки держат перед собой)

Игра "Дождик скачет по тропинке "

Дождик скачет по тропинке,

Намочил мои ботинки.

-Та-ра-ра, та-ра-ра,

Будет капать до утра.

(Звучит весёлая музыка, воспитатель оставляет зонт на полу, и дети прыгают "через лужи").

Под дождём промокнуть можно,

Всюду лужи, осторожно!

-Та-ра - ра, та-ра-ра,

-Видно, нам домой пора.

(Дети спокойно ходят под зонтом, в конце прячутся за стул"домик").

Мы на дождь в окно смотрели,

По стеклу звенят капели.

-Та-ра-ра, та-ра-ра,

Не утихнет до утра.

(Дети "смотрят в окно", качая головами).

 НОД для младших дошкольников "Осень, осень в гости просим"

Цель: Закрепить представления детей об осени, ее признаках.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять знания детей об осени, как времени года.
2. Закреплять знания цветов: желтый, красный, зелёный.
3. Продолжать учить правильно собирать предметы из отдельных частей.
Развивающие:
Развивать внимание, самостоятельность, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Активизировать в речи детей слова: золотая, осенние, листопад.
Образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Тип- обобщения, систематизации и закрепления знаний и умений
Форма- подрупповая
Продолжительность - 20 минут
Участники- дети второй младшей группы, воспитатель
Материал: корзина с разноцветными листьями, 3 яблока (желтое, красное, зеленое); разрезные картинки, яблоки и груши для угощения.
Предварительная работа: наблюдения за осенними явлениями на прогулках; чтение и разучивание стихотворений об осени; рассматривание иллюстраций на тему: «Осень».
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Вводный этап
Воспитатель читает стихотворение:
Красавица Осень пришла, и принялась за дела:
Деревья сменили наряд, и закружил листопад.
Листья нарядные, разные, зеленые, жёлтые, красные.
Листья летят и летят и, улетая, кружат,
Но не вернутся назад, и опустеет наш сад.
Ребята, красивое стихотворение? О каком времени года говорится в нем?
Дети: Об осени.
Основной этап
Воспитатель. Правильно, сейчас мы с вами поговорим про прекрасное время года. Как красиво автор назвал осень: золотая. Сейчас у нас ранняя осень, она похожа на лето. Такая же солнечная, теплая, зеленая, но уже появляются желтые, красные листочки.

Реклама 14

Я сегодня шла в детский сад и встретила Зайчика Попрыгайчика и он мне передал вот эту волшебную корзину. Давайте откроем ее и посмотрим что в ней. (Открываю корзину, достаю листья и рассыпаю их на ковре).
Ребята, что это?
Дети. Листочки.
Воспитатель. Какие они по цвету? (Ответы детей: красные, желтые, зеленые).
А в какое время года бывают такие листочки?
Дети. Осенью.
Воспитатель. Как еще можно назвать эти листочки.
Дети. Осенние.
Воспитатель. Сколько листочков у нас на ковре?
Дети. Много.
Воспитатель. Возьмите по одному листочку. (Дети берут листики)
Сколько у тебя Маша (Виталик, Матвей, Анна……), листочков? (Один)
Какого цвета листочек? (Ответы детей). Положите их обратно на ковер.

Физминутка.
Вдруг закрыли небо тучи,
(Поднимаемся на носочки, поднимаем вверх перекрещенные руки.)
Начал капать дождь колючий.
(Прыжки на носочках, руки на поясе.)
Долго дождик будет плакать,
Разведёт повсюду слякоть.
(Приседаем, руки на поясе.)
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги.
( Идём по кругу с высоким подниманием колена.)
Воспитатель. Детки, соберите все листочки и подбросьте их вверх. Посмотрите, как красиво они летят и падают. Это называется листопад. Анна (Вика, Каролина….. ) как это называется?(Ответы детей)
(Предлагаю поиграть 2 – 3 раза.)
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно…
(Листопад).

Воспитатель. Ребята, Зайчик-Попрыгайчик очень любит яблоки, он принес нам три яблока и попросил сделать для них ковер из листьев: каждому яблочку – свой цвет. (Достаю из корзины три яблока: красное, желтое и зеленое.)
Спрашиваю у детей какого цвета яблоки?
Какие листочки мы должны собрать зеленому (красному, желтому,) яблоку? (Ответы детей).

Проводится игра: «Подбери листочки по цвету».
Предлагаю детям собрать на ковре по одному листочку и разложить их по цветам. (Спрашиваю у детей какого цвета у них яблоко и листок).

Пальчиковая гимнастика.
Если листья пожелтели, (Сжимаем и разжимаем кулачки)
Дождь холодный моросит, (Стучим пальцем)
Птицы к югу полетели, (Изображаем крылья)
Значит, осень к нам спешит. (Хлопаем в ладоши)
Воспитатель. Детки, Зайчик Попрыгайчик сказал мне, что он на дороге нашел какие – то кусочки картинок, а что это понять не может, давайте ему поможем сложить эти картинки.

Игра «Собери картинку» (воспитатель раздает детям конверты с разрезными картинками, на которых изображены приметы осени: идет дождь, дует ветер, листопад и т.д.)
Дети выполняют задание.

Заключительный этап
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы сегодня отлично справились со всеми заданиями. Давайте еще раз повторим приметы осени.
Осенью часто идут дожди.
Осенью редко светит солнышко.
Осенью дует холодный ветер.
На деревьях желтеют и опадают листья.
Воспитатель. За то, что вы сегодня хорошо справились со всеми заданиями, Зайчик Попрыгайчик принес вам угощение (достаю из корзины яблоки и угощаю детей).

Вариант 2:

Конспект НОД  по познавательному  развитию в младшей группе

 «Осень».

Цель:

Познакомить детей с характерными признаками осени; учить устанавливать причинные связи. Дифференцировать красный, желтый цвета. Развивать пространственные ориентировки, слуховое и зрительное внимание, моторику. Воспитывать длительный плавный выдох. Активизировать словарь (листопад, ветер, ветерок).

Материал: картинки с изображением детей в осенней одежде, картинки с изображением золотой осени. Осенние листья красные, желтые (клена). Вырезанные из картона осенние листья (красные, желтые, коричневые) на каждого ребенка. Султанчики на каждого ребенка.

Ход НОД:

I. Предлагаю детям посмотреть в окно.

- Холодно сегодня. Пасмурно. На небе тучи. ( Дождь идет.) Ветер сильный.

Дети, какое сейчас время года? ( Ответы детей).

Читаю стихотворение:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льется,

Это время года…

Осенью зовется.

Несмотря на то, что  небо хмурое, что дождик льется, что ветер сильный дует, осень очень красивое время года.

- Посмотрите, что я сегодня принесла в группу.

Показываю детям осенние листья.

-Вот какой красивый букет из листочков! Эти кленовые листочки мы собирали вместе на прогулках.

-Мы их поднимали с земли или срывали с деревьев?  ( Ответы детей).

-Как они оказались на земле?

-Какого они цвета?   ( Ответы детей).

Осенью листья на деревьях меняют цвет с зеленого на желтый или красный,

и падают на землю.

-Кто из вас знает, как это явление называется?  ( Ответы детей).

Это осеннее явление природы называется листопад.

Предлагаю детям вспомнить стихотворение :

Листопад, листопад

Листья желтые летят,

Под ногами шуршат, шуршат,

Скоро голым

Станет сад.

II. Дети садятся на стулья перед  доской, на которой размещены изображения детей в осенней одежде.

-Посмотрите на фотографии детей. Как вы думаете, когда фотографировали детей летом или осенью ?

- Как вы догадались? ( Ответы детей).

Посмотрите внимательно, как одеты дети.

-Зачем дети надели сапоги, куртки, шапки?  ( Ответы детей).

Осенью стало холодно, подул сильный , холодный ветер.

Посмотрите на еще одну фотографию.

-Зачем у девочки зонт?  ( Ответы детей).

-Какая погода бывает осенью?

Стало холодно, часто идут дожди, дует сильный, холодный ветер.

III. Физкультминутка.

Представьте, что подул осенний ветер, подхватил легкие, сухие листья, закружил в воздухе и разбросал их по группе.

-Вы поможете их собрать?

Дети берут по листочку в каждую руку.

-Хотите потанцевать с листочками?

Дети под музыку двигаются по группе, с окончанием музыки убирают листочки в корзину.

IV. А теперь, мы сядем на стульчики и отдохнем.

-Вот какой ветер озорник, разбросал листочки.

Можно ли ветер увидеть?  (ответы детей).

Давайте споем песенку ветра. Как ветер поет?

(Дети с силой выдувают воздух.)

-Это сильный ветер. Вот ветер начал стихать и утих совсем.

(Дети дуют с меньшей силой.)

Как называется слабый ветер? (Ответы детей)

Слабый ветер – это ветерок.

 Только что вы ветер слышали. А можно ли его почувствовать?

( Дети с разной силой, в зависимости от команды воспитателя «ветер» или «ветерок», дуют себе на руку.)

На столе лежат султанчики по количеству детей. Беру один, дую на него с разной силой и прошу детей определить силу ветра по виду султанчика («ветер» или «ветерок»).

Затем этот эксперимент проводит каждый ребенок со своим султанчиком.

А что же нам дарит осень?  Какие подарки? ( Ответы детей).

Сегодня осень вас угощает яблоками. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект в младшей группе "Пернатые соседи". Педагог Ивановская Светлана Степановна

Птицы - это крыльяВ просвете облаков,И красок изобилие,И дальних странствий зов....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ в младшей группе «Домашние животные»

Задачи: Образовательные: - развивать элементарные представления о домашних животных (живут рядом с человеком, люди заботятся о животных, животные приносят пользу людям);- способствовать уточ...

Образовательный проект в младшей группе «Волшебный и мудрый мир - сказка»

Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка, а театрализованная деятельность является источником развития чувств, г...

Образовательный проект в младшей группе " Луковая грядка"

образовательный проект с детьми 2 младшей группы по теме: "Луковая грядка"...

Образовательный проект в младшей группе «Потешки для малышей»

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в...

Образовательный проект для младшей группы тема: "Дочки- матери- игра на все времена"

Формировать у детей интерес к сюжетно ролевой игре"Дочки матери"Развитие игрового опыта и игровых навыков....