Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «В гости к деревьям»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Казакова Алимат Магарбиевна

Лес - это большой дом, где живут по соседству самые разнообразные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. В лесу несколько «этажей» растений: высокие деревья, деревья пониже, кустарники и травы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_derevyam.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе  «В гости к деревьям»

Программное содержание:  - познакомить детей с особенностями разных          видов деревьев, о взаимосвязи растений с окружающей средой;

-вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Материал:  иллюстрации изображений леса, деревьев.

Предварительная работа: чтение стихов, рассказов, рассматривание предметных картинок с изображением деревьев, наблюдения в природе, дидактические и словесные игры.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель:

Отгадайте загадку:  

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят.

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Васю – хворостинкой.

      Дети:   (лес)

Беседа

Воспитатель: Ребята, скажите мне, что такое лес? Как вы себе его представляете?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в лес! Как хорошо в лесу, как вольно здесь дышится! «Добрый» лесной воздух дарит нам здоровье, хорошее настроение. Вы почувствуете, какой свежий и чистый воздух в лесу!

(Дети рассматривают изображение леса.)

Воспитатель: Вот мы и пришли в лес! Лес - это большой дом, где живут по соседству самые разнообразные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. В лесу несколько «этажей» растений: высокие деревья, деревья пониже, кустарники и травы.

Воспитатель: Ребята! Лес – это целый мир! Есть вещи, которые кажутся нам настолько обычными, что мы их не замечаем. А если и замечаем, то не задумываемся над ними. Например: Человек дышит воздухом. Что тут особенного? Иначе ведь и быть не может. Как жить без воздуха? Чистый воздух, насыщенный кислородом,- богатство всей планеты Земля. Но откуда же берется чистый воздух? Как вы думаете?

Дети: нам дают его деревья.

Воспитатель:   Да, ребята, правильно – нам дают деревья. При каждом выдохе человека выделяется углекислый газ. Растения, деревья поглощают углекислый газ и выделяют кислород, так необходимый человеку.

Воспитатель: А какие деревья вы знаете?

Дети: (клен, береза, дуб, ель, ива, сосна, осина, рябина, тополь, липа,                       черемуха, яблоня )

Воспитатель: Береза. Именно березу считают символом нашей страны. С давних времен об этом дереве слагали песни, стихи. Белая кора березы – береста – отражает солнечные лучи и защищает дерево от перегрева. На белой бересте четко выделяются темные черточки и полоски, через которые береза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева. Зеленые ветви березы струятся по ветру, словно девичьи косы. Когда люди еще не умели делать бумагу, на бересте писали. Береза и в наши дни приносит пользу. Из ее древесины изготавливают мебель. Березовые почки обладают целебными свойствами, их используют для приготовления лекарств.

Дуб – могучее дерево с мощным стволом, крепкой древесиной, густой кроной и сильными корнями, которые уходят глубоко в землю. Дубы растут медленно, желуди появляются на них только тогда, когда дерево достигнет 30-ти, 40-летнего возраста. А живут эти деревья очень долго – 400- 500 лет. Дубовый лес называют дубравой. Многие лесные звери любят вкусные желуди. Кабаны, медведи, лоси, белки осенью с удовольствием поедают их. Человеку дуб щедро дарит свою крепкую древесину. Из нее делают красивые и прочные вещи: мебель, паркет, бочки и лодки. А из дубовой коры и листьев готовят целебные настои для полоскания горла и рта.

Клен легко отличить от других деревьев по большим узорным листьям с пятью острыми концами. Особенно красив клен осенью. Листочки на клене окрашиваются в разные цвета: желтый, красный, оранжевый, багряный, золотистый. Плоды клена похожи на маленькие пропеллеры. Осенью они отрываются от веток, и ветер разносит их по окрестностям. Древесина клена прочная и красивая. Мастера – столяры делают из нее мебель, а резчики по дереву вырезают шкатулки, сундучки. Изготавливают из кленовой древесины и духовые музыкальные инструменты.

Ели – высокие могучие деревья. Они достигают 10 метров высоты. Растут ели очень медленно, но живут долго – 500 – 600 лет. Ветви и стволы елей – замшелые, смолистые, зеленовато – серого цвета. Про ель, как и про сосну,  говорят: «Зимой и летом одним цветом». Ведь это хвойное дерево в любое время года остается зеленым, а хвоинки не опадают с него 5 – 7 лет. Наша новогодняя гостья – младшая сестренка высокой, бархатно – зеленой ели. Ель нередко называют «поющим деревом». Из ее древесины делают музыкальные  инструменты – деки скрипок, арф, фортепиано и виолончелей. В старину из ели рубили избы.

Рябина. Словно девица – красавица стоит в осеннем лесу рябина среди темных елей и белоствольных берез. Ты, конечно, видел это стройное и высокое дерево. Ведь растет оно не только в лесах, но и в парках, садах. Живет рябина до 150 лет. Ранней осенью рябиновые ягоды горьковато – кислые и жесткие. Но едва прихватит их первым морозцем, они становятся вкуснее и мягче. Любят рябину звери и птицы. Медведи и лоси с аппетитом поедают плоды рябины. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши – полевки, ежики, бурундуки и белочки. У рябины хорошая древесина – тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.

Сосна – удивительное дерево. Растет она быстро, не боится ни заморозков, ни ветра, живет долго. Сосна стройная и красивая. Издавна сосна считалась целебным деревом. Соком сосновой хвои и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду.

Физкультминутка  «Мы листики осенние»

Мы листики осенние, (плавное покачивание руками вверху над головой)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели. ( руки в стороны )

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. ( присели )

Ветер снова набежал

И листочки все поднял (плавное покачивание руками вверху над головой)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (присели)

Вопросы к детям:

Ребята, а что общего есть у всех деревьев? ( ствол, корни, ветви, лист, плод с семенами.)

Какие части растений расположены под землей, над землей?

Знаете ли вы, что дает нам лес?

Как человек использует его?

Игра « Какой лист? Какие плоды?»

Закончите словосочетание:

Лист березы – березовый;

Лист дуба – дубовый;

Лист осины – осиновый;

Лист клена – кленовый;

Шишка сосны – сосновая;

Шишка ели – еловая;

Ягоды рябины  - рябиновые.

Игра «Лишнее слово»

Ход игры: назвать ряд слов. Попросить детей найти лишнее слово и объяснить свой выбор.

Лексический материал:

Береза, дуб, клен, ЯБЛОНЯ, рябина.

Яблоня, груша, вишня, слива, ОСИНА.

Малина, калина, смородина, крыжовник, ЯБЛОНЯ.

Ива, тополь, дуб, береза, ГРУША.

Яблоня, груша, слива, БЕРЕЗА.

Сосна, ель, лиственница, ЯБЛОНЯ.

Клен, рябина, береза, МАЛИНА.

Игра «Можно – нельзя»

(Если можно, то вы хлопаете в ладоши, если нельзя, то вы топаете ногами)

-Разжигать костры в лесу

-сажать много деревьев

-любоваться ими

-брать животных домой

-ломать ветки деревьев и кустов

-разорять гнезда птиц

-в лесу шуметь

-ходить только по тропинкам

-оставлять мусор в лесу

Воспитатель:

Лес дарит нам волшебную красоту, дает тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, целебные травы, прочную древесину, из которой искусные мастера делают много необходимых вещей. Дорогие мои! Любите и берегите наших зеленых друзей, таких могучих и щедрых, но таких беззащитных!

Воспитатель: Вам понравилось путешествовать?

Что нового узнали в ходе путешествия?

Что вам больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе с использованием информационно – коммуникативной технологии Тема: «Путешествие в страну светофорию»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 комбинированного видаКрасносельского района Санкт-Петербурга      Конспектнепрерывной обра...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе Тема: «Волшебство математики»

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо познавательному развитию в средней группеТема: «Волшебство математики»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе с использованием информационно – коммуникативной технологии Тема: «Лесные приключения»

создать условия для получения детьми знаний о животных.продолжать учить детей отгадывать загадки;обобщить представления детей о диких животных.Систематизировать знания детей о  представителях жив...