НОД "Удивительные свойства воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Панова Ольга Петровна

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности

в старшей группе

 «Удивительные свойства воздуха»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_udivitelnye_svoystva_vozduha.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности

в старшей группе №12

 «Удивительные свойства воздуха»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

        Воспитатель: Панова О.П.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.

Задачи:

  1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
  2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
  3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
  4. Содействовать физическому развитию и оздоровлению детей путем включения дыхательной гимнастики в воспитательно-образовательную работу.
  5. Формировать физиологически правильное дыхание с помощью дыхательной гимнастики, укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
  6. Воспитывать познавательный интерес.

Методы и приемы: беседа, наблюдение, опыты, игра, физкультминутка, дыхательная гимнастика, загадка, сюрпризные моменты.

Словарная работа: лаборатория, невидимый, прозрачный, ноздри, живая природа, неживая природа.

Предварительная работа: беседы о воздухе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы по данной теме, надувание шаров, игры с мыльными пузырями, изготовление вееров, наблюдения за погодой, ветром.

Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, бумажные вееры, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, карточки-обозначения, салфетки, халаты по количеству детей, аудиозапись.

Ход образовательной деятельности.

        Деятельность педагога

Деятельность детей

1

Организационный момент

- Давайте  встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

— ДОБРОЕ УТРО!!!

- Станем рядышком по кругу

Скажем «здравствуйте! Друг другу

Нам здороваться ни лень

Всем «привет» и «добрый день»

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется

2

- Ребята, скажите, что нас с вами окружает?

- Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным?

- Молодцы! Для чего нам нужен воздух?

Сделайте глубокий вдох, выдох.

- Вы знаете сколько человек может прожить без еды?, А без воды?

- А без воздуха?

- Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

- В лаборатории надо соблюдать определенные правила какие?

- А чтобы попасть туда, надо произнести волшебные слова.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

-Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты

- Вот мы и попали с вами в лабораторию. Но первым делом, мы с вами должны будем надеть специальную одежду 

- Итак, начинаем.

- Ребята, скажите, вы видели воздух, где он находится? 

- Как можно проверить, есть ли здесь воздух? Попробуйте его поймать.

- Не получается?

- Опыт №1 «Поймай воздух». Я предлагаю поймать его с помощью пакетов.

- Что произошло с пакетами?

-Что в них находится?

- Пакеты наполнены воздухом. Какой он? Опишите его.

- Как можно проверить действительно ли в пакете воздух? Давайте возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек 

(Воспитатель прокалывает зубочисткой все пакеты с воздухом). 

- Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете?

- Вот мы и открыли один из секретов воздуха. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

- И какой воздух?

Опыт № 2. «Увидим воздух»

- Ребята, перед вами стаканы с водой и трубочки. Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели?

- Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество?

-Почему?

- С помощью трубочки и стаканчиков с водой мы с вами увидели воздух. А вы знаете, почему пузырьки поднимаются на поверхность (наверх)?

- Потому что воздух легче воды. В этом опыте вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас, а не только вокруг нас. Но как он к вам попадает?

-Все люди дышат через нос и рот. Ребята, давайте покажем, как мы дышим.

Дыхательная гимнастика:
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко

(медленный вдох-выдох на 4 сек).
Подыши одной ноздрей,

Подыши другой ноздрей –

И к тебе придет покой
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть

«Насос» (глубокий вдох - руки вверх, продолжительный выдох – руки через стороны вниз).

- Итак, сделаем вывод

Опыт № 3. «Слышим воздух»

- А как в природе мы слышим воздух? 

Ставится аудиозапись «Звуки природы»

- Сделаем вывод.

- Мы с вами тоже можем сделать небольшой ветерок, просто подув ртом

- и при помощи веера 

- Что мы с вами чувствуем?

- Ветер – это и есть движение воздуха. Где мы с вами можем увидеть движение воздуха?

- Вывод

Опыт № 4. «Узнай по запаху»

- Ребята, а имеет ли воздух запах? Вдохните воздух носом. Какого он запаха?

-. А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?

Вывод

- А теперь скажите, как мы можем объяснить, что в столовой пахнет пирожками, а на лугу – цветами

- Ребята, это движение воздуха. Воздух сам не имеет запаха, но, двигаясь, может переносить запахи. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Сделаем вывод

-Дома, деревья, птицы, животные

- Пища, вода, воздух

-Дышать

- Несколько дней

- Не больше 5 минут

- Лаборатория.

- Соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Дети повторяют, затем идут до столов

Дети надевают халаты

- Воздух находится вокруг нас. Он везде: в нашей группе, на улице, у вас дома.

Дети ловят руками воздух

Дети подходят к столу, где лежат пакеты, берут их и одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками

- Они надулись, стали выпуклыми, упругими.

- Воздух

- Прозрачный, невидимый, бесцветный

- Воздух

-Воздух невидимый, бесцветный, он прозрачный

- Пузырьки воздуха

- Нет.

- Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда меньше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.

Ответы детей

- Через нос и рот.

Дети выполняют

- Воздух легче воды. Воздух можно увидеть. Воздух внутри нас.

- Когда дует ветер, он гонит воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха – свист, вой, шелест листвы 

Дети отгадывают

- Воздух можно услышать

Дуют

Машут веерами

-Ветер

- Качаются деревья, бегут облака, листья летят, метет снег

- Воздух движется

- Без запаха

- Без вкуса

- Воздух не имеет вкуса и запаха

Ответы детей

- Воздух переносит запахи

Физкультминутка.

Ветер веет над полями,

И качается трава.

Облако плывет над нами,

Словно белая гора.

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот.

А теперь давайте немного поиграем.

Д/и «Кому нужен воздух?»

- Я буду произносить предметы из живой и неживой природы. Нужно будет поднять руки вверх, если этому предмету нужен воздух, если же воздух этому предмету не нужен, вам нужно опустить руки вниз. Итак, готовы? Начинаем: Кошка, камень, дерево, сапог, медведь, цветок, стол, кузнечик, дети.

- Мы с вами определили, что воздух нужен для жизни (обращается к детям с вопросом и дети сами перечисляют)

- А то, чему воздух для жизни не нужен(обращается к детям с вопросом и дети сами перечисляют

- Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому.

- Ребята, но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Как вы думаете, какой воздух чище: в городе или лесу?

- Почему вы так думаете? 

- Почему воздух становится грязным?

- Ребята, что нужно сделать, чтобы очистить воздух? 

- Правильно, чтобы воздух наш был чистым, нужно не засорять природу, не бросать мусор и не жечь костры в лесу, сажать деревья.

Дети играют

- дереву, цветку, кошке, медведю, кузнечику, детям. Это все живая природа.

- камню, сапогу, столу - называется неживая природа.

- В лесу

- Ответы детей

- Выхлопные газы машин, едкий дым от свалок, промышленные отходы из заводских труб и др.)

- Ответы детей

3

-Молодцы, ребята! Мы сегодня очень хорошо поработали, провели опыты и узнали про некоторые свойства воздуха. И обязательно продолжим изучать воздух в следующий раз. А скажите, вам понравилось проводить опыты? 

- Какой опыт вам показался интересным больше всего? 

- Что вы сегодня узнали нового? 

- Хорошо, сейчас я вам буду говорить утверждения, а вы говорить «да» или «нет»

Будьте внимательны!

1. Воздух окружает нас со всех сторон .

2. Воздух можно услышать .

3. Воздух голубого цвета .

4. Воздух прозрачный, не имеет цвета .

5. Воздух имеет свой вкус (нет).

6. Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.

7. Человек может жить без воздуха .

8. Ветер – это движение воздуха.

Молодцы, ребята! А теперь нам нужно возвращаться обратно в детский сад. Снимаем специальную одежду. Давайте встанем с вами в круг, закроем глаза и сосчитаем до пяти.

- Вот мы и в саду. Молодцы, ребята! Хорошо поработали! И в подарок хочу подарить вам воздушные шарики. Ребята, чем они наполнены? 

Молодцы!

- Ответы детей

- Ответы детей

- Ответы детей

        

- Ответы детей

-Воздухом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Воздух. Свойства воздуха!

Исследовательская работа...

Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)

Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни че...

Открытое занятие в средней группе «Воздух. Свойства воздуха»

Данный конспект расчитан для детей среднего дошкольного возраста...

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха.

Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха....

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха (продолжение)...

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха 3.

Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха 3....