Земля просит помощи
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Попова Галина Юрьевна

 

 Сегодня форма квест-игры довольно популярна среди молодежи и приемлема для старших дошкольников. Использование его в старшей группе обусловлено возрастными особенностями детей. Во-первых, в этом возрасте велика потребность детей в движение и во время квеста им приходится постоянно передвигаться с места на место. Во- вторых, дети старшей группы считают себя большими и самостоятельными и, очень важно поощрять любые проявления «самости» в этом возрасте: самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение, а квест предусматривает самостоятельный поиск заданий и их самостоятельное выполнение. В- третьих, дети старшей группы испытывают интерес к сотрудничеству со сверстниками в познавательной деятельности, к работе в команде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОД в форме квест42.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 10»

Конспект

конкурсного занятия по типу «квест-игра»

Тема: «Земля просит помощи»

Образовательная область:

Познавательное развитие

Старшая группа

Подготовила:                                                                                               воспитатель

Попова Галина Юрьевна

МБДОУ «Детский сад №10»

                                                  г. Сорочинск – 2017        

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Пояснительная записка

3-4

II.

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей:

1)

организационно-методическая информация;

5-8

2)

ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей;

9-13

III.

Список литературы

14


I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      «Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего

 мир природы, с безграничным богатством

 явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник

 детского разума»  (В. Сухомлинский.)

ОД имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Актуальность темы занятия для общества заключается в том, что воспитываются у детей нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Эти задачи способствуют сохранению и сбережению природных объектов ближайшего окружения, формируется ответственность за свои поступки.

 Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. В процессе наблюдений они обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у ребят любознательность, желание знать больше.

Для организации занятия с детьми старшей группы я выбрала такую форму как квест. Сейчас она довольно популярна среди молодежи и приемлема для старших дошкольников.

Использование его в старшей группе обусловлено возрастными особенностями детей. Во-первых, в этом возрасте велика потребность детей в движение и во время квеста им приходится постоянно передвигаться с места на место. Во- вторых, дети старшей группы считают себя большими и самостоятельными и, очень важно поощрять любые проявления «самости» в этом возрасте: самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение, а квест предусматривает самостоятельный поиск заданий и их самостоятельное выполнение. В- третьих, дети старшей группы испытывают интерес к сотрудничеству со сверстниками в познавательной деятельности, к работе в команде.

Возраст детей – 5-6 лет.

Длительность занятия-25 минут.

II.КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

1). ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация

Содержание

1.

Тема образовательной деятельности

«Земля просит помощи»

2.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

3.

Виды деятельности детей

Игровая (упражнение «Метеоритный дождь», игра «Оживи пенек», «Загадочные кувшинки»).

Коммуникативная (ответы на вопросы, ).

Музыкальная (звучит музыка для упражнения «Метеоритный дождь»,муз. Поля Мориа «В мире животных», музыка природы)

Двигательная (физминутка-игра «Звериная тропа»).

Продуктивная (пластилинография «Природа будущего»).

4

Методы и приемы реализации содержания занятия

4.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания: разъяснение( работа по карте), беседа ( говорят о времени года весна, приметы весны), рассказ, пример.

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение (ориентировка  в пространстве по плану, соблюдение правила поведения в лесу), упражнение, косвенное требование (совет: договариваться в подгруппе о распределении объектов в выполнении задания), просьба: тихо вести себя в лесу, чтобы не распугать животных.

Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность (сигнал помощи, плакат «Спаси лес», знаки «Правила поведения в природе», глобус с птицами-загадками, «загадочные кувшинки»), проблемные (имеется часть карты, нужно собрать остальные части), занимательные и игровые ситуации (игровое упражнение «Метеоритный дождь», игра «Оживи пенек», физминутка-игра «Звериная тропа»); ситуации успеха ( похвала всех детей; благодарность планеты за собранные части карты, поощрение детей медалями «Активному защитнику природы»).

3.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

Словесные: беседы, уточняющие вопросы к детям,  загадки про птиц, «Блиц-опрос»

Наглядные: просмотр презентации «Что такое природа», плакат «Спаси лес», знаки «Правила поведения в природе», задание «Отгадай-ка».

Игровые: путешествие по карте, игровое упражнение «Метеоритный дождь», «Оживи пенек», «Загадочные кувшинки»

Практические: «Экологический десант», пластилинография «Природа будущего».

5.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное: воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение активно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; Воспитывать чувство взаимопомощи.

Познавательное развитие: развивать познавательный интерес, любознательность; развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схемы, самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения; формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности.

Речевое развитие: формировать способность детей к диалогической речи; на основе обогащений представлений о предметах продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Художественно-эстетическое развитие: развивать творческие способности в процессе нетрадиционной техники рисования пластилином.

Физическое развитие: выполнение двигательных заданий и упражнений.

6.

Возрастная группа

Старший  дошкольный возраст (5-6 лет)

7.

Цель

Формировать  представление  о неразрывной связи человека с природой и причинении человеком вреда природе планеты Земля. 

8.

Задачи

Планируемые результаты

8.1

Образовательные:

-углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле;

-закрепить умение работать по плану комнаты;

-учить ориентироваться в пространстве;

-привлекать детей к посильному участию по охране и защите родной природы.

- проявление ответственного и гуманного отношения к окружающей среде - понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;

- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;

-умение воспринимать и последовательно выполнять предложенную инструкцию;

- активно вступают в диалог, участвуют в игре

8.2

Развивающие:

-развивать навыки активной речи, творческую, познавательную активность, устойчивость внимания, наглядно- действенное мышление;

-развивать умения детей согласовывать свои действия со сверстниками, работать в команде;

- развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах; 

-у детей экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде;

-приобщены к действенному отношению к природе;

  -проявляют интерес к природным явлениям и объектам;

-знают правила поведения в природе.

8.3

Воспитательные:

-воспитывать интерес к изучению природы;

-продолжать воспитывать  бережное и ответственное отношение к природе, ко всему живому;

- формировать на основе духовного, экологического, нравственного и личного отношения к действительности.

-проявляют эстетические, гражданские чувства и морально - нравственные качества;

-умение видеть красоту родной природы, восхищаться ею;

-помогают друг другу, бережно, доброжелательно относятся к природе; 

-развито творческое воображение

9.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Ориентировка в пространстве по карте

Способы преодоления

Использование карты (передвижение по стрелочкам к указанному объекту)

10.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, презентация «Что такое природа»; части карты; разноцветные ленточки на обруче, подвешенные к потолку; пенек, подснежники;  плакат «Спаси лес», знаки «Правила поведения в лесу», мусор- пластиковый, бумажный, металлический, 3 корзинки; глобус с птицами (на обратной стороне загадки о птицах), игрушка- птица со свитком (часть карты); небольшие чашки с водой, бумажные кувшинки (в серединке- вопросы о рыбах);2 части полотна для картины, пластилин, тканевые салфетки, медали «Активному защитнику природы»

Музыка: фонограмма Поля Мориа «В мире животных», звук падающего метеорита, сигнал SOS, установка позитивного состояния детей.


2) ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

В: -Здравствуйте ребята, посмотрите у нас гости, давайте поздороваемся с ними. Меня зовут Галина Юрьевна,  давайте с вами подружимся необычным способом. Подходите ко мне и становитесь в круг.

«Солнечные лучики»

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

1.2

Мотивация деятельности детей

В: -Сегодня я хочу вам поведать о том,

Что вся Земля — наш общий дом.

Наш добрый дом,

Просторный дом -

Мы все с рожденья в нем живем.

Еще о том поведем мы речь,

Что мы должны наш дом беречь.

В: -У каждого человека есть свой дом. У каждого животного есть свой дом. У насекомых, цветов, деревьев - есть свой дом»

-Ребята, как же можно назвать наш общий дом?

Д:-Земля

В: -Земля- это чудесный дом для всех людей, зверей, птиц, рыб, насекомых.

В:-Дети, а что такое природа?

Д: -Солнце, воздух, вода, животные, птицы, насекомые, трава, деревья и т. д.

Просмотр презентации «Что такое природа»

 Музыка прерывается сигналом SOS:

Земля: «SOS, SOS, SOS!!! Я Земля, я Земля, передаю сигнал бедствия! Жизнь и здоровье землян в опасности! Ребята прошу вашей помощи! Для выполнения спасательной операции высылаю вам карту с подробным планом действий!»

-музыка Поля Мориа «В мире животных»

-инопланетная музыка, звуки космоса

-на экране появляется метеорит со звуком, а под экраном обнаруживается обрывок карты 

1.3

Целеполагание

В:- Ребята, природа просит помощи!

В:- У кого она просит помощи?

В: -Ребята, посмотрите, к нам попала только часть карты, на которой есть стрелка с началом маршрута. Нам нужно начать поиск остальных частей карты.

В: -В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий.  Помогайте друг другу, действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача.

В: -Ну что же ребята на старт! Вперед!

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

В: -Давайте закроем глаза и настроимся на путешествие в природу в поисках карты, а поможет нам энергия космоса.

Игровое упражнение «Метеоритный дождь»

В: -Откройте глаза и пройдите через «метеоритный дождь», прикоснитесь к его разным цветам и почувствуйте, как каждый цвет отдает вам свою энергию, насыщает вас смелостью, мужеством, храбростью, решимостью для успешного выполнения разных заданий в поисках карты спасения Земли .

В: -Посмотрите, вот стрелка-указатель, она ведет нас …к пеньку.

 «Оживи пенек» ( дети должны взять по одному цветку и называть приметы весны и, слова-цветы крепятся на пенек)

В: -Молодцы! Задание выполнено, вторая часть карты найдена!

дети проходят через множество разноцветных ленточек в сопровождении установки для позитивного состояния детей

2.2

Добывание (сообщение и принятие) нового знания

2 этап

В: -Что же делать дальше? Посмотрим подсказку.        

В: -Итак, следуем по карте, а впереди лес! Не забывайте, вы в гостях- в  доме природы, где много жильцов и правил. Чтобы попасть нам в лес, надо выполнить задания.

Физминутка – игра «Звериная тропа»

5 шагов – зайчата, 3 шага – медвежата, 4 шага, как лиса, 7 шагов – лягушата. (Дети имитируют движения зверей).

Висит  плакат с изображением « Спаси лес».

В: -А вы знаете, как надо вести себя на природе?

В: -Сейчас мы проверим. Вы должны взять по одной карточке со знаком  правила поведения в лесу и объяснить, что он означает.

В: -Правила надо выполнять и не забывать их.

Экологический десант.

В:  -Но люди часто нарушают эти правила, посмотрите как грязно вокруг. Давайте сделаем наш мир немного чище.  Разбросанный мусор нужно собрать в три корзины:  в первую- пластиковый ,во вторую- бумажный, в третью- металлический.

(В одной из бутылок находится третья часть карты)

3 этап

В: -Ребята, а что это такое?

Д: -Глобус.

В: - А что такое глобус?

Д: -Модель Земли.

Задание «Отгадай – ка» 

-Эту птицу всякий знает –

На шесте её дворец,

Червяков птенцам таскает,

Друг Весны - Красны…(скворец.)

        

-Кто в саду выводит трели

На рожке и на свирели?:        

Знать опять среди ветвей

Поселился...(соловей!)

-Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовётся птица... (грач)

-Раньше всех из птиц встаёт,

Солнцу песенку поёт,

Всё живое поднимает,

Как ту птичку называют? (жаворонок)

Ребята, а как называются эти птицы одним словом? (перелетные). А каких еще перелетных птиц вы знаете?

В: -А вот и голубь со свитком. Что же там?

Д: - Четвертая часть карты.

В: Куда же она нас приведет?

4 этап

«Загадочные кувшинки»

 Дети опускают кувшинки в воду и отвечают на вопросы.

 «Блиц – опрос»

Где живут рыбы?

Для чего рыбам нужен хвост?

Для чего нужны плавники?

Чем покрыто тело рыб?

Чем рыбы дышат?

Как называются рыбы, которые живут в реке, в море, в аквариуме?

Каких рыб вы знаете?

Знаки «Правила поведения в природе»

глобус с птицами (голуби мира), на обратной стороне- загадки о птицах

птица со свитком

небольшие чашки с водой, а рядом лежат закрытые кувшинки, в серединке- вопросы

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

В: - Давайте и мы нарисуем свою картину природы, которую вы хотели бы видеть.

Пластилинография «Природа будущего»

В: - Но  рисовать будем необычным способом- пластилином.

В: -Разделитесь на 2 группы. Каждая группа будет рисовать свою часть картины, а потом мы соединим их в одну большую. Вы должны договориться о том, кто что будет рисовать.

Музыка природы

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

В: -А теперь, ребята, я хочу предложить вам оценить себя. Если вам было легко выполнять все задания, возьмите зеленый смайлик; если вам было немного трудно- желтый, ну, а если вам было очень трудно, то возьмите красный смайлик.

Славно мы с вами потрудились.

Очень крепко подружились.

В: - Я хочу вручить вам  медали, которые  прислала вам планета Земля за вашу помощь природе.

награждение медалями «Активному защитнику природы»

III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Т. М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей: -ТЦ «Учитель» 2004 г.
  2. Л. И. Молодова. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: -Мн.:»Асар» - 1996 г.
  3. Л. Г.Горькова. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: - Издательство ВАКО-2008
  4. С. Н. Николаева. Методика экологического воспитания дошкольников: -Издательство: Просвещение -2006
  5. dohcolonok.ru> Квест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий экологической сказки "Лесные жители просят помощи"

Сценарий экологической сказки "Лесные жители просят помощи"для детей старшей группы Программное содержание:Формировать представления детей о неразрывной связи человека с природой. Прод...

Театрализованная игра-представление экологической направленности "Инопланетяне просят помощи!"

Данный материал можно использовать на вечерах досуга экологической направленности, а также включить в осенний или весенний праздники....

Конспект интегрированного занятия (интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Развитие речи») тема: «Земля просит о помощи» для детей подготовительной группы

laquo;Проблема мусора и «вторая жизнь» использованных вещей»Аннотация. Конспект НОД посвящен проблеме мусора, как одной из причин загрязнения нашей планеты, и направл...

Беседа с детьми " Земля просит защиты у людей"

Данная беседа поможет обратить внимание детей на то, что нужно беречь и заботиться обо всем, что тебя окружает....

Земля, просит вас о помощи

Агитационный экологический плакат для родителей. ...

План-конспект занятия по познавательному развитию с элементами геокешинга «Земля просит помощи!» для детей старшей группы

Способствовать усвоению детьми правил поведения в природе, формируя понимание ценности живого, воспитывает желание защитить и сохранить живую природу.Воспитывать положительное отношение ко всем живым ...