Главные вкладки

    Методическая разработка. Конспект совместной образовательной деятельности с детьми «В гости к Водице-царице»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Смирнова Диана Николаевна

    Конспект совместной образовательной деятельности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ekologiya_voda.docx25.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №126 комбинированного вида Выборгского района

    Санкт-Петербурга

    Конспект

      совместной образовательной деятельности

    с детьми

     «Экологический калейдоскоп «В гости к Водице-царице»

    Старшая группа  

                                                                                                 Воспитатель:    
                                                                                                     Д.Н. Смирнова

                                                      Санкт-Петербург

    2020 год

    Цель: Формирование у детей экологических представлений, направленных на восприятие природы как ценности и создание устойчивой мотивации к деятельности, направленной на защиту, сбережение и сохранение водных ресурсов.

    Программные задачи:  

    Образовательные:

    1.Расширять и углублять представления детей о разнообразии роли воды в природе.

    2. Формировать представления о свойствах воды.

    3. Активизировать познавательную деятельность детей к основам экологической культуры.

    Развивающие:

    1. Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей.

    2. Развивать любознательность, инициативу ответов на вопросы, активизировать имеющиеся знания, самостоятельные рассуждения

    3. Развивать представления детей об основных источниках загрязнения воды, о процессе фильтрации.

    4. Развивать и обогащать словарный запас детей за счет слов:

    Воспитательные:

    1.Воспитывать осознанное отношение ребенка к окружающей среде.

    2. Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу, потребность и желание экономить воду, сохранять ее.

    3. Формировать у детей активную жизненную позицию по природосбережению, экономии природных ресурсов.

    Методы и приемы: введение в игровую ситуацию, вопросы, художественное слово, сообщения, побуждения к диалогу.

     Предварительная работа: беседы «Кому нужна вода», «Круговорот воды в природе», «Подводный мир», отгадывание загадок, просмотр журналов, иллюстраций по теме «Вода», малоподвижные игры “Море волнуется”, “Земля, Вода, Воздух”, чтение рассказов и интересных фактов о воде, просмотр мультфильма «Беги, ручеек», «Заяц Коська и родничок».

    Используемые технологии: информационно-коммуникативная –технология, личностно-ориентированная технология, игровая технология, здоровьесберегающая технология.

    Оборудование: мультимедийная установка, стилус, презентация «Водица всему миру царица».

    Ход деятельности:

    1 слайд – Титульный лист.

    Воспитатель: Ребята, хотите отправится в путешествие? Попробуйте угадать, к кому мы сегодня пойдем.

    Загадка «Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, и бегу, и стеклянной быть могу»

    Ответы детей.

    Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воде. Есть такая поговорка «Водица всему миру царица». Как вы думаете, почему так говорят?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Как вы думаете, что будет, если вся вода исчезнет?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Если бы у нас на планете не было воды, то Земля представляла бы собой безжизненный каменный шар. Исчезли бы прекрасные растения, пропали бы все животные, птицы и рыбы, но благодаря воде на планете кипит жизнь, поэтому водицу и назвали царицей. Вспомните, где вы видели воду в природе?

    Ответы детей.

    2 слайд. Различные водоемы.

    Воспитатель: Представьте, что вам захотелось пить, можно ли пить такую воду?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Обычно мы пьем воду из крана, как же она туда попадает?

    Ответы детей.

    3 слайд.

    Воспитатель: Из природных источников люди закачивают воду в большие емкости, из больших емкостей насосы закачивают воду до самых высоких этажей, прямо до нашего крана. Такую воду называют «водопроводной». Но и такую, вроде бы чистую воду, пить не совету. Воду сначала необходимо пропустить через фильтр, а потом вскипятить. А зачем мы это делаем?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Кипячение убивает вредные микробы. А кто знает, какую воду мы используем для питья, горячую или холодную?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Для приготовления пищи, питья мы используем холодную воду. Горячую воду в наших домах называют «технической», она нужна нам для стирки, мытья полов, она течет по батареям. В техническую воду добавляют специальные химические вещества, которые защищают трубы от разрушения, они опасны для людей, такую воду пить нельзя.

    4 слайд: Интерактивная дидактическая игра «Логическая цепочка» по теме «Чай». Дети составляют логическую цепочку: озеро-насос-холодный кран-фильтр-чайник-чашка. (Анимация)

    Воспитатель: Вот помыли мы посуду, постирали белье в мыльной воде, куда же потом утекает грязная вода?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Люди не только используют воду, но и загрязняют ее. Использованную воду необходимо очистить, прежде чем она снова попадет в водоем. Если этого не делать,

    погибнет много растений, животных. Погибнет природа. Наша планета просит помощи.
    Чтобы помочь ей, нужно научиться любить природу, любить ее с детства.

    5 слайд.

    Воспитатель: Хотите сегодня побыть учеными и провести настоящий эксперимент? Эксперимент. На столах расположено по 2 банки с водой, какая в них вода?

    Воспитатель: Совершенно верно! В одной банке вода прозрачная, чистая, а в другой грязная и мутная. Отпустите предметы (мелкие игрушки) в обе баночки, в какой банке предметы видны лучше?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Уважаемые исследователи, а теперь мы проведем очистку воды.

    Для этого необходимо взять чистую банку, поставить в нее воронку, на дно воронки уложить чистую салфетку, затем вату и слой бинта. Грязную воду аккуратно наливаем в пустую баночку через наш фильтр.

    Дети самостоятельно проводят эксперимент.

    Воспитатель: Вода стала чище? А куда же делась грязь?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Грязь осела на фильтре, а вода снова стала чистой.

    6 слайд.

    Воспитатель: Наше государство много делает для защиты воды: строят очистительные сооружения, водохранилища, прокладывают новые трубы, чтобы не было утечки воды. Очищают берега рек и озер.

    Есть в мире специальные организации, которые занимаются защитой окружающей среды, они хотят защитить нашу планету от загрязнения.

    7 слайд.

    На нашей планете есть такие места, где воды почти нет, но там живут люди. И им тоже нужна вода, где же они ее берут?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Чаще всего для них источником воды является дождь.

    8 слайд.

    Воспитатель: Ребята, вода, которую собрали после дождя называется «дождевой», а как назвать воду, которая образовалась после таянья льда или снега?

    Ответы детей.

    Воспитатель: А вода наполняющая реку? Море? Озеро? Колодец? Родник? (игра на словообразование)

    Ответы детей.

    Воспитатель: Вода самое удивительное вещество на земле, она бывает в 3 состояниях. Твердом, жидком и даже газообразном.  Я загадаю вам загадки, а вы назовете, о чем я говорю.

    9 слайд. На слайде картинки- анимации с ответами.

    1. Сыплется из туч горох,
      Прыгает к нам на порог.
      С крыши катится он в сад.
      Что такое? Это — …(град)
    2. Был водой, теперь летаю.

    С виду я туман напоминаю. (пар)

    1. Бел, как мел.

          С неба прилетел.

         Целую зиму лежал,

         А весною в землю убежал (снег)

    4.  Меня пьют, меня льют.
         Всем нужна я,
          Кто я такая?  (Вода)

     5.   Снова туча набежала,
          Очень сыро, мокро стало.
          Яркий зонтик раскрываем
          От него себя спасаем! (Дождик).
    Динамическая пауза «Дождь»

    Капля - раз, капля - два,

    Очень медленно сперва. (Хлопки руками на каждое слово)

    А потом- потом- потом –

    Все бегом-бегом-бегом. (Бег по кругу)

    Стали капли поспевать,

    Капля - каплю догонять. (Хлопки руками на каждое слово)

    Кап-кап-кап, кап-кап-кап. (Свободные движения пальчиками по телу)

    Зонтики скорей раскроем,

    От дождя себя укроем. (Соединить руки над головой).

    Воспитатель: Нам кажется, что на земле очень много воды, но почти вся вода соленая. Вспомните, где вода соленая, а где пресная?

    Ответы детей.

    10 слайд.

    Воспитатель: Океаны и моря - самые большие хранилища воды на земле, вода в них соленая и непригодная для питья. Где же находится пресная вода?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Реки, озера, болота и ледники – это пресная вода. А задумывались ли вы, ребята, как возникает река?

    11 слайд.

    Воспитатель: Начало реки называют «исток», это может быть совсем маленький родничок, бьющий из-под земли. Бежит такой родничок между болотных кочек, собирает по пути таких же ручейков- путешественников, дожди, подземные воды и превращается в полноводную реку. У каждой реки есть «русло» - это путь, который выбрала себе река. В конце своего пути реки могут разветвляться на несколько «рукавов» и такое место реки называют «дельтой».  И, наконец, река добегает до моря. Место, где река впадает в море, называется «устье». Итак, все реки имеют исток- начало, русло- путь и устье- место, где река впадает в море или озеро. Кто может мне назвать и показать все части реки?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Как вы думаете, ребята, под землей есть вода?

    Ответы детей.

    12 слайд.

    Воспитатель: Под землей бегут реки, струятся ручейки, есть подземные озера.

    Вода под землей бывает холодной и горячей, пресной и соленой. Иногда подземные воды выходят на поверхность, их называют родниками или ключами. Подземные воды наполняются дождевой водой, они питают реки, озера и ручьи, текущие по поверхности земли. Иногда из-под земли бьют горячие ключи, они называются «гейзерами».

    А еще вода есть над нашими головами! Водяной пар всегда есть в воздухе, вода всегда испаряется с поверхности рек, морей, ручейков и превращаются в тучи и облака, которые состоят из крошечных капелек воды. А как пар превращается обратно в воду?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Когда пар, находящийся в воздухе, соприкасается с холодным воздухом или предметом, он превращается в воду. Зимой капельки превращаются в крошечные льдинки, которые собираются вместе и преображаются в снежинки.

    13 слайд.

    Поиграем! Выберите слово, обозначающее воду в парообразном состоянии:

    Течет, испаряется, застыла, упала.

    14 слайд.

    Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее к воде в парообразном состоянии: Снег, снегопад, испарение, лед, град, пар, ледоход, талая вода, ручей, поднимается вверх.

    15 слайд. (анимация)

    Игра «Найди лишнее»

    Лед, роса, капля, дождь.

    Река, дождь, град, капля.

    Сосулька, капля, снежинка, иней.

    16 слайд.

    Воспитатель: Ребята, а вы знали, что у воды есть день рождения? Как люди празднуют этот праздник?

    Ответы детей.

    Воспитатель: 22 марта люди празднуют Всемирный день воды. В этот день все, кто любит природу и заботится о ней, выходят на уборку берегов рек, озер, спасают попавших в беду обитателей водоемов. Этот праздник- напоминание о том, что вода- чудо природы, без которой не возможна жизнь на земле.

    Уже сегодня мы с вами можем беречь воду, не тратить ее зря. Как мы это можем сделать?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Мы можем включать воду тонкой струёй, хорошо плотно закрывать кран. Когда чистим зубы - пользоваться стаканчиком. Можно собирать дождевую воду для полива растений, зимой использовать талую воду. Не будем мусорить на водоемах. Мы можем учувствовать в акциях по охране воды.

    Человек, запомни навсегда:

    Символ жизни на Земле – вода!

    Экономь ее и береги, 

    Мы ведь на планете не одни!

    Воду попусту не лей.

    Дорожить водой умей!

    Закрывай покрепче кран.

    Чтоб не вытек океан!

     А теперь давайте мы немного отдохнем и поиграем. Вы Капельки, а я – Мама-тучка.

    Игра «Капельки»

    (Под легкую музыку дети выполняют словесную инструкцию)

    Мама-Тучка подсказывает, что им делать.

    Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало

    поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми

    ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились

    ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку).

    Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и

    попала в большой пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и

    двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом

    вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз и

    Солнышко пригрело (дети танцуют). Стали капельки легкими, потянулись

    вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх).

    Испарились они под лучами Солнца, вернулись к маме Тучке.

    Воспитатель: Я верю, что после нашей беседы вы будете беречь природу, заботится о ней.

    Ручаюсь ребята, что хватит всем дел,

    Творите добро, кто еще не успел, -

    Любите животных, людей и цветы,

    Прошу вас не прячьте своей доброты.

    Бездушье, безделье – гоните вы прочь!

    Планета в беде! – вы должны ей помочь.

    Конечно, задачи совсем не просты,

    Но в каждом сердечке есть луч доброты.

    Спасибо за внимание, до новых встреч и приключений!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка. Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Знаменитые петербуржцы"

    Расширить представления детей о знаменитых петербуржцах, которые жили и работали на Васильевском острове.  (В.В. Бианки, И.А. Крылов, Ю.А. Васнецов). Познакомить с их творчеством через чтение худ...

    Методическая разработка. Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, посвящённое 300-летию Санкт-Петербурга. Тема "Помним и благодарим".

    Патриотическое воспитание. Расширить представления детей об истории своей страны. Привить любовь к своей Родине, своим близким бабушкам и дедушкам....

    Методическая разработка. Конспект совместной деятельности с детьми "В гостях у сказки"

    Конспект НОД с детьми подготовительной группы с использованием ТРИЗ "В гостях у сказки"...

    Методическая разработка "Конспект совместной образовательной деятельности "В гостях у Экологии" для детей подготовительной к школе группы"

    Целью иетодической разработки совместной образовательной деятельности "В гостях у Экологии" является формирование основ экологического сознания и ответственного отношения к окружающей среде ...

    Методическая разработка "Конспект совместной образовательной деятельности "В гостях у Экологии" для детей подготовительной к школе группы"

    Целью методической разработки совместной образовательной деятельности "В гостях у Экологии" является формирование основ экологического сознания и ответственного отношения к окружающей среде ...