Методическая разработка. Конспект совместной образовательной деятельности с детьми «В гости к Водице-царице»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект совместной образовательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_voda.docx | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №126 комбинированного вида Выборгского района
Санкт-Петербурга
Конспект
совместной образовательной деятельности
с детьми
«Экологический калейдоскоп «В гости к Водице-царице»
Старшая группа
Воспитатель:
Д.Н. Смирнова
Санкт-Петербург
2020 год
Цель: Формирование у детей экологических представлений, направленных на восприятие природы как ценности и создание устойчивой мотивации к деятельности, направленной на защиту, сбережение и сохранение водных ресурсов.
Программные задачи:
Образовательные:
1.Расширять и углублять представления детей о разнообразии роли воды в природе.
2. Формировать представления о свойствах воды.
3. Активизировать познавательную деятельность детей к основам экологической культуры.
Развивающие:
1. Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей.
2. Развивать любознательность, инициативу ответов на вопросы, активизировать имеющиеся знания, самостоятельные рассуждения
3. Развивать представления детей об основных источниках загрязнения воды, о процессе фильтрации.
4. Развивать и обогащать словарный запас детей за счет слов:
Воспитательные:
1.Воспитывать осознанное отношение ребенка к окружающей среде.
2. Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу, потребность и желание экономить воду, сохранять ее.
3. Формировать у детей активную жизненную позицию по природосбережению, экономии природных ресурсов.
Методы и приемы: введение в игровую ситуацию, вопросы, художественное слово, сообщения, побуждения к диалогу.
Предварительная работа: беседы «Кому нужна вода», «Круговорот воды в природе», «Подводный мир», отгадывание загадок, просмотр журналов, иллюстраций по теме «Вода», малоподвижные игры “Море волнуется”, “Земля, Вода, Воздух”, чтение рассказов и интересных фактов о воде, просмотр мультфильма «Беги, ручеек», «Заяц Коська и родничок».
Используемые технологии: информационно-коммуникативная –технология, личностно-ориентированная технология, игровая технология, здоровьесберегающая технология.
Оборудование: мультимедийная установка, стилус, презентация «Водица всему миру царица».
Ход деятельности:
1 слайд – Титульный лист.
Воспитатель: Ребята, хотите отправится в путешествие? Попробуйте угадать, к кому мы сегодня пойдем.
Загадка «Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, и бегу, и стеклянной быть могу»
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воде. Есть такая поговорка «Водица всему миру царица». Как вы думаете, почему так говорят?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, что будет, если вся вода исчезнет?
Ответы детей.
Воспитатель: Если бы у нас на планете не было воды, то Земля представляла бы собой безжизненный каменный шар. Исчезли бы прекрасные растения, пропали бы все животные, птицы и рыбы, но благодаря воде на планете кипит жизнь, поэтому водицу и назвали царицей. Вспомните, где вы видели воду в природе?
Ответы детей.
2 слайд. Различные водоемы.
Воспитатель: Представьте, что вам захотелось пить, можно ли пить такую воду?
Ответы детей.
Воспитатель: Обычно мы пьем воду из крана, как же она туда попадает?
Ответы детей.
3 слайд.
Воспитатель: Из природных источников люди закачивают воду в большие емкости, из больших емкостей насосы закачивают воду до самых высоких этажей, прямо до нашего крана. Такую воду называют «водопроводной». Но и такую, вроде бы чистую воду, пить не совету. Воду сначала необходимо пропустить через фильтр, а потом вскипятить. А зачем мы это делаем?
Ответы детей.
Воспитатель: Кипячение убивает вредные микробы. А кто знает, какую воду мы используем для питья, горячую или холодную?
Ответы детей.
Воспитатель: Для приготовления пищи, питья мы используем холодную воду. Горячую воду в наших домах называют «технической», она нужна нам для стирки, мытья полов, она течет по батареям. В техническую воду добавляют специальные химические вещества, которые защищают трубы от разрушения, они опасны для людей, такую воду пить нельзя.
4 слайд: Интерактивная дидактическая игра «Логическая цепочка» по теме «Чай». Дети составляют логическую цепочку: озеро-насос-холодный кран-фильтр-чайник-чашка. (Анимация)
Воспитатель: Вот помыли мы посуду, постирали белье в мыльной воде, куда же потом утекает грязная вода?
Ответы детей.
Воспитатель: Люди не только используют воду, но и загрязняют ее. Использованную воду необходимо очистить, прежде чем она снова попадет в водоем. Если этого не делать,
погибнет много растений, животных. Погибнет природа. Наша планета просит помощи.
Чтобы помочь ей, нужно научиться любить природу, любить ее с детства.
5 слайд.
Воспитатель: Хотите сегодня побыть учеными и провести настоящий эксперимент? Эксперимент. На столах расположено по 2 банки с водой, какая в них вода?
Воспитатель: Совершенно верно! В одной банке вода прозрачная, чистая, а в другой грязная и мутная. Отпустите предметы (мелкие игрушки) в обе баночки, в какой банке предметы видны лучше?
Ответы детей.
Воспитатель: Уважаемые исследователи, а теперь мы проведем очистку воды.
Для этого необходимо взять чистую банку, поставить в нее воронку, на дно воронки уложить чистую салфетку, затем вату и слой бинта. Грязную воду аккуратно наливаем в пустую баночку через наш фильтр.
Дети самостоятельно проводят эксперимент.
Воспитатель: Вода стала чище? А куда же делась грязь?
Ответы детей.
Воспитатель: Грязь осела на фильтре, а вода снова стала чистой.
6 слайд.
Воспитатель: Наше государство много делает для защиты воды: строят очистительные сооружения, водохранилища, прокладывают новые трубы, чтобы не было утечки воды. Очищают берега рек и озер.
Есть в мире специальные организации, которые занимаются защитой окружающей среды, они хотят защитить нашу планету от загрязнения.
7 слайд.
На нашей планете есть такие места, где воды почти нет, но там живут люди. И им тоже нужна вода, где же они ее берут?
Ответы детей.
Воспитатель: Чаще всего для них источником воды является дождь.
8 слайд.
Воспитатель: Ребята, вода, которую собрали после дождя называется «дождевой», а как назвать воду, которая образовалась после таянья льда или снега?
Ответы детей.
Воспитатель: А вода наполняющая реку? Море? Озеро? Колодец? Родник? (игра на словообразование)
Ответы детей.
Воспитатель: Вода самое удивительное вещество на земле, она бывает в 3 состояниях. Твердом, жидком и даже газообразном. Я загадаю вам загадки, а вы назовете, о чем я говорю.
9 слайд. На слайде картинки- анимации с ответами.
- Сыплется из туч горох,
Прыгает к нам на порог.
С крыши катится он в сад.
Что такое? Это — …(град) - Был водой, теперь летаю.
С виду я туман напоминаю. (пар)
- Бел, как мел.
С неба прилетел.
Целую зиму лежал,
А весною в землю убежал (снег)
4. Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая? (Вода)
5. Снова туча набежала,
Очень сыро, мокро стало.
Яркий зонтик раскрываем
От него себя спасаем! (Дождик).
Динамическая пауза «Дождь»
Капля - раз, капля - два,
Очень медленно сперва. (Хлопки руками на каждое слово)
А потом- потом- потом –
Все бегом-бегом-бегом. (Бег по кругу)
Стали капли поспевать,
Капля - каплю догонять. (Хлопки руками на каждое слово)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап. (Свободные движения пальчиками по телу)
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем. (Соединить руки над головой).
Воспитатель: Нам кажется, что на земле очень много воды, но почти вся вода соленая. Вспомните, где вода соленая, а где пресная?
Ответы детей.
10 слайд.
Воспитатель: Океаны и моря - самые большие хранилища воды на земле, вода в них соленая и непригодная для питья. Где же находится пресная вода?
Ответы детей.
Воспитатель: Реки, озера, болота и ледники – это пресная вода. А задумывались ли вы, ребята, как возникает река?
11 слайд.
Воспитатель: Начало реки называют «исток», это может быть совсем маленький родничок, бьющий из-под земли. Бежит такой родничок между болотных кочек, собирает по пути таких же ручейков- путешественников, дожди, подземные воды и превращается в полноводную реку. У каждой реки есть «русло» - это путь, который выбрала себе река. В конце своего пути реки могут разветвляться на несколько «рукавов» и такое место реки называют «дельтой». И, наконец, река добегает до моря. Место, где река впадает в море, называется «устье». Итак, все реки имеют исток- начало, русло- путь и устье- место, где река впадает в море или озеро. Кто может мне назвать и показать все части реки?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, под землей есть вода?
Ответы детей.
12 слайд.
Воспитатель: Под землей бегут реки, струятся ручейки, есть подземные озера.
Вода под землей бывает холодной и горячей, пресной и соленой. Иногда подземные воды выходят на поверхность, их называют родниками или ключами. Подземные воды наполняются дождевой водой, они питают реки, озера и ручьи, текущие по поверхности земли. Иногда из-под земли бьют горячие ключи, они называются «гейзерами».
А еще вода есть над нашими головами! Водяной пар всегда есть в воздухе, вода всегда испаряется с поверхности рек, морей, ручейков и превращаются в тучи и облака, которые состоят из крошечных капелек воды. А как пар превращается обратно в воду?
Ответы детей.
Воспитатель: Когда пар, находящийся в воздухе, соприкасается с холодным воздухом или предметом, он превращается в воду. Зимой капельки превращаются в крошечные льдинки, которые собираются вместе и преображаются в снежинки.
13 слайд.
Поиграем! Выберите слово, обозначающее воду в парообразном состоянии:
Течет, испаряется, застыла, упала.
14 слайд.
Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее к воде в парообразном состоянии: Снег, снегопад, испарение, лед, град, пар, ледоход, талая вода, ручей, поднимается вверх.
15 слайд. (анимация)
Игра «Найди лишнее»
Лед, роса, капля, дождь.
Река, дождь, град, капля.
Сосулька, капля, снежинка, иней.
16 слайд.
Воспитатель: Ребята, а вы знали, что у воды есть день рождения? Как люди празднуют этот праздник?
Ответы детей.
Воспитатель: 22 марта люди празднуют Всемирный день воды. В этот день все, кто любит природу и заботится о ней, выходят на уборку берегов рек, озер, спасают попавших в беду обитателей водоемов. Этот праздник- напоминание о том, что вода- чудо природы, без которой не возможна жизнь на земле.
Уже сегодня мы с вами можем беречь воду, не тратить ее зря. Как мы это можем сделать?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы можем включать воду тонкой струёй, хорошо плотно закрывать кран. Когда чистим зубы - пользоваться стаканчиком. Можно собирать дождевую воду для полива растений, зимой использовать талую воду. Не будем мусорить на водоемах. Мы можем учувствовать в акциях по охране воды.
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги,
Мы ведь на планете не одни!
Воду попусту не лей.
Дорожить водой умей!
Закрывай покрепче кран.
Чтоб не вытек океан!
А теперь давайте мы немного отдохнем и поиграем. Вы Капельки, а я – Мама-тучка.
Игра «Капельки»
(Под легкую музыку дети выполняют словесную инструкцию)
Мама-Тучка подсказывает, что им делать.
Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало
поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми
ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились
ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку).
Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и
попала в большой пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и
двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом
вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз и
Солнышко пригрело (дети танцуют). Стали капельки легкими, потянулись
вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх).
Испарились они под лучами Солнца, вернулись к маме Тучке.
Воспитатель: Я верю, что после нашей беседы вы будете беречь природу, заботится о ней.
Ручаюсь ребята, что хватит всем дел,
Творите добро, кто еще не успел, -
Любите животных, людей и цветы,
Прошу вас не прячьте своей доброты.
Бездушье, безделье – гоните вы прочь!
Планета в беде! – вы должны ей помочь.
Конечно, задачи совсем не просты,
Но в каждом сердечке есть луч доброты.
Спасибо за внимание, до новых встреч и приключений!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Знаменитые петербуржцы"
Расширить представления детей о знаменитых петербуржцах, которые жили и работали на Васильевском острове. (В.В. Бианки, И.А. Крылов, Ю.А. Васнецов). Познакомить с их творчеством через чтение худ...
Методическая разработка. Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, посвящённое 300-летию Санкт-Петербурга. Тема "Помним и благодарим".
Патриотическое воспитание. Расширить представления детей об истории своей страны. Привить любовь к своей Родине, своим близким бабушкам и дедушкам....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛЬНО КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ "Мы волшебники"
Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, мнемотехника....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Опыты с бумагой и тканью....
Методическая разработка. Конспект совместной деятельности с детьми "В гостях у сказки"
Конспект НОД с детьми подготовительной группы с использованием ТРИЗ "В гостях у сказки"...
Методическая разработка "Конспект совместной образовательной деятельности "В гостях у Экологии" для детей подготовительной к школе группы"
Целью иетодической разработки совместной образовательной деятельности "В гостях у Экологии" является формирование основ экологического сознания и ответственного отношения к окружающей среде ...
Методическая разработка "Конспект совместной образовательной деятельности "В гостях у Экологии" для детей подготовительной к школе группы"
Целью методической разработки совместной образовательной деятельности "В гостях у Экологии" является формирование основ экологического сознания и ответственного отношения к окружающей среде ...