Методическая разработка. Конспект совместной деятельности с детьми "В гостях у сказки"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Захарова Елена Владимировна

Конспект НОД с детьми подготовительной группы с использованием ТРИЗ "В гостях у сказки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_skazki._triz.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 комбинированного вида Красносельского района Санкт - Петербурга








Конспект совместной деятельности

с детьми подготовительной группы

Тема: «В гостях у сказки»

Технологии: ТРИЗ, игровая, здоровьесберегающая.

Составила: воспитатель

Захарова Елена Владимировна

Санкт – Петербург 2017 год

Тема: «В гостях у сказки»

Цель: Продолжать учить детей творческому рассказыванию
с использованием технологии ТРИЗ.

Задачи:

Обучающие:
1. Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.
2. Учить узнавать сказочных героев.
3. Продолжать учить детей сочинять волшебную сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет. Использовать выразительные средства — описание. Учить использовать графическую аналогию (ТРИЗ) при выделении в образе сказочного героя самого главного — характера.
4. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.
5. Вводить в словарь детей синонимы: добрый, смеющийся, ласковый, нежный, весёлый, шутливый. Антонимы: добрый, злой, весёлый — грустный, здоровый — больной и другие.
6. Продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по предложенному плану, правильно оценивать результаты своей деятельности.
7. Продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос.
8. Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка, не перебивая.

Развивающие:
1. Развивать умение детей действовать согласованно.
2. Развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию.
3. Развивать слуховое внимание и память.

Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам.
2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Здоровьесберегающие:
1. Повышение остроты зрения

2. Совершенствование цветового восприятия.
3. Развитие и тренировка зрительного внимания и памяти.
4. Развитие слухового восприятия.
5. Развитие координации движений.

Интегрируемые образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Использование технологий: ТРИЗ, игровая, здоровьесберегающая

Предварительная работа:
Чтение и анализ авторских и народных сказок, загадок. Знакомство с символами (ТРИЗ). Рассматривание иллюстраций «Герои сказок». Формирование знаний детей о структуре сказки: зачин, кульминация, концовка. Знакомство и анализ пословиц о сказках, выделение из текста и анализ фразеологизмов: образность, яркость, выразительность, точность, краткость. Подбор музыкального сопровождения. Драматизация. Знакомство с художниками — иллюстраторами: И. Билибиным, Е. Рачёвым, Е. Чарушиным, Конашевичем. Использование ИКТ. Д.и. «Сам себе сказочник». Настольно-печатные игры: «Репка», «Красная Шапочка», «Приключения Буратино».

Материалы: два мольберта; две указки; фланелеграф; иллюстрации героев сказок; схемы, изображающие героев сказок и их характер; иллюстрация «Путаница»; иллюстрации к игре «Узнай по тени»; схемы к игре «Сам себе сказочник»; мягкий кубик; разноцветные ориентиры; СД-диски; медали-сюрпризы; две физкультурные дуги.

Ход совместной деятельности.
1часть. Организационный момент.

Стулья стоят полукругом около доски. На каждом стуле- ориентир (цветок ).

Дети заходят под музыку «В гостях у сказки», встают около воспитателя.

Воспитатель: «В мире много сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка — впереди.
Сказке в дверь мы постучимся,
Сказка, в гости ты нас жди.

2 часть.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправляемся в гости к сказкам.
«Если сказку назовёшь,
То цветок с собой возьмёшь».

Воспитатель: Назовите свою любимую сказку.
Дети называют, воспитатель каждому ребёнку вешает на шею «цветок» —
ориентир.

Воспитатель: Это необычные цветы — они помогут вам путешествовать по сказкам.
«Все цветочки покачались
В стране сказок оказались».
Дети садятся на стулья, на спинке каждого «свой» ориентир.
1. Воспитатель: Дети, волшебник сказочным героям надел «шапки — невидимки», поэтому сейчас мы услышим только их голоса. Слушайте внимательно и быстро называйте.
Звучит аудиозапись. Дети называют персонажей. Голос: Братец — Иванушка, Машенька, Золотая рыбка, Карлсон, Царевна — лягушка. Винни-Пух, Мама Коза, Лиса, Емеля, Морозко, Иван-дурак.

Воспитатель: Молодцы! Вы узнали всех героев, но волшебник продолжает показывать фокусы.
2. На доске плакат «Сказочная путаница».

Воспитатель: Посмотрите, что он сделал?

Дети: Он перепутал все сказки.

Воспитатель: А какие сказки он перепутал? Назовите их.

Дети: «Кот в сапогах», «Золушка», «Красная Шапочка», «Маша и медведь», «Царевна — лягушка», «Принцесса на горошине», «По щучьему веленью», «Заюшкина избушка», «Заяц — хваста».

Воспитатель: Верно. А что перепутал на картине волшебник?

Дети: Золушке дают примерить хрустальную туфельку, а не сапоги.
Примеряет туфельку не кот в сапогах, а принц.
Медведь несёт не Царевну — лягушку, а Машеньку.
Принцесса на Горшине спит не на печи, а на перине, а печь из сказки «По щучьему веленью».
Красная Шапочка встречает не зайца, а волка.
(Воспитатель снимает плакат с доски).

3. Воспитатель: «Все мы сказки разгадали
И героев всех нашли.
Нужно дальше нам идти«.
(
Дети встают друг за другом и идут за воспитателем.)
Воспитатель: «По тропинке мы пойдём
Через мостик перейдём».
(«Мостик» — две дуги. Дети проходят между ними.)
Воспитатель: Тот, кто слово наоборот назовёт, тот по мостику пройдёт. Цветы помогут вам найти своё место.
— Весёлый — грустный,
— добрый — злой,
— Смелый — трусливый,
-Старый — молодой,
-Сильный — слабый,
-Здоровый — больной,
-Умный — глупый,
— Вежливый — грубый,
— Сытый — голодный,
— Могучий — слабый,
— Озорной — послушный,
— Ленивый — трудолюбивый.
(«Мостик» убирается. Слева от окна — мольберт. На полу — цветы — ориентиры. Дети встают, каждый, около своего ориентира.
На мольберте — «тени» сказочных персонажей.

4. Воспитатель: Волшебник спрятал героев.
» Если мы их разгадаем,
От волшебства мы их избавим».
Воспитатель: Называем тень, переворачиваем, правильно ли угадали.
Дети: Это Баба-Яга, Кот в сапогах, Король, Емеля, Русалочка, Буратино, Змей Горыныч.
(По мере называния, дети переворачивают иллюстрации, там — цветное изображение).
Воспитатель: Всех героев вы узнали, сейчас отдохнём.

5. Гимнастика для глаз.
Мы пришли в чудесный лес.
(Глазами нарисовали круг вправо)
В нём много сказок и чудес.
(Круг влево)
Слева сосны — справа ели,
(Глазами вправо и влево)
Сверху дятел, тук да тук.
(Глаза вверх- вниз)
Ты глаза открой, закрой.
И скорей бегом домой.
Воспитатель: Подойдите к окну. Посмотрите на круг на окне, посмотрите на дом.
Во скольких окнах на первом этаже горит свет? Сосчитайте. Посмотрите на круг. На последнем этаже?
Воспитатель: Молодцы! Возвращаемся на свои стулья.

6. Воспитатель: Пока мы с вами путешествовали, волшебник опять здесь побывал и оставил нам портреты, но необычные, портреты — линии.

Воспитатель: Какая это линия?
(
Воспитатель показывает волнистую линию на доске.)
Дети: Это волнистая линия.
Воспитатель: Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой линией?
Дети: Он должен быть добрым, нежным, ласковым, трудолюбивым, заботливым
Воспитатель: Перечислите героев сказок с таким характером.
Дети: Золушка, Белоснежка, Царевна — Лебедь, Машенька, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная.
Воспитатель: Верно, а почему?
Дети: Они все добрые, великодушные, заботливые, ласковые, нежные.
(Воспитатель на доске вывешивает портрет Золушки рядом с линией).
(На доске ломаная линия.)
Воспитатель: Как вы думаете, ломаной линией можно нарисовать доброго персонажа?
Дети: Нет.
Воспитатель: На что похожа эта линия?
Дети: Она похожа на молнию, на колючки, на иголки.
Воспитатель: Так значит герои, обладающие каким характером могут быть изображены этой линией?
Дети: Они злые, жестокие, бессердечные, завистливые.
Воспитатель: Перечислите их.
Дети: Кащей-Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, Чудо-Юдо.
(Вместе с линией персонаж-Змея Горыныча)
Воспитатель: Верно, как зовут этого героя?
Дети: Его зовут Иван-Царевич.
Воспитатель: Какой линией можно его нарисовать?
Дети: Можно нарисовать прямой линией.
Воспитатель: Почему? Какой он по характеру?
Дети: Он добрый, сильный, отважный, смелый, храбрый, могучий, мудрый.
Воспитатель: Перечислите героев, которые обладают таким характером.
Дети: Иван — крестьянский сын, Иван — Царевич, Князь Гвидон, Царь Салтан, Елисей.
(На доске персонаж Ивана Царевича и прямая линия.)
(Воспитатель вывешивает Буратино и линию, изображающую дугу.)
Воспитатель: Почему рядом с этим героем я поместила эту линию? Как его зовут?
Дети: Его зовут Емеля.
Воспитатель: Какой он по характеру?
Дети: Весёлый, озорной, смешной.
Воспитатель: Почему такой линией? На что она похожа?
Дети: Она похожа на улыбку.
Воспитатель: Какие персонажи с таким характером вам известны?
Дети: Емеля, Буратино, Питер Пен, Карлсон.
Воспитатель Молодцы! Вы правильно рассказали о героях. А сейчас вы сами превратитесь в сказочных персонажей.

7. Звучит музыка, дети встают, выходят из-за стульев, строят круг.
Психогимнастика.
Воспитатель: «Это, что за маскарад
И зверей, и птиц парад
Ничего не разберёшь,
Где тут белка, где тут ёж.
Приготовься и смотри
Сказочное животное на месте замри.
В гости сказки к нам пришли
Кто есть кто — определи.
Буратино и Кащей
И Мальвина и злодей.
Приготовься и смотри
Фигура из сказки на месте замри.
(Дети проходят на свои стулья.)

8. Воспитатель: А сейчас мы с вами сочиним свою сказку.
«Будем кубиком играть,
Будем сказку сочинять».
(На мольберте- план-схема сказок.)
Воспитатель: Первый шаг- бросаем кубик, считаем сколько выпало, ищем схему, это начало сказки. Составляем предложение. Бросаем кубик ещё раз — считаем, составляем второе предложение по выпавшей схеме. Всего пять шагов.
Наша сказка должна быть интересной, законченной, в ней должно произойти чудо, волшебство. В ней должны присутствовать сказочные герои и добро победить зло.
(
Дети сочиняют сказку по выпавшим схемам, воспитатель направляет, задаёт вопросы.)
(
Примерный вариант сказки: см. Приложение 1.)

3 часть.
Воспитатель: Молодцы! Вот и пришла пора нам возвращаться.
Вам понравилось быть в гостях у сказок?
Дети: Да.
Воспитатель: А что понравилось? Что запомнилось больше всего?
(
Дети отвечают.)
Воспитатель: «Верить в сказку- это счастье,
И тому, кто верит,
Сказка обязательно отворит все двери».
Воспитатель раздаёт медали — сувениры.

Приложение № 1.
Жили-были король и королева. Жили они в большом дворце. Детей у них не было. Жили они скучно и в одно прекрасное утро очутились на необитаемом острове. Там было очень красиво. Росли необычные деревья и пели чудесные птицы. На острове они встретились с добрым звездочётом, который им рассказал про планеты, и показывал их в свой телескоп. Король и королева очень понравились звездочёту и он подарил им волшебное яблоко. Поблагодарили они звездочёта и отправились в обратный путь с этим яблоком. Оно не только показало им дорогу домой, но и по возвращении продолжало творить чудеса. И вот, что из этого получилось: в скорм времени у них родился сын и стали они жить поживать, да добра наживать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методическая разработка. Конспект совместной деятельности с детьми и родителями "Кулинарный поединок"

Встреча проводится в игровой форме. Подбор игр, конкурсов, аттракционов направлен на приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни. Во время встречи знакомят родителей и детей с алгоритмами...

Методическая разработка" Конспект совместной деятельности с детьми по ПДД - Помоги Смешарикам"

Это конспект занятия для закрепления представлений детей о ПДД...

Методическая разработка Конспект совместная деятельность с детьми Тематический досуг «Деревенский дворик» в рамках проекта «Домашние животные»

Закрепление знаний о домашних животных , акетивизировать словарь детей, развивать разговорную речь, учить подражать голосам животных. Воспитывать любовь к животным,заботливое отношение и желание ухажи...

Методическая разработка - "Конспект совместной деятельности с детьми по экологии на прогулке""

Конспект позволяет с помощью подвижных и дидактических игр, загадок, мнемотаблицы и интересного рассказа воспитателя расширить и углубить знания детей о природе, воспитывать бережное отношение к насек...

Методическая разработка. Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы: "День рождения"

Бывают разные дни рождения. Поговорим о рождении нашего прекрасного города - на Неве, Санкт - Петербурге....

Методическая разработка. Конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста. Тема: "Домик снеговика"

Конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста.Тема:  "Домик снеговика"Цель: Способствовать формированию у детей сенсорные эталоны  цвета, формы, величины.Задачи:1.Упражнять в ум...

Методическая разработка. Конспект совместной деятельности "Осень в гости к нам идет"

Тип деятельности: непосредственная образовательная деятельностьТема: «Осень в гости к нам идет»Участники: дети старшей  группы 5-6 летДлительность: 25 мин.Количество: 20 детейЦель: фо...