Практико-ориентированный проект «Неизведанное рядом»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Скрябина Ирина Георгиевна

Практико-ориентированный проект

«Неизведанное рядом»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neizvedannoe_ryadom.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 «Теремок» комбинированного вида

Практико-ориентированный проект

«Неизведанное рядом»

Проект выполнен

Воспитателем

МБДОУ д/с №45

«Теремок»

Комбинированного вида

Скрябиной И.Г.

 

 

Ногинск 2020Г.

                  СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 В средней ГРУППЕ 

Тема «Неизведанное рядом»

 Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой, среднесрочный

Цель: 

 Создание условий: для развития элементарных естественно научных представлений о не живой природе. 

Задачи проекта: 

Образовательные задачи:

- формировать представления детей о различных материалах, их свойствах;

- формировать любознательность, познавательный интерес;

- формировать у детей элементарные исследовательские навыки;

- собрать предметы из разных материалов для создания «экспериментального уголка»

Воспитательные задачи:

- воспитывать желание помогать товарищам

Развивающие задачи:

- развивать воображение, фантазию, образное мышление, речь.

 

Задачи для педагога:

   Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Участники проекта: дети  средней группы, воспитатели, родители, специалисты детского сада.

Срок реализации проекта: 3месяца.(декабрь, январь, февраль)

Ожидаемые результаты 

У детей: 

- формирование интереса детей к дальнейшему изучению данной проблемы

- расширенные знания  детей  по данной теме

-  умение детьми применять полученные знания в разных видах деятельности.

 

Актуальность разработки и реализации

 педагогического проекта

С  самого рождения детей  окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом , играют с песком и водой  -  предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность,  являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с  явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.

В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве  -  живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому,  что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу,  поглощая его свет  и тепло. Растению нужны воздух, нужны влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.

То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых  можно удовлетворить  лишь с помощью неживой природы. Таким образом,  у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.

У человека связь с неживой природой еще сильнее , чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая - природная или специально очищенная. Человечество и достигло  потому таких высот  в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта...

Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического  воспитания. 

Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

Этапы проекта:

I Подготовительный этап. 

  1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
  2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

II Основной этап реализации проекта.

1. Выполнение  плана работы по всем видам деятельности с детьми;

2. Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач.
- Создание информационного пространства (информационный стенд; оформление папки - передвижки).

3. Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме

III . Заключительный этап.

Диагностика и подведение результатов работы.

-подведение итогов работы над проектом;

-мониторинг качества освоения материала детьми;

-презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.

Предварительная работа:

  • Приобретение оборудования для проведения опытно-экспериментальной деятельности детей
  • Выявление уровня знаний детей по теме проекта.
  • Беседа с родителями детей о целях проекта, их роли в успешном осуществлении проекта.
  • Изучение методической литературы  по теме проекта.

Методы работы:

  • исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
  • наглядные
  • словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
  • технология моделирования
  • релаксация;
  • игровой: (сюрпризный момент, игры)
  • творческие

Формы работы:

1. Проведение с родителями бесед, консультаций о необходимости формирования представлений у детей о ценности природы.

 2. Проведение занятий по ознакомлению с окружающим миром,  художественному творчеству

3. Целевые прогулки,  экскурсии с детьми .

4. Игры - занятия в опытно - экспериментальном  уголке и уголке природы.

5. Проведение занятий-опытов.

Взаимодействие с родителями

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа  с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

Формы работы с родителями

Использование: консультации  для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры- конкурсы.

Формы работы с детьми.

Выбор приоритетной формы работы с детьми зависит от сезонности, интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий.

План работы с детьми:  

Декабрь(1 неделя)

Тема «Какая вода?» Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес, не имеет цвета и запаха.

Предполагаемый результат: Дети усвоят свойства воды такие как: прозрачная, текучая, является растворителем, не имеет цвета и запаха, имеет вес.

(2 неделя)

Тема: Что в пакете? Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Предполагаемый результат: Дети узнают что воздух занимает всё окружающее пространство.

(3 неделя)

 Тема: Легкий – тяжелый. Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

Предполагаемый результат: Научатся определять

вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

 (4неделя)

Тема: Мы – фокусники.  Цель: Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Предполагаемый результат: Познакомятся со свойствами магнита и с предметами которые вступают во взаимодействие с ним.

 Январь(2 неделя)

 Тема: Как согреть руки? Цель: Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).

Предполагаемый результат: Научатся нагревать предметы при помощи трения, движения и выявят условия сохранения тепла.

(3неделя)

 Тема: Стекло, его качества и свойства. Цель: Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).

Предполагаемый результат: Познакомятся со стеклом, его свойствами. Научатся определять его качества.

(4 неделя)

Тема: Металл, его качества и свойства. Цель: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

Предполагаемый результат: Познакомятся с металлом, его свойствами. Научатся определять его качества.

Февраль (1неделя)

Тема: Волшебная рукавичка. Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Предполагаемый результат: закрепить свойства магнита и выявить с какими предметами он вступает во взаимодействие.

(2неделя)

 Тема: Резина, его качества и свойства. Цель: Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

Предполагаемый результат: Познакомятся с резиной, её свойствами. Научатся определять её качества.

(3неделя)

Тема Из чего птицы строят гнезда? Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Предполагаемый результат: Узнают некоторые особенности образа жизни птиц весной.

(4 неделя)

 Тема: Пластмасса, его качества и свойства. Цель: Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).

Предполагаемый результат: Познакомятся о пластмассой, её свойствами. Научатся определять её качества.

Мониторинг.

В ходе работы над проектом мы стараемся обобщать и обогащать опыт детей в сфере экологического воспитания.

В период работы над проектом особое внимание уделяем  обогащению  словаря и пополнению словарного запаса, а так же развитию познавательной активности детей, их творческого потенциала.

В ходе экспериментальной деятельности  у детей развивается воображение, мышление, формируются  навыки элементарной исследовательской деятельности.

Методическое обеспечение проектной деятельности:

1.     Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 4 - 5 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008

2.     Дошкольное воспитание № 7 2000 г.

3.   Дошкольное воспитание № 10  2003 г.

2.    Дошкольное воспитание № 11  2003 г.

5.     Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

6.     Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М.: Новая школа. 1995.

7.     Карпухина Н. А.Конспекты занятий в средней группе детского сада . Знакомство с окружающим миром. – Воронеж, 2009.

8.     Дыбина  О. В., Рахманова Н. П.  и др. Неизведанное рядом.  Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.  – М.:  Творческий центр, 2004.

9.  Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997.

10.  Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008

11.  Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Неизведанное рядом"

Допроектная деятельность:Мотив: У детей недостаточно сформированы навыки исследовательской деятельности в процессе изучения явлений и закономерностей в природном окружении. Чем больше дети соприкасают...

ПРОЕКТ «Неизведанное рядом»

Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в труде, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Задача взрослого – не подавлять ребёнка грузом знаний, ...

Проект"Неизведанное рядом. Удивительные тайны снега"

«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь», - как считает академик Н.Н.Поддъяков. Дети дошкольного возраста задают много вопросов: «Отчего?», «Почему?», «Зачем?». Участие детей в исследовател...

Проект "Неизведанное рядом"

Проект в средней группе. Изучение разных материалов и их свойств. Воспитателям детких садов...

Проект Неизведанное рядом

Проект Неизведанное рядом...

Проект «Неизведанное рядом: неживая природа»

Серафима Тарара Проект «Неизведанное рядом: неживая природа»Интеграция образовательных форм в проекте «Неизведанное рядом: неживая природа»1 Средняя группаВоспитатель Тарара С....

Презентация к проекту "Неизведанное рядом"

Презентация - отчет о проведенном проекте....