Проект "Лесные птицы зимой"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Белова Ирина Владимировна

Цель: формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения лесных зимующих птиц в холодное время года. Развивать познавательный интерес к родной природе. Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать; развивать коммуникативные способности.

 

Задачи:

Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

Обогащение и углубление представлений о лесных зимующих птицах нашего края.

Способствование развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения.

Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в холодную зимнюю пору.

Воспитать дружеское взаимоотношение между детьми.

Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.

Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно, оценивать поступки других людей.    

Формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lesnye_ptitsy_zimoy.docx194.12 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта:img4

« Лесные зимующие птицы»

Составители: Белова И.В.

                                Пивоварова Т.В.

Цель: формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения лесных зимующих птиц в холодное время года. Развивать познавательный интерес к родной природе. Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать; развивать коммуникативные способности.

Задачи: 

Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

Обогащение и углубление представлений о лесных зимующих птицах нашего края.

Способствование развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения.

Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в холодную зимнюю пору.

Воспитать дружеское взаимоотношение между детьми.

Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.

Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно, оценивать поступки других людей.    

Формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним.

Ожидаемые результаты:

Заинтересованность  детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (подкормка птиц зимой).

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

Тип проекта: творческий, групповой, семейный; информационно – познавательный.

Участники проекта: дети средней группы №3, родители, воспитатели Белова И.В., Пивоварова Т.В. 

Срок реализации проекта: декабрь 2018.

По количеству участников: коллективный.

По продолжительности: долгосрочный.

Итоговый продукт : СТЕНГАЗЕТА «КТО ОСТАЛСЯ ЗИМОВАТЬ!»

Этапы

Название мероприятия

Форма проведения

Участники

1 этап

Подготовительный

Декабрь

пон.,вт.

1-я неделя

1. Знакомство  детей с лесными  зимующими птицами через художественно – иллюстративный материал.

3. Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями.

2 этап

Основной

Декабрь

ср.-пят.

1-я неделя

1. «Зимующие птицы леса»

Рассматривание иллюстраций (сова, дятел, снегири, синицы, свиристели и др.)

2. «Зимующие птицы»

3. «Птицы» В.Берестова

4. «Летает – не летает»

6. «Филин и пташки»

7. Лепка «Сова»

7. Наблюдение за птицами на участке

Беседа

Занятие

ЧХЛ

Словесная игра

Игра средней подвижности

Выставка работ

Дети

Воспитатель

Декабрь

 2-я неделя

1. «Кто заботится о птицах»

2. «Птички-невелички»

3. Чтение рассказов С. В. Образцова «Ничего особенного»

4. «Прилетели птицы»

5. Аппликация «Птички – невелички снегири»

6. «Птички в гнёздышках»

7. Наблюдение за птичьими следами

8. «Птичье кафе»

Беседа

Занятие

ЧХЛ

Дидактическая игра

Выставка рисунков 

Подвижная игра

Изготовление кормушек совместно с детьми

Дети

Воспитатель

Декабрь

 3-я неделя

1. Создание копилки загадок о птицах.

2. А. Прокофьева «Снегири»

3. «Крошки для крошки»

4 «Четвертый лишний»

5. Рисование «Дятел»

6. «Вороны и собачка»

7. Наблюдение за повадками и поведением птиц на кормушках

ЧХЛ

Заготовка корма

Дидактическая игра

Выставка работ

Подвижная игра

Дети

Воспитатель

Родители

Декабрь

 4-я неделя

1. «Покормите птиц зимой!»

2. М. Н. Богданова «Домашний воробей»

3. «Счёт птиц»  

4. «Кто остался зимовать!»

5. «Воробушки и автомобиль»

6. Подкормка птиц во время прогулки

7. «Покормите птиц зимой»

Занятие

ЧХЛ

Дидактическая игра

Стенгазета (коллективная работа)

Подвижная игра

Консультация для родителей

Дети

Воспитатель

Родители

 

     

Приложение 1

Занятие  с детьми

Тема 1: «Зимующие птицы»

Цель: Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Оказание посильной помощи птицам, зимующим в нашей местности, пережить морозы и недостаток пищи.

Ход занятия:

Вводная беседа

(На мольберте силуэт зимнего дерева и силуэты зимующих птиц.)

Воспитатель начинает занятие со стихотворения «Птицы» В.Берестова.

Точки, крестики, кружочки

Под окном и на снегу.

Мне понятны эти строчки,

Прочитать я их могу.

Это мне письмо прислали

На заре друзья мои.

«С добрым утром!» - написали

Непоседы-воробьи.

Кто рассыпал на снегу

Длинные цепочки?

Кто рассыпал на снегу

Крестики и точки?

Это птицы на бегу

Оставляют на снегу

Длинные цепочки,

Крестики и точки.

Воспитатель приглашает детей к дереву и предлагает рассмотреть птиц.

Беседа по вопросам

- Какие птицы вам знакомы? Каких из этих птиц вам приходилось наблюдать на нашем участке?

- Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать?

Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть и рассказать, как выглядит каждая птица, какого цвета оперенье на голове, туловище, крылышках, хвостике, вспомнить, какую песенку эта птица поет.

Рассказы детей. (Воспитатель дополняет и уточняет их.)

Воспитатель спрашивает у детей, почему эти птицы круглый год живут у нас.

- Легко ли птицам добывать корм зимой?

- Как мы можем помочь зимующим птицам?

Рассказ воспитателя

Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза.

Овес, пшено клюют только воробьи, для них также годятся крошки пшеничного хлеба.

Синицы, кроме семян, очень любят сырое несоленое сало или мясо.

Вороны – всеядные птицы.

Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи.

Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать ему еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

Физкультминутка

Снегом засыпаны лес и поля,

Спит под сугробами крепко земля.

Ищут, ищут птицы,

Чем бы поживиться.

На зиму долгую в нашем лесу

Мы приготовили птичкам еду.

Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!

Дидактическая игра «Что за птица?»

Воспитатель загадывает загадки о птицах. Птица-отгадка прикрепляется к кормушке, где ей приготовлен корм. В конце игры воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать корм, который предпочитает каждая птица.

Итог занятия

Занятие заканчивается стихотворением «Покормите птиц зимой» А.Яшина

Приложение 2

Занятие с детьми

Тема 2: «Птички-невелички»

Цели: Формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения воробьев в холодное время года. Закрепить знания о зиме. Развивать познавательный интерес к родной природе. Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать.

Ввести в словарь детей слова: стая, чирикать, нахохлиться. Продолжать учить детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к животному миру.

Оборудование:

Фотография воробья, синицы, снегиря. Фигурка птицы, запись пения воробья, зерна, крупа, хлебные крошки, кормушки;

Предварительная работа:

Развешивание кормушек, кормление птиц, наблюдение за птицами.

Ход занятия:

Воспитатель: -Ребята, сегодня у нас в гостях маленькая птица. Она вот в этом домике сидит. А для того, чтобы двери домика открылись, нужно отгадать загадку. 

Коротка моя песенка, вот: Чик-чирик!

Другой никакой я не знаю.

Зимовать не улетаю,

А под крышей обитаю.

Увидев добычу, я вмиг

С крыши за нею слетаю.

Прыг-скок! Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый … (воробей).

Воспитатель: -Молодцы, вы правильно отгадали загадку. Это воробей. А вот и сам воробей. (Из домика достается фигурка воробья, включается запись воробьиного чириканья).

Что же рассказывает нам воробей? Ах, вот оно что!

 

Воспитатель: -Ребята, какое сейчас время года? Какая погода на дворе? Как люди защищаются от холода? (Ответы детей на вопросы).

 

Воспитатель: -А вот наш воробышек рассказывает, что у птиц нет теплых шубок и шапочек. А живут воробьи под крышами, так что домов с горячими батареями у них тоже нет. Поэтому, ребята, птицам зимой очень холодно. - Зимой птички-невелички мало чирикают, а больше молчат. - В холодную погоду они меньше двигаются, чем в теплую погоду. - В морозную погоду птички сидят стайкой, распушив перья и нахохлившись – так им легче согреться. Вот так. (Воспитатель разводит в стороны округленные руки и втягивает голову в плечи). Попробуйте нахохлиться как воробышки зимой. (Дети выполняют задание).

Физминутка: подвижная игра «Тепло, холодно»

А сейчас давайте поиграем в игру «Тепло, холодно». Вы, ребята, будете воробьями. По команде «тепло» - летайте и чирикайте, а по команде «холодно» - нахохлитесь и садитесь на корточки рядышком друг с другом. (Проводится подвижная игра).

 Ребятки, взгляните за окошко.

Загадка о кормушке для птиц

-В зимний день среди ветвей

 Стол накрыт для гостей.

Дощечка новая, Для птиц столовая,

Зовет обедать,

Крошек отведать.

Что это? (Ответы детей).

Воспитатель: - Это кормушка. Для чего мы ее повесили? (Ответы детей).

Воспитатель: - Птицам зимой не только холодно, но и голодно. Нет ни букашек, ни жучков, ни ягодок, ни травки. Тяжело зимой птицам отыскать еду. Как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму? (Ответы детей).

Воспитатель: -Корм для птиц можно сыпать не только в кормушку, но и просто на снег там, где он утоптан. Вот таким образом. (Воспитатель вызывает одного ребёнка и просит насыпать немного зерна на макет заснеженной полянки) 

Пальчиковая гимнастика «Воробей»

Ты малыш, воробей,

На морозе не робей.

 По кормушке клювом бей,

Наедайся поскорей.

(Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой рукой).

Воспитатель: - Не забывайте кормить птиц зимой!

Приложение 3

Занятие с детьми.

Тема 3: «Покормите птиц зимой»

Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Ход занятия:

Воспитатель беседует о том, что зима вступила в свои права: дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрепят от холода.

Воспитатель: - А как живется зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки защищают от холода, но не от голода).

В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.

- Жалко? (Очень жалко)

- Послушаете стихотворение Н. Грибачева.

Ну, морозы, ну, морозы,

Нос наружу – ой – ой – ой!

Даже белые березы

В серой корке ледяной.

Даже белки - непоседки

В ожидании тепла

Не снуют на ветку с ветки,

Не вылазят из дупла.

И голодная синица

Тихо плачет у окна:

«Негде греться и кормиться,

Ни козявки, не зерна.

День дымит морозной далью,

Ночи стылы и темны,

Замерзаю, голодаю,

Не дожить мне до весны! »

Воспитатель: - Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?

- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!

Воспитатель: - Послушайте продолжение стихотворения.

И сказал Сережка: «Ладно!

Потерпи не долгий срок… »

И достал он из чулана

Длинный гвоздь и молоток.

Похрустев по снежной корке,

Где петлял следами лис,

Закрепил у старой елки

На пеньке фанерный лист.

А на лист – зерна,

А на лист – пшена,

Конопли две горсти –

Собирайтесь, гости!

Воспитатель: - Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?

Воспитатель: - Правильно, можно сделать и повесить кормушки.

Воспитатель предлагает разные варианты кормушек. Дети рассматривают и делятся предположениями, какую кормушку они сделают дома с родителями для «Птичьего кафе». Можно предложить детям сделать две кормушки, одну для детского сада, а другую для дома.

Воспитатель: - Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если нет? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом бы не стали есть. Поэтому для подкормки годиться пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи - крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.

Воспитатель: - Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

• во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

• подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;

• кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

• корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.

Воспитатель: - Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?

- Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.

- Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетаться, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми…

Воспитатель: - Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. д.

- Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, снегири, дятлы, и т. д.)

- Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны.

По небу весело скользят,

Летят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое! »(К. Муххамали)

        Приложение 4

Занятие по лепке, тема: «Совушка – сова»

    Цели: учить детей лепить выразительный образ из теста. Продолжать освоение техники надреза ножницами. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений в изобразительной деятельности.

     Предварительная работа: подвижная игра «День и ночь», отгадывание загадок, рассматривание картинок с изображением совы.

Оборудование:

Демонстрационное: Фоновая музыка «Звуки леса», слады с изображением совы.

Раздаточное: соленое тесто, ножницы, влажные салфетки, пуговицы, доски для лепки.

Словарная работа: совушка, сова, птица, хищная, пестрые перья, острые когти, летит.  

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Отгадывание загадки

Угадай, какой же птице

Ночью темною не спится?

Не укроет мышь трава,

Ведь за ней летит  (сова)

3. Показ слайдов

- Верно, ребята, это сова. Сова – это хищная птица.

- Что значит хищная?

Ответы детей.

- Посмотрите, какая она красивая. Пестрые перья, большая голова, крепкий клюв и острые когти. А взгляд, посмотрите какой внимательный. Ни одна мышка мимо не проскочет. Сова не только хорошо видит, но и слышит.

А это филин – самая крупная из сов. Вот мы и рассмотрели внимательно сову. А сейчас поучимся ее лепить.

4. Показ воспитателя

- Делим кусок теста на две части: большую для туловища, а маленькую для деталей.

- Из большого куска катаем шар и расплющиваем его слегка.

Промокнули одну сторону диска влажной салфеткой и приклеили его к основе (к блюдцу).

- Ножницами делаем надрезы – перья.

- К верхней части диска приклеиваем пуговицы – глаза.

- От маленького куска теста отщипываем кусочек для клюва, и приклеиваем его.

- Еще отщипываем маленький кусочек для лап. Скатываем в колбаску, сгибаемее пополам, приклеиваем на место. На краях делаем по два надреза – когти.

- Оставшуюся часть теста скатываем в колбаску, делим на две равные части и немного расплющиваем – крылья. Приклеиваем их на место и делаем ножницами надрезы – перья. Все готово

5. Самостоятельна работа детей

6. Итог: молодцы, ребята. Вы хорошо потрудились. Свои работы можете подарить мамам, им будет очень приятно. А сейчас поиграем.

Подвижная игра «Сова»

(Водящий сидит на стуле, дети ходят по кругу)

В лесу темно

Все спят давно.

Одна сова не спит,

Летит – кричит.

(Сова эмитирует движения в соответствии со словами)

Совушка – сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит.

Да вокруг как полетит

(Дети замерли)

Приложение 5

Аппликация «Снегирь на ветке»

Выполнение аппликации- смешанная техника: аппликация из ниток с использованием бумаги(салфеток).

Техника- обрывания, скатывания, свертывания.

Цели: Закреплять цвета. Закреплять умение детей пользоваться ножницами. Развивать мелкую моторику. Развивать умение детей передавать образ птиц с помощью разноцветных ниток. Формировать творческое воображение.

Материалы:

Салфетки бумажные красного и белого цвета.

Пряжа красного, черного, коричневого цвета.

Ножницы Лист белого картона форматом 1/2 А4

 Клей ПВА

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки. Рассматривание иллюстраций. Чтение познавательной литературы. Вывесить вместе с детьми кормушки для птиц.

Ход занятия.

1.      Организационный момент. 

Воспитатель  читает детям стихотворение «Снегири» :

                     Стынут лапы на морозе

                      У сосны и ели.

                      Что за чудо

                      На берёзе

                     Яблоки поспели.

                     Подойду поближе к ней

                      И глазам не верится

                      Стайка алых снегирей

                     Облепила деревце.

2.      Рассказ воспитателя о снегирях.

А кто-нибудь из вас знает, как выглядит снегирь? Чем питается? Где зимует? Как человек заботится о нем? Почему снегирь прилетел к нам зимовать?

 А теперь послушайте рассказ о снегирях.

«Еще наряднее становится природа зимой, когда на покрытых снегом деревьях и кустарниках появляются прилетевшие в гости красавцы – снегири. Они называются так потому, что появляются в наших краях с первым снегом. Снегирь – пухленькая красногрудая птичка с голубовато – зеленой спинкой и черной головкой. Летает снегирь легко и красиво. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка (7-10 птичек, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день. Чем питается снегирь? Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Снегирь питается почками растений, семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена. Закусив рябиной, снегирь чистит клюв. К клюву прилипло несколько семян рябины. Во время чистки клюва они падают на землю. Весной они прорастут. С приближением темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует, скрывшись в ветках. И так в течение всей зимы. Снегири украшают нашу зимнюю природу своим ярким оперением и мелодичным посвистыванием». Теперь вы знаете, какие снегири и где они живут.

3.      Изготовление снегирей

  Воспитатель предлагает детям рассмотреть образец работы. Обратите внимание на окраску птицы какие мы видим цвета(ответы детей). На какие части будем клеить нитки (ответы детей). Возьмем черную пряжу и нарежем маленькими кусочками. Теперь возьмем красные нити и нарежем на маленькие кусочки. Теперь нужно сделать веточку, на которой будут сидеть наши птички. Такой цвет нам понадобится (ответы детей) Молодцы правильно. Коричневые нитки (предварительно нарезав их). Ягоды будем делать из салфетки (в технике скатывания).Какого цвета ягоды рябины (ответы детей). Что у нас лежит на веточке(ответы детей) Молодцы правильно. Снег сделаем из белой салфетки (в технике свертывания). Воспитатель предлагает детям расположить нитки на заготовке с опорой на образец, стараясь наклеивать последовательно. Если ребенок затрудняется воспитатель помогает.

4.      Физминутка «Снегири».

Вот на ветках посмотри. Руками хлопают себя по бокам

В красных майках снегири. Показывают грудки

Распустили перышки. Руки слегка в стороны,

 Греются на солнышке. Шевелят пальчиками

Головой вертят, вертят. Повороты головой вправо, влево

Улететь они хотят. Бегут по кругу, взмахивая руками

 Кыш! Кыш! Улетели! А метелью, за метелью! Разбегаются по группе, машут руками

5. Итог. Молодцы, какие красивые снегири у нас получились

Приложение 6

Создание копилки загадок о птицах.

Цель: развитие логического мышления, памяти, речи.

Ход:

Воспитатель: – Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится – 
Собирает крошки,
По ночам ночует, – зернышки ворует? (Воробей.) 

– Кто присел на толстый сук
И стучит “Тук – тук, тук – тук?” (Дятел.)

 – Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах.
А зовут ее -… (Ворона.) 

– Кто так громко всех стрекочет,
Рассказать нам что-то хочет? (Сорока.)

 – Мы построили вдвоем,
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец,
Прилетай скорей … (Скворец.) 

– Всех прелестных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне, вскачь,
А зовется птица… (Грач.)

 – На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат
На носу повисла капля…
Узнаете? Это… (Цапля.) 

– В лесу ночном кукует птица.
Она позвать себя боится
Ку-ку…ку-ку не спит опушка
А птицу эту звать? (Кукушка.) 

– Чернокрылый, красногрудый.
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут! (Снегирь.) 

Что такое – посмотри!
Выпал снег, на нем огни
Это птицы - … (снегири).
Летом ловит он жуков,
Поедает червяков.
На юг не улетает,
Под крышей обитает.
«Чики-рики», - не робей.
Дам тебе крошек, …. (воробей).
Села на кормушку
Птичка с желтым брюшком (синица).
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья – хрипловатая,
Знатная персона.
Это же … (ворона)
Бела как снег,
Черна как жук,
Вертится как бес,
Стрекочет на весь лес. (сорока).
На деревьях днем умело
Клювом долбит он кору.
Друг деревьев, враг жуков –
Это кто же он таков? (дятел)

Приложение 7

Словесная игра «Летает – не летает»

Дидактическая задача: развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.

Игровое правило: поднимать руку надо только в том случае, если будет назван летающий предмет.

Игровые действия: похлопывание по коленям, поднимание руки, отыгрывание фантов.

Ход игры:

Дети садятся полукругом, руки кладут на колени.

Воспитатель объясняет правила игры: я буду называть предметы и спрашивать: «Летает?», например: «Голубь летает? Самолет летает? », если я назову предмет, который, в самом деле летает, вы поднимаете руки. Если я назову нелетающий предмет, руки поднимать не следует. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фант.

Похлопывая по коленям, воспитатель и дети говорят «Поехали – поехали», затем воспитатель начинает игру: «Галка летает? » - и поднимает руку.

Дети отвечают: «Летает», - и тоже поднимают руки. «Дом летает? » - спрашивает воспитатель и поднимает руки. Дети молчат.

У многих ребят в начале игры руки непроизвольно, в силу подражания, поднимаются каждый раз. Но в том и заключается смысл игры, чтобы своевременно удержаться и не поднять руки, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался, платит фант, который в конце игры выкупается.

Приложение 8

Дидактическая игра «Прилетели птицы»

Цель: развитие фонематического слуха.

– Я сейчас буду называть птиц, но если я, вдруг, ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопнуть в ладоши.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. 
Прилетели птицы: голуби, куницы.
Прилетели птицы: аисты, вороны, галки и палки.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи,
Чибисы, чижи, аисты, кукушки, лебеди, скворцы.
Все вы – молодцы!

Дидактическая игра «Счёт птиц» 

Цель: закрепление согласования числительных с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т. д.)

Приложение 9

Игра средней подвижности «Филин и пташки».
Цель:
 закрепить умение подражать голосам птиц, развивать ловкость, внимание, смекалку.

Ход игры: Перед началом игры выбирается филин, а дети делятся на две стайки: синиц и клестов. Каждая стайка встает в свой круг (круги находятся в противоположных сторонах). Филин стоит в центре. Подражая крику птиц (синички – «ци-фи, ци-фи», клесты – «кле-кле»), дети «летают» по залу. На сигнал «Филин!» все птицы стараются улететь в свой круг. Если птица попадает в чужой круг, то другие птицы ей говорят: «Кыш – кыш, лети в свою стаю». Пойманную пташку филин угадывает по птичьему крику.

Подвижная игра «Птички в гнёздышках»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Ход игры. С одной стороны площадки свободно раскладывают обручи («гнёздышки») по количеству детей. Каждый ребёнок («птичка») стоит в своём «гнёздышке». По сигналу воспитателя дети – «птички» выбегают из обручей – «гнёзд» - и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц» то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – «клюют» корм. «Полетели птички в гнёзда!» - говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется. Когда игра будет усвоена детьми, можно ввести новые правила: разложить 3-4 больших обруча – «в гнезде живёт несколько птиц». На сигнал: «Полетели птицы в гнёзда» - дети бегут, в каждый обруч встают 2-3 детей. Воспитатель следит, чтобы они не толкались, а помогали друг другу встать в обруч, использовали всю площадь, выделенную для игры.

Подвижная игра «Вороны и собачка»

Цель: научить детей подражать движениям и звукам птиц, двигаться, не мешая друг другу.

Ход игры: Выбирается «собачка», остальные дети - «вороны».

Возле ёлочки зелёной                                         Дети прыгают, изображая ворону.

Скачут, каркают вороны: «Кар! Кар! Кар!»                                                                                                                                                    

Тут собачка прибежала                                      

И ворон всех разогнала: «Ав! Ав! Ав!»           Дети убегают от «собачки».

Игра повторяется 2-3 раза.

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Ход игры: Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

Приложение 10

Консультация для родителей «Покормите птиц зимой»

 

синица

Птицам трудно приходится зимой. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден.

Особенно страдают синицы (из десяти синиц зиму переживает только одна...). Чем мы можем помочь им? Нужно делать кормушки.

Кормушка

Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим. Самая простая деревянная кормушка состоит из фанерного дна с бортиками и жестких опор, на которых крепится крыша. Крыша защищает корм от дождя и снега. Бортики нужно сделать достаточно высокими, чтобы корм не сдувало. В дне нужно просверлить дырочки, чтобы попадающая вода не застаивалась и корм не закисал. Стенки и края у кормушки не должны быть острыми.кормушка

Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное, выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек. Колючие кустарники, такие как розы или боярышник, - подходящее убежище для птиц, где их не достанут хищники.

Прекрасно, если Вы сможете разместить кормушку для птиц так,чтобы Вам было удобно наблюдать за ними.  

Но что делать, если папа на работе, а кормушку хочется сделать прямо сейчас? Воспользуйтесь подручными средствами – пакетами из-под молока, кефира, сока, возьмите пластиковую бутыль. Прорежьте отверстия с двух сторон, оставив бортик снизу, а сверху проденьте веревочку или проволочку, чтобы подвесить кормушку.

Меню для птиц

Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное. Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов. Нежелательно кормить их рисом и гречкой. Можно давать только белый хлеб, а вот черный хлеб опасен – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается (особенно в мороз).кормушка

У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо (вареное и сырое). Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Ветер будет раскачивать кусочек, но это не смущает синичек.

Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнуха, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, пшено, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши). Конечно, весь корм должен быть свежим .

Неплохо поместить в кормушке и кальциевую подкормку - скорлупу куриных яиц.

Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».

Если Вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зерна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Покормите птиц зимой! Кто поможет птицам зимой? Конечно, заботливые малыши! Мастерить кормушки – занятие такое интересное!"

Зима – тяжёлое время года для птиц. Зимой пернатым не до весёлого чириканья – весь короткий световой день уходит на поиски пропитания.  Маленькие птички должны часто есть, чтобы ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Лепбук "Зимующие птицы" Экологическое воспитание дошкольников.Знакомство детей с птицами, зимующие в нашей местности.

Лепбук «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольников. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...

Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)

Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...