Проектная деятельность-метод интерактивного обучения в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ"
проект по окружающему миру

Кириченко Альбина Михайловна

Представлен обобщенный опыт практической работы с детьми в ДОУ, с использованием технологии-проектной деятельности. Ракрыт вопрос об актуальности метода проектов, как средства интерактивного взаимодействия, обучения детей в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Образовательное Учреждение


«Бендерский детский сад №16»

Молдова, Приднестровье, город Бендеры

Обмен опытом

«Проектная деятельность-метод интерактивного обучения в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ»

Подготовила

Воспитатель

1 кв.категории

Кириченко А.М.

Мне бы хотелось поделиться своим практическим опытом работы по использованию особенностей  интерактивного обучения . В своей работе с детьми , я активно использую проектную деятельность-как один из методов интерактивного обучения, с целью оптимизировать процесс воспитания и образования детей моей группы. В 2013-2014 годах мы работали над проектами о живой природе «Огород на окне», «Наши пернатые друзья», «Золотое яблоко в горшочке».

Почему я выбрала именно этот метод интерактивного взаимодействия, потому что, анализируя наблюдения за  уровнем  развития детей моей группы, я пришла к таким выводам:

*Дети имели  недостаточно высокую, для этого возраста, познавательную активность;

*Уровень общения детей носил сдержанный характер, дети не проявляют  разнообразие  в выборе видов взаимодействия друг с другом, часто их игры и общение, были скорее пассивными, чем активными;

*Уровень развития смысловой стороны речи у 40% детей не соответствовал среднему возрасту наших воспитанников, т.е. была необходимость активизировать речь детей интересными методами и приемами ее развития.

Перспективу личностного развития  ребенка по мере овладения навыками в проектной деятельности,на мой взгляд, можно выстроить в следующей последовательности:

1.Ребенок делает то, что у него получается .

2. Он получает хороший результат

3. Ему это нравится

4. он хочет больше хороших результатов

5. Он заинтересован в своей работе

6. Ему хочется поделиться этим со своими друзьями 

Одной из целей моего первого проекта  «Огород на окне», было формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности. Для  ее достижения я использовала различные стандартные формы работы с детьми: наблюдения, занятия по познавательному  развитию, беседы, чтение литературы и т.д. Но мне хотелось вызвать у детей более живой непосредственный интерес к изучаемому материалу, т.к.  объекты изучения, на первый взгляд, были довольно знакомы и понятны детям: лук, свекла, томаты. Для оптимизации знаний и опыта детей по теме проекта я использовала различные приемы  интерактивного обучения.

Синквейн (от фр. «Пять») – это белый стих, состоящий из пяти строк и написанный по определенному алгоритму.

Алгоритм составления синквейнаследующая:

1 строчка (Кто?Что) - существительное - одно ключевое слово,.

2 строчка (Какой? Какая? Какое) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;

4 строчка - предложение, показывающее отношение автора к теме;

5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание –

ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Детям предлагала  «написать» свой  рассказ о луке; (так как мышление детей дошкольного возраста преимущественно наглядно-образное),  для облегчения им этой работы я составила схему из человечков, которые обозначали то или иное понятие. Дети глядя на схему, составляют рассказ, в итоге они должны найти и подобрать слово-синоним к ключевому слову.

Так у нас получались такие рассказы(слайд №5-озвучить)

-Лук

-Золотистый, горький

-Лечит, кормит, растет

-Мы выращиваем лук в земле.

-Огород, овощ.

-Помидор

-Красный, сочный

-Растет, краснеет, делают сок

-Мне нравится томатный сок

-Овощ,еда.

Усложнением было, когда я предложила детям каждое слово попробовать зарисовывать. Тяжело соотносить слово (например «горький») с реальным изображением, и необходимо было умение использовать некоторый переносный смысл в изображении. Это для детей было трудным, но интересно то, что когда мы совместными усилиями дорисовывалисинквейн-дети без труда озвучивали нарисованное-они очень хорошо запомнили то, что изобразили, хотя рисунки были порой абстрактные.

Это упражнение очень благотворно влияет на мышление и речь детей т.к. происходит сильная активизация этих процессов.

В ходе подготовки к  эксперименту по выращиванию лука, я не сообщала детям изначально, какие условия нужны для хорошего роста  овоща,(у каждого ребенка имелся свой опыт знаний по теме),  а предложила детям предположить-что нужно для этого?

Для этого использовала игру «Кресло» . Перед детьми были поставлены стулья(вместо кресел) на которых я разложила различные предметы:

1.Темный квадрат-означал темноту.

2.Тарелка с землей, картинка солнышка, стакан с водой

3.Только стакан с водой.

4.Тарелка с землей.

Я предложила детям подумать и выбрать, что по их мнению будет лучшим  условиям для роста лука в нашей группе. Дети подходили к выбранным стульям и должны были аргументировать свой выбор. Отмечу, что большинство выбрали 2 стул, но некоторые выбирали и другие варианты, что было интереснее в обсуждении. Затем группа детей выбирала  одного ребенка, который садился  на стул- он был старшим ученым. На других стульчиках также были выбраны старшие ученые. Далее выбранные ребята аргументировали, почему именно их выбор правильный. (8 слайд)

*Луку нужен стакан с водой, потому что все растения  «пьют».

*Луку нужно будет все-в земле он живет, водой его надо поливать, а солнышко греет.

*Луку нужна только земля, это дом для овощей, защищает от холода зимой, там еда для лука.

*Свой выбор темноты-ребенок не смог объяснить, выбрал потому, что никто не выбрал.

После обсуждений и доказательств мы пришли к необходимости проверить это опытным путем-какие же условия будут лучшими для выращивания? поместили лук в банку с водой на подоконнике, в землю на подоконнике(без полива) , на подоконнике с  поливом, в земле,темном месте (кладовке). Причем ухаживать за растениями дети также должны были по подгруппам, соответственно тому выбору, который они сделали в игре.

В ходе самого эксперимента мы вели дневник наблюдений в виде рисунков детей,  я вносила данные об изменениях роста лука в таблицу, чтобы отследить характер изменений растения.  В конце эксперимента- сделали выводы: растению нужны все условия вместе для хорошего роста.(8,9 слайды).

По окончании эксперимента мы решили с детьми вырастить «луковое дерево» (зная уже много о необходимых условиях ухода за луком)-это доставило детям огромное удовольствие, было интересно и наглядно ухаживать за ним, видно как идет полив через прозрачные стенки бутылки, как растут корни, какими густыми они становятся, перья лука вытягивались вверх -«тянулись к солнышку»). Если эксперимент проходил по подгруппам, то эту работу мы выполняли все вместе, всей группой.        

Выращивание лука в комнатных условиях, как мы знаем, проходит очень быстро), поэтому дети,увидев, как скоро из луковицы-мы получили зеленые перья, стали задавать мне много вопросов, а из всех растений можно вырастить новые? А можно огурец или помидор тоже посадить в землю и быстро вырастить новые, чтоб мы их могли съесть (перья лука мы каждый день употребляли в пищу). Так возникла необходимость продолжения проектной работы в виде подпроекта «Золотое яблоко в горшочке» (14 слайд).

Объяснить детям в обычной беседе с картинками, что все растения выращиваются из семян-было просто и знакомо. Мне же захотелось развить исследовательскую активность детей, поддержать их интерес. Поэтому я  обратилась к использованию метода мозгового штурма. Согласна технологи проведения  метода мозгового штурма, детям предлагаются нереальные ситуации, в которых у них не будет жестких рамок мышления, они смогут творчески мыслить, фантазировать. И я предложила им отправиться в космический полет (на «ракете») взяв с собой из продуктов (свежие овощи: луковое дерево, помидор, огурец). Когда мы «прилетели», то обнаружилось ,что она вся ледяная, все покрыто снегом. Перед детьми была поставлена проблема «Что мы будем есть на этой планете?» Ответы были ожидаемыми: «Нарежем салат из огурца, помидора и лука и съедим», но тут же я напомнила детям, что нас много , а овощей мало, что же делать? Дети отвечали очень разнообразно, как стандартно:

-Купить в магазине.

-Попросить у мамы

-Собрать на огороде

-Раскопать под снегом (а ведь овощи боятся холода-значит не растут на этой планете;

Так и необычно:

-Попросить у инопланетян.

-Полететь обратно на Землю и взять побольше продуктов.

-Вырастить новые на огороде.

-Посадить семена  и вырастить в земле (она как раз была у нас на «ракете»).

-Семена «вытащить из помидор и огурцов» ножом.

Все ответы я записывала, затем мы каждый ответ анализировали -реально это или нет на этой планете. И остался один вариант ответа-вырастить из семян.

(Ранее мы прочитали с детьми произведение А.Волкова «Волшебник изумрудного города» и «УрфинДжюс», где Урфин высушил растения на солнце и они превратились в порошок, которым можно было колдовать)-по аналогии дети и предположили, что помидор можно высушить и будут у нас семена для посадки.

Так мы пришли к выводу , что можно самим вырастить помидоры из семян, у нас в «ракете», в земле, которая была с луком.

Мы с детьми проговаривали алгоритм посадки семян в землю, ухаживали, подкармливали при пикировании рассаду, пересаживали рассаду в горшки большего размера. В мае мы пересадили рассаду в открытый грунт, ухаживали почти все лето и дождались своих плодов. Они были очень сладкими!

Проект  «Наши пернатые друзья» был информационно-практическим. В ходе его реализации,  мы  активно сотрудничали с родителями, как участников интерактивного взаимодействия с детьми, педагогом.

Когда я им предложила участвовать в проекте, то некоторые неохотно на это ответили. Чтобы активизировать участие родителей в нашем проекте, я провела с ними игру «Счастливый случай». Игра была построена по принципу  вопрос-ответ ; родители были разделены на две группы они по очереди отвечали, и в итоге я выяснила, что у них самих недостаточно информации, багажа знаний о зимующих птицах. Поэтому на следующем этапе, я предложила родителям поработать  совместно с детьми: им было дано домашнее задание – найти и подготовить сообщение об одной из зимующих  птиц(по выбору ребенка). Затем на заключительном этапе проекта, дети представляли эти сообщения в группе,мы провели игру «Телепередача»,  пригласили также и родителей .Чтобы помочь некоторым детям быть активными в диалоге с выступающими, они брали  микрофон  в руки, задавали интересующие их вопросы.    Такая форма работы очень положительна в выстраивании  связей  между участниками общения: родители-дети-педагог, формировании интереса друг к другу. Кроме того родители смогли увидеть своих детей с другой стороны, да и дети чувствовали себя иначе, по-взрослому, как-то ответственно-они же выступали, даже перед родителями-им это очень понравилось, принесло много положительных эмоций.

Свое сотрудничество с родителями по проекту о птицах  мы продолжили :вместе посетили краеведческий музей нашего города, и уже летом побывали в зоопарке города Кишиневе, где также активно наблюдали за птицами, нашли различные перья, собрали альбом птичьих перьев, рисовали понравившуюся птицу зоопарка.  

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что образовательная работа, в ходе  которой используются методы  интерактивного обучения, организована  таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.  В процессе освоения учебного материала, дошкольники осуществляют совместную деятельность, это означает, что каждый вносит в работу свой вклад, происходит обмен опытом, знаниями и умениями.  Причем это происходит в доброжелательной обстановке и при взаимной поддержке друг друга. Интерактивная деятельность предполагает диалоговое общение, так как оно влечет за собой взаимопомощь, взаимопонимание и привлекает к решению задач совместными способами.

Хочу отметить, что по окончании работы над проектами («Огород на окне», «Золотое яблоко в горшочке» , «Наши пернатые друзья»)-я увидела, что мои дети стали другими. Да, они и повзрослели, стали старше и соответственно их деятельность усложнилась сама по себе. Но качественность деятельности –игры, мотивация познания, общения друг с другом, желание что-то узнать новое и интересное-стало иным. Меня радовали их вопросы, повысился уровень их наблюдательности -(они стали замечать все и везде-от перышка до различных форм облаков в небе); их рассказы об объекте, явлении стали носить распространенный характер; все чаще дети придумывали , где и как можно найти несуществующие, но нужные им предметы для игр, искали клады, путешествовали на острова спасали животных и т.д. Иными словами происходило обогащение познавательного, творческого, личностного  развития детей .        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной доски в воспитательно-образовательном процессе

В нашем детском саду используется интерактивная доска SMART Board - это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входит компьютер и проектор. Технология работы доски, ос...

«Возможности использования интерактивной доски в воспитательно-образовательном процессе»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17062386","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"364","width":"480"}}]]...

Статья " Использование интерактивных игр в воспитательно-образовательном процессе"

Статья рассматривае осовные моменты использования интерактивных игр ....

План самообразования «Использование интерактивных игр в воспитательно — образовательном процессе ДОУ для повышения уровня познавательного развития дошкольников 5 – 7 лет»

Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, э...

Информация на тему: «Использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»

Интерактивное оборудование активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Существуют различные интерактивные...