Проект "Мы в ответе за тех, кого приручили"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Проект "Мы в ответе за тех, кого приручили"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt.docx37.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад "Березка"

Педагогический проект

 "Мы в ответе за тех, кого приучили»

в подготовительной к школе группе»

 

 

Руководитель проекта:

Боброва Н.Ю.

 

 

 

 

с. Мамонтово

2020г

Содержание проекта

1. Паспорт проекта

2. Проблема проекта

3. Актуальность проекта

4. Цель

5. Задачи

6. Планируемые результаты

7. Возрастные особенности

8. Принципы и подходы к реализации проекта

9. Формы и методы работы

10. Итоговый продукт

11. Этапы реализации проекта

  • подготовительный (организационный)
  • содержательный (практический)
  • заключительный (итоговое занятие)-защита проекта

12. Риски и пути преодоления

13. Перспективы развития

14. Ресурсное обеспечение проекта

  • Информационные ресурсы
  • Учебно-методические ресурсы
  • Литература

 1. Паспорт проекта

Участники проекта:

  • Педагоги подготовительной группы
  •  Дети подготовительной группы (6-7лет).
  • Родители воспитанников ДОУ.

Тип проекта: познавательный, групповой, творческий

Сроки реализации проект: Сентябрь 2020г. – Май 2021г.

2. Проблема проекта: Ежедневно мы видим собак и кошек, которые бродят по улицам нашего села (а также и тех, кого приручили,"- это сказал в начале 20 века Антуан де Сент-Экзюпери. К сожалению, фраза эта звучала с тех пор настолько часто, что потеряла свой истинный смысл. Мы заводим домашних животных, не сознавая всей меры ответственности. Наигравшись вдоволь, люди выбрасывают своих питомцев на улицу. Эта проблема актуальна очень давно и носит глобальный характер. Почему мы забыли о верности и привязанности тех, кого приручили, и равнодушно проходим мимо. Бездомные животные страдают сами и приносят вред людям, а это следствие безответственного и равнодушного отношения человека к ним. Никто и не задумывается, что такое отношение к природе закладывается в раннем детстве. Если мы не воспитываем любовь к природе у ребенка с детства, то откуда ж ей взяться, когда малыш вырастет.

                Самым лучшим способом воспитания бережного отношения к природе является дружба ребенка с домашними любимцами. Игры с собаками или кошками развивают малыша и умственно, и физически. Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки. Разнообразные ситуации общения с домашними животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, любознательность, формируют навык взаимодействия с ними.

Рядом с человеком много веков живут самые разнообразные животные: собаки, кошки, хомячки, попугаи, рыбки и даже змеи. Но чаще всего нашими соседями и добрыми друзьями становятся кошки и собаки.

              Кошка и собака - красивое, элегантное, удивительно смышленое создание с яркой индивидуальностью. Они неоднократно оказывали людям неоценимые услуги – спасали от нашествия грызунов, предупреждали о природных катастрофах, помогали спасать людей.  Несмотря на то, что кошки и собаки живут рядом с человеком много тысяч лет, они остаются во многом загадочным и таинственным животным.

3. Актуальность проекта:

Проект посвящен актуальной проблеме, ведь часто дети видят на улицах посёлка, города брошенных, бродячих животных. Часто такие животные представляют угрозу, нападая на людей и других животных. Нужно чтобы ребёнок и его родители, желая завести в доме животное, ответственно относились к принятию этого решения. Чтобы кошки и собаки не пополняли ряды бродячих животных.

4. Цель проекта: Расширить представления у дошкольников о домашних питомцах. Воспитания чувства ответственности и бережного отношение к домашним питомцам (кошки и собаки). 

 5. Задачи:

  1. Формировать у детей элементарные представления о кошках и собаках;
  2. Вызвать у детей интерес к кошкам, к собакам, желание больше узнать о породах, о жизни их и их повадках;
  3. Совершенствовать знания детей о безопасном поведении с животными;
  4. Воспитывать у детей бережное отношение к животным;
  5. Содействовать активации совместной деятельности со сверстниками, родителями;
  6. Знакомить детей с произведениями и малыми фольклорными жанрами о кошках и собак;
  7.  Обогатить словарь детей новыми словами;
  8. Развивать у детей познавательный интерес к миру домашних питомцев, творческие способности, коммуникативные навыки, речь.

6. Планируемые результаты: 

- сплочение участников проектной деятельности;

 - формирование у детей интереса к домашним питомцам;

- активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;

 - осознание родителями важности экологического воспитания детей

7. Возрастные особенности детей
Седьмой год жизни ребенка является продолжением крайне важного периода детского развития, длится который с пяти до семи лет. Последний год характеризуется продолжением становления психологических образований, которые появились у ребенка в пять лет. Однако последующие развертывания этих новых образований является базой для создания психологических условий, которые послужат появлению все новых направлений и линий развития. Для дошкольного старшего возраста (6-7 лет) характерны существенные изменения в организме ребенка. Это определенный этап созревания. На протяжении этого периода интенсивно развивается и крепнет сердечно-сосудистая и опорно-двигательная системы организма, развиваются мелкие мышцы, развиваются и дифференцируются различные отделы центральной нервной системы. Также для детей этого возраста характерны определенные психологические особенности развития. Им присуще развитие различных мыслительных и познавательных психических процессов, таких как воображение, внимание, речь, мышление, память.

Внимание. У ребенка дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. А уже к концу этого периода наступает период развития произвольного внимания, когда ребенок учится направлять его сознательно и удерживать какое-то время на определенных объектах и предметах.

Память. К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка развивается произвольная слуховая и зрительная память. Одну из главных ролей в организации разнообразных психических процессов начинает играть именно память.

Развитие мышления. К завершению этапа дошкольного возраста ускоряется рост наглядно-образного мышления и начинается процесс развития логического мышления. Это приводит к формированию у ребенка способности обобщения, сравнения и классификации, а также способности определять существенные признаки и свойства предметов, находящихся в окружающем мире.

Развитие воображения. Творческое воображение развивается к концу периода дошкольного возраста благодаря различным играм, конкретности и яркости представляемых впечатлений и образов, неожиданным ассоциациям.

Социальное развитие:

• дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения;

• хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;

• способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);

• стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче:

• тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.

Организация деятельности:

• дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи,

• они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут,

• ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности,

• они способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней,

• способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.

Речевое развитие:

• дети способны правильно произносить все звуки родного языка,

• способны к простейшему звуковому анализу слов,

• обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов).

• грамматически правильно строят предложения,

• умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать,

• свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль,

• способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно,

• способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения

Интеллектуальное развитие:

• дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей,

• они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов,

• с удовольствием воспринимают любую новую информацию,

• имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.

Мотивы поведения:

• интерес к новым видам деятельности;

• интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них;

• проявляют познавательные интересы;

• устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Физическое развитие

В старшем дошкольном возрасте двигательная деятельность ребенка становиться более активной и разнообразной. Именно начиная с шести - семи лет, родителям рекомендуется занять свое дитя в какой-либо спортивной секции, а также почаще играть с ним в активные игры. Часто дети, которые сознательно уже относятся к требованиям старших, начинают стремиться к поставленной цели, разучивать новые движения или трюки самостоятельно и даже упорно пытаются освоить то, что получается меньше всего. Такая настойчивость очень похвальна, так как через год ему придется отправиться в школу, где есть свой режим и свои нагрузки: сидение за партой, выполнение регулярно домашнего задания, ранние подъемы и т. д.

Просидеть шесть часов за партой, в закрытом помещении, где также не предусмотрено время на дневной сон – это уже совсем другая жизнь, и чтобы справиться со своими обязанностями - нужно иметь не то, чтобы хорошее здоровье – а просто отличное здоровье!

Лыжный спорт, ролики, коньки, велосипед, гимнастика и танцы – все эти занятия отлично будут способствовать укреплению иммунитета вашего ребенка, а также постепенно будут формировать здоровое крепкое тело и дух. Занятие плаваньем отлично снимет любое нервное напряжение, будет способствовать хорошему аппетиту, нормализирует сон, а также укрепит мышцы и обострит рефлексы.

В отличие от других физ. упражнений, при ходьбе у малыша ритмически сочетается и расслабление, и напряжение. Это очень полезно для его здоровья, и чем больше он будет гулять на свежем воздухе – тем лучше вы укрепите его иммунитет.

В возрасте шести-семи лет деятельности ребенка присуща эмоциональность и повышается значимость эмоциональных реакций.

Становление личности, как и психическое состояние ребенка, к окончанию периода дошкольного возраста взаимосвязано с развитием самосознания. У детей 6-7 лет уже постепенно формируется самооценка, которая зависит от осознания того, насколько успешна его деятельность, насколько успешны его сверстники, как его оценивают педагоги и прочие окружающие люди. Ребенок уже может осознавать себя, а также свое положение, занимаемое им в различных коллективах – семье, среди сверстников и т. д.

Одним из наиболее важного новообразования в процессе развития личностной и психической сферы ребенка в возрасте 6-7 лет можно назвать соподчинение мотивов, то такие мотивы как «я смогу», «я должен» постепенно все больше преобладают над «я хочу».

Также в этом возрасте возрастает стремление к самоутверждению в таких сферах деятельности, которые связаны с общественной оценкой.

Постепенно, осознание ребенком своего «я» и формирование на данной основе внутренних позиций к началу школьного возраста приводит к появлению новых стремлений и потребностей. Это служит причиной тому, что игра, которая была основной деятельностью ребенка в течение дошкольного периода, мало-помалу сдает свои позиции в этом качестве, уже не в силах полностью удовлетворить его. Растет потребность выхода за рамки привычного образа жизни и участвовать в общественно-значимой деятельности, то есть происходит принятие другой социальной позиции, которая обычно называется «позицией школьника», что является одним из наиболее важных результатов и особенностей психического и личностного роста детей дошкольного возраста.

8. Принципы к реализации проекта

1)Целенаправленность процесса ознакомления с особенностями жизни домашних питомцах.

2) Системность проведения работы.

3) Доступность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

4) Наглядность - качество ясности, понятности, доступности содержания, убедительности изображения. Наглядность достигается воплощением абстрактного в конкретном.

5) Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.

6) Игровой принцип.

7) Принцип коллективности в творчестве

9. Методы реализации проекта

1) наглядный: картинки, иллюстрации, презентации

2) Наглядно-слуховой: показ, демонстрация

3) Словесный: беседы, чтения художественной литературы, объяснение, указание, словесные инструкции.  
10. Итоговый продукт:

11. Этапы реализации проекта

1. Подготовительный

Изучение и подбор методической и художественной литературы.

Для родителей:

Вызвать интерес у родителей по данной теме проекта.

Для воспитанников:

Выявить знания о особенностях жизни домашних животных (питомцах).

2.Содержательный

Этапы работы

Содержание

Продукт

Срок

Проведение занятий, бесед

1. Беседа "Удивительный мир кошек"

Беседа "Откуда, ты пришла кошка?"

Беседа

Сентябрь

Сентябрь

2. Беседа "Кто такая собака"

Беседа "Откуда, ты      пришла, собака?"

Беседа

3.Беседа "Первое знакомство собаки  с человеком"

Беседа

4. Беседа" Опасны ли бездомные собаки?"

Беседа

5. Беседа "Умеешь ли ты обращаться с животными?"

Беседа

6.Беседа"Собака - помощник человека"

Беседа

7.Беседа"Правила поведения во время встречи с бездомным

животным"

Беседа

8.НОД : «Наша гостья – кошка Мурка»

Конспект

9. Викторина: "Домашние животные".

Конспект

Чтение художественной литературы  (стихи, загадки, сказки, рассказы, пословицы, поговорки)

Чтение рассказа Дмитриева «Бездомная кошка»;

Чтение сказки В.Сутеева «Кто сказал мяу?»;

Чтение С. Маршак "Пудель";

Чтение К. Паустовский "Кот -ворюга";

Чтение Ш. Перро "Кот в сапогах";

Чтение Г. Новицкая "Дворняжка";

Чтение Н. Носов "Дружок";

Чтение Л. Толстой "Лев и собачка";

Чтение Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»;

Чтение стихов, загадок, пословиц, поговорок.

Составление сборника стихов,  загадок, пословиц, поговорок о домашних питомцах.

                   

Сентябрь

Сентябрь

Составление рассказов из личного опыта

"Расскажи о животном, которое живёт в твоем доме"; 

"Как ты ухаживаешь за питомцами";

"Как вести себя с животными";

"Как я помогал животным".

Беседа

Беседа

Беседа

Беседа

Рассматривание  иллюстративного материала

Рассматривание альбомов: «Кошки», "Собаки";

Рассматривание фотоальбомов: "Мой лучший друг - четвероногий";

Рассматривание иллюстраций "Разные породы кошек";

Рассматривание иллюстраций "Разные породы собак";

Рассматривание картины «Кошка с котятами»;

Рассматривание картины «Собака с щенятами»;

Рассматривание сюжетных картинок "Где живут домашние питомцы".

8

*Рассматривание игрушек "Домашние питомцы"

Альбомы

Фотоматериалы

*Выставка книг о домашних животных.

*Выставка фотографий и детских рисунков "Я и мой питомец".

Наша библиотека

Дидактические игры

Дидактическая игра "Где моя мама?"; 

Дидактическая игра "Кто где живет?"; 

Дидактическая игра "Найди вторую половинку";

Дидактическая игра "Кто чем защищается?";

Дидактическая игра "Закончи предложение";

Дидактическая игра "Кто, какую пользу приносит?";

Дидактическая игра "Один – много";

Дидактическая игра "Кто как голос подает";

Дидактическая игра "Кто, чем питается";

Дидактическая игра "Продолжи предложения". 

Сборник дидактических игр Дидактические игры

Слушание музыки, просмотр видео, презентаций, мультфильмов

Прослушивание песен: 

"Пропала собака» (А. Ламм, В. Шаинский),

 "Не дразните собак" (Е. Птичкин- М. Пляцковский),

 "Маленькая страна" (И. Николаев) (развитие эмоционального восприятия).

Фонотека

Просмотр развивающих видео презентаций, мультфильмов

Мультфильмы, презентации

Видео о домашних питомцах «Энциклопедия для дошколят»

Видео

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра: «Ветеринарная лечебница», "семья», «Магазин - полезная еда для кошек и собак".

Атрибуты к игре

Конструирование

Конструирование из строительных кубиков:  "Дом для всех бездомных кошек и собак»; оригами «Котенок»

Постройки  

Творческая мастерская

Раскраски на тематику "Разные породы кошек и собак"

Выставка творчества детей

Рисование: «Мартовский кот"

Рисование: "Наши кошки".

Оригами: «Кот", "Собачка" 

Лепка : "Девочка играет с котенком"

Инсценировка  сказки  "Кошкин дом".

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки, подвижные игры

*Пальчиковая гимнастика:

Пальчиковая гимнастика "Мы построим кошке дом";

Пальчиковая гимнастика "Детеныши"

Пальчиковая гимнастика "Выйдет котя";

Пальчиковая гимнастика "Котик";

Пальчиковая гимнастика "Пирожки для кошки";

Пальчиковая гимнастика "Кошка".

Картотека пальчиковой гимнастики

*Физкультминутки:

Физкультминутка " Киска";

Физкультминутка "Кошка";

Физкультминутка "Кошка и собачка".

Картотека физкультминуток

*Подвижные игры:

Подвижная игра: "Мышеловка";

Подвижная игра: "Лохматый пес";

Подвижная игра: "Птички и кошка ";

Подвижная игра: «Воробышки и кот»,

Подвижная игра: «Кот и мыши».

*Психогимнастика: «Я и животное».

*Релаксационное упражнение. «Ленивая кошечка».

10

*Дыхательная гимнастика:

 «Согреем  лапки кошечки»

Работа с родителями

онсультации, папки – передвижки, памятки, буклеты)

"Если ребёнок боится собак"

"Правила поведения во время встречи с бездомными животными"

"Воспитание любви к животным";

"Домашние животные в жизни ребёнка"

"Мы в ответе за тех, кого приручили"

"Безопасность при общении с животными"

Консультации, памятки

3. Заключительный 

Подготовка презентации проекта и итогового занятия.

12. Риски проекта:

 -дети, начиная с дошкольного возраста

-для родителей вопросы экологического воспитания не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

 13. Пути преодоления: 

  • закреплять знания в режимные моменты: беседы, НОД, игры, домашние задания совместно с родителями.
  •  показать родителям в необходимости воспитания у детей экологического воспитания, через беседы, консультации

14. Перспективы дальнейшего развития проекта

В 2021 году буду продолжать работу с детьми и родителями над этой проблемой

15. Ресурсное обеспечение проекта

Информационные ресурсы

  1. Рассказы о кошках и собаках для детей: https://www.proza.ru/2011/10/18/389;    http://chitajka53.ru/pedagogam-roditelyam/spiski-literaturyi/ya-vsego-lish-sobaka/
  2. Стихи, детские песенки из мультфильмов, загадки о кошках, собаках. http://kidwelcome.ru/detskie-stihi
  3. Это интересно! Поделки с дошкольниками  кошек и собак. https://vishivashka.ru/applikatsiya/sobaka_applikaciya.php
  4. Всё о кошках и собак для детей дошкольного возраста: занятия для дошкольника. https://www.google.ru/search?newwindow=1&ei=2zeXXIqsJYGKk74P45eQ2AQ&q
  5. Познавательное видео про кошек и собак

 https://www.youtube.com/watch?v=Icl_XsYkgSA

Учебно-методические ресурсы

Данный проект разработан в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ, 2013 год и с учетом рекомендаций основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы"под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Коморовой, М.А. Васильевой. -М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2018.  

Литература

1.Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада «конспекты занятий -М.Синтез-Синтез,2009. 

2.В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду»- М: Мозайка- Синтез, 2006 

3.Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»- М: Мозайка- Синтез, 2014.

4.Н.Е.Веракса, О.Р. Галимов «Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет» - М: Мозайка- Синтез, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия на тему: ”Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил”.

Воспитывать у детей ответственное отношение к домашним животным.Учить находить сходства и различия у животных...

Проект для старшего дошкольного возраста "Мы в ответе за тех ,кого приручили"

Основная задача проекта - это дать  детям представление  о домашних питомцах,как о беззащитных,зависящих от людей живых существах.Подвести к пониманию,что домашнее животное требует внимания,...

Сценарий конференции «Мы в ответе за тех, кого приручили» по книге А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Сценарий конференции «Мы в ответе за тех,кого приручили» по книге А. де Сент-Экзюпери«Маленький принц»...

Мы в ответе за тех, кого приручили

Дать детям понятие о том, что животные беззащитны сами по себе и мы должны при любых ситуациях помогать им.Животный мир-это важная часть нашей жизни, поэтому мы должны с детства прививать в детях любо...

Стенгазета "Мы в ответе за тех, кого приручили"

В предверии дня Милосердия, мы с детьми решили оформить выставку домашних животных и тем самым показать, как нужно обращаться с четвероногими друзьями! Вместе с родителями и детьми собрали для б...

Мы в ответе за тех, кого приручили

Воспитание в детях милосердия, любви и сострадания к животным....

Экологическая акция "Мы в ответе за тех, кого приручили"

В рамках проекта "Природа - наш дом, но не одни мы в нем живем" в ДОУ прошла экологическая акция "Мы в ответе за тех, кого приручили"...