Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие птицы" (в средней группе)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Усанова Елена Михайловна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

"Зимующие птицы" (в средней группе)

Программное содержание:

- уточнить представления о видах зимующих птиц;

- закрепить понятие «зимующие» птицы.

- активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы»;

- расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная. воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам;

- развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами на прогулке. Рассматривание картинок с птицами. Чтение художественной литературы«Перелетные и зимующие птицы» М. Г. Борисенко. Заучивание стихов. Отгадывание загадок про птиц. Рисование - «Снегири». Подвижные игры«Перелёт птиц»«Птички в гнёздышках»«Совушка – сова». Изготовление кормушек.

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением зайца, белки, лисы, волка, воробья, вороны, снегиря, синицы; иллюстрации с перепутанным изображением птиц; модели с видами питания зимующих птиц; конверт c письмом, магнитная доска.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Они очень рады видеть вас, давайте поздороваемся и похлопаем в ладоши, если вы тоже рады.

Дети садятся.

Воспитатель: - Дети, послушайте мою загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила (Зима)

Воспитатель: - Правильно, зима. Мы очень любим зиму, во что можно играть зимой?

Дети: -(Зимой можно играть в снежки, кататься на санках, на лыжах, на горке, лепить снежную бабу.)

Воспитатель: - Да, весело в это время года детворе. Но, к сожалению, зимой весело далеко не всем.

Воспитатель: Ребята, придя сегодня в группу, я обнаружила конверт, на котором было написано: “Детский сад № 26. Ребяткам средней группы ”. Письмо пришло из леса, но от кого – загадка. Давайте разгадаем загадку и, может быть, тогда мы узнаем, кто же нам прислал это письмо:

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут ее ... Ребята, вы узнали, кто это?

 Дети: Сорока.

Воспитатель: Давайте откроем скорее конверт и узнаем, что всё-таки в нём.

Зачитывается письмо: “Дорогие ребята, я была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?”

Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем сороке разобраться.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

(Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит аудиозапись с голосами птиц.)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто нас здесь встречает, ласково так привечает?

(На столе лежат картинки с изображением животных и птиц. Дети их называют.)

Воспитатель: Молодцы, правильно. Как одним словом можно назвать белку, волка, зайца и лису?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Положите в одну сторону животных, в другую – птиц. Молодцы, ребята! Загадки отгадывать любите?

1. Чик – чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)

2. Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)

3. Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка, любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее? (Синичка)

4. Чёрная, как вар, кричит: «Карр!» (Ворона)

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали.

Отгаданные птицы прикрепляются на доску магнитную.

Воспитатель: Какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Почему они так называются?

Дети: Потому что остаются зимовать.

Воспитатель: Ребята, вы помните, какая была зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?

(Дети размышляют.)

Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.

Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?

(Дети высказывают свои предположения)

Воспитатель: Разные птицы питаются разными видами корма. Что любят воробушки и голуби, кто знает? (крошки хлебные и семечки), а какие птицы любят рябину поклевать (снегири).А что любят синички? Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало. 

Физкультминутка. Перелетные птицы 

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели  (улетают», садятся)

Воспитатель: Ой, ребятки, вы знаете, а ведь в конверте было не только письмо, здесь есть ещё рисунки.  (Дети рассматривают рисунки.)

(Рисунки с перепутанным изображением птиц (ворона – снегирь, воробей – синица):

Воспитатель: Кто же это не пойму? Но мы, ребята, сейчас разберёмся. Давайте посмотрим, кто это на картинке. Кому принадлежит голова? Кому принадлежит туловище? Воспитатель: Вот теперь мы узнали птиц.

Проводится подвижная игра «Воробушки и голуби»

Воспитатель:

-На полянке мы гуляли, за природой наблюдали:

Как красиво все зимой, много здесь чудес для нас с тобой!

Вверх на небо поглядели, к нам и птички прилетели,

Вокруг нас летали, крыльями махали!

В парке тихо и покой, ну а нам пора домой!

Посмотрите ребята, кажется под елочками что-то лежит?

(дети поднимают «из-под снега» раскраски на тему «Птицы»).

Воспитатель: Это птички вас поблагодарили за заботу и внимание!

Вы сегодня молодцы, вот вам от птичек подарки -раскраски.

Итог

- Ребята, вам понравилось путешествие по лесу? Каких птиц вы повстречали в лесу? Скажите, как можно назвать этих птиц одним словом? Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц. Кого угостим салом? Рябиной? Семечками? Кусочком яблока?

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

"Зимующие птицы" (в средней группе)

Программное содержание:

- уточнить представления о видах зимующих птиц;

- закрепить понятие «зимующие» птицы.

- активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы»;

- расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная. воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам;

- развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами на прогулке. Рассматривание картинок с птицами. Чтение художественной литературы«Перелетные и зимующие птицы» М. Г. Борисенко. Заучивание стихов. Отгадывание загадок про птиц. Рисование - «Снегири». Подвижные игры«Перелёт птиц»«Птички в гнёздышках»«Совушка – сова». Изготовление кормушек.

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением зайца, белки, лисы, волка, воробья, вороны, снегиря, синицы; иллюстрации с перепутанным изображением птиц; модели с видами питания зимующих птиц; конверт c письмом, магнитная доска.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Они очень рады видеть вас, давайте поздороваемся и похлопаем в ладоши, если вы тоже рады.

Дети садятся.

Воспитатель: - Дети, послушайте мою загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила (Зима)

Воспитатель: - Правильно, зима. Мы очень любим зиму, во что можно играть зимой?

Дети: -(Зимой можно играть в снежки, кататься на санках, на лыжах, на горке, лепить снежную бабу.)

Воспитатель: - Да, весело в это время года детворе. Но, к сожалению, зимой весело далеко не всем.

Воспитатель: Ребята, придя сегодня в группу, я обнаружила конверт, на котором было написано: “Детский сад № 26. Ребяткам средней группы ”. Письмо пришло из леса, но от кого – загадка. Давайте разгадаем загадку и, может быть, тогда мы узнаем, кто же нам прислал это письмо:

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут ее ... Ребята, вы узнали, кто это?

 Дети: Сорока.

Воспитатель: Давайте откроем скорее конверт и узнаем, что всё-таки в нём.

Зачитывается письмо: “Дорогие ребята, я была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?”

Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем сороке разобраться.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

(Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит аудиозапись с голосами птиц.)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто нас здесь встречает, ласково так привечает?

(На столе лежат картинки с изображением животных и птиц. Дети их называют.)

Воспитатель: Молодцы, правильно. Как одним словом можно назвать белку, волка, зайца и лису?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Положите в одну сторону животных, в другую – птиц. Молодцы, ребята! Загадки отгадывать любите?

1. Чик – чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)

2. Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)

3. Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка, любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее? (Синичка)

4. Чёрная, как вар, кричит: «Карр!» (Ворона)

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали.

Отгаданные птицы прикрепляются на доску магнитную.

Воспитатель: Какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Почему они так называются?

Дети: Потому что остаются зимовать.

Воспитатель: Ребята, вы помните, какая была зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?

(Дети размышляют.)

Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.

Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?

(Дети высказывают свои предположения) 

Воспитатель: Разные птицы питаются разными видами корма. Что любят воробушки и голуби, кто знает? (крошки хлебные и семечки), а какие птицы любят рябину поклевать (снегири).А что любят синички? Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало. 

Физкультминутка. Перелетные птицы 

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели  (улетают», садятся)

Воспитатель: Ой, ребятки, вы знаете, а ведь в конверте было не только письмо, здесь есть ещё рисунки.  (Дети рассматривают рисунки.)

(Рисунки с перепутанным изображением птиц (ворона – снегирь, воробей – синица):

Воспитатель: Кто же это не пойму? Но мы, ребята, сейчас разберёмся. Давайте посмотрим, кто это на картинке. Кому принадлежит голова? Кому принадлежит туловище? Воспитатель: Вот теперь мы узнали птиц.

Проводится подвижная игра «Воробушки и голуби»

Воспитатель:

-На полянке мы гуляли, за природой наблюдали:

Как красиво все зимой, много здесь чудес для нас с тобой!

Вверх на небо поглядели, к нам и птички прилетели,

Вокруг нас летали, крыльями махали!

В парке тихо и покой, ну а нам пора домой!

Посмотрите ребята, кажется под елочками что-то лежит?

(дети поднимают «из-под снега» раскраски на тему «Птицы»).

Воспитатель: Это птички вас поблагодарили за заботу и внимание!

Вы сегодня молодцы, вот вам от птичек подарки -раскраски.

Итог

- Ребята, вам понравилось путешествие по лесу? Каких птиц вы повстречали в лесу? Скажите, как можно назвать этих птиц одним словом? Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц. Кого угостим салом? Рябиной? Семечками? Кусочком яблока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «Для чего нужны дорожные знаки?»

Программные задачи: познакомить детей с новым дорожным знаком «Осторожно: дети». Расширять знания детей о назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход». Продолжать работу ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим Т: «Домашние животные» средняя группа с ТНР (в русской избе)

Конспект НОД по ОО "Познавательное развитие" для детей средней группы с ТНР . Лексическая тема "Домашние животные"...

КОНСПЕКТ занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «Для чего человеку дом»

Учить детей размышлять, отражать в речи свои умозаключения, правильно строить предложения, воспитывать нравственные чувства, умение видеть красоту своего дома, самим создавать красоту, познакомить с п...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы «В мире пластмассы»

Знакомство детей средней группы  со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Выявление свойств пластмассы....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Встречаем птиц» в разновозрастной группе

НОД в разновозрастной группе по ознакомлению с окружающим «Встречаем птиц»Цель: Расширять и систематизировать знания о перелетных птицах.Задачи: конкретизировать знания детей о переле...