Технологические карты по знакомству с окружающим миром
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Добрыдина Екатерина Алексеевна

Занятия по знакомству с окружающим миром

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Ф.И.О. участника:Добрыдина Екатерина Алексеевна

№ участника: 2

Интеграция образовательных областей:Социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Тема занятия:«Уход за комнатным растением: фиалка».

Возрастная группа:старшая (5-6 лет)

Цель занятия:Составление схемы по уходу за комнатным растением: фиалка.

Задачи занятия:

Образовательные задачи:научиться составлять схему по уходу за комнатным растением: фиалка;

Развивающие задачи:внимательно слушать указания воспитателя;

Воспитательные задачи:соблюдение техники безопасности при составлении схемы.

Дополнительные задачи: – игровая: быстрее всех найти инструменты для ухода за растениями.

Словарная работа: бархатные, работоспособность.

Планируемый результат занятия:воспитанники составили схему по уходу за комнатным растением: фиалка; воспитанники научились составлять схему по уходу за комнатным растением: фиалка; воспитанники внимательно слушали указания воспитателя; воспитанники соблюдали технику безопасности при составлении схемы.

Подготовительная работа:беседа о комнатных растениях; чтение стихотворений и загадок о растениях; рассматривание комнатных растений; работа по схемам «Строение цветка», «Полив комнатных растений».

Материалы и оборудование: ИКТ оборудование: интерактивная панель: д\и «Найди инструменты», интерактивные кубы: пазл «Фиалка», flipchart: схема по уходу за растением; фиалка,бумага, карандаши, фломастеры.

Этапызанятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Заинтересовать детей предстоящей образовательной деятельностью.

Прежде чем начать, давайте с вами встанем в круг и поприветствуем друг друга

Приветствие

Здравствуй друг!(Здороваются за руку)

Как ты тут?(похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был?(теребят друг друга за ушко)

Я скучал!(складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел!(разводят руки в стороны)

Хорошо!(обнимаются)

Словесный, групповой, художественное слово «Приветствие»

Выполняют действия приветствия

Дети организованы и заинтересованы в предстоящей образовательной деятельности.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Ввести детей в проблемную ситуацию.

Присаживайтесь, спину держим ровно

Вы хорошо знакомы с комнатными растениями, которые украшают нашу группу.

Какими словами мы можем их объединить?

Нам всем нравится любоваться цветами в нашей группе.

Кто из вас знает, какую пользу приносят комнатные растения человеку?

Учеными доказано, что цветы кроме радости и уюта, очищают воздух от углекислого газа. Цвет зелени успокаивает, поднимает настроение и работоспособность. Работоспособность значит желание работать. Такое влияние могут оказать только здоровые и ухоженные растения.

С одним из них я хочу сегодня вас познакомить. А чтобы узнать, с каким, вам нужно подойти к интерактивным кубам

собрать пазл, но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним технику безопасности при работе с кубами

Все правильно, приступаем к работе

И что же у нас изображено на картинке?

Да, посмотрите, какаяона красивая. Сегодня мы будем говорить о фиалке, возвращаемся обратно на наши места

Словесный: беседа

Наглядный: показ

Форма: фронтальная

Приемы: вопрос-ответ

Садятся на свои места

Комнатные растения

Украшают дом, дарят радость своим видом

Подходят к интерактивным кубам

Работать аккуратно, переворачивать спокойно в нужную сторону, касаться кубов только чистыми руками, действовать с разрешения воспитателя.

Собирают пазл

Цветок фиалка

Садятся на места

Дети введены в проблемную ситуацию.

з

Этапознакомления с материалом

Максимально познакомиться с деятельностью

Динамическая пауза

Хотите узнать много нового о фиалке?

Тогда слушайте внимательно:

Родина фиалок – это горы Африки.  Впервые эти цветы 120 лет назад обнаружил немецкий барон. Он гулял со своей невестой и, спасаясь от жары в тени деревьев, заметил неизвестные фиолетовые цветы. Они росли в расщелине на обомшелом камне и как будто светились бледно-голубым светом в чашечках из темно-зеленых листьев. А в середине ярко горел желтый огонек. Барон отправил цветы в Германию своему отцу-цветоводу. Это растение стали называть «Узамбарская фиалка». Сегодня существует больше 20 тысяч сортов фиалок, которые отличаются разнообразием окраски и форм цветков и листьев. Это растение является любимцем многих цветоводов.

Одна из легенд рассказывает: когда однажды бог солнца Аполлон преследовал своими жгучими лучами одну из прекрасных дочерей Атласа, бедная девушка обратилась к Зевсу с мольбой укрыть и защитить ее. И вот великий громовержец превратил ее в чудную фиалку и укрыл ее в тени кустов, где она с тех пор каждую весну цвела и наполняла своим благоуханием небесные леса. Однажды дочь Зевса Персефона, отправилась в лес за цветами.  В то время, когда она рвала фиалки, девушку похитил владыка царства мертвых. В испуге она выронила из рук цветы на землю... С тех пор и стали расти фиалки на нашей земле.

Понравилась история?

А сейчас мы встанем, выпрямимся и разомнемся

Физ. минутка:

На окне в горшочках              Дети сидят на корточках лицом в круг.

Поднялись цветочки.             Медленно встают.

К солнцу потянулись,            Тянутся на носочках, подняв руки вверх.

Солнцу улыбнулись.      

К солнышку листочки            Разводят руки в стороны ладонями вверх.

Повернут цветочки.

Развернут бутоны,              Соединяют руки над головой и медленно покачиваются.

В солнышке утонут.

Словесный: беседа, рассказ, объяснение

Наглядный: показ

Форма: фронтальная

Приемы: вопрос-ответ

Да

Да

Выполняют физ.минутку

Ознакомлены с материалом

2.3.

Этап практического решения проблемы

Научиться составлять схему по уходу за комнатным растением: фиалка

Д\и: закрепление навыков

Присаживайтесь, спинки держим ровно.

А сейчас мы внимательно рассмотрим фиалку. Посмотрите, какие цветы у фиалки?

А какие они по цвету? Какая у цветка серединка?

Правильно, у нашей фиалки фиолетовые цветки с желтыми серединками. А еще у фиалки могут быть белые или розовые цветки.

Что есть еще у фиалки?

Какие листья у фиалки?

Видно ли стебель у фиалки?

Итак, фиалка – растение с коротким сочным стеблем. Толстые темно – зеленые бархатные, значитмягкие и приятные, листья собраны в розетку, которую украшают красивые, нежные цветы.

В чём растёт наш цветок?

Что у цветка находится в горшочке в земле?

Для чего растениям нужны корни?

Чтобы растения так красиво цвели, за ним нужно ухаживать. Давайте вспомним, как это нужно делать, посмотрим на экран нашегоFlipchart и вы мне расскажете по картинкам

Как узнать, надо ли поливать растение?

Какие вы молодцы, а теперь я предлагаю вам нарисовать схему, как нужно ухаживать за нашей фиалкой. Но сначала мы поиграем с вами в игру «Найди инструменты», чтобы поиграть подойдем к интерактивной панели и вспомним, как с ней нужно работать

Итак, перед вами 2 ящика, и вокруг них разбросаны разные предметы, некоторые из предметов-инструменты для ухода за растениями. Ваша задача как можно больше и быстрее положить в свой ящик инструментов. Выиграет тот, у кого в ящике будет наибольшее количество инструментов.

Зухра, молодец, собрала больше инструментов, чем Пётра. Ну а Пётра в следующий раз постарается, будет еще ловче и обязательно победит. Присаживайтесь, спинки ровно , наши глазки устали, дадим им отдохнуть и сделаем гимнастику для глаз:

Давайте зажмурим глаза, я сосчитаю до 3 и мы откроем глаза Давайте нарисуем цветочек, бабочку, только вместо кисточки у нас будут глаза Умнички!

Теперь можно приступать к работе..

Для того, чтобы вы нарисовали ваши схемы у вас на столе лежат карандаши и фломастеры. Выбирайте, чем вы будете рисовать, но сначала внимательно меня послушайте: фломастерами работаем только на листе бумаги, карандаш направляем только на лист, сидим ровно, не отвлекая других, все услышали?

Молодцы, можете приступать

Словесный: беседа

Практический: создание схемы

Форма: фронтальная

Прием: вопрос-ответ

Игровой: дид.игра

Садятся

Красивые, нежные.

Фиолетовые

Желтая

Листья

Зеленые, сочные, пушистые

Стебель короткий, поэтому его практически не видно

В горшке с землей

Корни

Для питания

С листьев смахивать пыль кисточкой, потому что у фиалки опушенные листья, а их протирать нельзя;

Корни растений должны дышать, а для этого мы должны рыхлить землю острой палочкой;

Поливать из лейки водой комнатной температуры;

Потрогать на ощупь: если земля к пальчику не пристает, то она сухая, растение нужно поливать, а если пальцы грязные, в земле, то земля мокрая и поливать растение не нужно

Стоять на расстоянии вытянутой руки, прикасаться только подушечкой указательного пальца

Играют в игру

Выполняют гимнастику для глаз

Да, хорошо

Составляют схему ухода за фиалкой

Воспитанники научились составлять схему по уходу за комнатным растением

3.

Заключительный этап

Развитие умения анализировать, делать выводы, высказывать свою мысль.

Какие красивые схемы у вас получились! Сегодня мы устроим выставку ваших работ.

Что мы сегодня делали?

Как мы это делали?

Для чего мы это делали?

Молодцы!

Наглядный: показ

Словесный: беседа

Форма: фронтальная

Приемы: вопрос-ответ

Узнавали много нового о фиалке, составляли схемы по уходу за ней.

Играли в игры, слушали рассказы, разговаривали

Для того, чтобы уметь ухаживать за фиалкой

Воспитанники демонстрируют знания, полученные на занятии



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Ф.И.О. участника:Добрыдина Екатерина Алексеевна

№ участника: 2

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; физическое развитие; социально – коммуникативное развитие.

Тема занятия: Снег и его свойства

Возрастная группа: старшая (5-6 лет)

Цель занятия: провести опыты со снегом, чтобы узнать его свойства

Задачи занятия:

Обучающие задачи: научиться проводить опыты со снегом

Развивающие задачи: внимательно слушать указания воспитателя при выполнении опыта.

Воспитательные задачи: соблюдение правил техники безопасности при работе.

Дополнительные задачи: игровая задача–больше всех собрать предметов, которые могут растопить снег

Словарная работа: ажурная, испарение

Планируемый результат занятия: воспитанники научились проводить опыты со снегом; воспитанники внимательно слушали указания воспитателя при выполнении опыта; воспитанники соблюдали правила техники безопасности при работе ; воспитанники провели опыты со снегом, чтобы узнать его свойства.

Подготовительная работа: проведение опытов с водой, беседы о снеге, о зиме

Материалы и оборудование: ИКТ- интерактивная панель(игра), документ камера: видео с показом свойств снега; снег, ведерко.

Этапызанятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Заинтересовать детей предстоящей образовательной деятельностью.

Прежде чем начать, давайте с вами встанем в круг и поприветствуем друг друга

Приветствие

Здравствуй друг!(Здороваются за руку)

Как ты тут?(похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был?(теребят друг друга за ушко)

Я скучал!(складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел!(разводят руки в стороны)

Хорошо!(обнимаются)

Словесный, групповой, художественное слово «Приветствие»

Дети организованы и заинтересованы в предстоящей образовательной деятельности.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Ввести детей в проблемную ситуацию.

Присаживайтесь, спинки ровно.

Ребята, по дороге в детский сад я встретила Буратино, он передал мне конверт. Давайте посмотрим, что же в этом конверте. А в этом конверте у нас загадки. Любите разгадывать загадки?

Мягкий он, а не подушка.

Белый он, а не пушок,

Он холодный как лягушка,

А согреешь - ручеек.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

Молодцы, отгадали загадки

Словесный: беседа

Наглядный: показ

Форма: фронтальная

Приемы: вопрос-ответ

Да

Снег

Снежинка

Дети введены в проблемную ситуацию.

2.2

Этап ознакомления с материалом

Подробно ознакомиться с материалом

Ребята, какое сейчас время года?

А что бывает зимой?

А вы знаете, как появляется снег?

Я вам расскажу и покажу(видео)

Из всех водоемов  рек и озер - испаряется вода, испаряться, значит превращаться из жидкого в газ, давайте повторим Испаряться. Пар поднимается высоко в небо, охлаждается, превращается в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяется друг с другом, образуя шестигранные снежинки. Затем выпадает из темных снеговых туч.

Все понятно?

Теперь вы знаете как получается снег.

А какой же снег?

Потрогайте его, возьмите  на  ладошку и можете подержать

Как вы думаете, из чего состоит снег?

Снег состоит из снежинок. Снежинка какая?

Еще про нее можно сказать, что она ажурная- состоит из узоров, тоненькая

Давайте повторим

По форме все снежинки похожи на шестиконечные звездочки, но двух одинаковых снежинок не бывает. А когда много падает снега с неба, это явление  называется снегопад. В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются твердые лучи снежинок. Снежинки умеют летать, кружиться, падать, таять. А снежинки кружатся, ветер их несет, это явление называется вьюга и метель. Вы слышали, как воет вьюга?

Давайте повоем как вьюга, вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через рот и произносим у

А теперь, давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю…

С неба все скользят пушинки –

Серебристые…

Вот веселье для ребят –

Все сильнее…

Все бегут в перегонки,

Все хотят играть в…

Словно белый пуховик

Нарядился…

Словно в сказке как во сне,

Землю всю украсил…

Что то мы засиделись, давайте встанем, разомнемся

Мы снежинки, мы снежинки

Мы снежинки- звездочки

Мы кружились, мы кружились

И на землю тихо сели.

Но  подул вдруг ветерок

Все снежинки он поднял

Мы снежинки, мы - малютки

Мы кружились, мы кружились

И на землю снова сели.

Словесный: беседа, рассказ, объяснение

Наглядный: показ

Форма: фронтальная

Приемы: вопрос-ответ

Зима

Идет снег, скользко, холодно

Нет

Испаряться

Да

Твердый, холодный…

Мокрый

Варианты

Легкая, воздушная

Ажурная

Да

Уууууууу

Снег

Снежинки

Снегопад

Снежки

Снеговик

Снег

Ознакомлены с материалом

2.3.

Этап практического решения проблемы

Садитесь, спинки ровно, помните с утра мы занесли с вами снег в ведре, давайте посмотрим, что с ним стало

Как вы думаете почему?

Молодцы! Верно.

У меня есть для вас еще один опыт, давайте его посмотрим (видео) для него нужно налить в банку горячую воду

 взять тарелочку и положите в нее снег

поставить тарелочку со снегом на банку и посмотрим, что же будет

Вода начала испаряться и превращаться в пар

Интересный опыт?

А теперь мы с вами подойдем к интерактивной панели и немного поиграем

Для начала вспомним как нужно работать с ней.

Вы видите перед собой разные предметы, ваша задача собрать как можно больше предметов, которые могут растопить снег

Один, два, три, начали!

Молодцы, присаживайтесь, спинки ровно

Словесный: беседа

Практический: проведение опытов

Форма: фронтальная

Прием: вопрос-ответ

Игровой: дид.игра

Он растаял

В группе тепло, поэтому он стал водой

Да

Подходят к панели

Работать только сухими руками, подушечкой указательного пальца, находиться на расстоянии вытянутой руки

3.

Заключительный этап

Развитие умения анализировать, делать выводы, высказывать свою мысль.

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Что мы с вами проводили?

Что мы выяснили с вами?

Для чего мы это с вами делали?

О снеге

Опыты

Что снег может превращаться в воду и газ

Чтобы узнать о свойствах  снега

Высказывают свои мысли, слушают не перебивают друг друга.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Ф.И.О. участника:Добрыдина Екатерина Алексеевна

№ участника: 2

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; физическое развитие; социально – коммуникативное развитие.

Тема занятия: Волшебные свойства магнита

Возрастная группа: старшая (5-6 лет)

Цель занятия: провести опыты с магнитом, чтобы узнать его свойства

Задачи занятия:

Обучающие задачи: научиться проводить опыты с магнитом

Развивающие задачи: внимательно слушать указания воспитателя при выполнении опыта.

Воспитательные задачи: соблюдение правил техники безопасности при работе.

Дополнительные задачи: игровая задача–больше всех собрать металлических предметов

Словарная работа: магнетизм, магнетическими

Планируемый результат занятия: воспитанники научились проводить опыты с магнитом; воспитанники внимательно слушали указания воспитателя при выполнении опыта; воспитанники соблюдали правила техники безопасности при работе ; воспитанники провели опыты с магнитом, чтобы узнать его свойства

Подготовительная работа: игры с магнитной доской и магнитными буквами; рассматривание различных видов магнитов; игры с магнитом в уголке экспериментирования, проведение опытов

Материалы и оборудование: ИКТ- интерактивная панель(игра), документ камера: фото магнитов, стакан, вода, металлические и неметаллические предметы, бумага

Этапызанятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Заинтересовать детей предстоящей образовательной деятельностью.

Прежде чем начать, давайте с вами встанем в круг и поприветствуем друг друга

Приветствие

Здравствуй друг!(Здороваются за руку)

Как ты тут?(похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был?(теребят друг друга за ушко)

Я скучал!(складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел!(разводят руки в стороны)

Хорошо!(обнимаются)

Словесный, групповой, художественное слово «Приветствие»

Дети организованы и заинтересованы в предстоящей образовательной деятельности.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Ввести детей в проблемную ситуацию.

Присаживайтесь, спинки ровно.

Посмотрите, у нас на столе появилась коробочка. А там что-то лежит, интересно?

Тогда достаю предмет  из этой шкатулки. А кто знает, что это такое?

Словесный: беседа

Наглядный: показ

Форма: фронтальная

Приемы: вопрос-ответ

Да

Магнит

Дети введены в проблемную ситуацию.

2.2

Этап ознакомления с материалом

Подробно ознакомиться с материалом

Вот перед вами обычный магнит,

Много секретов в себе он хранит.

С помощью моего волшебного магнита я быстро переберу гречку

Как я это сделала?

Какие предметы примагнитились?

Ребята, а хотите узнать, какие секреты в себе хранит магнит и почему он так называется?

Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена поговаривали, что далеко-далеко на краю света есть огромная гора Ида. Однажды мимо этой горы брел старик по имени Магнис. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Магнис перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются.

Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. С тех пор этот необычный камень стали называть по имени старика «камнем Магнуса» или просто магнитом. Так и появилось название «магнит».

Магниты притягивают металлические предметы – это называется магнетизмом, давайте повторим, а предметы, которые притягиваются к магниту называются – магнетическими, давайте повторим

Существует огромное количество различных видов магнитов(документ камера)

Это большие магниты. Их используют для поднятия очень большого количества железа, а также при строительстве подводных сооружений (для крепления инструментов под водой).

Магниты используют в производстве тепловозов, скоростных поездов, самолетов, электропил, дрелей, для приборов в машинах и самолетах.

Ребята, почему магнит так назвали?

Где его используют?

Давайте с вами встанем и немного отдохнем

Мы потопаем немножно

Мы похлопаем немного

Мы присядем, быстро встанем

Головой мы покачаем

Покружимся а потом

Заниматься мы идем

Словесный: беседа, рассказ, объяснение

Наглядный: показ

Форма: фронтальная

Приемы: вопрос-ответ

С помощью магнита

Которые сделаны из металла

Да

Повторяют

Повторяют

В честь Магниса

В машинах, игрушках

Ознакомлены с материалом

2.3.

Этап практического решения проблемы

Ребята, а сейчас я предлагаю вам стать маленькими исследователями. Сейчас  мы с вами будем экспериментировать и изучать свойства магнитов.

1 опыт

проведем магнитом над предметами и все железные предметы притянулись к нему.

А какие предметы магнит не притянул?

2 опыт

А теперь положите на железные предметы лист бумаги и поднесите к нему магнит. Что произошло?

3 опыт

Ребят посмотрите перед нами стаканы с водой ,что там на дне?

А теперь давайте подумаем как можно достать ключ из стакана не намочив рук?

Молодцы!

А теперь мы с вами подойдем к интерактивной панели и немного поиграем

Для начала вспомним как нужно работать с ней.

Перед вами предметы, которые может притянуть магнит, и предметы, которые магнит не притягивает

Ваша задача, быстрее  больше собрать себе предметов, которые могут притянуться магнитом

Словесный: беседа

Практический: проведение опытов

Форма: фронтальная

Прием: вопрос-ответ

Игровой: дид.игра

Значит, магнит притягивает железные предметы (железные скребки, шурупы, гаечки).

Карандаш, ластик

Железные предметы примагнитились через бумагу. Магнит действует через бумагу.

Скрепки

Магнитом

Подходят к панели

Работать только сухими руками, подушечкой указательного пальца, находиться на расстоянии вытянутой руки

3.

Заключительный этап

Развитие умения анализировать, делать выводы, высказывать свою мысль.

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Что мы с вами проводили?

Что мы выяснили с вами?

Для чего мы это с вами делали?

Словесный: беседа

Форма: фронтальная

Приемы: вопрос-ответ

О магните и его свойствах

Опыты с магнитом

Магниты притягивают металлические предметы

Чтобы узнать о его свойствах

Высказывают свои мысли, слушают не перебивают друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта проведения НОД по окружающему миру на тему «Мы живем в России».

Технологическая карта проведения НОД по окружающему мируна тему «Мы живем в России»....

Технологические карты по знакомству с окружающим миром

Занятия по знакомству с окружающим миром...

Технологические карты по знакомству с окружающим миров

Занятия по знакомству с окружающим миром...

Технологическая карта Открытого занятия по окружающему миру в подготовительной группе

Технологическая карта Открытого занятия по окружающему миру в подготовительной группе...

Технологическая карта по ознакомлению с окружающим миром на тему «Хлеб – всему голова».

Технологическая карта по ознакомлению с окружающим миром на тему «Хлеб – всему голова»....

Технологическая карта по ознакомлению с окружающим миром с применением ИКТ (СМАРТ) оборудования

Технологическая карта по ознакомлению с окружающим миром с применением ИКТ (СМАРТ) оборудования "В гости к Барбоскиным"Тема: «В гости к Барбоскиным»Возрастная группа: старша...

Технологическая карта Младшая группа по Окружающему миру "Путешествие в африку"

Цель: Знакомство детей с животными жарких странЗадача: Познакомить детей с животными жарких стран и их детёнышами. Уточнить знания детей о правилах поведения с дикими животными.Развивать смекалку, вни...