конспект занятия "Секреты цветика-семицветика"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Арутюнян Наира Васильевна

Цель: Систематизировать знания у детей  о правилах поведения и общения в обществе (этикет), морали и нравственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_skrety_tsvetika_sem-ka.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по социально-личностному развитию, с детьми 5-6 лет «Секреты Цветика – семицветика»

Цель: Систематизировать знания у детей  о правилах поведения и общения в обществе (этикет), морали и нравственности.

Воспитательные задачи:

Учить детей анализировать поступки персонажей в различных проблемных ситуациях, устанавливать причинно-следственную связь поступков и эмоций.

Учить делать умозаключения и выводы.

Формировать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий: что такое воспитанность, вежливость, культура, доброжелательность, привычки.

Воспитывать у детей желание стремиться к соблюдению правил этикета: быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным.

Развивать групповую сплоченность.

Повышать у детей уверенность в себе.

Развивающие задачи:

Способствовать развитию мелкой моторики и координации руки.

Развитие диалогической речи.

Материал к занятию: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, магнитофон, фонограммы, макет цветка с съемными лепестками, клубок ниток, мяч, фишки по количеству детей, пиктограммы, коробочки для фишек, 3 иллюстрации с эмоциями лица (печаль, радость, равнодушие. Для второго занятия по изодеятельности, 1\2 часть листа А4, лепестки по 7 шт. разного цвета на каждого, клей, салфетки, кисти.

Предварительная работа: чтение сказки Катаева «Цветик-семицветик», беседы о        культуре поведения и этикете рассматривание иллюстраций «Эмоции»

                                             Ход занятия

1 ч. Дети  заходят в зал под музыку.

Воспитатель: «Ребята, сейчас мы с вами отправимся в удивительное путешествие, где нас ждет много интересного и увлекательного- в страну вежливых наук, где волшебный цветок откроет свои секреты. Но сначала  давайте поприветствуем друг друга и наших гостей: «Здравствуй  солнце золотое! Здравствуй  небо голубое! Здравствуй  легкий ветерок! Здравствуй маленький дубок! Здравствуй утро, здравствуй день! Нам здороваться ни лень! Мы живем в родном краю, всех  я вас приветствую! (дети выполняют движения в соответствии со словами). Вот и поприветствовали всех и друг друга!

Воспитатель: «А сейчас покажите мне свою правую руку, а теперь -  левую руку. Давайте подружим наши пальчики». Игровое упражнение «Наша группа».

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.   (Показывают правую и левую руку)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.   (Дети складывают руки в замок)

Раз, два, три, четыре, пять!                               (Поочередно соединяют пальчики правой 

Начинай считать опять.                                      и левой рук, начиная с мизинца)

Раз, два, три, четыре, пять!

Вот и кончили играть.

        Воспитатель: «Очень хорошо!

2ч. Воспитатель: «А теперь посмотрите, что  есть на доске.. (Воспитатель показывает детям желтый круг на стебельке) Спрашивает: «Ребята, от какого цветка эта серединка»?

Дети: «Ромашка, одуванчик, и т.д.».

(Проблемная ситуация).

Воспитатель: «Что случилось с нашим цветком»?

Дети: «У цветка нет лепестков; от сильного ветра лепестки разлетелись». 

Воспитатель: «Да, ребята, подул сильный ветер, и разноцветные лепестки цветка разлетелись . Нам нужно найти их и собрать в цветок. (приглашаю присесть на стулья)                              

 3ч.      Вот голубой лепесток (воспитатель читает название на лепестке.) Это лепесток вежливости, и он предлагает нам рассмотреть изображение на экране». (Слайд 1).

Рассматривание изображения на экране, на котором изображена девочка, угощающая мальчика мороженым.

Воспитатель: «Как вы думаете, какой диалог мог состояться у детей? Что говорит девочка»?

Дети: «Возьми, пожалуйста», «угощайся», «пожалуйста», «ешь на здоровье» и т. д.

Воспитатель: «Как мог ответить мальчик»?

Дети: «Благодарю», «большое спасибо», «мне очень приятно, что ты позаботилась обо мне» и т.д.

Воспитатель: «Ребята, давайте рассмотрим следующее изображение». (Слайд 2 на котором изображено, как мальчик предлагает дедушке сесть на сидение в автобусе). 

Воспитатель: «Какие вежливые слова говорит мальчик»?

Дети: «Садитесь пожалуйста», «присаживайтесь пожалуйста», и т.д.

Воспитатель: «Как Вы думаете, что ответил дедушка»?

Дети: «Большое спасибо», «благодарю тебя» и т.д.

(Детям предлагается рассмотреть следующее изображение, на котором изображена встреча двух друзей). (Слайд 3).

Воспитатель: «Ребята, как друзья приветствуют друг друга»?

Дети: «Привет», «здравствуй» и т.д.

Воспитатель: «Как можно приветствовать друга, если встретишь его утром, вечером или днем»?

Дети: «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!»

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы назвали много вежливых слов».

Воспитатель обращает внимание детей на следующий  слайд 4..

Воспитатель: «Ребята, послушайте как в стихотворении звучат добрые слова.»

Выйдет солнце – день прекрасный,

Как салют, цветет сирень.

Дети другу скажут: «Здравствуй!»

Друг ответит: «Добрый день!»

До чего же хороши вежливые малыши!

Воспитатель: «Ребята, вежливых слов не одно и не два,

помни и знай  эти чудо слова! Посмотрите на экран. Цветик-семицветик предлагает нам закрепить вежливые слова.»

Воспитатель читает стихотворения с экрана: Яркое солнышко встало опять, «Доброе утро!» должны мы сказать; Говорить друзьям не лень, улыбаясь  «Добрый день!» и т.д.

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы назвали много вежливых слов, голубой лепесток вежливости возвращается к цветку».Давайте покажем как цветок распускается!?

Физ минутка «Распускаются цветы-под музыку)-

Распускаются цветы, небывалой красоты,

Подул легкий ветерок, закачался лепесток:

Вправо – влево вверх и вниз,

На поляночке цветочки все тихонько улеглись!

(Воспитатель обращает внимание детей на зеленый лепесток)

Воспитатель:  «Вот зеленый лепесток, это лепесток доброжелательности (воспитатель читает название на лепестке.) Он предлагает нам определить эмоции детей».

«Тренинг эмоций»  Дети должны с помощью жестов, мимики и пантомимики передать эмоциональное состояние персонажей. (Гнев, злость, жестокость, доброжелательность и т.д.) ( изобразить зверей).

Воспитатель: «Молодцы,  вы все выполнили правильно, а теперь давайте поиграем еще в одну игру» (Игра - «Паутинка добрых слов»).

Воспитатель: «Ребята, мы будем передавать клубок тому  кому  будем говорить  добрые слова, оставив конец нити у себя». (Все садятся в круг на ковер. Упражнение начинает воспитатель, берет клубок ниток, и передает его ребенку, оставив конец нити в своей руке).

Воспитатель: «Коля- доброжелательный».

Дети: (передают клубок)«Ласковый», «Добрый », «Отзывчивый», «Милый» и т.д.

Воспитатель: «Молодцы, ребята вы очень отзывчивые, вы назвали много добрых слов, видите какая паутинка у нас получилась! Зеленый лепесток доброты возвращается к цветку».

Воспитатель: «Вот красный лепесток, это лепесток воспитанности» (воспитатель читает название на лепестке).

Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, какого человека называют воспитанным»?

Дети: «Кто помогает родителям», «Не дерется в детском саду», «Кто слушается воспитателей», и т.д.

Воспитатель: «Да, воспитанным называют того, кто и без напоминания воспитателя и родителей совершает такие поступки».

(Воспитатель предлагает детям рассмотреть ситуации на слайде  дети играют на площадке, помогают поливать цветы на клумбе, кормят птиц на улице, и объяснить, кто как себя ведет?). (Слайд 5-6).

Дети анализируют, и дают оценку: «Воспитанный ребенок поделится игрушкой с другом»;

«Воспитанный мальчик защитит девочек и малышей»;

«Воспитанный ребенок за плохое поведение попросит прощение или извинится»;

«Воспитанный ребенок ухаживает за комнатными растениями»;

«Воспитанный ребенок заботится о птичках и животных».

Воспитатель: «Смотрите, и этот красный лепесток воспитанности вернулся на место».

Воспитатель: «Вот желтый лепесток, это лепесток настроения (воспитатель читает название на лепестке). 

Воспитатель: «Чтобы лепесток вернулся необходимо определить настроение человечков  на пиктограммах.

(Дети анализируют рисунок и рассказывают о настроении изображенных героев.)

Веселое, грустное, сердитое, доброе, счастливое, грустное настроение и т.д.

Воспитатель: «Ребята, какое настроение человечков вам больше понравилось?»

Воспитатель: А теперь я буду называть , а вы изображать  на своем  лице настроение , показывая гостям.«Ребята вы правильно определили настроение, и  показали. Давайте споем песню про улыбку, тогда  желтый  лепесток настроения точно возвратится  к цветку».

(исполняется песня «Улыбка»)

Воспитатель: «А вот и последний оранжевый лепесток, это лепесток привычек. Привычки бывают вредными и полезными» (воспитатель читает название на лепестке).

 Игра с мячом «Назови привычку».

Воспитатель: «Чтобы вернуть лепесток к цветку, поиграем в игру с мячом. Кому я кину мяч, тот называет привычку и возвращает мяч мне».

Мыть руки перед едой – это … полезная привычка.

Чистить зубы перед сном – это … полезная привычка

Пользоваться носовым платком – это …полезная привычка.

Дразнить и обзывать детей – это … вредная привычка.

Грызть ногти – это …вредная привычка.

Стричь ногти – это …полезная привычка …

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы все привычки определили правильно». А вы соблюдаете эти привычки?

(Воспитатель подводит детей к осознанию нравственной сущности привычек).

Вы молодцы, поэтому последний оранжевый лепесток возвращается к цветку.

Ребята, смотрите, каким красивым стал наш цветок. Он рад, что вы хорошо знаете правила дружбы и этикета. Давайте назовем их еще раз.

Дети: человек должен быть вежливым (Воспитатель  показывает голубой лепесток), человек должен быть с хорошим настроением (Воспитатель показывает желтый лепесток), человек должен быть отзывчивым (Воспитатель показывает красный лепесток), человек должен быть доброжелательным (Воспитатель показывает зеленый лепесток), человек должен иметь только хорошие привычки (Воспитатель  показывает оранжевый лепесток). А вот синий и сиреневый лепесток так обрадовались вашим знаниям , все подслушивали и тоже хотят вернуться к цветку, но для этого они просят Аришу рассказать про этикет!

Воспитатель: «А сейчас давайте послушаем какие стихи про этикет знают  наши ребята».

                   Что такое «этикет»?

 Мы сейчас дадим ответ.

 Это правила такие,

 Надо знать их с малых лет!

                   Что сказать, когда войти,

 Как в гостях себя вести,

 Что с волшебными словами

 Делать дома и в пути.

                   Если вежливыми стать

 И воспитанными быть,

 То всегда и всюду будут,

 Уважать вас и любить!

Синий и сиреневый лепесток возвращается к цветку.

(появляется слайд с изображением всего Цветика – семицветика)

Воспитатель: Вот теперь весь Цветик – семицветик собран. «Ребята, сегодня я очень порадовалась за вас, что вы все такие добрые, отзывчивые и дружные.

В завершении нашего увлекательного путешествия, я предлагаю вам оценить себя, друзей, как занимались. Что больше всего понравилось. Затем взять фишки , вложить в ту коробочку, какое настроение, эмоции вызвало у вас это занятие.-звучит музыка «Волшебный цветок» (подсчитываем фишки, анализируем). Далее предлагаю на следующем занятии сделать в группе каждому свой «Цветик –семицветик» Цветочек, лепестки которого напоминали бы вам о доброжелательности, вежливости, воспитанности, хороших привычках)». (Звучит музыка, дети покидают зал). 

         ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1.Вход под музыку в зал.

2. Сообщение цели занятия детям

3. Приветствие гостей и друг друга

4.Давайте подружим пальчики

5.Обращаю внимание на доску (стебель и серединка).От какого цветка серединка? Что случилось с лепестками? Нужно собрать.

6. Предлагаю сесть на стулья

7. Голубой лепесток (вежливости) слайд №1-угощает девочка мальчика мороженным.Что говорит девочка? Какой диалог между ними7 Что отвечает мальчик?

8.Слайд №2- дедушке уступает ребенок место. Какие вежливые слова говорит мальчик? Как вы думаете что ответил дедушка?

9. Слайд №3.- друзья здороваются. Как друзья приветствуют друг друга? Как еще можно приветствовать?

10. Слайд №4.- послушайте как в стихотворении звучат добрые слова. Вежливых слов не одно и не два, помните эти чудо слова.

11. Цветик семицветик предлагает повторить вежливые слова.

12. Физ мин. «распускаются цветы,не бывалой красоты…»

13.Зеленый – доброжелательности. Тренинг эмоций. Звери –мимика, жесты, пантомима.

14. игра «Паутинка добрых слов»-с клубком.

15.Красный –воспитанности. Какого человека называют воспитанным?

16. слайд 5-6.-рассказать по картинкам:воспитанный ребенок защитит девочек и малышей…

17. Желтый – настроения.Определить настроение на пиктограммах. Какое больше понравилось? Я буду называть а вы показывать на лице гостям.Он точно возвратится к цветку если споем песню.

18. Песня «Улыбка»

19.Оранжевый –привычек.-последний. Игра с мячом –полезная и вредная привычка.

20.  весь цветок собран , стал красивым.Повтор лепестков: голубой-человек должен быть вежливым; желтый-хорошее настроение; красный –отзывчивый; зеленый – доброжелательный; оранжевый – хорошие привычки. Сирень и син.хотят услышать стих.

21. Дыбина А. Стих про этикет.

22.Слайд «Цветок»

23.Самооценка  себя и друзей, складывание фишек. Что понравилось на з-ии?.Предлагаю наклеить в группе цветок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Цветик-семицветик"

Конспект занятия по логоритмике в подготовительной группе....

Конспект - развлечение "Цветик - семицветик или необычное путешествие."

Дети совершают путешствие в сказочные города : Город мастеров, Музыкальный городок, Город красок, Книжный город....

Конспект занятия "Цветик-семицветик"Состав числа 7, палочки Кьюзенера, блоки Дьенеша. (Подготовительная группа)

Систематизировать знания о числе семь и цифре 7. Продолжать знакомить с образованием числа 7 из двух меньших чисел. Закрепить знания о последовательности дней недели....

Конспект занятия "Цветик-семицветик"

конспект составлен для проведения итогового занятия по формировавнию элементарных математических представлений в средней группе ДОУ...

Конспект занятия "Цветик-семицветик в мире доброты"

Цель: углубление представлений детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность; научить отличать доб...

Конспект НОД «Цветик – семицветик»

Цель: Выявление и обобщение знаний, умений и навыков  детей при формировании математических представлений.Задачи: Образовательные: ·...