Образовательно - экспериментальный проект «Вода» в подготовительной к школе группе.
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Салихова Марина Михайловна

Образовательно - экспериментальный проект «Вода» в подготовительной к школе группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательно - экспериментальный проект «Вода» в подготовительной к школе группе.

Разработала : Салихова Марина Михайловна

Воспитатель подготовительной группы №6 МБОУ  № 75 г. Нижнекамска

Говорят, она везде

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся,

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Н. Рыжова

Тип проекта: долгосрочный, групповой.

Руководитель: воспитатель  Салихова М.М.

Участники  проекта: дети подготовительной группы.

Актуальность проекта.

Одним из направлений экологического воспитания  и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У дошкольников формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, а в частности – к воде -  стали залогом выживания на нашей планете.  Мы не случайно взяли за основу работы  проект «Вода». Ведь именно в дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования бережного отношения, заботы, любви к природе, а в контексте нашей  темы  – и воде. Ознакомление детей с водой строится в ходе наблюдения, в процессе беседы об увиденном, во время чтения художественных произведений. Работа производится не только на занятиях, но и на прогулках, экскурсиях, при демонстрации документальных фильмов, во время трудовых действий в уголке природы.  Обращаем внимание на ежедневные изменения погоды. Используем картины, серии картин, иллюстрации, художественную литературу, видеозаписи о воде. 

Цель: Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления и экспериментальной деятельности с водой (свойства, агрегатные состояния, явления природы – иней, снег, лед, гололед, наст и т.д.) 

Задачи:

- Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.
- Развивать умение наблюдать анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки явлений природы.
- Уточнять представления детей о взаимосвязи  признаков и закономерностей в окружающем мире.
- Развивать творческую активность, художественный вкус у детей.
- Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
- Познакомить с составом воды (кислород).

Форма обучения: Нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей. Новизна проекта заключается в использовании компьютерных технологий.

Формы работы по реализации проекта:

- Наблюдения и экологическая экскурсия на пруд «Лесной».

- Просмотр документальных фильмов BBC.

- Познавательная деятельность:  музыкально-творческая,      

     изобразительная,  художественная литература.

- Игры: подвижные, дидактические.

- Работа в лаборатории (опыты и эксперименты).

- Создание альбома «Кто живет в воде».

 

СЕНТЯБРЬ

Тема: «Роль воды в появлении жизни на Земле».

Задачи: Дать детям представление о том, что планета Земля- это огромный мир. Большая часть земли  покрыта водой, (океанами и морями).

Вода - источник жизни. Воспитывать бережное отношение к природе.

Беседа:  Просмотр документального фильма ВВС «Планета земля», «Перстная вода», «Великая тайна воды».

Рассматривания с детьми воды на глобусе, географической карте.  

Опыты:  Экспериментальная деятельность на прогулки «Ручеёк, река, озеро, море».

Чтение художественной литературы: «Океаны и моря».

Художественное творчество:   Лепка «Морское царство».

Игры: « Море волнуется раз».

 

ОКТЯБРЬ

Тема: «Где мы встречаем воду и какая она».

Задачи:  Дать представление о некоторых видах природных водоёмов, рек, морей, озер. Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту. Понятие, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоёмах живут разные растения и животные.

Беседа:  Просмотр документального фильма ВВС «Великие озера». «Какие водоёмы на нашей планете ты знаешь?», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?», «Какие свойства воды ты знаешь?».

Опыты:  «Фонтан» 

Чтение художественной литературы: «Сказки и были о морях и океанах», «Живая вода» (сказки народов Сибири). 

Художественное творчество:  «Морское дно» (пластилинография).

Игры: «Круги на воде»

Музыка:  Слушанье: шум прибоя, шуршание ручья, шум дождя.  Диск  «Добро пожаловать в экологию», библиотека программы «Детство».

 

НОЯБРЬ

Тема: «Свойства и формы воды».

Задачи:   Ознакомить детей со свойствами: не имеет запаха и цвета, почему течет. Учить детей последовательно излагать свой мысли, правильно строить свою речь, обогатить словарный запас.

Совершенствовать представления о жидком, твёрдом, газообразном состоянии воды.

Беседа:  Вода прозрачная и не имеет собственной формы. В состав воды входит  кислород.

Опыты: «У воды нет вкуса и запаха», «Прозрачная вода», «Пар тоже вода», «Вода без формы», «Вода бывает холодной, теплой, горячей», «Как убедиться что вода прозрачная».

Чтение художественной литературы:  Приключение в капле воды. С.Ю. Афонькин р.н. сказка «Снегурочка. Заучивание стихотворения Н. В. Нуркеновой «Туман».

Художественное творчество:  «Кувшин с водой».   

 Игры: «Тонет, не тонет». 

 

ДЕКАБРЬ

Тема: «Свойства воды - вода растворитель».

Задачи: Выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способами очистки воды - фильтрованием. Развивать наблюдательность, умение сравнивать.

Беседа: Познакомить с процессом растворения краски, сахара в воде. Фильтрования воды с разными веществами.

Опыты: «Очищение воды», «Растворяется, не растворяется», «Где вода быстрее замерзает?», «Получим талую воду».

Чтение художественной литературы:  Загадки и стихи.

Художественное творчество: Х.К. Андерсен «Снежная королева».

Игры: « Сравнение льда и снега: что быстрее тает».

 

ЯНВАРЬ

Тема: «Круговорот воды в природе»

Задачи: Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека, развивать социальные навыки у детей, умение работать в группе, договариваться, доказывать правильность своего мнения.

Беседа: Просмотр документального фильма «Путешествие капельки».

Опыты: «Снег - это вода», «Лёд легче воды», « Сосулька-лед».

Чтение художественной литературы:   Рассказ Н. Носова «Горка».

Художественное творчество:   коллективная работа – аппликация «Снежинки». Наблюдения за природными явлениями, связанными  с водой (изморозь, иней, сосульки, капель, ручейки и т.д.).  Заучивание стихотворения Ф.Тютчева.      

Игры: «Ходят капельки по кругу»,  «Зима, холод, снег», «Круговорот, как я его понимаю».

     

ФЕВРАЛЬ

Тема: «Жизнь в воде».

Задачи: Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.  

Беседа: Чтение энциклопедии «Обитатели моря», «Жизнь в соленой воде».

Опыты: «Живая вода».

Чтение художественной литературы:   А.С.Пушкин «Золотая рыбка», Х.Андерсен «Русалочка». Лиман Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

Художественное творчество: «Рыбы – обитатели водоёмов», «Кто живет в реке» с элементами театрализации.

Игры: «Караси и щука», «Разложи картинки»

 

МАРТ

Тема: «Вода в жизни животных».

Задачи: Показать значение воды в жизни живой природы. Используя модели закрепить знания детей о воде, как средство обитания некоторых животных.

Беседа: «Жизнь воды и жизнь в воде».  

Опыты: «Выращивание коралловых рифов, создание подводного царства». Серия обучающих проектов «Исследуй это».

Чтение художественной литературы:  Н.Н.Авдеева, Г.Б.Степанова «Кто живет воде», Ю.Школьник «Подводный мир».

Художественное творчество: «Берегите природу», «На пруду».

Музыка: Поем А. Верицева «Синяя вода». 

Игры: «Мы -  водные животные».

АПРЕЛЬ

Тема: «Вода в жизни человека».

Задачи: Расширить знания, что вода необходима для поддерживания жизни и обеспечения человека. Рассказать об использовании воды, о том, что воду нужно беречь. Дать представление как «путешествует» вода, прежде чем попадет к нам в дом. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.

Беседа: «Вода у нас дома», «Сколько человеку нужно воды», «Кому нужна вода». «Зачем человеку нужна вода?», «А еще кому нужна вода?», «Что было бы, если бы с земли ушла вода?».

Опыты: «Соединяющиеся сосуды», «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «Урастения внутри есть вода».

Чтение художественной литературы:   К.И.Чуковский «Мойдодыр», Д. Я. Фащук «Лекарство от болезней моря». Чтение произведений Н.А. Рыжовой «История одного пруда», «Как люди речку обидели».

 Художественное творчество: Конкурс рисунков по произведению К.И.Чуковский «Мойдодыр».

Игры: «Кто больше назовет съедобной жидкости»

 

МАЙ

Тема: «Берегите воду»

Задачи: Помочь детям понять: как загрязнение водоёмов влияет на жизнь птиц, рыб и других обитателей. Прививать бережное отношение к воде.

Беседа: Просмотр мультфильма «Берегите воду» (кинокомпания «Триван») и его обсуждение.

Опыты: «Мыльные пузыри».

Чтение художественной литературы:   В.Крупин «Живая вода».

Художественное творчество:  Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря, предметных картинок с сюжетами использования воды. Составление памятки «Правила поведения на воде». Коллективная работа «Озера, реки и моря».

Составление кроссвордов, ребусов.

Музыка:  Разучивание песни «Капитошка».

Игры: «Чей кораблик доплывет быстрее?», «Четвертый лишний».

ЛИТЕРАТУРА

Тугумева Г.Г., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего старшего дошкольного возраста. Санкт – Петербург Детство – Пресс. 2011г.

О.А.Скоропулова  Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода»  Москва 2008г.

С.Н.Николаева  Методика экологического воспитания в детском саду М., «Просвещение»,2001г.

«Дошкольное воспитание» 1998г., №9, с. 11 «Сколько воды нужно человеку?» А.Королева.

«Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Под ред. Л.Н.Прохоровой. М., «АРКТИ», 2005г.

О.В. Дыбина Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников М.,ТЦ «Сфера»,2005г.

Н.А.Рыжова Волшебница-  вода. М., Линка- Пресс, 1997г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Волшебница вода" в подготовительной к школе группе

Проект "Волшебница вода" в подготовительной к школе группе. Тема "Круговорот воды в природе"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по экспериментированию в подготовительной к школе группе Тема: «Свойства воды».

Цель: развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой....

Конспект Занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Свойства воды»

Расширение и уточнение представлений детей о свойствах и состояниях воды (прозрачная, текучая, без запаха, не имеет собственной формы, может растворять одни вещества и не растворять другие)....

Конспект опытно-экспериментальной деятельности детей в подготовительной к школе группе "Вода - удивительное вещество"

Конспект опытно-экспериментальной деятельности  в подготовительной группе «Вода-удивительное вещество».Цель: систематизирование знаний детей о воде и ее свойствах.Задачи:  - обра...

Конспект и презентация опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с нарушением слуха (глухими) на тему: "Интересное рядом (свойства материалов впитывать и отталкивать воду)".

Материал включает конспект и презентацию опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с нарушением слуха (глухими) на тему: "Интересное рядом (свойства материало...

Комплексное занятие «Путешествие по воде и под водой» (образовательные области – познавательное, речевое развитие) подготовительная к школе группа

Цель: расширять представления детей об обитателях рек и морей, условиях их жизни.Задачи:- продолжать знакомство детей с миром водоемов;- прививать желание защищать живой мир природы;- формировать экол...

Методическая разработка игровой экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Образовательная область «Познавательное развитие», тема: «Наша удивительная планета».

Методическая разработка игровой экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Образовательная область «Познавательное развитие», тема:«Наш удивительная пл...