Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие во времени: улицы Царского Села"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Коваль Надежда Александровна

Данный материалл знакомит дошкольников с историей города Пушкин. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие во времени: улицы Царского Села


Предварительный просмотр:

Конспект НОД   по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Путешествие во времени: улицы Царского Села»

Цель:

Формирование знаний по истории города, воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Вызвать у детей интерес к истории нашего города, гордость за своё отечество.

2. Формировать представления об уникальности нашего города.

3. Развивать в процессе работы познавательные способности: память, внимание, умение анализировать.

Ход НОД:

Воспитатель: -Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по нашему городу, который называется Пушкин. Кто из вас знает, как раньше назывался наш город?

Дети:- Царское Село.

Воспитатель:- Правильно. Так вот, сегодня мы поговорим о некоторых улицах города и узнаем, откуда они получили своё название. Но сначала послушайте стихотворение Ольги Усачевой «ГОРОДОК»

Искрящийся, пушистый снег на ветках,
На старых крышах маленьких домов.
Забытые доносятся куплеты
И свист задорный красных ямщиков.

Полозьями скрипя, промчались сани -
Спешат в Гостиный двор иль во дворец.
Гусарский полк проходит утром ранним,
Собор стоит, как золотой ларец.

Воспитатель:- Наше путешествие по улицам города начинается от привокзальной площади (Слайд №2). Вы все, наверное, видели здание вокзала и площадь возле него. Отсюда, от привокзальной площади, мы направляемся по улице, которая называется Широкая. (Слайд №3) Как вы думаете, почему улица так называется?

Ответы детей.

Воспитатель:-Молодцы. Все правильно ответили. Это название улица получила очень давно, потому, что была самой широкой в Царском Селе. Но, наверное, больше бы ей подошло название Короткая, поскольку она одна из самых коротких улиц города. Давайте посмотрим, как эта улица выглядела раньше.

Воспитатель:- Следующая улица, с которой мы познакомимся, называется Оранжерейная. (Слайд №4) Кто-нибудь из вас знает, что такое оранжерея? Оранжерея – это застекленное помещение для выращивания растений в любое время года. А теперь догадайтесь сами, почему улица получила такое название.
Ответы детей.

Воспитатель: -  Конечно же, название её связано с Большой Оранжереей, с которой начиналась улица.  Это была центральная улица города.
Здесь было много продовольственных магазинов и лавок, винный погреб, магазин мануфактуры, гостиный двор, булочная. Это первая торговая улица. С раннего утра здесь начиналась торговая жизнь, и не только в самих магазинах и лавках. Первыми во дворы и подъезды домов прибегали «булочники» с возгласами: «А вот выборгские крендели, булки, калачики!». На разные голоса выкрикивают они, предлагая свой товар. Молочницы предлагают молочную продукцию. Ходят по улице и дворам точильщики со станками, стекольщики с ящиками стекла за спиной.

Сейчас мы с вами будем печь из муки сушки да баранки.

Пальчиковая гимнастика «Пекарь»

Пекарь, пекарь,                             Хлопают в ладоши.

Из муки испеки нам колобки,     Пекут колобки.

Да сушки — Ванюшке,               Соединяют большие и указательные  пальцы.

Да баранки — Танюшке,            Соединяют большие и средние    пальцы.

Да бублики — Гришке,              Соединяют большие и безымянные пальцы.

Да крендель — Маришке.          Соединяют большие и мизинцы.


Воспитатель: - Наше путешествие продолжается. И мы с вами на Конюшенной улице. (Слайд №5)
Её
 название связано с расположением в начале улицы Большого конюшенного двора. В отличии от шумной Оранжерейной улицы она была более спокойной. Вот так выглядела улица раньше.

Воспитатель: - А теперь немного отдохнем.

Физминутка «Лошадки»

Эй, лошадки, все за мной!

Поспешим на водопой! (руки вперед, пружинистые движения ног)

Вот река, широка и глубока,

Не достанешь до дна. (плавное разведение рук в стороны, наклоны вперед)

А водица вкусна! Пейте! Хороша водица! Постучим копытцем! (притоптывание ногой)

Эй, лошадки, все за мной! (руки в стороны, плавные движения вверх - вниз)

Поскакали домой, (прыжки на месте) Гоп-гоп-гоп!

Воспитатель: - Отдохнули, отправляемся дальше. Сейчас мы находимся на улице Садовой. (Слайд №6) Эта улица всем вам знакома, по ней вы проходили в Екатерининский парк. А раньше он назывался Старый сад, отсюда и название улицы – Садовая.

Старейшая в Царском Селе Садовая улица расположена в самом высоком месте города. Для строящегося первого дворца Екатерины I, по ней тянулись подводы с лесом, камнем и другими материалами а вдоль нее в ряд располагались избы церковнослужителей и дворцовых служащих, а также дворцовые хозяйственные постройки — конюшенный, птичий и скотный дворы.

Воспитатель: - И еще одна улица, с которой нужно обязательно познакомиться – это Пушкинская улица. (Слайд № 7) Как вы думаете, в честь кого она названа?

Дети: - В честь А. С. Пушкина.

Воспитатель: - Конечно же, в честь великого русского поэта А. С. Пушкина.  

Улица проходит по самому центру города. На этой улице селились люди с достатком: офицеры, духовенство, чиновники, дворцовые служащие. (Слайд № 8) Этот дом известен как дача А.С. Пушкина, в настоящее время здесь находится музей поэта. 

Воспитатель: - Ну вот, наше путешествие по улицам города подошло к концу. Вам понравилось?

Дети: - Да!

Воспитатель: -  Что нового вы узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: - А закончить наше путешествие я хочу словами стихотворения О. Усачевой:

Мой городок совсем не изменился,
Таким бы оставался он всегда!
По-прежнему бы ветер в трубах вился...
Я не покину город никогда.

Душою буду с ним и днем и ночью,
Куда б меня судьба ни завела.
Пройдут года, и снова я воочию
Увижу славу Царского Села.

Использованная литература:

Энциклопедия Царского Села 

tsarselo.ruyenciklopedija-carskogo-sela


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"

В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Наша Родина – Россия. Флаг России"

Конспект занятия по познавательному развитию (социальный мир) для детей старшего дошкольного возраста о нашей Родине и о флаге России...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы по теме «Поедем в Царское село…»

Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Метеорчики»по теме «Поедем в Царское село…»Цель: Знакомство с памятниками А.С. Пушкина в г. П...