Конспект НОД "Путешествие в страну Первоцветов"
план-конспект занятия по окружающему миру

Пханаева Клавдия Владимировна

Цель: Учить детей различать и называть первоцветы (мать-и-мачеха, подснежник, одуванчик, тюльпан);

Закреплять умение правильно называть основные виды растений;

Развивать умственную операцию сравнения: находить признаки сходства и различия у одуванчика и тюльпана;

Активизировать мыслительную деятельность детей за счет решения логических задач;

Развивать общие речевые навыки, навыки связной речи;

Развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику пальцев рук, двигательную активность, ритмическое дыхание.Вызывать радость от красоты растений; воспитывать бережное отношение к ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила:

воспитатель I квалификационной категории

Пханаева Клавдия Владимировна


       Цель: Учить детей различать и называть первоцветы (мать-и-мачеха, подснежник, одуванчик, тюльпан);

Закреплять умение правильно называть основные виды растений;

Развивать умственную операцию сравнения: находить признаки сходства и различия у одуванчика и тюльпана;

Активизировать мыслительную деятельность детей за счет решения логических задач;

Развивать общие речевые навыки, навыки связной речи;

Развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику пальцев рук, двигательную активность, ритмическое дыхание.Вызывать радость от красоты растений; воспитывать бережное отношение к ним.

Материалы к занятию:

Демонстрационный материал: «приглашение», презентация «Первоцветы», кукла Бабы Яги.

Раздаточный: искусственные тюльпаны, подарки, кубики Никитина.

Оборудование: мультимедийная установка, аудиозапись музыки из «Детского альбома П.И.Чайковского «Итальянская песенка» (2 мин.)

Предшествующая работа:

Беседа о первоцветах

Наблюдения: «Одуванчик», «Что изменилось у одуванчика?»

Заучивание наизусть стихотворения Е.Серовой «Одуванчик»

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Дыхательное упражнение «Ветер-ветерок»

П/и «Веснянка»

Заучивание наизусть загадок об одуванчике, мать-и-мачехе, подснежнике, тюльпане, о цветах

Ход занятия.

I. Воспитатель читает рифмованный текст:Раз-два-три, раз-два-три,

За окошко посмотри,

В гости к нам пришла весна,

Ребят радует она.

Солнце светит, солнце греет,

Всюду травка зеленеет.

Воспитатель приглашает детей в хоровод.

Проводится хороводная игра «Веснянка».

Ход игры:

Солнышко, солнышко, Золотое донышко.

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, Прилетели сто грачей.

А сугробы тают, тают, А цветочки подрастают.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Бегут по кругу.

«Летят» по кругу.

Медленно приседают.

Тянутся на цыпочках, руки вверх.

Дети садятся на стульчики. Воспитатель рассказывает о том, что утром в детский сад приходил почтальон и принес приглашение. Показывает и читает его детям:

- Дорогие дети группы «Снежинка»! приглашаю вас в страну Первоцветов.
Фея Цветов.

- Ребята, Фея Цветов приглашает нас в гости в страну Первоцветов. Но прежде чем мы с вами отправимся в эту страну, скажите, знаете ли вы, что это за Первоцветы такие? За что они такое название получили? (ответы детей)

- Верно, это самые первые цветы Весны. Вспомните, какие весенние цветы вы знаете? (подснежники, мать-и-мачеха, одуванчики).

Раздается стук в дверь. Воспитатель идет посмотреть, кто стучится, и вносит куклу Бабы Яги. Говорит за нее, обращаясь к детям:

- Ой, детишечки, да какие хорошенькие! Куда это вы собрались? Неужто в страну Первоцветов? А дорогу-то туда знаете? Не дойдете, заблудитесь! Дорожку-то в эту страну я запутала, заколдовала, на кубики рассыпала!
Воспитатель:
- А мы с ребятами распутаем, построим новую дорожку в страну Первоцветов. А ты, Баба Яга, уходи подобру-поздорову, не мешай нам (уносит куклу).
Воспитатель:
- Давайте, ребята, построим дорожку в страну Первоцветов из волшебных кубиков (кубики Никитина)

Дети садятся за столы, обсуждают с воспитателем, какого цвета дорожку будут строить (желтая – осенняя, белая – зимняя, красная – лето жаркое, синяя

- весна).Воспитатель спрашивает:

- У каждого из вас получилась короткая дорожка, а как нам сделать длинную, до самой страны Первоцветов? (соединяют дорожки в одну).- Сколько у вас было коротких дорожек? (много)

- А сколько длинных? (одна)

- А теперь мы можем отправиться в гости к Фее Цветов.

Дети под музыку двигаются по группе.

Воспитатель обращает внимание детей на изображение цветов на экране.
- Ребята, посмотрите, как много цветов! Мы с вами уже в стране Первоцветов. Давайте остановимся здесь, сядем на «пенечки» (стульчики) и посмотрим внимательно на эти цветы. Как они называются? (ответы детей)
- Правильно, подснежники. Подснежниками в разных местах называют различные цветы, которые первыми выходят из-под снега. Они бывают разного цвета – то голубые, то белые.

- Посмотрите, кое-где виднеются цветы с маленькими желтыми головками. Знаете, как они называются? (ответы детей)

- Это мать-и-мачеха. Сначала мать-и-мачеха цветет. Посмотрите, ее маленький пушистый цветочек покачивается на тоненьком стебельке. Чем покрыт стебелек?
- Пушком.

- Как вы думаете, зачем? (ответы детей) Он, как шубка, защищает цветы от холода. Вслед за цветком появляются листья. Лист у мать-и-мачехи необычный. Илюша нам расскажет о листьях цветка. (рассказ ребенка)

- Верно, верхняя сторона у него гладкая, блестящая и прохладная. А нижняя сторона теплая и мягкая, словно ласковая матушка. Поэтому и назвали цветочек мать-и-мачеха.
Когда цветочек мать-и-мачехи отцветет, он превратится в белую пушистую шапочку. Интересно, что каждый вечер мать-и-мачеха «ложится спать».

- Как же она это делает? (ответы детей) Верно, она складывает лепестки цветка в бутон и опускает головку. А когда еще она «спит»?

- В пасмурные дни.

Вновь звучит музыка. Дети продолжают прогулку
Воспитатель спрашивает:

- А это что за цветы? (ответы детей)

- Правильно, одуванчики.

- Какие листочки у одуванчика, на что они похожи? (ответы детей)
- Какой формы цветок, какого цвета? (ответы детей)
Воспитатель рассказывает:

- Это одуванчики. Они распускаются весной. У одуванчика есть зеленый стебелек, зеленые листики, желтая головка. Она похожа на солнышко. Потом желтый цветок станет белым. Дунет ветер, и пушинки разлетятся в разные стороны. Вот какой удивительный цветок одуванчик!
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Ветер-ветерок». При команде «ветер» дети должны сильно подуть на одуванчик; при команде «ветерок» - тихо, легко. Затем педагог предлагает малышам самостоятельно рассказать об одуванчике (хоровое и индивидуальное проговаривание).
Детям предлагается пальчиковая гимнастика «Цветок».

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землей корешки.

Н.Нищева

Показать руками цветок

Развести пальцы рук

Движения пальцами вместе-врозьЛадони вниз, тыльной стороной руки прижать друг к другу, пальцы развести!

- Ребята, давайте посмотрим, что есть у растения?

- Корень клик 1, стебель клик 2, лист клик 3, цветок клик 4.
Звучит музыка. Появляется Фея Цветов:

- Здравствуйте, ребята! Нравится вам в стране Первоцветов? А я принесла вам в подарок вот эти цветы (показывает детям букет тюльпанов). Знаете, как они называются?

- Тюльпаны.

- Верно, это тюльпаны. Давайте рассмотрим их повнимательнее.

- Цветок тюльпана состоит из шести лепестков. Они широко раскрываются на солнце и закрываются ночью и в пасмурную погоду. Тюльпаны бывают разных цветов.
Воспитатель:

- Ребята, цветы похожи, но все они такие разные. Какая форма цветка у одуванчика? А у тюльпана? Какого цвета цветок одуванчика? Какого цвета цветок тюльпана? А по величине (размеру) цветы одинаковые?
Фея Цветов хвалит детей и интересуется, знают ли они, почему в народе говорится:
Одуванчик золотой – солнышка сынок родной. (ответы детей)

Где цветок, там и медок. (ответы детей)

Смотрит весна в небеса синими глазами подснежников (ответы детей)

Фея Цветов хвалит детей и предлагает потанцевать с тюльпанами.
Дети свободно располагаются в центре зала, каждый получает цветок.
С окончанием музыки Фея Цветов предлагает собрать цветы в букет:
- Пусть цветочки растут снова и снова, а вы будете приходить и любоваться на них. Не рвите мать-и-мачеху и одуванчики. Эти цветы не умеют стоять в вазах, они сразу умирают. В земле же они цветут долго и всех радуют своей красотой.
Воспитатель обращается к Фее Цветов:
- Спасибо тебе за интересное путешествие по стране Первоцветов. Наши ребята любят и берегут природу. И сегодня они приготовили для тебя подарок: стихи и загадки о первоцветах.
Дети рассказывают загадки и стихотворение Е.Серовой «Одуванчик»
Загадки:
Под сугробом он растет,
Снеговую воду пьет. (подснежник)
Он и мачеха, и мать.
Как цветочек этот звать? (мать-и-мачеха)
Отцвел желтенький цветок,
Остался беленький пушок. (одуванчик)
Нарядные сестрички,
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (цветы)
Расцветает по весне
И красив собой вполне.
Не кочан и не банан,
А цветок такой… (тюльпан)
*
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Е.Серова

Фея Цветов хвалит детей и вручает на память о стране Первоцветов медали с изображением первых весенних цветов. Прощается и уходит из зала.
Воспитатель подводит итог занятия:
- Ребята, понравилось вам путешествие в страну Первоцветов? Что особенно было вам интересно?
Какие первые цветы Весны мы с вами сегодня увидели?
Какие цветы мы сравнивали?
Чем похожи все цветы?
Что у них общего?
А чем они различаются?

Фиалки, медуницы

Весной в лесу цветут.

И звездочки кислицы

Белеют там и тут.

А маленький подснежник –

Весны сынок родной,

Доверчиво и нежно

Глядит на нас с тобой.

Первоцвет первоцвет ,

Лучше слова в мире нет,

Лучше нет цветка на свете,

Он горит весь в желтом цвете,

Лепестки его красивы,

Золотисты и игривы,

Его стебель длинный очень.

А красивы как листочки!

Это примула. Цветение примул наступает ранней весной. Светло-зеленые или ярко-зеленые листья. Ароматные цветки. Цветы примула могут быть желтым, розовым, белым, красным цветом. Актуализация понятия "цветы", развитие ассоциативного мышления. Поддержание мотивации познавательной деятельности детей.

Знакомство с новыми понятиями, интерес к предстоящей деятельности

В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия "Защитим первоцветы!"

Занятия для детей дошкольного возраста с целью экологического воспитания, формирования представлений об окружающем мире. Для проведения занятия потребуется ноутбук, проектор, аромалампа, музыкальная к...

Конспект НОД на тему: «Первоцветы».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Развитие кругозора и познавательно - исследовательской деятельности в природе" разработан для детей дошкольного возрас...

КОНСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «Цветы - первоцветы». у детей с особыми образовательными потребностями (6-7год жизни)

Конспект занятия на экологическую тему расширит знания о первых весенних цветах, о том как беречь природу, не уничтожать растения. Для лучшего усвоения материала использованы элементы театрализации, И...

Конспект занятия на тему: "Первоцветы весной".

Знакомство с первоцветами и Красной книгой. Обучение детей составлению рассказа по сюжетным картинкам. Воспитание любви к природе и цветам....

Конспект ООД "Путешествие в страну Первоцветы"

Конспект ООД "Путешествие в страну Первоцветы". Знакомство детей второй группы раннего возраста с понятием, что такое первоцветы, и почему важно их беречь...

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...

Конспект НОД в младшей группе "Путешествие в страну первоцветов" с использованием мультимедийного оборудования

Материал содержит конспект НОД в младшей группе на тему "Первоцветы" и разработанную презентацию к конспекту...