НОД по ПР "Знакомство со свойствами воздуха"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Варыпаева Светлана Сергеевна

Цель - познакомить детей со свойствами воздуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_ekologiya.docx33.79 КБ
Файл Фотографии с занятия1.91 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Образовательная область

Познавательное развитие

Возраст детей, группа

4-5 лет средняя группа

Тип НОД

Тематическое занятие

Тема НОД

«Знакомство со свойствами воздуха»

Цель

познакомить детей со свойствами воздуха

Задачи

- расширять знания детей о воздухе и его свойствах;

- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

- развивать у детей навыки сотрудничества друг с другом и со взрослыми через вовлечение в экспериментальную деятельность;

Материал

Полиэтиленовые пакеты, коктейльные трубочки,  стаканы с водой, листы бумаги, музыкальные инструменты, свистки; сдутый мяч, заяц  (запись голоса зайца на диктофон)

Предполагаемый результат

дети знают, что воздух нужен для дыхания, он вокруг нас

Дата проведения

ФИО воспитателя

Этапы технологии «Ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы, приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Этапные задачи: мотивировать детей на включение в игровую ситуацию, создать положительный эмоциональный настрой, чувство сопереживания за героя, развивать связную монологическую речь. Сформировать и зафиксировать «детскую» цель – помочь зайчику найти воздух.

I. Введение в ситуацию

- В гости к детям прибегает зайчик со сдутым мячом. (аудио запись)

- Здравствуйте, ребята. У меня сегодня первый день рождения. Мама зайчиха подарила мне новый мяч. Я играл вместе со своими друзьями медвежонком и  белочкой в вышибалы, мяч отлетел и стукнулся о ветку дерева. И теперь мяч стал   такой – плоский.

Медвежонок сказал: что из него вышел воздух.  Вот я теперь хожу и ищу этот воздух, чтоб обратно его вернуть в мяч.

Вы не видели воздух? Он здесь не проходил?

- Нет не видели, зайчик. Но наши дети тебе помогут.

- Ребята, хотите помочь  Зайчонку найти воздух? Сможете?

Беседа

Беседа из личного опыта.

Рассматривают мяч, пробуют играть, не получается

 (Дети фиксируют детскую цель помочь Зайчику найти воздух)

Да, сможем

Личностные.

Коммуникативные.

Ответы детей на вопросы: Хотите помочь?

Сможете?

Этапные задачи: актуализировать мыслительные и речевые операции, расширять знания детей о воздухе и его свойствах; упражнять в умении рассуждать, активно отвечать на вопросы полными предложениями.  Актуализировать, логическое мышление память, учить работать вместе, сообща, одной командой; уважать мнение своего товарища. 

II. Актуализация знаний

- Давайте подойдём к доске  (картинки животных насекомых, растений, человека) и  вспомним, что же такое воздух ?

Воздух невидим, поэтому я обозначила его разными по размеру кружочками.

Для чего зачем он нужен?

Только человеку необходим воздух?

Кто ещё нуждается в воздухе?

- А что это за картинки (труба, веер, воздушный змей, мяч, корабль с парусами, воздушный шарик)? Им тоже нужен воздух?

Вы сможете найти воздух для мяча зайчика?

Раз воздух невидим, я могу вам предложить для поисков лупы, сачок, мешки, трубочки, веер, листы бумаги.

-  Знаете как искать?

- Тогда ищите.

Словесный

Наглядный

Он не видимый

Мы им дышим

Животные, растения, насекомые

Все живые существа

Да, без воздуха они не могут играть, двигаться  или работать .

Да сможем, знаем где искать воздух

Познавательные

Коммуникативные

Анализ образца

Этапные задачи: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; формировать у детей опыт фиксации затруднения в деятельности, выявления его причины, провести рефлексию «почему не получилось?», упражнять в умении понятно излагать свои мысли, рассуждать, активно отвечать на вопросы полными предложениями

III. Затруднение в ситуации

 Дети берут предметы, которые им нужны для поиска воздуха. Ищут.

 -Приходят и говорят, что  не смогли найти воздух.

- Вы смогли помочь зайчику?

Словесный

Практический

 Нет,  мы искали воздух, но не смогли найти, потому что не знаем, как и где искать воздух

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Получилось?

Почему не получилось?

Что нужно сделать

Этапные задачи: формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения в деятельности способом «Если не знаем, спросим у того, кто знает»; развивать умение фиксировать новое знание развивать у детей навыки сотрудничества друг с другом и со взрослыми через вовлечение в экспериментальную деятельность

IV.

Открытие нового знания или способа действий

Скажите, мне, пожалуйста, если вы чего не знаете, но очень хотите  узнать, что нужно сделать? (Спросить у СС, у взрослых, посмотреть в книге и тд. Дети выбирают способ действия («если что - то не знаю, то можно спросить у того кто знает»).

Тогда спросите меня, что вы хотели бы узнать?

 -   1. Воздух невидим, но его легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером  или листом бумаги перед своим лицом.

Что вы почувствовали? (Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок).

Ветер – это движение воздуха

– 2.  А еще, воздух можно «поймать» в пакетик. Что у нас в пакетиках? (воздух)

– А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим?

- Что еще бывает прозрачным?

– Каким стал мешочек, заполненный воздухом?

– 3. Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму.

 Внутри каких предметов есть воздух?

– 4. А как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?

А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)

– Что находится внутри мыльных пузырей?
- 5. Воздух можно услышать.
Предлагаю Вам взять те инструменты, для которых нужен воздух.
Что слышите? 
- Теперь приложите край листочка тонкой бумаги к губам и подуйте вдоль нее так, чтобы получился звук. Что происходит? 
-
Звуки распространяются по воздуху и мы их слышим.

Наглядный

Практический

словесный

- Спросить у того, кто знает.

( у родителей, знакомых…)

- У воспитателя.

Помогите нам найти воздух!

Легкий ветерок

Пусто, воздух, ничего

Воздух бесцветный, прозрачный

Стекло, стакан, аквариум

Упругий, полный

Мяч, автомобильные шины, барабан, воздушный шар, надувной матрас, игрушки

Воздух

 Пузыри получаются из воздуха.

Воздух

Дети свистят в свистки и играют на инструментах.

Звук
Дети выдыхают струю воздуха, край бумаги дрожит. Он заставляет дрожать воздух, и поэтому получается звук.

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Наблюдение за процессом, ответы детей.

Этапные задачи: использовать новый способ действия; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы, воспитывать целеустремленность, планировать свои действия (что нужно сделать, чтобы помочь Зайчику), развивать память, слуховое внимание,  мелкую моторику рук; умение доводить начатое дело до конца, умение действовать сообща 

V Введение новых знаний в систему знаний

- Теперь вы сможете  найти воздух самостоятельно?

-  Дети берут понравившийся им предмет и проводят манипуляции с ними.

Вы закончили? Давайте проверим, у всех получилось найти воздух?

Какой предмет может помочь Зайчику вернуть прежний вид мяча?

- Да сможем.

 

Да, мы все попробовали

Насос, или можно самим надуть мяч

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Наблюдение за процессом, соблюдение правил, ответы детей, выполнение заданий.

Этапные задачи: провести рефлексию деятельности на занятии;  с помощью системы вопросов «Кому помогли?» помочь детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели - помочь зайчику найти воздух. Далее с помощью вопроса «Почему вам это удалось?» подвести  детей к тому, что они достигли «детскую» цель благодаря тому, что узнали как обнаружить воздух разными способами.

VI Осмысление (итог)

Воспитатель собирает около себя детей.

- Кому мы сегодня помогали?

Выслушиваются все ответы детей.

- Смогли помочь Зайчику?

С помощью чего вы  обнаружили воздух?

- Почему смогли?

- А еще почему смогли?

(благодарит детей)

Словесный

Мы сегодня помогали Зайчику искать воздух

- Да смогли, потому что мы научились искать воздух разными способами.

- Нам помогали уши, рот, руки

Мы очень отзывчивые, дружные, старательные, знаем, как и у кого можно спросить совета, если мы чего-то пока не знаем)

Личностные

Коммуникативные

Ответы детей на вопросы: Смогли помочь? Чем смогли? Почему смогли?

Комментарий


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Воздух. Свойства воздуха!

Исследовательская работа...

Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)

Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни че...

Открытое занятие в средней группе «Воздух. Свойства воздуха»

Данный конспект расчитан для детей среднего дошкольного возраста...

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха.

Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха....

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха (продолжение)...

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха 3.

Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха 3....