Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в младше-средней коррекционной группе.
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая, средняя группа)

Кудрявцева Ирина Викторовна

          ЦЕЛЬ.  Расширять знания детей о понятии «воздух», о некоторых его свойствах и ролью в жизни человека.                                                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ   ДОШКОЛЬНОЕ    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ   САД №19»

Конспект

 познавательно-экспериментальной деятельности

 в младше-средней коррекционной группе.

Составила воспитатель:

Кудрявцева И.В.

                                                             2018г.

           

          ТЕМА. «Воздух невидимка».

          ЦЕЛЬ.  Расширять знания детей о понятии «воздух», о некоторых его свойствах и ролью в жизни человека.                                                       

         ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

         С помощью элементарных экспериментов дать детям понятие о том, что воздух обладает определёнными свойствами (невидимый, лёгкий, не имеет запаха), что он есть вокруг и внутри нас, что ветер – это тоже движение воздуха.

          Формировать мыслительные способности детей: умение формулировать вопросы, сравнивать объекты, обобщать и систематизировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

          Совершенствовать умение наблюдать за ходом эксперимента, длительно концентрируя внимание.

           РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ.

           Развивать у детей познавательный интерес, исследовательский тип мышления через побуждение к практическим действиям с предметами и наблюдение за физическими процессами.

           Развивать память, речь, глазодвигательные функции.

           ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ.

           Воспитывать умение внимательно  

выслушивать и следовать инструкции взрослого.

           Воспитывать усидчивость, аккуратность, ответственность за порядок на рабочем месте.

           СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый.

           ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА. Эксперименты с водой, с предметами из  металла, пластмассы, дерева, поролона, изготовление и игры с веерами, бумажными корабликами.

           ОБОРУДОВАНИЕ: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с водой, горошинками и коктейльными трубочками (по количеству детей); мыльные пузыри; салфетки бумажные, веера (по количеству детей); воздушные шары; игрушка домовёнок Кузя, фонарик, песочные часы.

                                             ХОД   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

-Ребята, что нас согревает и улучшает наше настроение? (Солнышко)
-
Правильно! Давайте представим, что наши руки – это солнечные лучики. Коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям.

      (Дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом, и произносят слова.)
                           

             

                               Солнышко, солнышко, мы твои лучи.
                             
Быть людьми хорошими ты нас научи.

-Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться исследованиями. Вы хотите? Тогда  внимательно послушайте и отгадайте загадку:

                                      Он нам нужен, чтоб дышать,

                                      Чтобы шарик надувать.

                                      С нами рядом каждый час,

                                      Но невидим он для нас! Что это? (Воздух)

-Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория.

    (подходят к лаборатории, на ширме появляется игрушка домовёнок Кузя)

Кузя: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

-Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

Кузя: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

-Скажите, ребята, Кузе, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

- Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Кузя: Вот-вот! Невидимый! Значит его и нет вовсе!

-Погоди, погоди, Кузя! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Кузя: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

-Ребята, давайте докажем Кузе, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да

Опыт 1 «С полиэтиленовым пакетом и фонариком».

-Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

- Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?

Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.

-Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух? (ответы детей).

-На столе у меня фонарик. Ребята, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?

Дети: Свет фонарика проходит через пакет.

-Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, он прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.

-Ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!

                                     Воздух с вами мы искали

                                     И в пакет его поймали!

                                     Посмотрели, посветили

                                     И на волю отпустили!

          Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет когда мы в него поймали воздух? А какой, когда воздух мы выпустили?

(Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.)

-А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.

Опыт 2. «Есть ли воздух в человеке». На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктейльные палочки.

-Что вы видите в стаканчиках? Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками. Что делают горошины? (лежат на дне стаканчика). Хотите оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь? Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки). Что происходит? Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку). Значит, сейчас мы убедились, что в нас есть воздух! Мы им дышим!

Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети: Мыльные.

-Давайте поиграем с мыльными пузырями.

            (Физкультминутка «Мыльные пузыри» под музыку)

 -Кузя, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?

Кузя: Конечно, же мыло!

-Ребята, прав ли Кузя? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Кузя: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

-Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Кузе, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Опыт 3. С салфеткой.

-А с салфеткой видно, когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух?

-Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы ещё говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок.

 Опыт 4. С веером.

-Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

-Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.

Кузя: Как эта вертушка похожа на ветряную мельницу! У нас в деревне была такая. Там, на мельнице, муку мололи. А потом из этой муки пироги пекли. Я люблю, когда пирогами пахнет!

-Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Без воздуха мы задохнёмся. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Опыт 5. «Не дышу»

-Как вы думаете, ребята, может ли прожить человек без воздуха? Давайте проверим это при помощи песочных часов.

(Проводится опыт с песочными часами. Детям предлагается вдохнуть воздух и не выдыхать, кто сколько сможет)

-Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, а вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

-Ребята, понравилось вам сегодня в лаборатории? Что вы узнали нового?

Дети: Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим; чтобы увидеть воздух, его надо поймать; что воздух есть внутри людей;без воздуха ничто живое не может жить.

Кузя: А ещё я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер – это тоже движение воздуха. (Вдруг Кузя исчезает за ширмой)

-Кузя, куда ты исчез? Что ты там делаешь?

Кузя: Я тут! (дует). Я надувал воздухом шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!

-И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективное планирование по театрализованной деятельности для младшей,средней,старшей,подготовительной группы

Педагоги всего мира говорят о том, что театр для детей – это чудесная возможность присвоения себе измененной действительности.   «Невозможно научить навыкам поведения и межличностного общени...

Непосредственно образовательная деятельность в средней (коррекционной) группе

Открытое коррекционное мероприятие по теме  «Царство трех ветров» Основные виды деятельности – познавательно-исследовательская,  коммуникативная...

Непосредственно образовательная деятельность в средней (коррекционной) группе Открытое коррекционное мероприятие по теме «Путешествие в страну Здоровья»

Непосредственно образовательная деятельность в средней (коррекционной) группе(Основные виды деятельности – познавательно-исследовательская,  коммуникативная) Открытое коррекционное мероприят...

Непосредственно образовательная деятельность в старшей (коррекционной) группе Открытое мероприятие по теме «Сюрприз от смешариков»

Непосредственно образовательная деятельность в старшей (коррекционной) группе(Основные виды деятельности – коммуникативная деятельность, изобразительная деятельность) Открытое мероприятие по теме...

Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей коррекционной группе

В занятии совершенствуется умение детей продумывать композицию, наносить контур будующей работы простым карандашом. Использовать для рисования новый материал -песок.Воспитывать у детей навыки кол...