Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе "Лес - зеленый дом"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Закрепление и расширение представления детей о лесе и о его значении в жизни людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 109»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

(МДОУ «Детский сад № 109»)

413108, Саратовская область, Энгельсский район, рабочий поселок Приволжский, 3 квартал, дом 14а, телефон/факс 8(8453)756-238, e-mail: mbdou.engels109@yandex.ru

Конспект НОД по экологическому воспитанию

в старшей группе

тема «Лес – зеленый дом»

Воспитатель: Т.А. Кашуба

2021

Конспект непрерывной образовательной деятельности.

Кашуба Татьяна Аркадьевна, воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №109».

Возрастная группа: старшая (5-6 лет).

Тема НОД: «Лес – зеленый дом».

 Направление образования и развития (образовательная Область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Цель: Закрепление и расширение представления детей о лесе и о его значении в жизни людей.

Задачи:

Образовательные:

- Дать элементарное представление о взаимосвязи человека и природы;

- Закрепить представление детей о лесе как месте обитания диких животных;

- Закрепить понятие «дикие животные», умение различать и называть их жилища;

- Закреплять правила поведения в природе.

Развивающие:

- Развивать диалогическую речь, активизация и обогащение словаря;

- Развивать воображение, образное мышление, зрительное восприятие;

- Развивать любознательность, интерес к полученной информации.

Воспитательные:

- Воспитывать культуру общения;

- Воспитывать бережное отношение к природе;

- Способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.

 Виды детской активности:

игровая, двигательная, коммуникативная.

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, отгадывание загадок, решение проблемной ситуации, дидактическая игра «Давайте поселим зверей в наш лес», «Что лишнее в еде» физминутка «Прогулка».

Формы организации: групповая, подгрупповая.

Предварительная работа:

- Рассматривание картин и иллюстраций о лесе, диких животных;

- Чтение произведений о жизни в лесу;

- Загадывание загадок о диких животных.

Оборудование: мультимедийная установка, слайдовая презентация, слайдовые картинки для дидактической игры «Давайте поселим зверей в наш лес», слайдовые картинки для дидактической игры «Что лишнее в еде», детские рисунки для выставки «Берегите лес!»

Музыкальное сопровождение: звуки леса.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в путешествие?

Воспитатель: Место, в которое мы отправляемся, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Дом со всех сторон открыт

Он резною крышей крыт

Заходи в зеленый дом

Чудеса увидишь в нем (лес)

Слайд №1

(на экране изображение леса)

Ответы детей: Да.

Ответы детей: Лес!

2. Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, давайте закроем глаза, посчитаем до трех. Открывайте глаза, вот мы и оказались в лесу. Слышите?

 (звучит музыка природы)

Воспитатель: Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты, о чем шумишь листвою
ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, – мы свои! (Погореловский Сергей)

Воспитатель: А вы знаете, что такое лес?

Воспитатель: Ребята, для чего нам нужен лес?
1. «Место отдыха». – Чем же является лес для человека? 

2. «Столовая». - В лесу человек находит себе пищу. Это ягоды, орехи, грибы, чистая вода.

3. «Аптека». – А почему лес – аптека? 

4. «Мастерская». Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?

5. «Дом». - Как лес может обогреть человека? 

Воспитатель: Для кого еще лес является домом? 

3. Основная часть:

Воспитатель: Да, ребята, лес-чудесное место, это необыкновенный мир тайн и загадок. Кстати о загадках, я вспомнила ещё несколько загадок. Интересно, сможете ли вы их отгадать?

1.Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверёк такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазить. (Белка)

Слайд №2 (На экране изображение белки)

2.Хитрая плутовка, рыжая головка.

Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса)

Слайд №3 (на экране изображение лисы)

3.Хозяин лесной, просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь) Слайд №4 (на экране изображение медведя)

4.Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы —

Уши больше головы. (Заяц)

Слайд №5 (на экране изображение зайца)

5.Кто зимой холодной

В лесу ходит злой, голодный? (Волк) Слайд №6 (на экране изображение волка)

6.Сердитый недотрога, живёт в глуши лесной.

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёж)

Слайд №7 (на экране изображение ежа)

Воспитатель: Вы правильно все отгадали. А как вы думаете, про каких животных мы с вами отгадали загадки?

Воспитатель: А почему их называют дикими?

Воспитатель: Конечно, потому что они живут в лесу и у каждого из них в лесу есть свой дом, как и у людей. Я предлагаю вам вспомнить где в лесу живут дикие животные и поиграть в игру, которая называется “Давайте поселим зверей в наш лес”

Дидактическая игра «Давайте поселим зверей в наш лес»

Цель: знакомить детей со средой обитания различных животных.

Слайд №8 (на экране изображение животных и их жилищ).

Воспитатель: Посмотрите внимательно на экран и, пожалуйста, распределите диких животных по их домам.

После ответа на экране медведь перемещается в берлогу)

(белка на экране перемещается в дупло)

(лиса на экране перемещается в нору)

Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с этим заданием. Ребята, а вы знаете чем питаются в лесу дикие животные? Я предлагаю вам поиграть еще в одну игру, которая называется “Что лишнее в еде?”.

Игра «Что лишнее в еде?»

Слайд №9(на экране изображение белки, орехов, шишек, грибов, рыбы).

Воспитатель: Посмотрите внимательно на экран и, пожалуйста, определите, что лишнее.

Слайд №10(на экране изображение лисы, зайца, грибов, мыши, ягод).

Воспитатель: Молодцы, справились. Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного погулять по лесу, согласны?

Физкультминутка «Прогулка»
Дети по лесу гуляли, (Ходьба на месте)
За природой наблюдали. (Повороты головой влево-вправо)
Вверх на солнце посмотрели, (Встать на носки)
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете, (Присесть, руки на поясе)
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали, (Встать на носочках, руки на поясе)
Великанами мы стали.
Бабочки летали, (Бег на месте, плавно машем руками)
Крыльями махали.
Дружно хлопаем, (Хлопки в ладоши)
Ногами топаем. (Притопы на месте)
Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются на свои места)
И нисколько не устали.

 Воспитатель: Ну вот мы немного погуляли по лесу. Но что это такое, ребята посмотрите?

Слайд №11(на экране изображения непотушенного костра, пожара в лесу).

Воспитатель: Что вы видите? А что же случилось?

Воспитатель: Что теперь будет с этими растениями и животными?

Слайд №12 (на экране изображение горящего леса и животных, покидающих лес).

Воспитатель: А что же происходит с животными?

Воспитатель: Да, животным приходится уходить из своего дома, чтобы уцелеть, чтобы не погибнуть в пожаре. Те, которые успевают уйти, спасаются, остальные погибают. От высокой температуры и дыма большинство животных и птиц становятся беспомощными (детеныши, больные животные). Пожар уничтожает гнезда, жилища, корм. Видите, какие непоправимые последствия могут возникнуть от, казалось бы, простого костра. А для человека лесной пожар страшен?

Воспитатель: Правильно. Но для людей опасен и дым лесных пожаров. Из-за его воздействия происходит обострение многих болезней. От задымления страдают жители городов и поселков.

Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите! Что вы видите?

Слайд №13 (на экране изображение загрязненного леса).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран, а в таком лесу понравилось бы вам гулять?

Воспитатель: А почему?

Слайд №14 (на экране изображение чистого леса).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран, а какой лес вам нравится больше?

Воспитатель: А почему?

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а почему в лесу нельзя мусорить?

Воспитатель: А что еще нельзя делать в лесу, чтобы не навредить лесу и его обитателям?

Воспитатель: Ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы все узнали, как себя вести в лесу?

4. Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, а я предлагаю вам сделать выставку рисунков на тему «Берегите лес!». Для этого вам необходимо будет нарисовать рисунки, которые рассказывают о том, как себя нельзя вести в лесу и разместить на выставке.

Изобразительная деятельность: рисование рисунков на тему «Берегите лес»

(карандаши, мелки, фломастеры)

Воспитатель: Молодцы, наши рисунки готовы. А где мы можем разместить нашу выставку?

Воспитатель: Правильно, мы разместим нашу выставку в группе и пригласим ребят из других групп, чтобы они узнали, что нельзя делать в лесу.

Итог:

Воспитатель: Ребята, что вам было интересно на занятии? Что нового вы узнали про лес? А о чем бы вы хотели рассказать сегодня дома?

Воспитатель: Ну а нам пора возвращаться с нашей прогулки по лесу обратно в группу.

Ответы детей: там много деревьев, это дом для животных и растений.

Ответы детей: Лес - это место отдыха человека, там чистый воздух, поют птицы, тихо и спокойно.

Ответы детей: В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.

Ответы детей: Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят и дома

Ответы детей: Человек дровами обогревает дом, а дрова — это деревья, которые росли в лесу

Ответы детей: для цветов, деревьев, потому что они растут в лесу. Лес является домом для птиц, животных, насекомых.

Дети отгадывают загадки

Ответы детей: про диких животных

Ответы детей: они живут в лесу

Дети распределяют животных по их жилищам и объясняют свой выбор (почему он может жить в этом домике и не может в других)

Ответы детей:

Дети называют лишний элемент

Дети называют лишний элемент

Дети выполняют движения

Ответы детей: люди разожгли костер в лесу

Ответы детей: они погибнут

Ответы детей: они покидают лес

Ответы детей: Да. Ведь, если прийти в сгоревший лес, на что смотреть? Здесь не будет животных, ни птиц, ни растений.

Ответы детей: люди оставили после себя мусор, не убрали за собой.

Ответы детей: нет

Ответы детей: потому что в грязном лесу неприятно находиться.

Ответы детей: чистый лес

Ответы детей: в чистом лесу приятно находится, свежий воздух, красиво, много животных и птиц.

Ответы детей: в лесу нельзя мусорить, потому что лес, это дом для животных и растений. Если мы будем мусорить, то растения погибнут, животные могут пораниться острыми банками, стеклом.

Ответы детей: ветки ломать, животных и насекомых обижать, пугать, кричать.

Ответы детей: рассказать всем.

Дети приступают к рисованию рисунков на тему «Берегите лес!»

Дети: в группе

Ответы детей.

Список используемой литературы:

1.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. - 112с.

2.Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012. – 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе

ВОЛШЕБНИЦА – ВОДАЦЕЛЬ: расширить знания детей об одной из экологических проблем -загрязнении водного бассейна.ЗАДАЧИ:- способствовать формированию познавательного интереса к экологии своего края...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Воздух и его свойства"

Познакомить детей с воздухом.Показать   детям,   что   воздух   есть   везде   вокруг   нас.   Познакомить   с...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему "Уход за комнатными растениями, их первая подкормка".

Программное содержание:  Уточнить знания детей о приемах ухода за растениями и их последовательности. Закрепить недостаточно освоенный детьми прием рыхления. Познакомить ребят с новым видом ухода...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "К нам весна шагает быстрыми шагами"

Познакомить детей с особенностями жизни леса, луга в весенний период,  формировать реалистическое представление о жизни лесных животных. Развивать творческое воображение, логическое мышлени...

Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе Тема: «Мы друзья природы»

Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе Тема: «Мы друзья природы»Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыкально-художественная деятельность»Ф...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Родная земля».

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Родная земля».Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: повышение интереса к истории и природе родного края.Зада...

Конспект проекта по экологическому воспитанию в старших группах ДОУ «Экологическая полянка»

Актуальность проекта:Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды.Умение &laqu...