Конспект беседы с детьми средней группы на тему "Масленица"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ломака Юлия Сергеевна

Конспект беседы на тему "Масленица" в средней группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" "Центр развития ребенка - детский сад "Родничок"




Конспект беседы

с детьми средней группы на тему:

«Масленица»







Разработала:
Ломака Юлия Сергеевна
воспитатель МКДОУ ЗАТО
Знаменск ЦРР «Родничок»

г. Знаменск 2021 г.

Задачи:

1. Познакомить детей с праздником – Масленицей.

2. Развивать интерес к русско-народным праздникам, приобщать их к традициям русской культуры, расширять словарный запас детей.

3. Воспитать чувство уважения к народным традициям русской культуры.

Воспитатель: Сегодня мне хочется поговорить с вами об удивительном празднике. Но чтобы понять, что это за праздник, нужно дать отгадку, на мою загадку.

Что за праздник — объеденье! В этот день печем блины. Их помажем мы вареньем До чего ж они вкусны! Что же это за праздник? 

ДетиМасленица

Воспитатель: Этот праздник к нам идет Раннею весною, Сколько радостей несет Он всегда с собою! Ледяные горы ждут, И снежок сверкает, Санки с горок вниз бегут, Смех не умолкает. Дома аромат блинов Праздничный чудесный, На блины друзей зовем, Будем есть их вместе. Шумно, весело пройдет Сырная Седмица, А за ней - Великий пост, Время, чтоб молиться.

Воспитатель: Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике — Масленице. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник — Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей

Одним из главных развлечений было катание молодёжи и детей с ледяных гор. Горки старались украсить - флажками, фонариками. Для катания использовались санки, рогожи, шкуры, коньки, ледянки (расплющенные корзины, заледеневшие снизу, деревянные корыта - корёжки, перевёрнутые скамейки. 

Одним из действ Масленой недели было взятие снежного городка. Парни строили снежный городок-ледяную крепость с воротами, сажали туда стражу, а потом пешие и конные шли в атаку, лезли на стены, врывались в ворота. Осаждённые оборонялись снежками, мётлами и нагайками. 

Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой.А потом ребятишки сбегали с гор и кричали«Приехала Масленица. Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами«Здравствуй, широкая Масленица.

Воспитатель: А что является главным угощением на масленицу? Главное угощение праздника — это блины, древний символ возврата к людям солнца и тепла. Масленица называлась сырною неделею, на которой едят сыр, яйца». Без блинов нет и Масленицы.  Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день — блинища, во второй — блины, в третий — блины, в четвертый — блинчики, в пятый— блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца. Во всю Масленицу пекут блины. От этого и произошла поговорка«Не житье, а масленица».

Воспитатель: Ребята, а на что похожи наши блины? 

Воспитатель: Конечно же на солнышко, они тоже кругленькие, желтенькие и румяненькие. Предлагаю поиграть в игру: Блин (какой, каждый ребенок должен сказать, например; румяный и т. д. (Ответы: вкусный, сладкий, большой, маленький, солнечный, желтенький, кругленький, горяченький и т. д.)

Воспитатель: А вы, с какими начинками любите блины?

Так как Масленица длится целую неделю, то каждый ее день имел свое название. Понедельник – встреча. В этот день и делали большую соломенную куклу по имени Масленица. Ее наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Усаживали куклу в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор. 

Вторник – заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки. 

Среда – лакомка. Взрослые и дети начинали кататься с горок, веселиться, играть и угощаться блинами. 

Четверг – разгуляй. В этот день было больше всего веселья, гуляли с утра до вечера, самый веселый день. Люди катались с гор на лыжах и санках, устраивали конские бега, катались в лошадиных упряжках, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать. 

Пятница – тёщины вечерки. На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабушек) блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет. 

Суббота – золовкины посиделки. Молодожены приглашали к себе родных и угощали их блинами. За столом они весело разговаривали, мирились, если они поссорились, вспоминали ушедший год и надеялись, что новый год будет урожайным. 

Воскресенье – проводы. Это тот самый день, когда проходят проводы Масленицы. Люди разжигали костер и сжигали куклу Масленицы. Потом собирали пепел и разбрасывали ее над полями, чтобы год был урожайным. Еще этот день назывался прощеным воскресеньем. В прощеное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид ,все равно говорили: "Прости меня". Дарили сделанные из белых и красных ниток мартенички, куколки мальчика и девочки, - символ дружбы. Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица

Воспитатель: А сейчас я хотела бы провести небольшую викторину. Вы должны ответить на несколько вопросов. 

- Как называется праздник встречи весны? (Масленица) 

- Без чего не обходится праздник - Масленица(без блинов) 

- Главным героем праздника – является –? (чучело). Когда его делают, в какой день недели?

- Сколько длится праздник Масленица(семь дней) 

- Как называется последний день Масленицы(Прощеное воскресенье).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" "Центр развития ребенка - детский сад "Родничок" Разработала: Ломака Юлия Сергеевна Знаменск 2021 год МАСЛЕНИЦА

Слайд 2

Заканчивается зима, начинается весна. Дни становятся длиннее и светлее, яркое солнце светит на голубом небе. \ На Руси в это время устраивались народные гулянья. Называли этот праздник - Масленица.

Слайд 3

Веселый, разгульный, этот праздник длится целую неделю: ярмарки, песни, пляски ,\ ряженые, игрища. Недаром его величали в народе широкой Масленицей .

Слайд 4

И, конечно же, на празднике было главное угощение - блины, \ этот древний славянский символ возврата солнца и тепла в природе .

Слайд 5

Масленицу еще называли сырной неделей, потому что на нее едят много сыра ,\ яиц .

Слайд 13

На седьмой – последний день Масленицы пекли «Царские блины» - самые большие .\ Кушать блины было принято со сметаной, маслом, вареньем, медом ,\ особенно вкусны были блины с красной или черной икрой .

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы с детьми средней группы по сказке «Сам себя губит, кто других не любит»

Цель: освоение первоначальных представлений о добре, зле, зависти, через ознакомление со сказкой «Сам себя губит, кто других не любит» (автор И. М. Садыкова) . Задачи: -воспитывать у детей же...

Конспект беседы с детьми средней группы "Эти удивительные насекомые"

Познакомить детей с разнообразным миром насекомых....