Краткосрочный проект (1 месяц) средняя группа "Хлеб - всему голова"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Краткосрочный проект (1 месяц) средняя группа "ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА""

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hleb_proekt.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект (1 месяц)

Средняя группа

«Хлеб - всему голова»

Актуальность

Не напрасно народ с давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет самой первой святыней.
Золотые слова забывать мы не вправе: 
"Хлеб всему голова!" - в поле, в доме, в державе!

   

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется.

У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает                   и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

          Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.

            В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами средней группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.

           Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Вопросы:

Основополагающий:

Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?

Что во главе стола стоит?

Вопросы проблемные:

Как люди выращивают хлеб?

Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?

Проблемы (темы) самостоятельного исследования: 

- значение хлеба

- как солнце, вода и тепло помогают зернышку превратиться в сильный колосок.

Гипотеза: получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.

Участники проекта

Дети средней группы воспитатели, родители.

Предшествующая работа: Рассматривание картин: «Рожь» Шишкина, «Уборка хлеба», картинок «Хлебобулочные изделия», «Зерновые культуры», беседа о бережном отношении к хлебу, разучивание стихов, пословиц, поговорок.

Задачи проекта

Образовательные задачи:

- систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря, агронома (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба;

- показать значимость сельскохозяйственной техники;

- формировать реалистические представления о природе.

Воспитательные задачи:

- воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;

- воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие;

- учить сотрудничать, уважать чужой труд;

- помочь увидеть необыкновенное в обычном;

- поддерживать естественный интерес и любознательность детей;

- научить доводить порученное дело до конца.

Развивающие задачи:

- развивать основные психические процессы – память, внимание, образное и логическое мышление;

- совершенствовать системы исследовательских действий;

- развивать эмоциональную сферу ребёнка;

- закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку;

- обогатить кругозор детей.

Модель трех вопросов:

Что мы знаем

Что мы хотим узнать?

Где мы можем узнать?

Хлеб продается в магазине,

Мама дома печет хлеб в хлебопечке,

Из зерен делают муку,

Хлеб бывает белый и черный,

Как называются люди, которые выращивают хлеб?

Что надо, чтобы вырастить хлеб?

Как растили хлеб раньше?

Как готовится тесто?

Что можно сделать из муки еще?

Как пекут хлеб?

Какие еще есть крупы?

Как работает мельница?

Почему говорят: Хлеб -всему голова?

Как называют хлеб в других странах?

Что можно приготовить из черствого хлеба?

Сходить на экскурсию,

Спросить у родителей,

Посмотреть в Интернете,

Спросить у воспитателя,

Посмотреть в книгах, энциклопедиях.

Реализация проекта

Образовательная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

С родителями

Социально-личностное развитие

(социализация, труд,

Безопасность)

Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу.

ТРИЗ-Игра «Да-нет»,

 Разработать правила обращения с хлебом, Беседа «Терпение и труд все перетрут»,

 «О правильном обращении с электроприборами»,

рассказ о коллекциях и музеях ,лепка хлебобулочных изделий из соленого теста.

Рассматривание альбома «Как к нам хлеб пришел»,

с\р игры «Магазин», «Больница», «Семья», «Ярмарка», «Мы-хлеборобы»,

настольно-печатные игры.

Составление алгоритма «Откуда     к нам хлеб пришел»,

составление рассказов «Как раньше хлеб выращивали?»,

выпечка хлеба дома, совместное с детьми

замешивание теста, выпечка

Художественно-эстетическое развитие

(Художественное творчество,

музыка)

Коллаж «Что можно сделать из муки?»,

конструирование из бросового материала «Мельница»,

изготовление тряпичной куклы «Крупеничка»,

лепка из соленого теста,

 рассматривание иллюсраций,

 И. Шишкин «Рожь»,

И. Машкова «Снедь Московская. Хлеба»,

Составление букетов из листьев, колосков.

Раскрашивание раскрасок,

составление узоров и рисунков из круп,

выкладывание орнамента из круп, зерен.

Подбор иллюстраций о хлебе, составление альбома «Хлеб-всему голова», изготовление пальчикового театра к сказке «Колосок», атрибу

тов и декораций к сказке «Колобок»,изготовление визитной карточки мини- музея «Хлеб всему голова»

Познавательно-речевое развитие

(коммуникативное познание,

чтение)

Экологическая игра «Что за чем», опыт с вертушкой (взаимосвязь между ветром и вращением-ветряная мельница), экскурсия на кухню «Как готовится тесто», экскурсия в хлебный магазин, д\и «Откуда хлеб пришел», «Что было бы если…», «Родственные слова», «Раз, два, три-сказка выходи»,

опыт «Вершки-корешки», перемалывание зерен через мельницу»,

чтение Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», В. Крупин «Отцовское поле»,

Ю.Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», А. Букалов «Как машины хлеб берегут», Дацкевич «От зерна до каравая»,

беседа «Батоны и булки не растут на грядке»,

опыт по выращиванию семян  (ржи, пшеницы).

Рассматривание книг, альбомов о хлебе,

придумывание рассказов о хлебе,

рассматривание колосков, зерен,

д\и «Подбери словечко»,

д\и «Золушка»,

посчитать зерна,

выложить буквы и цифры по контуру,

рассматривание и проба разных видов хлеба,

пояснение новых слов.

Составление рассказов о хлебе, придумывание загадок, сбор картинок, пословиц, стихов о хлебе.

Физическое развитие

(здоровье,

физкультура)

Спортивное развлечение «Хлеб - всему голова»,

пальчиковые игры,

психоэтюд «Тесто»,

психогимнастика «Хлеборобы»

Игра в подвижные игры, игра в сухом бассейне из круп, рисование на манке, д\и «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»

Составление альбома «О пользе хлеба»,

Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам»

Результат:

 

1. Рисунки хлебных полей, колосков.

2. Аппликация сельхозтехники.

3. Лепка из соленого теста.

4. Разработка правил обращения с хлебом.

5. Разыгрывание сценки «Путешествие колобка», «Колосок».

7. Выпуск рекламной газеты «Хлеб-батюшка».

8. Создание мини-музея «Хлеб всему голова».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект информационно-исследовательский. Тема: «Хлеб – всему голова»

Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб (анкета), и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).Проект призван обратить внимание де...

Проект в старшей группе "Хлеб всему голова"

Проектная деятельность в старшей группе...

Познавательно-речевой проект в старшей группе "Хлеб всему голова"

ТИП ПРОЕКТА: познавательно-речевой, с элементами ...

Познавательно – исследовательский краткосрочный проект в старшей группе «Хлеб – всему голова»

В мире существуют понятия, которые для нас, людей, не потеряют своей ценности никогда. Тем более, когда речь заходит о таких важных вещах, как воздух, вода, солнце, земля. Сюда же можно отнести и хлеб...

ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА"

Проект «Хлеб – всему голова» с детьми старшей группыВид проекта: экологический, познавательно-исследовательский.Продолжительность проекта: краткосрочный .Участники про...