Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Деревья"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Деревья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevya.odt109.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятияпо познавательному развитию в старшей группе

 на тему «Деревья»

 

 

 

Цель: расширять знания детей о деревьях, их свойствах и применении человеком.

Задачи:

Обучающие:

-расширять представления детей о дереве, его свойствах и качествах;

-закрепить названия деревьев, их отличительные признаки;

-учить устанавливать причинно- следственные связи между свойством материала и способом использования;

-формировать умения делать выводы на основе практического опыта.

Развивающие:

-развивать познавательные и исследовательские  способности.

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к живой природе и разумное использование ее даров.

Материал: веточка дерева,  картинки с изображением деревьев, магнитофон, диск с записью «Звуки леса»,  игрушка Лесовик, картинка с изображением старого дуба, логические картинки «Рост дерева», деревянные брусочки по количеству детей, поделки из дерева, матрешка, книги, конструктор, деревянная ложка.

Ход НОД:

1 часть, организационная:

Дети сидят за столами.

Воспитатель: ребята вы любите волшебство, фокусы, превращения?

Дети: Да!

Воспитатель: Хотите, я покажу вам один фокус? И даже в группе устрою чудесное превращение?

Дети: Да, хотим!

Воспитатель:  чтобы превращение получилось, мне нужен волшебный предмет, как и любому волшебнику. Есть у меня веточка, но не простая, а волшебная. Она мне и поможет. .

(Дети собираются вокруг воспитателя)

Воспитатель: В руку веточку возьму, веточкой своей взмахну. На кружочки становитесь (дети становятся на кружочки на ковре) И в деревья превратитесь!

2 часть, образовательная:

Вот это да! я попала в лес! А какие же деревья растут в моём лесу? Я буду загадывать загадки, а вы их отгадывать.

1. Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если кто-то только скажет:

«Желуди на нем» (Дуб)

2.Весной зеленела

Летом загорела,

Осень в сад пришла-

Красны ягодки зажгла. (Рябина)

3.Вроде сосен, вроде ёлок,

А зимою без иголок. (Лиственница)

4.Никто её не пугает,

А она дрожит.(Осина)

5.Он стоит высокий ,стройный,

Лист на нём резной, узорный.

Ветками качает он.

Кто скажите это…? (Клён)

6.У меня иголки

Длиннее, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветки- только на макушке.(Сосна)

7.Не заботясь о погоде

В сарафане белом ходит.

И в один из теплых дней

Май серёжки дарит ей.(Береза)

Воспитатель: Да, лес у меня необычный. В нём много разных деревьев: И дуб, и береза, и сосна, и ель…

А если в лесу растут одни ёлки и сосны, то как будет называться такой лес?

Дети: Хвойный.

Воспитатель: А ели деревья только с листочками?

Дети: Лиственный.

Воспитатель: А в нашем лесу все деревья растут: и лиственные, и хвойные. Какой же тогда лес у нас?

Дети: Смешанный!

Воспитатель: А теперь присядьте на траву (дети садятся на ковер). Закройте глаза и послушайте звуки леса.(Включается магнитофонная запись «Звуки леса». В это время воспитатель достает игрушку Лесовика.

Лесовик: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Лесовик: Вы знаете, кто я такой? (ответы детей) Правильно, я- Лесовик, главный в лесу. За порядком слежу. Чтобы все цвело, росло, чтоб зверей и птиц не пугал никто, не безобразничал, деревья не ломал. И вас в обиду не дам- вас ведь в деревья превратили?

Дети: Да! Я- тополь, я- Березка…!

Лесовик: Вижу, вижу! Стали вы деревьями, а про деревья-то всё знаете?

Дети: Да!

Лесовик: Я вот про детей знаю, что у них есть руки, ноги, голова и много ещё чего. А у дерева что есть?

Дети: Ствол, крона, ветви, корень, кора.

Лесовик: Ух, ты! Молодцы! А для чего дереву корень?

Дети: Через корень дерево питается полезными соками ,пьёт воду. Ещё корень держит дерево крепко в земле и ветер не может сломать его, но иногда сильный ветер вырывает дерево с корнем и оно погибает, потому что не может питаться.

Лесовик: А кора для чего?

Дети: Кора защищает ствол, по которому бегут соки в веточки дерева, и дерево живёт и растёт.

Лесовик: А деток каждого дерева знаете?

Дети: Да!

Лесовик: А как правильно их назвать?

Дети: Семена.

Лесовик: Ну, тогда отвечайте: У берёзы…?(Серёжки)

У дуба? (Желуди)

У клена? («Самолётики»)

У ёлки?(Шишки)

Лесовик: Да вы умные ребята, всё знаете! Покажу я вам картинку.

(Достаю и вешаю на мольберт картинку старого могучего дуба)

Посмотрите, какое большое, сильное и красивое дерево. Но чтобы оно таким стало, должно пройти много лет.

(Достаю картинки с логическим заданием «Рост дерева» в 4-х экземплярах на каждый стол).

Попробуйте-ка мои картинки сложить в правильной последовательности, чтобы выросло дерево.

(Дети подходят к столам, выкладывают картинки, Лесовик хвалит их и 1-2-х детей можно спросить, почему именно так выложили картинки).

Лесовик: Молодцы! Правильно разложили карточки! Из семян дерево вырастили. А знаете ли вы, что пока дерево растет, оно проживает свою жизнь и имеет свою историю, о которой может само рассказать? Вы знаете, что дерево может сказать, сколько ему лет?

Дети: Оно ведь говорить не умеет.

Лесовик: а вы посмотрите, что у меня есть! (Достаю круглый спил дерева) Вы знаете, что это такое?(Выслушиваю ответы детей) Правильно, это спил дерева. Если на него внимательно посмотреть, то можно увидеть круги, или их ещё называют кольца. По этим кольцам определяют возраст дерева: сколько колец, столько лет и дереву. Давайте с вами сосчитаем, сколько лет было этому дереву(считают, определяют).

Лесовик: Какие вы умные дети! Нравитесь вы мне! Я с вами немного поиграть хочу, а вы хотите?

Дети: Да, хотим!

Лесовик проводит физминутку «Деревья»:

Руки подняли и помахали- это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули- ветер сбивает в росу.

Плавно руками помашем- это к нам птицы летят.

Как они сядут покажем- крылья сложили назад.

Лесовик: А теперь я вам предлагаю превратиться в учёных и отправиться со мной в лабораторию. Хотите?

Дети: Да! Хотим!

Лесовик: Веточкой своей взмахну- вас в учёных превращу!

Пойдёмте все к столу(дети собираются вокруг стола, Лесовик достаёт большую корзину, в ней- спилы деревьев, раскладывает на столе, перед детьми).

Лесовик: Сейчас мы будем с вами экспериментировать! Перед вами спилы деревьев. Возьмите их. Потрогайте руками. Какой спил?(Дети отвечают: гладкий, твёрдый)

Лесовик: А как вы думаете, спил прочный?

Дети: Да, прочный?

Лесовик: Давайте проверим. Попробуем приложить усилие и сломать его. (Дети пробуют не, не получается)

Лесовик: Да, спил прочный. А теперь приложите его к щеке. Что чувствуете?

Дети: Тепло.

Лесовик: Это говорит о том, что дерево удерживает тепло и не пропускает холод.

А теперь приставьте спил ко рту, а сзади держите руку. Подуйте теперь на спил. Чувствует ваша рука, что вы дуете?

Дети: Нет.

Лесовик: Это говорит о том, что дерево не пропускает ветер. Теперь понюхайте спил. Что ощущаете?

Дети: Пахнет вкусно и приятно.

Лесовик: А на свет через него посмотрите.

Дети: Не видно ничего.

Лесовик: Итак, ребята, какими же качествами обладает дерево?(Выслушивает ответы детей и, если они затрудняются ответить, помогает им: прочное, твердое, ветер не пропускает, свет не пропускает, тепло удерживает)

Лесовик: А теперь ,внимание! Смотрите!(Беру спил и опускаю в контейнер с водой). Что вы видите?

Дети: Он не тонет!

Лесовик: А теперь подойдите к этому столу.( Дети подходят к столу, накрытому салфеткой. Убираю салфетку- на столе стоят поделки из дерева: посуда, украшения, игрушки, книги и тетради…

Посмотрите, ребята, сколько красивых, нужных вещей у меня есть. Из чего же они сделаны?

Дети: Из дерева, вещи деревянные.

Лесовик: Совершенно верно. Человек очень часто использует в своей жизни дерево. Назовите, что делают из дерева?(Дети отвечают)

Лесовик: Правильно, из дерева изготавливают посуду, игрушки, украшения. Мебель на которой вы сидите: столы, стулья, кроватки, на которых вы спите- всё деревянное. Дерево не пропускает холод, держит тепло, не тонет, что же ещё можно из него сделать? (Выслушиваю ответы детей, помочь если затрудняются)

Да, люди строят деревянные дома, делают лодки. А ещё- бумагу! А уж из неё- книги и тетради.

Много пользы приносит дерево человеку. Поэтому мы должны беречь и охранять наши леса и природу.

Лесовик: Молодцы, ребята! Из вас получились хорошие ученые! Мы проделали большую работу по исследованию спилов дерева. А теперь наша лаборатория закрывается. Сейчас я возьму свою волшебную палочку и мы из ученых снова превратимся в деревья. (беру палочку): Веточкой своей взмахну, вас в деревья превращу!

Лесовик: Не только людям деревья нужны. А ещё кому? (Ответы детей: птицам, животным)

Лесовик: Вот с тебя ель, лесному зверю какая польза?

Ребенок: Мои шишки любят белка, клест. А зайчик под моими веточками прячется от волка и лисы. ( Если ребенок затрудняется с ответом, подсказывают другие дети или Лесовик)

Лесовик: А ты какую пользу приносишь, осина?

Ребенок: Зайцы и лоси мою кору грызут зимой.

Лесовик: А ты, дуб?

Ребенок: У меня кабаны и белки любят есть желуди.

Лесовик: А еще как деревья помогают животным и птицам?

Дети: На деревьях живут белки, совы, птицы гнезда вьют и спят на ветках. В кустах и на ветках от врагов прячутся.

Лесовик: Ай, да молодцы! Ай, да умные ребята! Но пришло время возвращаться в детский сад и превращаться в детей. Возьму-ка я свою волшебную веточку. Веточкой сейчас взмахну- деревья в деток превращу!

А напоследок давайте послушаем звуки леса(Дети садятся на ковёр, закрыв глаза, слушают «Звуки леса», Лесовик переодевается)

Дети открывают глаза.

Воспитатель: Ребята, проходите и садитесь на свои места.(Дети садятся за столы)

Понравилось вам в лесу? Любите лесные прогулки? А правильно ли вы ведете себя на природе: не ломаете ветки деревьев, не рвёте зря цветы, не оставляете не потушенным костёр?

Помните, что говорил Лесовик? Чтоб дерево выросло, много лет пройти должно. (ответы детей)

3 часть, заключительная:

Воспитатель: Вспомните, что мы сегодня делали?

Какие деревья вы знаете?

Что больше всего понравилось и запомнилось?

Молодцы! Вы все справились. Наше занятие закончено.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".

Программное содержание:1.     Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2.     Развивать краеведческую любознательность; формиро...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".

Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».

Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)

Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...