КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по ФЦКМ на тему: «Огонь-друг, или огонь-враг?» (для детей старшей группы)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Белостоцкая Екатерина Константиновна

Цель: расширение представлений детей и формирование навыков безопасного поведения.

Задачи:

Образовательные: создать условия для расширения представлений детей об огне, его значимости в жизни человека, формировать осознание детьми важности безопасного обращения с огнём.

Развивающие: развивать чувство ответственности за свои поступки.

Воспитательные: приобщать к элементарным, общепринятым нормам и правилам поведения, воспитывать осторожность при обращении с огнем.

Материалы и оборудование: безопасный подсвечник, свеча, таз с водой, лист бумаги, султанчики, фонограмма: чередующиеся отрывки мелодии спокойного и тревожного характера; поднос и 4 свечи (плоские), вода, песок, земля, плотная ткань.

Предварительная работа с детьми: изучение методического пособия Н.А. Аралина «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности», подготовка оборудования, чтение детям С. Маршак «Кошкин дом», К. Чуковский «Путаница».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 80 Приморского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности

по ФЦКМ на тему:

«Огонь-друг, или огонь-враг?»

(для детей старшей группы)

Автор:

             воспитатель ГБДОУ № 80

             Приморского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2020 г.

Цель: расширение представлений детей и формирование навыков безопасного поведения.

Задачи: 

Образовательные: создать условия для расширения представлений детей об огне, его значимости в жизни человека, формировать осознание детьми важности безопасного обращения с огнём.

Развивающие: развивать чувство ответственности за свои поступки.

Воспитательные: приобщать к элементарным, общепринятым нормам и правилам поведения, воспитывать осторожность при обращении с огнем.

Материалы и оборудование: безопасный подсвечник, свеча, таз с водой, лист бумаги, султанчики, фонограмма: чередующиеся отрывки мелодии спокойного и тревожного характера; поднос и 4 свечи (плоские), вода, песок, земля, плотная ткань.

Предварительная работа с детьми: изучение методического пособия Н.А. Аралина «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности», подготовка оборудования, чтение детям С. Маршак «Кошкин дом», К. Чуковский «Путаница».

ХОД НОД

Вводная часть.

Шипит и злится,

Воды боится.

С языком, а не лает.

Без зубов, а кусает.

- Ребята, как вы думаете, о чём эта загадка? (об огне)

(Воспитатель зажигает свечу).

- Вот и «Огонёк», что пришёл к нам в гости. Но раз он такой злой, можем мы с ним подружиться?

- Как вы считаете, огонь – друг или огонь – враг?

Основная часть.

- Давайте поиграем в игру «Огонь – друг, огонь – враг». Разделимся на две команды. Первая команда будет выбирать картинки, где изображено, как нам огонь помогает, а вторая – картинки, где изображено, как огонь может быть опасен (в конце игры каждая команда рассказывает, почему выбрали ту или иную картинку).

- Ребята, огонь стал помощником для людей, но он всегда таит в себе опасность. Выйдя из повиновения, он становиться бешеным врагом, уничтожающим всё на своём пути. Вот, что однажды случилось с древними людьми (чтение стихотворения Е. Максимовой «Огонь»).

Послушайте, Нины, Марины, Мишутки,

Шутки с огнем – опасные шутки!

Возьмем, к примеру, пещерных людей.

У них было много пещерных детей.

Пещерные люди с охоты пришли.

И вкусного мяса с собой принесли.

Сели погреться они у костра,

И сразу вокруг собралась детвора.

Уставшие взрослые спать прилегли,

А дети тихонько к огню подошли.

Вот факел в руках у детёныша старшего,

Не видят ребята в игрушке – ужасного.

Пылающий факел несут они в лес,

Огонь затрещал и по веткам полез.

Пылают берёзки, пылают осинки!

Несчастные дети бегут по тропинке.

«Тушите, тушите, тушите быстрей! –

Кричат они взрослым. – Огонь у дверей!»

Но быстро огонь пожирает живое.

Взрослые вышли – от леса уголья.

Одно пепелище их взорам открылось

Вот, что из глупой игры получилось.

- Поиграем в игру «Назови сказку про огонь». Кто из вас может назвать сказку или другие произведения, где пожар возник из-за неосторожности или баловства?

- А сейчас пришло время играть (подвижная игра «Огонь, вода, земля, ткань»).

- Делимся на две команды. Одни будут изображать огонь, а другие тушить.

Дети встают стайкой, изображают огонь (прыгают, поднимают руки вверх, машут кистями рук). Вторая команда изображает, как тушит огонь лейкой – дети приседают, огонь затухает. Игра продолжается: первая команда изображает огонь, вторая команда изображает, как посыпает огонь землёй (песком) из ведра. Огонь тухнет (дети приседают, замирают). Игра продолжается: первая команда изображает огонь, вторая команда накрывает одеялом. Игра продолжается: команды меняются местами.

- Ребята, сейчас мы с вами проведём несколько опытов (Воспитатель поджигает свечу. Обращает внимание, что пламя свечи напоминает отблеск тех первобытных костров, которые согревали и спасали людей в древние времена, в пещерах. Детям предлагается поднести руку к свече и почувствовать тепло пламени, но напоминает, что если слишком близко поднести руку к огню можно обжечься).

Опыт 1.

Показать детям, что есть невидимое пламя и оно также опасно. Поднести лист бумаги к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени. Через несколько минут лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя.

Вывод: нельзя близко подходить к огню – можно обжечься. Нельзя близко подносить предметы к огню – они могут воспламениться и стать причиной пожара.

Опыт 2.

(Показать детям возможности тушения пламени разными средствами: водой, песком, землёй, плотной тканью. Объяснить в каких случаях их можно использовать).

 (Воспитатель ставит на поднос свечу и зажигает её).

- Ребята, представьте, что это пламя костра, вам нужно потушить его. Чем это легко сделать? (водой). Один из детей заливает пламя водой

(опрыскиватель для цветов). А если рядом нет воды, мы можем найти другие средства для тушения. Воспитатель по очереди зажигает свечи и предлагает затушить пламя песком, землей.

- Почему вода, песок, земля, гасит огонь?

- Казалось бы, очень простой вопрос, но на него не так-то легко ответить. Дело в том, что огонь горит на воздухе. Но стоит огню остаться без воздуха, он начинает «задыхаться». Вода, попадая на огонь, превращается в пар, пар оттесняет воздух и без него огонь тухнет. Песок и земля сбивают языки пламени и также перекрывают доступ воздуха к огню. Поэтому не важно, чем тушить огонь – сухим песком, землей или водой. Главное – перекрыть доступ воздуха. Можно погасить пламя и плотной тканью. Например: одеялом, так часто делают, если нужно погасить горящую одежду на человеке. (Воспитатель показывает данный способ тушения свечи)

Вывод: Огню нужен воздух, без воздуха огонь тухнет.

Заключительная часть.

- Ребята, можем мы теперь ответить огонь – друг или враг?

Правильно! Огонь – друг. Без него нельзя сварить обед, согреться. Огонь – враг. Если с ним обращаться неправильно, может случиться пожар.

Давайте вспомним правила обращения с огнем:

- Нельзя близко подходить к огню, можно обжечься.

- Нельзя подносить предметы к огню, они могут загореться.

- Огонь можно потушить, если перекрыть ему доступ воздуха.

Молодцы! огонек рад, что вы с ним подружились. Он не будет вас обижать, ведь вы теперь знаете правила обращения с огнём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности Тема: « Экскурсия в музей часов» (формирование целостности картины) для детей подготовительной группы.

Цель:  продолжать знакомить  с историей часов.Задачи: закреплять знания о строении часов: стрелки(часовая, минутная),...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» по теме: «Составим сказку» в старшей группе.

Конспект непрерывной образовательной деятельности  Возрастная группа: старшаяТема комплексно-тематического планирования: «Красота в искусстве и в жизни»Тема НОД: «Составлен...

Конспект непрерывной образовательной деятельности художественно-эстетическая деятельность Рисование по теме: «Такое разное море!» в старшей группе

Расширение и обобщение знаний детей о море, путём проведения экспериментов, в процессе поисков, художественного творчества.Закрепление способов  и приемов рисования различными изобразительными ма...