Проект "Мир моря"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Спирина Олеся Николаевна

      На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте.
      Наша страна со всех сторон омывается морями. И что бы сохранить их красоту и богатства, необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мир моря34.84 КБ

Предварительный просмотр:

 Паспорт проекта

Тема: «Мир моря»

Актуальность проблемы: на сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте.
Наша страна со всех сторон омывается морями. И что бы сохранить их красоту и богатства, необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует что, они очень мало знают о флоре и фауне морей. С целью осознания уникальности данных природных объектов и воспитания экологически грамотного поведения и был разработан детский образовательный проект «Мир моря».


Цель проекта: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта.


Задачи проекта:
1) Сформировать у детей представления о морских обитателях;
3) Совершенствовать навыки речевого общения;
4) Развивать творчество, воображение, фантазию;
5) Формировать желание пользоваться специальной терминологией;
6) Формировать навыки поисковой деятельности;
7) Развивать бережное отношение к природе.


Объект исследования: море.


Вид проекта: краткосрочный, групповой, информационно-исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 5-6 лет.


Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Продолжительность проекта: 1 месяц.


 Методы и формы работы: наблюдения, эксперименты, игры, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц и поговорок, рисование, оригами, лепка.


Работа с родителями:
1) сбор коллекции ракушек..
3) совместное творчество по составлению литературных произведений.

Ожидаемые результаты:

1) овладение понятиями «морские обитатели», «млекопитающие», «моллюски», «кораллы», «водоросли»;

2) имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;

3) знают о взаимосвязи с другими обитателями;

4) сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;

5) создание в группе сухого аквариума с обитателями моря (диорама).


Продукт проектной деятельности:
1) сухой аквариум (диорама)

2) коллекция ракушек
3) рисунки «Рыбки в аквариуме»

4) поделки из пластилина «Морские обитатели»

5) оригами «Рыбка»

I. Реализация проекта

Предварительная работа:

поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Рыбы»;

знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок, словотворчество;

рассматривание иллюстрации «На морском дне»;

просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке».

План реализации проекта:

Виды деятельности

Результаты

Форма регистрации

результата

1. Тематические беседы: «Аквариумные рыбки», «Речные рыбы», «Морские рыбы»

Знания об обитателях аквариума, о фауне рек и моря, навыки поисковой деятельности, формирование экологически грамотного поведения в природе

Иллюстрации

2.Наблюдения за обитателями аквариума

Знания об обитателях аквариума

Фотографии

3. Познавательные опыты с водой

Формирование навыков поисковой деятельности

Картотека опытов и экспериментов

4. Изобразительная деятельность: оригами «Рыбка», рисование «Рыбки в аквариуме»,

лепка «Морские обитатели»

Творческий продукт изобразительной деятельности

Выставка

5. Собрание коллекции «Ракушки»

Формировать желание пользоваться специальной терминологией

Коллекция ракушек

6. Сюжетно-ролевае игра: «Путешествие по морю»,

Формирование представлений о профессиях, связанных с морем

Фотографии

7. Подвижные игры: «Караси и щука», «Мы –капельки», «Ручеек», «Море волнуется»,

Формирование двигательных навыков

Описание игр

8. Домашнее задание для детей и родителей - составление описательного рассказа о речном, морском обитателе с детскими рисунками.

Содействие сотрудничеству детей и взрослых

Описательный рассказ о морском обитателе с детскими рисунками

Итог проекта:

Пополнилась развивающая среда группы.

Результаты художественного творчества — выставка работ.

Изготовлена диорама

Приложение 1.

Подвижные игры, этюды.

1. Подвижная игра “Караси и щука”. Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” — она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”. Пойманные “щукой” “караси” уходят за круг. Игра повторяется с другой “щукой”.

2. Игра малой подвижности “Ручеек”. Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика. Ребенок, оставшийся без пары, становится ведущим.

3. Игра — моделирование “Мы – капельки”. Раздать детям бумажные короны с рисунками капельки. Воспитатель надевает такую же корону с рисунком тучи – мамы, а дети ее детки-капельки. Ребята окружают маму-тучу, водят вокруг нее хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю, дает наставления полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки. Затем по команде воспитателя ручейки соединяются вместе, образуя реку. Река впадает в океан (дети делают широкий круг). Мама - тучка напоминает им, что они – капельки, зовет их домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к туче. Круг замкнулся.

4. Этюд “Море волнуется”. Цель: расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.

 

Приложение 2.

Цикл наблюдений за обитателями аквариума.

1. «Кто живет в нашем аквариуме». Цель: определить всех обитателей аквариума (рыб, улиток, растений), их названия, уточнить условия жизни обитателей аквариума (много воды, грунт, в котором растут растения, подсветка, компрессор, кормушка). Уточнить особенности внешнего строения рыб.

2. «Как рыбы плавают и отдыхают». Цель: уточнить, что рыбы передвигаются в воде легко, свободно, могут плыть в разных направлениях. Передвигаться им помогает обтекаемая форма, гладкая поверхность тела, плавники. При помощи хвоста рыбы делают повороты. Показать детям, что рыбы нуждаются в отдыхе, сне. Отдыхают они стоя неподвижно возле кустиков травы, у дна, спят с открытыми глазами.

3. «Как дышат рыбы». Цель: Дать представление о том, что рыбам для жизни нужен воздух. Они дышат воздухом, имеющимся в воде, при помощи жабр. Жаберные крылышки, которые их прикрывают, расположены по бокам головы. Они постоянно открываются и закрываются – так рыба дышит.

Приложение 3.

Опыты с водой.

1. «Что увидим через воду?»

Цель: закрепить знания детей о свойстве воды – прозрачности, через закрепление геометрических форм и цвета.

Оборудование: таз с водой, геометрические формы разного цвета.

Вопросы к детям: что находится в тазу (вода). Что можно рассказать о воде? Затем бросить в таз кубик. Что с ним стало? (Упал на дно). Видно ли его? Какого он цвета?

Предложить детям по очереди опустить в воду различные предметы. В то время, когда один ребенок предмет опускает, другие дети закрывают глаза.

Вопрос к детям: почему мы видим все эти предметы даже через толщу воды? (Вода прозрачная).

Приложение 4.

Викторина «Что мы знаем о рыбах».

Цель: Повторить, обобщить представления детей о подводных обитателях рек, морей, вызвать чувство радости от коллективной игры, активизировать познавательный интерес. Создать условия для реализации в творческой деятельности представлений о мире.

Задание 1. Вспомнить пословицы, поговорки о водном мире.

  • Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше.
  • Рыба гниет с головы.
  • Нем как рыба.
  • И карасей из пруда не выловить без труда.
  • Из костлявой рыбки уха сладка.
  • На безрыбье и рак рыба.
  • Назад только раки ходят.

Задание 2. Вспомнить сказки, в которых встречаются водные жители.

  • Сказка о рыбаке и рыбке
  • Русалочка
  • Айболит
  • Путаница
  • Мойдодыр
  • По щучьему велению
  • Садко

Задание 3. Музыкальная пауза.

Пластический этюд «Море волнуется».

Задание 4. «Отгадай загадки».

Посмотрите, дом стоит,

До краев водой налит.

Без окошек, но не мрачный,

С четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы.

(Аквариум)

В буйном море – океане

Рыба страшная живет,

У нее большой живот,

Пасть с ужасными клыками.

(Акула)

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

(Вода)

В тихую погоду нет нас нигде.

Ветер подует – бежим по воде.

(Волны)

С моряками был он дружен,

Чем доныне знаменит.

Из морских зверей кому же

В мире

памятник открыт?

(Дельфин)

Все ко дну я прижималась

В темноте морских глубин.

Незаметной быть старалась –

Превратилась в плоский блин.

(Камбала)

Через море – океан

Плывет чудо – великан,

Пряча ус во рту,

Растянулся на версту.

(Кит)

На дворе зима ли, осень,

В глубине родной реки

Мы тельняшки гордо носим,

Мы лихие моряки.

(Окуни)

И на дне морском глубоком,

И у самых берегов

Кто из рыб электротоком

Отгоняет прочь врагов?

(Скат)

 

Список используемых источников

  1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
  2. Попова Т.И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: LINKA-PRESS, 1998.
  3. Интернет-источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно тематическое планирование по программе "Возле моря я живу, море я своё люблю"

Программа расчитанна для детей старшего дошкольного возраста....

О, море, море!

В занятии отражена любимая нами взрослыми и детьми тема МОРЯ....

Конспект НОД в подготовительной группе "Море, море, жизнь на дне", с использованием здоровьесберегающих технологий

Базовая образовательная область "Музыка", интеграция образовательных областей: "Физическая культура", "Познание", "Социализация" , "коммуникация"....

Учебно-методическое пособие "Море слева, море справа"

Пособие развивает восприятие и наблюдательность детей 5-6 лет. Используется для ознакомлением с окружающем миром....

Комплексное занятие в подготовительной к школе группе из цикла"Уроки моря"Тема "Мир моря"

Занятие направлено на развитие познавательной деятельности,для расширения знаний о море и морских организмов....

Паспорт проекта "Море, море - мир бездонный..."

В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социо-культурным потенциалом, что позволяет обеспечить проектная...

«Чёрное море – любимое море мое».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста  с  использованием ИКТ...