Методическая разработка "Ознакомление с окружающим детей с ОНР старшего дошкольного возраста по теме "Именины"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Кузьмина Ольга Олеговна

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению детей с русскими праздниками и традициями, происхождение их и назначение, использование в повседневной жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon праздники русского народа64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №52 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

Кузьмина О.О.

Ознакомление с окружающим детей с ОНР старшего дошкольного возраста по теме «Именины»

Методическая разработка

Воспитание патриотизма невозможно, если ребенок не знает своей Родины, где родился и живет. Знания о родном крае составляют прочную основу нравственного воспитания детей, формируют активную позицию, воспитывают уважительное отношение к культуре своего народа.  Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей. Ребенок должен если не почитать, то хотя бы знать и уважать традиции родных мест. Народные традиции — это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых их поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело.  Только знание своего исторического прошлого может укрепить в людях почитание традиций и непреходящих человеческих ценностей – любви к родине, доброты и справедливости, уважения к ближнему, почтение старших.    Русские народные традиции для детей включают в себя приобщение к национальному быту, знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками, использование в повседневной жизни русского народного фольклора (сказки, песни, частушки, потешки, пословицы, поговорки и т.п.), предметов русского народного искусства, русских народных игр. Но традиции уходят, а надо, чтобы они передавались из поколения в поколение, которые бы вспоминались на протяжении всей жизни, как самое яркое, доброе, светлое из детства, чтобы в будущем дети понимали: это их мир, знакомый, понятный и любимый. С этого начинается жизнь, это, возможно, и останется самым дорогим, будет со временем символом идеального мира.

Цель: формирование устойчивого интереса и приобщение детей к истокам русской национальной культуры, закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми

Задачи:

  • Познакомить с традиционной русской культурой, жилищем, предметами быта, ремёслами, праздниками, устным народным творчеством
  • Развивать любознательность, чувство красоты, осознания себя частью великого русского народа;
  • Развивать речь, творчество, фантазию, коммуникативные навыки, познавательную активность
  • Воспитывать патриотическую гордость, чувство уважения к людям, русскому народу;
  • Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций семейного воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в группе уютной, домашней обстановки с предметно-развивающей средой

Для осуществления цели и решения задач, взрослые, воспитатели и родители, учитывают возрастные особенностей детей, обеспечивают эмоционально – психологический комфорт для детей, уважение к личности каждого ребенка.

Данная разработка предусматривает всестороннее развитие ребенка. Содержание носит развивающий и воспитывающий характер. Разработка составлена на основе принципов доступности и последовательности

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Для этого в группе создала предметно – развивающей среду, в которой присутствует много предметов, характерных для русского народного быта: оборудование мини – музея быта русского народа, экспонаты которого приобщают детей к национальной культуре, используются в качестве демонстрационного материала на занятиях и развлечениях, в играх в свободное время под руководством воспитателя (теремок деревянный, для него предметы обихода миниатюрные с героями сказок). В нашем детском саду есть комната, которую оборудовали в виде уголка «русской избы», где разместили предметы из русских сказок: чугунки, крынки, лапти, игрушки детские, матрешки, свистульки, каталки, самовар, посуда из разных центров народных промыслов, короб из Городца, сарафаны, рубашки, душегрея, кокошники, домотканые половики, полотенца – все те окружающие предметы, которые впервые пробуждают интерес у ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность. Это помогает детям понять, что они – часть великого русского народа.  Здесь всё можно потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Есть экспонаты подлинные из «бабушкиных сундуков», есть и сшитые родителями

Игровая деятельность включает в себя театрализацию, сюжетно-ролевые игры, подвижные, народные игры. Использую словесные, наглядные, практические, игровые методы и приемы в своей работе.

Традиционная празднично-обрядовая культура — неотъемлемый элемент народной культуры. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.

Фольклор используется на занятиях-играх, во всех режимных моментах (на утренней гимнастике, при умывании, после сна и т.д.)

Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, а в дальнейшем влияют и на самосознание. Они очень ценны в педагогическом отношении: разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают возможность овладения физическими навыками и умениями. Игры влияют на развитие умственных способностей, на становление характера, воли, воспитывают нравственные качества.

         Я думаю, что выбранное направление перспективно, что нравственно-патриотическое воспитание нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье, с приобщения к традициям. Какое приятное дело - ждать Дня рождения, вечерней прогулки, субботнего обеда и чаепития, маминой сказки на ночь, бабушкиных потешек и прибауток, всех этих чудесных событий, без которых невозможно ощутить себя одной семьей, родной, дружной, надежной  и счастливой. В группе детского сада дети становятся ближе, внимательнее, добрее друг к другу, активными, творческими, позитивными, самобытными, интересующимися жизнью своей страны.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста на тему         " Именины"

Автор Кузьмина Ольга Олеговна, воспитатель ГБДОУ №52 Кировского района

 Санкт-Петербурга

Интеграция образовательных областей
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: познакомить детей с русской традицией празднования именин, объяснить происхождение и назначение

Задачи:

Образовательные: обогащать и активизировать словарь; учить объяснять значение слов; раскрывать перед детьми богатство русского языка

Развивающие: развивать любознательность, познавательную мотивацию, воображение и творческую активность

Речевые: совершенствовать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к истории России; способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; усвоению норм и ценностей, принятых в обществе;

Методические приемы: игровая ситуация, беседа - диалог, интерактивная технология «цепочка», подвижная игра, сюрпризный момент, продуктивная деятельность детей, показ созданной мною презентации «Праздники русского народа»

Материал и оборудование. Именинный стул и ковер, пирог, кошелек из бумаги в технике оригами сделан и украшен детьми, сердечки из картона, интерактивная доска

Ход НОД

Коммуникативная игра «Назови ласково».

Солнышко. Зайчик. Вы на меня посмотрели, как будто я обратилась именно к вам.

Как называют вас дома не по имени? Говорят, что у милого дитяти много имен.

Отгадайте загадку:

 Нас не было - оно было,

Нас не будет – оно будет;

Никто ни у кого его не видел,

А у каждого оно есть. (Имя)

Мозговой штурм. У каждого человека есть имя?

Нужно ли человеку имя?

Если бы у тебя было другое имя, то ты был бы другим?

Какое имя ты бы выбрал себе сам?

 Вы знаете, почему вас назвали этим именем, а не другим? Кто вас так назвал? В честь кого?

Показ презентации. «Праздники русского народа»

  В какой стране мы с вами живем? Какие вы знаете праздники русского народа? (Осенины, Масленица, Колядки, Грачевники, Сороки...). У нашего народа есть еще много других праздников и традиций.

Сообщение темы. Развитие речевого слуха.

 Сегодня я познакомлю вас с празднованием именин. Давным - давно на Руси очень серьезно относились к выбору имени. Считалось, что если имя выбрано удачно, то ребенок будет счастливым. Когда рождался ребенок, спрашивали самого мудрого. А иногда родители выбегали за ворота и узнавали у первого встречного имя, которым потом называли младенца. Могли назвать Морозом, если ребенок родился в очень холодную погоду. Крикливого называли - Крикун, беспокойного - Неупокой.

Попробуйте догадаться, почему могли назвать Добрыня, Веселина, Милана, Соловей... Почти тысячу лет назад появился новый обычай давать имена в честь святых небесных покровителей или ангела-хранителя. Вспомните, какой покровитель у нашего города? (Санкт-Петербург - город святого Петра).

Как вы думаете, что означает слово " Именины"? Именины празднуют: одни – каждый месяц, другие – раз в году, третьи – через 2-3 месяца. Предлагаю вместе с родителями посмотреть в календаре и принести ваши именинные дни, чтобы мы вместе повеселились.

Сегодня у нас именины у одного мальчика. Я нарисую словесный портрет, а вы попробуйте догадаться, кто это. Мальчик темноволосый, сильный, добрый, очень внимательный, хорошо читает и считает, мечтает о полетах на самолете, самый высокий в нашей группе.

Кирилл. Это имя греческое, означает солнце, повелитель. Как вы думаете, соответствует наш Кирилл своему имени и почему?

ИКТ «Цепочка».

 Давайте скажем нашему имениннику добрые слова и пожелания.

Сегодня в зените твой ангел – хранитель,

Кирилл, наше солнце и наш победитель!

Кирилл, мы как друга тебя уважаем

И с днем именин от души поздравляем!

Что такое «каравай»?

Подвижная игра «Каравай»

Ровным кругом мы пойдем,

Хоровод мы заведем        

И чудесный каравай

В именины испечем.

Сюрпризный момент «Именинный пирог».

Обязательное блюдо на праздничном столе — именинный пирог. В старину

говорили в народе: «Без блина — не масленица, без пирога — не

именинник». Делали пироги мясные, с картошкой, салом, грибами, ягодами,

но лучшей начинкой для пирогов считалась рыба, свежая и соленая.

Интересная роль отводилась пирогу и за праздничным столом в доме

именинника.

Посмотрите на каком красивом полотенце я вынесла именинный пирог. Была такая традиция у нас в России: над головой именинника разламывали пирог с кашей. Чем больше крупинок высыплется на голову, тем счастливее будет жизнь в этом году.

Усаживайте Кирилла на «праздничный» стул в середину именинного ковра. (Разламывают пирог)

Какая каша? Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной.

Стряхните на поднос крупинки, сосчитайте сколько. Сложите в кошелечек, который мы все вместе сделали и украсили и повесьте Кириллу на «счастье».  А еще били посуду на «счастье». Слышали про такой обычай?

Чем отличается празднование именин от празднования дня рождения для вас? Можно их совместить? Вы хотите праздновать свои именины и почему?

Именинника поздравили, пожелания сказали, каравай испекли, сколько счастья будет, посчитали. А про подарки забыли?

А теперь настало время самое чудесное.

Имениннику подарки будут интересные.

Творческое задание. 

Нарисуйте и украсьте поздравления для Кирилла на приготовленных заранее сердечках. Кирилл помогает мне накрыть стол к празднику

Вот готовы пироги,

Вынимаем из печи.

Приглашаем к самоварчику,

Выпить чаю по стаканчику.

Используемая литература.

  1. Зеленова, Н.Г., Осипова, Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
  2. Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю.Александрова и др. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.
  3. Мулько, И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
  4. В. М. Коваль, Н. П. Могильный. «Русская кухня: традиции и обычаи»,

г. Москва «Советская Россия», 1990г.

  1. «Энциклопедия семейных торжеств», г. Москва, «Эксмо»,2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "КОНСТРУИРОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ и развития речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

При разработке содержания художественной конструктивной деятельности старших дошкольников отбираются определённые лексические темы, которые постепенно усложняются конструкциями. Эти усложнения зависят...

«Предметно-средовая модель как средство развития представлений о предметах и явлениях окружающей действительности у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста, составляющих необходимую предпосылку и основу последующего школьного обучения в условиях ФГОС».

Решение о создании предметно-средовой модели было принято осенью в 2013 году, мной и родителями поступивших в группу детей старшего дошкольного возраста. Перед нами встала проблема: дети с трудом усва...

Методическая разработка для воспитателей по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в осень»

Непосредственно образовательная деятельность по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.Задачи:- систематизировать представления детей о характерных признаках осени;- способст...

Методическая разработка для воспитателей по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «Как хлеб на стол попал»

Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба; воспитание уважения и благодарного отношения к труду людей, участвующих в его выращивании и в производстве; бережного отношения к хлебу...

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «Безопасность в доме»

Обобщить знания детей по теме: «Безопасное поведение в доме». Познакомить с пожароопасными предметами и приборами. Научить мерам осторожности при обращении с ними. Предостеречь от ...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По

Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...