Конспект НОД "Лед - это вода? И почему не тонут айсберги?"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Манякина Юлия Александровна

Цель: закрепить свойства воды: переход из жидкого состояния в твердое, и наоборот.

Задачи:

-  Обобщить знания и представления детей о неживой природе – о льде и его свойствах.

- Научить определять свойства льда; превращать лед в воду, и наоборот.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon led_eto_voda.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментально-исследовательская деятельность «Лед- это вода? Почему не тонут айсберги?»

Цель: закрепить свойства воды: переход из жидкого состояния в твердое, и наоборот.

Задачи:

-  Обобщить знания и представления детей о неживой природе – о льде и его свойствах.

- Научить определять свойства льда; превращать лед в воду, и наоборот.

Материалы и оборудование:

1. Кусочки льда для каждого ребенка;

2. Теплая вода;

3. Тарелочки на каждого ребенка;

4. Салфетки

5. Стаканчики на каждого ребенка.

6. Иллюстрации айсбергов.

Ход занятия

Воспитатель: Ребятки, посмотрите кто пришел к нам в гости? Показывает игрушку танцующего котика, включает. К нам в гости пришел котик Васька. Он замерз и просится погреться. А как вы думаете почему он замерз? (ответы детей) Потому что зима, на улице холодно. А что зимой бывает? (Снег). Правильно! А кто знает, что такое снег? (ответы детей) Это замерзшие капельки воды.

Молодцы!  Ребята, а что вы знаете о воде? Какая она? Давайте вспомним, какими свойствами обладает вода. Дети подходят к столу. Перед ними 2 тазика (с теплой водой и холодной). Дети по очереди опускают ручки в тазик с холодной водой, потом с теплой. Делают вывод, что вода может быть холодной и горячей.

Далее воспитатель обращает внимание на поднос с прозрачными стаканчиками. В них чистая питьевая вода. Воспитатель предлагает детям взять стаканчики и сначала понюхать воду, а потом сделать глоток. Дети делают вывод, что чистая вода не имеет запаха и вкуса.

Далее воспитатель берет прозрачный стаканчик с водой и опускает туда небольшой предмет. Предмет хорошо виден, дети делают вывод, что чистая вода не имеет цвета, она прозрачна.

Далее воспитатель берет стаканчик с водой и льет её в тазик, дети делают вывод, что вода жидкая. А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Но для начала разомнемся.

Физкультминутка

Очень всем нужна вода

Делай раз и делай два.

Звери из ручья попили,

Влево, вправо поклонились,

Вместе на носочки встали,

Тучку лапками достали.

Дождик вдруг полил с утра,

За работу нам пора.

 Я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию (приглашаю детей сесть за  столики)

Ребята мы с вами уже говорили о том, что вода жидкая. А в виде чего она выпадает на землю? (ответы детей). Снег, дождь, град, иней, роса. Показываю иллюстрации.

Посмотрите, а что у вас лежит в тарелочках? (лёд).

 Ребята, возьмите лед в ладошки и скажите какой он? (холодный)

Воспитатель: Как вы узнали об этом? Что почувствовали ваши руки, какими они стали? А ещё какой лёд?

Дети: Лёд твердый.

Воспитатель: Как вы это узнали?

Ребята, скажите пожалуйста, что будет, если пойти или побежать по ледяной дорожке? (Можно поскользнуться и упасть). Почему?

Дети: Лёд скользкий.

Ребята, а как вы думаете, можно ли ходить по льду на реке? (ответы детей) .

Воспитатель: Ваши руки наверно замерзли от холодного льда? Давайте их погреем

Пальчиковая гимнастика

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

Ладошки на бочок,

И сжали в кулачок!

Потрём ка мы свои ладошки!

Согреем пальчики немножко!

Ладошки мы свои погрели!

И на места тихонько сели.

Молодцы! А  где на Земле больше всего льда вы знаете? (Антарктида, Арктика). Показываю картинки.

 Вос: Слышали ли вы что- то об айсбергах? Айсберги – это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов в Арктике или Антарктике и течением их вынесло в море. Показываю картинки. Что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут?

 Давайте проверим. Берите лед и опустите его в воду. Что происходит? Почему лед не тонет? Вода выталкивает лед. Выталкивающая сила воды больше веса льда. 

 Ребята, а как вы думаете, как можно растопить лёд? (ответы детей) Давайте мы с вами попробуем растопить лёд в ладошках. Посмотрите тает у вас лёд? (ответы детей) Сейчас давайте положим свои кусочки льда в стаканы с холодной водой. Что можно увидеть? (Лед плавает в воде, тает очень слабо) А теперь опустим кусочки льда в стаканы с теплой водой, что случилось со льдом?

Дети: он очень быстро растаял. (Предложить детям понаблюдать как быстро тает лед). Какой можно сделать вывод?

Вывод: чем горячее вода, тем быстрее тает лед.

Вы наверное устали, давайте разомнемся.

Пингвин (физминутка)

(выполнять упражнения по тексту)

Неуклюжий шёл пингвин

Посреди холодных льдин.

И по ледяной дорожке

Прыгал он на правой ножке.

А теперь подскок на левой –

И присел, согнув колени.

Встал, присел –

И пять прыжков:

Очень климат уж суров

 Ребята, а вы хотите попробовать сделать лед? (ответы детей) Я приготовила форму для льда. А делать мы с вами будем разноцветные сосульки. Перед вами краски и стаканчики с водой. Выберите любимый цвет и окрасьте воду в стаканчике. Для этого обмакните кисточку в краску, а затем окуните в стаканчик. Водичка окрасилась, теперь зальем наши формочки и поставим их в холодное место . У нас получатся разноцветные сосульки.

Ребята, что мы сегодня узнали новое про воду?

Дети: вода замерзает и превращается в лед, лед в воде не тонет, чем горячее вода, тем быстрее лед растает.

Воспитатель: Молодцы! Скажите ребятки, вам понравилось экспериментировать с водой? А что вам больше всего понравилось? Вот и котик наш согрелся, говорит вам спасибо за гостеприимство.

На этом я предлагаю закрыть нашу лабораторию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Почему не тонут айсберги"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие». «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Ху...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Почему не тонут корабли?»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромв старшей группе«Почему не тонут корабли?»Ильиных Ирина Владимировна, воспитательМБДОУ «Детский сад №15 «Ладушки»...

Детский исследовательский проект «Почему не тонут корабли?»

Детский исследовательский проект на тему: "Почему не тонут корабли?", где ребёнок рассказывает, как он, с помощью педагога и родителей, исследовал интересующую его тему. Выдвигал гипотезы св...

НОД "Почему не тонут айсберги"

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Задачи:Обучающие: знакомство со свойствами льда: прозрачный, тве...