ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Дом, в котором я живу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Вахитова Лилия Григорьевна

МБДОУ Калтасинский детский сад №3 "Сказка" МР Калтасинский район РБ

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности (ознакомление с окружающим миром) в старшей группе "Дом, в котором я живу"

Подготовила воспитатель Вахитова Лилия Григорьевна

2020 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_dom_v_kotorom_ya_zhivu.docx156.35 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад №3 «Сказка»

МР Калтасинский район РБ

Конспект занятия

по познавательно-исследовательской деятельности

в старшей группе

«Дом, в котором я живу»

Выполнила воспитатель

Вахитова Лилия Григорьевна

Калтасы 2020 г.

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о своём доме; уточнить знания о своём месте жительства; учить детей из частей составлять целое.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

- закреплять знание домашнего адреса;

- знания о частях дома;

- назначение комнат в квартире;

- совершенствовать разные виды внимания, память, логическое мышление;

- расширять и обогащать знания детей о жилище человека;

Образовательная область «Речевое развитие»

- упражнять в образовании сложных прилагательных;

- пополнять активный словарь антонимами;

- совершенствовать умение детей отгадывать загадки;

- учить детей отвечать на вопросы с опорой на сюжетную картинку;

- развивать свободное общение со сверстниками и взрослыми;

- продолжать расширять и активизировать словарный запас;

- использование детьми вербальных и невербальных средств общения.

Образовательная область «Физическое развитие»

- формировать умение строиться в полукруг;

- ориентироваться в пространстве;

- развивать умение ходить свободно;

- сохранять координацию движений;

- развивать разнообразные виды движений (прыжки, приседание, ходьба, хлопки); - развивать мелкую моторику;

- формирование желания вести здоровый образ жизни;

Оборудование: демонстрационный материал по теме, разрезные образцы разных домов, запись музыки для пальчиковой игры.

Предварительная работа:

- Изготовление макетов домов;

- Проведение конкурса рисунка «Домик трех поросят»;

- Разучивание загадок, динамических пауз, пальчиковой гимнастики.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Беседа. Этап обучения.

Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло много гостей.

Встаньте рядышком друг с другом,

Словно месяц - полукругом!

Поприветствуем друг друга.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы немного поиграть. Но игра эта, не простая, будем учиться играя.

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

- Был, говорят, где-то случай такой,

Ехали люди с работы домой.

Только доехали, вдруг – чудеса:

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом,

Мечутся жители: “Где же наш дом?

Всё перепуталось, всё заблудилось!

К счастью, такое, лишь в сказке случилось.

Я рассказала про это нарочно,

Где ты живешь?

Где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

Воспитатель: - О чём эта история?

Дети: - О доме.

Воспитатель: — Сегодня мы поговорим о домах, какие они бывают, из чего состоят, из какого материала могут быть построены.

Воспитатель: - А вы знаете свой домашний адрес?

Поднимите руки, кто живёт по улице Карла Маркса, потопайте ногами, кто живёт по улице Дружбы, хлопните в ладоши кто, живёт по улице Лесная и Полевая, попрыгайте, кто живёт по улице Кооперативная и Пионерская.

Воспитатель: - Предлагаю вам собрать пазлы домов.

Давай те рассмотрим рисунки домов.

Воспитатель: - Какие бывают дома.

Дети: - Дома бывают разные.

Воспитатель: — Давайте разберёмся из каких материалов строят дома?

Дети: - Из кирпича, камня, стекла и т. д.

Дидактическая игра  «Скажи какой?»

- Если дом построен из кирпича? Кирпичный.

- Если дом построен из панелей? Панельный.

- Если дом построен из блоков? Блочный

- Если дом построен из камня? Каменный

- Если дом построен из бетона? Бетонный

- Если дом построен из дерева? Деревянный

- Если дом построен из брёвен? Бревенчатый

- Если дом сделан из пластмассы? Пластмассовый

- Если дом сделан из пряников? Пряничный

- Если дом сделан из стекла? Стеклянный

- Если дом сделан из снега? Снежный

- Если дом сделан изо льда? Ледяной

(Воспитатель слушает ответы детей и поправляет их, если ошибаются)

Рассказ воспитателя «Этот удивительный мир».

В очень далекие времена дом прежде всего должен был спасать человека от жары и холода, дождя и ветра, диких зверей и воинственных соседей. И строить можно было только из того материала, который был под рукой. Было дерево – из дерева, были камни – из камней.

Каменные дома в Африке. Необычные каменные дома круглой формы строят жители африканского государства Лесото. Дома покрыты соломенной крышей. Такой дом хорошо сохраняет прохладу, в нем можно спрятаться от жаркого африканского солнца.

Дома-пещеры. Некоторые старые дома этого селения в Каппадокии (Турция) просто выдолблены в скалах и напоминают муравейник.

Хижины из бамбука и тростника. В Таиланде тепло, свои легкие хижины местные жители и сегодня строят из бамбука и тростника.

Юрта. А если вокруг песчаная азиатская пустыня? Многие живущие там народы (например казахи, киргизы) с древнейших времен передвигались вместе со своими стадами с одного пастбища на другое, не имея постоянного места жительства. И сейчас кочующие скотоводы дома свои по старинке возят с собой, как туристы – свои палатки. Такая палатка называется «юрта», она круглая. Расставят кочевники длинные палки-жерди, свяжут их между собой на манер клетки, покроют со всех сторон войлоком (очень плотный шерстяной материал, из него еще делают валенки) – и дом готов всего за несколько часов.

Яранга. На далеком Севере, где деревья если и есть, то очень маленькие (они так и называются – карликовые) строить тоже особенно не из чего. Но без дома нельзя – ведь на Севере страшные морозы! Жилище северян – чукчей – называется «яранга». Оно похоже на юрту, но островерхое, стены в нем – из оленьих шкур. Это жилище в случае переезда можно было легко разобрать, перевезти, а потом собрать заново.

Вигвам. На ярангу похож индейский вигвам, и неудивительно – у этих народов когда-то очень давно были общие предки. Индейские дома – вигвамы – строились в форме купола из тонких стволов деревьев и покрывались сверху ветками, корой, шкурами или разноцветными ткаными ковриками (циновками).

Иглу – дом из снега. А канадские эскимосы строят из того, что само падает с неба! Иглу – их снежный дом, он защищает от ветра и непогоды, а изнутри для тепла его выстилают звериными шкурами.

Воспитатель: - Предлагаю показать, как строится ледяной дом.

Физминутка:

Взяли, детки, белый ком (сделать руками небольшой круг в воздухе в наклоне вперёд) ;

Мы польём его водой, (присесть, «поднимая ведро и выливая воду»)

Домик будет ледяной (наклоны туловища вправо – влево, руки на поясе)

Ком за комом мы кладём, (наклоны влево-вправо, беря ком за комом и складывая их один на один;)

Вот и вылепили дом. (потянуться на носочках, руки вверх (большой дом)

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот»

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Одноэтажный дом – многоэтажный дом

Большой дом – маленький дом

Старый дом – новый дом

Ветхий дом – крепкий дом

Высокий дом – низкий дом

Светлый дом – темный дом

Стоит слева от дороги – стоит справа от дороги

Стоит на широкой улице – стоит на узкой улице.

Воспитатель: - Да, дома действительно разные. Назовите из каких частей состоит дом.

Дети: - Окно, крыша, двери, стена.

Воспитатель: — Для чего в доме нужна дверь? Крыша?

Дети: - Крыша защищает от снега и дождя. Дверь, чтоб чужие люди не заходили.

Воспитатель: -Для чего нужны стены?

Дети: - Защищают от снега, холода, дождя.

Воспитатель: - Для чего в доме нужны окна?

Дети: - Окна нужны для того, чтобы в доме было светло.

Воспитатель: - Предлагаю поиграть в игру.

Пальчиковая игра «Новый дом»

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Молоток бери мой друг!

(Ударяют кулачком о кулачок, чередуя руки)

Мы построим новый дом,

Есть окошко в доме том.

(Большие пальцы складываются полочкой, остальные соединяются «крышей»)

Есть еще одно, повыше.

(Поднять вверх руки, не меняя положения пальцев)

Есть труба вверху на крыше.

(Поднимают вверх сжатый кулак с вытянутым вверх указательным пальцем)

Дом готов, зовем гостей:

Приходите поскорей!

(Приглашающий жест рукой)

Воспитатель: - Давайте покажем «Для чего людям нужны дома?»

Физминутка:

Если на улице дождик идет, (взмахи руками перед собой)

Если метелица злая метет, (взмахи руками из стороны в сторону)

В доме под крышей укроемся мы, («крыша» над головой)

Дождик и снег нам тогда не страшны! (на месте топают ногами)

Воспитатель: - Ребята, а внутри дома тоже есть части – разные комнаты, которые называются по-разному.

Я приготовила для вас загадки о комнатах, попробуйте отгадать их.

Эта комната встречает

Всех кто к нам приходит в дом. (Прихожая)

В этой комнате вся вместе

Собирается семья,

Иногда повеселиться,

Иногда и поиграть,

Посмотреть всем телевизор

Или книжки почитать. (Гостиная)

Сладкий сон –

Мне снится ночью

В этой комнате всегда.

А под утро

Лучик солнца

Меня будет иногда. (Спальня)

В этой комнате бывает

Чаще мама наша,

Иногда здесь убегает

Из кастрюли каша. (Кухня)

Чистим зубы, моем руки,

Вечером купаемся.

Каждым утром мы без скуки,

Просто умываемся. (Ванная комната)

Воспитатель: - Молодцы, все загадки разгадали.

  1. Итог занятия: 

Воспитатель: — О чем мы сегодня говорили, ребята? (Дети отвечают.)

Что нового вы узнали о домах? Какие бывают дома? Какие комнаты есть в доме? Молодцы ребята, вы очень хорошо отвечали сегодня на занятии, спасибо .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Социализация» Тема: «Дом, в котором я живу»

"Социализация" конспект НОД для 2 младшей группы Тема: "Дом в котором я живу"...

Образовательный познавательно-исследовательский проект в средней группе «Дом, в котором я живу» . педагог Шкилева Елена Валерьевна

На сегодняшний день тема проекта актуальна тем, чтобы воспитать любовь к своей малой родине, к своему поселку и дому. Познакомить детей с разнообразием исторических ценностей мировой архитектуры...

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Проектная деятельность на тему "Дом, в котором я живу" в средней группе

Проектная деятельность на тему «Дом, в котором я живу» в средней группеЗадачи проекта:Формировать предпосылки поисковой деятельности, инициативы.Активировать желание педагогов искать пути разрешения п...

Выводы познавательно-исследовательского развития дошкольников по программе «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

Использование данной технологии реализовалось на специально организуемых познавательных занятиях, комплексных занятиях, прогулках, экскурсиях, в играх, свободной самостоятельной деятельности в течении...