ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Дом, в котором я живу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
МБДОУ Калтасинский детский сад №3 "Сказка" МР Калтасинский район РБ
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности (ознакомление с окружающим миром) в старшей группе "Дом, в котором я живу"
Подготовила воспитатель Вахитова Лилия Григорьевна
2020 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_dom_v_kotorom_ya_zhivu.docx | 156.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Калтасинский детский сад №3 «Сказка»
МР Калтасинский район РБ
Конспект занятия
по познавательно-исследовательской деятельности
в старшей группе
«Дом, в котором я живу»
Выполнила воспитатель
Вахитова Лилия Григорьевна
Калтасы 2020 г.
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о своём доме; уточнить знания о своём месте жительства; учить детей из частей составлять целое.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
- закреплять знание домашнего адреса;
- знания о частях дома;
- назначение комнат в квартире;
- совершенствовать разные виды внимания, память, логическое мышление;
- расширять и обогащать знания детей о жилище человека;
Образовательная область «Речевое развитие»
- упражнять в образовании сложных прилагательных;
- пополнять активный словарь антонимами;
- совершенствовать умение детей отгадывать загадки;
- учить детей отвечать на вопросы с опорой на сюжетную картинку;
- развивать свободное общение со сверстниками и взрослыми;
- продолжать расширять и активизировать словарный запас;
- использование детьми вербальных и невербальных средств общения.
Образовательная область «Физическое развитие»
- формировать умение строиться в полукруг;
- ориентироваться в пространстве;
- развивать умение ходить свободно;
- сохранять координацию движений;
- развивать разнообразные виды движений (прыжки, приседание, ходьба, хлопки); - развивать мелкую моторику;
- формирование желания вести здоровый образ жизни;
Оборудование: демонстрационный материал по теме, разрезные образцы разных домов, запись музыки для пальчиковой игры.
Предварительная работа:
- Изготовление макетов домов;
- Проведение конкурса рисунка «Домик трех поросят»;
- Разучивание загадок, динамических пауз, пальчиковой гимнастики.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Беседа. Этап обучения.
Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло много гостей.
Встаньте рядышком друг с другом,
Словно месяц - полукругом!
Поприветствуем друг друга.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы немного поиграть. Но игра эта, не простая, будем учиться играя.
Воспитатель: Послушайте стихотворение:
- Был, говорят, где-то случай такой,
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг – чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом,
Мечутся жители: “Где же наш дом?
Всё перепуталось, всё заблудилось!
К счастью, такое, лишь в сказке случилось.
Я рассказала про это нарочно,
Где ты живешь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
Воспитатель: - О чём эта история?
Дети: - О доме.
Воспитатель: — Сегодня мы поговорим о домах, какие они бывают, из чего состоят, из какого материала могут быть построены.
Воспитатель: - А вы знаете свой домашний адрес?
Поднимите руки, кто живёт по улице Карла Маркса, потопайте ногами, кто живёт по улице Дружбы, хлопните в ладоши кто, живёт по улице Лесная и Полевая, попрыгайте, кто живёт по улице Кооперативная и Пионерская.
Воспитатель: - Предлагаю вам собрать пазлы домов.
Давай те рассмотрим рисунки домов.
Воспитатель: - Какие бывают дома.
Дети: - Дома бывают разные.
Воспитатель: — Давайте разберёмся из каких материалов строят дома?
Дети: - Из кирпича, камня, стекла и т. д.
Дидактическая игра «Скажи какой?»
- Если дом построен из кирпича? Кирпичный.
- Если дом построен из панелей? Панельный.
- Если дом построен из блоков? Блочный
- Если дом построен из камня? Каменный
- Если дом построен из бетона? Бетонный
- Если дом построен из дерева? Деревянный
- Если дом построен из брёвен? Бревенчатый
- Если дом сделан из пластмассы? Пластмассовый
- Если дом сделан из пряников? Пряничный
- Если дом сделан из стекла? Стеклянный
- Если дом сделан из снега? Снежный
- Если дом сделан изо льда? Ледяной
(Воспитатель слушает ответы детей и поправляет их, если ошибаются)
Рассказ воспитателя «Этот удивительный мир».
В очень далекие времена дом прежде всего должен был спасать человека от жары и холода, дождя и ветра, диких зверей и воинственных соседей. И строить можно было только из того материала, который был под рукой. Было дерево – из дерева, были камни – из камней.
Каменные дома в Африке. Необычные каменные дома круглой формы строят жители африканского государства Лесото. Дома покрыты соломенной крышей. Такой дом хорошо сохраняет прохладу, в нем можно спрятаться от жаркого африканского солнца.
Дома-пещеры. Некоторые старые дома этого селения в Каппадокии (Турция) просто выдолблены в скалах и напоминают муравейник.
Хижины из бамбука и тростника. В Таиланде тепло, свои легкие хижины местные жители и сегодня строят из бамбука и тростника.
Юрта. А если вокруг песчаная азиатская пустыня? Многие живущие там народы (например казахи, киргизы) с древнейших времен передвигались вместе со своими стадами с одного пастбища на другое, не имея постоянного места жительства. И сейчас кочующие скотоводы дома свои по старинке возят с собой, как туристы – свои палатки. Такая палатка называется «юрта», она круглая. Расставят кочевники длинные палки-жерди, свяжут их между собой на манер клетки, покроют со всех сторон войлоком (очень плотный шерстяной материал, из него еще делают валенки) – и дом готов всего за несколько часов.
Яранга. На далеком Севере, где деревья если и есть, то очень маленькие (они так и называются – карликовые) строить тоже особенно не из чего. Но без дома нельзя – ведь на Севере страшные морозы! Жилище северян – чукчей – называется «яранга». Оно похоже на юрту, но островерхое, стены в нем – из оленьих шкур. Это жилище в случае переезда можно было легко разобрать, перевезти, а потом собрать заново.
Вигвам. На ярангу похож индейский вигвам, и неудивительно – у этих народов когда-то очень давно были общие предки. Индейские дома – вигвамы – строились в форме купола из тонких стволов деревьев и покрывались сверху ветками, корой, шкурами или разноцветными ткаными ковриками (циновками).
Иглу – дом из снега. А канадские эскимосы строят из того, что само падает с неба! Иглу – их снежный дом, он защищает от ветра и непогоды, а изнутри для тепла его выстилают звериными шкурами.
Воспитатель: - Предлагаю показать, как строится ледяной дом.
Физминутка:
Взяли, детки, белый ком (сделать руками небольшой круг в воздухе в наклоне вперёд) ;
Мы польём его водой, (присесть, «поднимая ведро и выливая воду»)
Домик будет ледяной (наклоны туловища вправо – влево, руки на поясе)
Ком за комом мы кладём, (наклоны влево-вправо, беря ком за комом и складывая их один на один;)
Вот и вылепили дом. (потянуться на носочках, руки вверх (большой дом)
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот»
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Одноэтажный дом – многоэтажный дом
Большой дом – маленький дом
Старый дом – новый дом
Ветхий дом – крепкий дом
Высокий дом – низкий дом
Светлый дом – темный дом
Стоит слева от дороги – стоит справа от дороги
Стоит на широкой улице – стоит на узкой улице.
Воспитатель: - Да, дома действительно разные. Назовите из каких частей состоит дом.
Дети: - Окно, крыша, двери, стена.
Воспитатель: — Для чего в доме нужна дверь? Крыша?
Дети: - Крыша защищает от снега и дождя. Дверь, чтоб чужие люди не заходили.
Воспитатель: -Для чего нужны стены?
Дети: - Защищают от снега, холода, дождя.
Воспитатель: - Для чего в доме нужны окна?
Дети: - Окна нужны для того, чтобы в доме было светло.
Воспитатель: - Предлагаю поиграть в игру.
Пальчиковая игра «Новый дом»
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток бери мой друг!
(Ударяют кулачком о кулачок, чередуя руки)
Мы построим новый дом,
Есть окошко в доме том.
(Большие пальцы складываются полочкой, остальные соединяются «крышей»)
Есть еще одно, повыше.
(Поднять вверх руки, не меняя положения пальцев)
Есть труба вверху на крыше.
(Поднимают вверх сжатый кулак с вытянутым вверх указательным пальцем)
Дом готов, зовем гостей:
Приходите поскорей!
(Приглашающий жест рукой)
Воспитатель: - Давайте покажем «Для чего людям нужны дома?»
Физминутка:
Если на улице дождик идет, (взмахи руками перед собой)
Если метелица злая метет, (взмахи руками из стороны в сторону)
В доме под крышей укроемся мы, («крыша» над головой)
Дождик и снег нам тогда не страшны! (на месте топают ногами)
Воспитатель: - Ребята, а внутри дома тоже есть части – разные комнаты, которые называются по-разному.
Я приготовила для вас загадки о комнатах, попробуйте отгадать их.
Эта комната встречает
Всех кто к нам приходит в дом. (Прихожая)
В этой комнате вся вместе
Собирается семья,
Иногда повеселиться,
Иногда и поиграть,
Посмотреть всем телевизор
Или книжки почитать. (Гостиная)
Сладкий сон –
Мне снится ночью
В этой комнате всегда.
А под утро
Лучик солнца
Меня будет иногда. (Спальня)
В этой комнате бывает
Чаще мама наша,
Иногда здесь убегает
Из кастрюли каша. (Кухня)
Чистим зубы, моем руки,
Вечером купаемся.
Каждым утром мы без скуки,
Просто умываемся. (Ванная комната)
Воспитатель: - Молодцы, все загадки разгадали.
- Итог занятия:
Воспитатель: — О чем мы сегодня говорили, ребята? (Дети отвечают.)
Что нового вы узнали о домах? Какие бывают дома? Какие комнаты есть в доме? Молодцы ребята, вы очень хорошо отвечали сегодня на занятии, спасибо .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Социализация» Тема: «Дом, в котором я живу»
"Социализация" конспект НОД для 2 младшей группы Тема: "Дом в котором я живу"...
Образовательный познавательно-исследовательский проект в средней группе «Дом, в котором я живу» . педагог Шкилева Елена Валерьевна
На сегодняшний день тема проекта актуальна тем, чтобы воспитать любовь к своей малой родине, к своему поселку и дому. Познакомить детей с разнообразием исторических ценностей мировой архитектуры...
"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе
познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...
Проектная деятельность на тему "Дом, в котором я живу" в средней группе
Проектная деятельность на тему «Дом, в котором я живу» в средней группеЗадачи проекта:Формировать предпосылки поисковой деятельности, инициативы.Активировать желание педагогов искать пути разрешения п...
Роль родителей в развитии познавательного интереса и познавательно - исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности
Детско - родительский проект по опытно - эксприментальной деятельности. Тема: "Школа Профессора Знай Знайкина"...
Проект образовательной деятельности по теме: "Дом в котором мы живем"
Проект на тему "Дом в котором мы живем"...
Выводы познавательно-исследовательского развития дошкольников по программе «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»
Использование данной технологии реализовалось на специально организуемых познавательных занятиях, комплексных занятиях, прогулках, экскурсиях, в играх, свободной самостоятельной деятельности в течении...