Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Снежная Королева"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. Занятие "Снежная Королева", предназначенное для детей 5-6 лет, превратит юных исследователей в сотрудников лаборатории Снежной Королевы и погрузит в увлекательный мир опытов и экспериментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Снежная королева»
Цель:
Формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со снегом, льдом и водой.
Образовательные задачи:
1. Расширить представление детей о снеге и его свойствах, о зимних явлениях.
2. Формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства снега, льда и воды (гладкий, прозрачный, холодный, твердый, хрупкий)
3. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
4. Развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера.
Развивающие задачи:
1. Развивать исследовательские навыки.
2. Продолжать развивать обследовательские действия.
3. Развивать восприятие, мышление, внимание детей.
Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать у детей желание помочь.
2. Воспитывать аккуратность.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация».
Расширить и активизировать словарь детей: холодный, колючий, мокрый, рассыпчатый, легкий, хрустящий, блестящий, сверкающий, прозрачный, гладкий, твердый.
Словарная работа: снегопад, гололед, оттепель.
Оборудование: ёмкость со снегом, кубики льда, белые халаты, аудиозапись.
Предварительная работа: наблюдение за снегом, игры со снегом. Чтение и разучивание стихотворений «Зима» И. Сурикова, чтение сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева», просмотр мультифильма «Снегурочка», игры-экспериментирования со снегом, льдом и водой.
Ход занятия
Дети выходят на улицу
Восп: Ребята, отгадайте загадку:
Появился во доре
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель…
Дети: Снеговик
Восп: А теперь закройте глаза (играет веселая мелодия, появляется Снеговик)
Снег.: Здравствуйте, ребята! Снеговик я не простой, любопытный, озорной.
Ой, а я что-то забыл, а какое сейчас время года? (Ответы детей) Зиму я люблю, а вы любите? (Ответы детей) А почему вы любите зиму, зимой ведь так холодно? (Ответы детей) Но ведь летом тоже можно кататься на санках? (в зависимости от ответов детей)
Ага! Я понял! Значит летом - жарко, а зимой
Д: - холодно.
С: Летом на деревьях листья, а зимой –
Д: листьев нет (или лежит снег)
С: Летом день длинный, а зимой –
Д: короткий.
С: Летом гуляют на улице много, а зимой - Д: мало.
С: Летом рябина кислая, а зимой –
Д: сладкая.
С: Летом у птиц много еды, а зимой – мало, поэтому люди их подкармливают
К: Летом земля покрыта песком и травой, а зимой - Д: снегом
Снеговик хвалит детей и говорит: А зачем же я к вам пришел? Опять забыл… Аааа, вспомнил, чтобы вы помогли мне найти Снежную Королеву. Ведь зима заканчивается, а она такая злая, не хочет уходить. Ребята, вы поможете мне найти Снежную Королеву и растопить ее ледяное сердце?
Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей) Снежная Королева приготовила задания в своей лаборатории, где она проводит эксперименты со снегом, льдом и водой. Они такие сложные! Без вашей помощи мне не справиться. Вы мне поможете? (Ответы детей)
Давайте превратимся в сотрудников снежной лаборатории (приклеивает эмблемы детям)
Снег: Но прежде, чем приступить к экспериментированию, разомнем наши ручки и ножки.
Музыкальная пауза с движениями «Снег руками нагребаем»
Дети со снегов подходят к первому столу, на котором стоит на подставке лист с загадкой в рамке снежинки.(А3)
Снег: Ребята, вот первая загадка от Снежной Королевы. Я всю голову сломал, не могу отгадать…
На дворе - горой,
А в избе - водой. (Ответы детей)
А как называется явление, когда падает снег?
Дети: Снегопад.
Снег.: Ребята, сколько вокруг снега! Давайте наберем его в мисочки. А теперь потрогаем. Дети трогают снег руками
- Снег, какой? (белый, холодный, рассыпчатый) Почему снег рассыпчатый? (Потому что на улице мороз.) И из него можно слепить пирожное? (Нельзя, потому что он рассыпчатый, не липкий) Можно ли играть со снегом голыми руками? (Нет, снег холодный и руки замёрзнут).
Помощник выносит из группы таз со снегом из помещения.
Снег: Ребята, а этот снег полежал у нас в группе. Давайте попробуем слепить из него пирожки.
(Демонстрация, как надо набирать снег в формочки при помощи совка. Напомнить детям, что снег холодный, руками его брать не надо. Дети делают пирожки, раскладывают их на подносе).
Снег.: Ой, как много пирожков получилось, большое вам, ребята, спасибо! Ребята, давайте отнесем пирожки в группу, вечером поиграете с ними…
Дети: Нет, они снежные, растают и превратятся в воду.
Снег.: А интересно, что будет, если мы наши пирожки опустим в воду? (Ответы детей) Давайте поэкспериментируем! (Дети опускают пирожки в ёмкость(таз) с водой, мешают, они тают и в одном из них записка в яйце из-под киндера)
Снег: Ребята, это же следующее задание от Снежной Королевы.
«Теперь вы знаете свойства снега. А что вы можете сказать про воду?»
Эксперименты с водой
На столе стоит 3-4 бутылки по 0,5 л с водой, пустые стаканы по 2 шт на каждого, стакан с молоком, камушки или яйца из-под киндера с камушками внутри.
Снег: Ребята, что находится в бутылке? (Ответы детей)
А кому нужна вода?
Дети: Деревьям, птицам, людям, животным, растениям
Снег: Молодцы, ребята! Да, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
Вы знаете, ребята, вода, как волшебница из сказок. Она может делать разные превращения.
Снег. берет бутылку с водой и стакан.
Снег: Перельём воду из бутылки в стакан. Что происходит с водой?
Дети: она переливается из одного сосуда в другой.
Снег: А если она льется, значит, она какая?
Дети. Жидкая.
Снег: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей).
Снег: Сейчас мы это проверим.
На столе стоят стакан с молоком и стакан с водой.
Снег: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета?
(Ответы детей).
Снег.: Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время Снеговик кладет по одному камушку/киндеру в стакан с молоком и в стакан с водой). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положил в стакан с молоком? А, что я положил в стакан с водой?
(Ответы детей).
Снег: Ребята, как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно? (Ответы детей).
Снег: Имеет ли вода запах? (Дети нюхают воду и молоко) Значит какой вывод мы сделаем из этого эксперимента?
Вывод: Вода не имеет запаха.
Снег.: А как вы думаете, какой у воды вкус? (Ответы детей) А мы сейчас это проверим (разливает в стаканчики кипяченую воду, дети пробуют) А теперь давайте положим в один стакан ложку соли, в другой – ложку сахара, помешаем и попробуем. Какая стала вода? А куда исчезли соль и сахар? (растворились)
Вывод: вода прозрачная, не имеет запаха и вкуса, может растворять вещества.
Молодцы! Вижу, вы много знаете о воде. Но где же следующее задание от Снежной Королевы? Давайте поищем, куда она его спрятала. (Находят записку в киндере)
«А теперь вам нужно узнать свойства того, во что превращается вода на морозе» (Ответы детей)
Эксперименты со льдом
На столе тазик с водой и кораблик из льда
и кубики льда по количеству детей, пластинки из льда, листы цветной бумаги
Снег.: Ребята, как вы думаете, из чего сделан кораблик (Ответы детей)
А что такое лед?
Дети: Это замершая вода.
Снег. предлагает детям взять кубики льда в руки.
Снег.: Ребята, рассмотрите лед. Какой он? (Твердый, гладкий, прозрачный, холодный.)
Снег.: Ребята, а можно брать лед в рот?
Снег.: Лед нельзя брать в рот (лед холодный, грязный можно заболеть).
А на прогулке можно бросаться кусками льда/сосульками?
Дети: Льдом нельзя бросаться (лед твердый и хрупкий).
Снег: Ребята, давайте положим лед на цветной лист. Что мы видим? Положите кусочек льда на цветной лист, какого он цвета становится? А если уронить пластинку льда, что произойдет? (она разобьется, лед хрупкий). Давайте разобьем наши пластинки.
Снег. запускает кораблик а дети свои кубики льда: Что происходит со льдом в воде? Давайте проверим. Он плавает или тонет? (Ответы детей)
*Картинка на проектор (Лед на реке, с подводным миром)
Снег: Ребята, видите какая вода волшебница. Если становится холодно, она превращается в лед. Ой, что это заморожено во льде? (Дети предлагают разбить пластинку с запиской)
«Вы выполнили все мои задания в снежной лаборатории. Но мое сердце полностью обледенело. Чтобы меня разморозить, мне нужно ваше тепло»
Снег: Ребята, Снежная Королева где-то совсем близко, пойдемте поищем ее. (находят) Как же ее нам разморозить? Как мы дадим ей свое тепло (Ответы детей. Дети обнимают СК и она оживает)
СК благодарит детей за выполнение заданий в снежной лаборатории и за то, что растопили ее сердце: А теперь мне пора уходить на север, потому что нужно уступать место весне.
Снег.: Снежная Королева, а ребята хотят сделать подарок. У них есть шарик, в который они набрали воды и заморозили. Сейчас мы вынем замерзший лед. (вынимает) Какой он? (круглый, холодный, прозрачный). Теперь посыплем солью. Что происходит со льдом, когда дворники посыпают его солью? (Лед тает) Кристаллики соли проделают маленькие углубления в ледяном шаре. А пока мы возьмем кисточки и краски и раскрасим шар в разноцветные цвета.
Дети раскрашивают шар. Снеговик проделывает в шаре отверстие и вставляет свечу-таблетку.
Снег: Ребята, вам понравилось в лаборатории Снежной Королевы? Снежная Королева, большое тебе спасибо. А этот ледяной светильник мы хотим подарить тебе.
Снежная Королева всех благодарит и уходит.
Снег: Ребята, вы хорошо потрудились, пора нам возвращаться в группу. (Под веселую музыку дети со Снеговиком убегают в группу)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике "Письма Королевы Математики"
Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом и обратном счете, о составе числа из единиц. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учить измерять, пользуясь ус...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/08/picture-455338-1402222879.jpg)
Конспект занятия «В гостях у Королевы Капельки»
Цель: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды. Задачи:Образовательная:- Исследование вкуса и цвета, ознакомление со свойством «прозрачность», «вес», закрепление знаний о ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/18/picture-572768-1424275307.jpg)
Конспект занятия по изобразительной деятельности « Королева Осень».
Продолжать знакомить детей, как композиторы, поэты художники, используя разные средства выразительности (цвет, композицию, ритм) передают образ осени.Побуждать детей украшать узорами платья, используя...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/27/picture-857886-1480270045.jpg)
Конспект занятия по сказке "Снежная королева" Г.Х.Андерсена с применением ИКТ
Работа по сказке на развитие лексико-грамматических категорий....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/27/picture-832457-1490610141.jpg)
Конспект занятия по изобразительной деятельности "Королева Осень"
Занятие по рисованию(Подготовительная группа)...