Познавательный проект «Как много в городе различных улиц…»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Паспорт проекта
Тип проекта
| информационно-творческий |
Участники | - дети старшего дошкольного возраста; - воспитатели; - родители воспитанников.
|
Проблема
| В результате проводимых в группе бесед на тему «Мой дом, моя улица» выяснилось то, что некоторые дети не знают собственного адреса и адреса детского сада; не могут описать дорогу домой; у детей выявлено слабое умение ориентироваться на местности, невнимательность к окружающему пространству, поверхностные представления о названиях улиц и достопримечательностях города Мичуринска. В разговоре с родителями некоторые взрослые затруднялись ответить на вопрос - почему так называется та или иная улица города, кроме того, выяснилось, что не все уделяют должное внимание ознакомлению ребенка с ближайшим территориальным окружением.. Все это показало, что есть проблема, решать которую мы будем сообща через реализацию проекта «Как много в городе улиц разных».
|
Цель проекта | Формирование активной деятельностной позиции дошкольников при ознакомлении с родным городом
|
Задачи:
| 1. Формировать представления детей о родном городе. 2. Закрепить знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад. 3. Формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города. 4. Воспитывать умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь.
|
Продолжительность проекта | Краткосрочный – 1 неделя |
Условия реализации проекта | - интерес детей и родителей; |
Обеспечение | - материально - техническое; - учебно-методическое; - художественная литература, литература краеведческого содержания; - дидактические игры; - фотоматериал; - информационно-коммуникативные технологии. |
Форма проведения | - образовательная ситуация; |
Пояснительная записка
Кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной и других сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы, поставив их в разряд наиболее актуальных. Одним из приоритетных направлений современного дошкольного образования является патриотическое воспитание дошкольников, направленное на воспитание любви к семье и близким, к родным местам, к Родине, формирование интереса к культуре своего народа, исторической памяти поколений, развитие чувства неразрывности с окружающим и желания не только сохранить, но и приумножить богатства своей страны.
Актуальность проекта
Формирование у детей любви к Родине – это накопление ими социального опыта и знаний о своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Исследования показывают, что у большинства дошкольников недостаточно сформированы знания о родном городе, дети сомневаются в ответах, недостаточно владеют информацией, многие родители затрудняются в знании истории города.
В связи с этим, проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Важной задачей взрослых является воспитание в детях бережного отношения к окружающему, формирование осознания себя частью семьи, города, страны.
Составляющая модель педагогического процесса:
- совместная деятельность педагога с детьми;
- самостоятельная детская деятельность;
- взаимодействие с родителями;
При создании проекта придерживались основных принципов:
- Социализация ребёнка;
- Решение воспитательно-образовательных задач во время игр, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности детей при отсутствии жёстко регламентируемых форм организации детей;
- Гибко проектирование развивающей предметно-пространственной среду, создание ситуации выбора;
- Приближение содержания образования к личному опыту ребенка;
- Обеспечение оптимального двигательного режима (свободное перемещение детей);
- Использование новых механизмов взаимодействия с родителями.
Ожидаемые результаты
Для детей:
- развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;
- расширение знаний об улицах родного города;
Для педагога:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- личностный и профессиональный рост;
- самореализация.
Для родителей:
- повышение уровня личностного сознания;
- укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.
Практическая значимость проекта заключается в создании благоприятных условий для обобщения материала по формированию у дошкольников представлений о родном городе и его улицах.
Теоретическая значимость проекта заключается в разработке содержания, форм и методов, предусматривающих поэтапную организацию приобщения детей к истории города и его улиц и вовлечения родителей в совместные мероприятия.
Формы работы по ознакомлению детей с улицами родного города:
- Беседы;
- ООД;
- Экскурсии;
- Чтение художественной литературы;
- Продуктивная деятельность;
- Рассматривание картин, плакатов;
- Дидактические игры.
Формы взаимодействия с родителями по ознакомлению дошкольников с улицами родного города:
- Привлечение к сбору информации об улицах города;
- Консультации;
- Привлечение к оформлению фотоальбома «Улицы родного города»;
- Экскурсии по городу;
- Участие в итоговом мероприятии.
Продукт проектной деятельности:
Педагоги:
- Подборка дидактических и сюжетно-ролевых игр (приложение 2);
- Создание картотеки физкультминуток, пальчиковых игр по теме «Город. Улицы» (приложение 3);
- Создание картотеки стихотворений, песен, пословиц и поговорок о родном крае;
- Подбор в уголок чтения произведений тамбовских и мичуринских писателей и поэтов (приложение 4);
- Подбор художественных материалов, открыток с видами Мичуринска (приложение 5).
Дети:
- Выставка рисунков «Улица, на которой я живу»;
- Экскурсия в мичуринский краеведческий музей;
- Пешая экскурсия по городу «Главная улица города Мичуринска – улица Советская»
- Изготовление книжек-малышек.
Родители:
- Выставка детско-родительских рисунков «Мой Мичуринск»;
- Оформление альбома «Мичуринск – город сад».
Этапы реализации проекта
№ п/п | Этап | Дата проведения |
1. | Подготовительный | 17.05.2021 |
2. | Практический (реализация проекта) | 18.05.- 21.05.2021 |
3. | Заключительный | 21.05.2021 |
План реализации проекта
№ п/п | Этап | Деятельность в ходе реализации проекта |
1. | Подготовительный | - Подбор игр и оборудования. - Диагностика уровня знаний детей об архитектуре города Мичуринска, о знании главных улиц нашего города. - Подбор методической и художественной литературы о городе Мичуринск. - Подготовка и подбор материала для изготовления картотек по разделам:
- Опрос и беседы, выявляющие знания и представления дошкольников и родителей о том, в честь кого названа улица та или иная улица. - Выставка фото «Наши улицы: сегодня и в прошлом» - Анкетирование родителей «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю» (приложение 1). |
2.
| Практический (реализация проекта) | 1 день: 1. Беседа «История города». Цель: знакомство детей с историей возникновения города, его названием. Задачи: - познакомить детей с историей возникновения города, его названием; - вызвать интерес к своему городу; - прививать чувство гордости за родной город. 2. Рассматривание фотографий о родном городе, его достопримечательностях. Цель: ознакомление детей с достопримечательностями города. 3. Работа с родителями. - Консультация «Улицы родного города». Цель: информирование родителей о целях проекта, ознакомление с главными улицам города. - Объявление о выставке детско-родительского творчества «Мой Мичуринск».
|
2 День: 1. Рассматривание карты – схемы города (пометить флажками самые интересные места города, места, где бывали дети). 2. Рассказ детей о местах, где они были в городе. 3. Рассматривание альбома «Мой город». Цель: формирование у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города. 3. Работа с родителями: предложить найти стихотворения о городе Мичуринске.
| ||
3 День: 1.Просмотр видеофильма о городе Мичуринске. Цель: закрепление знаний о городе Мичуринск. 2. Дидактические игры: - «Мой город» Цель: знакомство детей с родным городом, развитие зрительной памяти, внимания, обогащение словаря. - «Улицы города Мичуринска: сегодня и в прошлом» Цель: знакомство с историей родного города, закрепление представлений о названиях улиц города. - «Вот моя улица, вот мой дом». Цель: обучение ориентироваться в названиях улиц ближайшего окружения; знать, в честь кого они названы. 3. Работа с родителями: предложить найти информацию о количестве улиц города и чьими именами называют улицы.
| ||
4 День: 1. Экскурсия по главной улице города – улице Советской. Цель: знакомство с архитектурой и зданиями главной улицы города, их функциями. 2. Беседа: «Их именами названы улицы города Мичуринска» Цель: знакомство детей с людьми, в честь которых названы улицы. 3. Работа с родителями: предложить родителям сводить детей к памятным местам родного города.
| ||
5 День:
1. Выставка детско-родительского творчества «Мой Мичуринск». | ||
3. | Заключительный | Итоговое мероприятие: создание альбома «Мичуринск – город сад». 1. Дети получили знания о родном городе Мичуринске, о его достопримечательностях и главной улице – улице Советской. 2. Дети были очень заинтересованы, научились ценить достопримечательности города. 3. Повысилась роль родителей в патриотическом воспитании своих детей.
|
Результат проекта
Знания, полученные во время реализации проекта, помогут повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников.
Родители и воспитатели убедятся в том, что данная тема достаточно насколько актуальна и современна.
Проект заинтересует детей и взрослых.
Родители вместе с детьми представят работы на выставку «Мой Мичуринск».
Все этапы проекта пройдут через разные виды деятельности, с использованием развивающего и дифференцированного подхода к каждому ребёнку.
Дальнейшее развитие проекта
В дальнейшем мы планируем:
- продолжить работу по этой теме и создать банк данных по истории улиц города Мичуринска;
- принять в участие в акции «Сделаем вместе город чище»;
- подобрать тематических консультаций для родителей по теме.
Вывод
Метод проектной деятельности оказался очень эффективным и актуальным на сегодняшний день. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, систематизировать полученные знания, развить творческие способности, коммуникативные навыки.
Таким образом, в результате совместной работы над проектом дети познакомились с родным городом - Мичуринском: узнали о его достопримечательностях и исторических местах, о значимых событиях, запомнили названия улиц. Стали хорошо ориентироваться в своём квартале, запомнили свой домашний адрес.
Данная работа способствовала усвоению общекультурных ценностей, расширению кругозора и словарного запаса.
Список литературы
1. Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников
3. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Проектная деятельность дошкольников.
4. Т.С. Комарова, Н.Г. Пантелеева Организация педагогической работы по воспитанию любви к родному городу у старших дошкольников./ Современное дошкольное образование. 2010 - №1.
5. Т.И. Крупка. Ознакомление дошкольников с малой родиной / Т.И. Крупка, Л. Ф. Самборенко // Воспитатель ДОУ. – 2009. – №3.
6. С.П. Малеева. Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста / С. П. Малеева // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/27/picture-739413-1472262743.jpg)
Творческо-познавательный проект "С юбилеем родной город"
Творческо-познавательный проект "С юбилеем родной город"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/10/picture-553379-1420885776.jpg)
Познавательный проект по ППД « По городу, по улице не ходят просто так»
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненно....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/24/picture-883373-1519485941.jpg)
Итоговая презентация по краткосрочному проекту для средней группы «Почему на улицах города, где так много голубей, мы никогда не встречаем птенцов?»
Краткая презентация по краткосрочному проекту...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/24/picture-977766-1511494514.jpg)
Совместный познавательный проект к 75-летию Победы в ВОВ и 75-летию Синарского района города Каменска-Уральского «Улицы нашего города, названные в честь героев ВОВ. Улица Абрамова»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Современные дети мало что знают о своём родном городе, о событиях, которые происходили в нашей ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/20/picture-1012956-1521528096.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего возраста "Много есть городов..."
В этом занятии детям будет рассказано о что такое флаг, что такое гимн, что такое герб, объяснить символику герба города Южноуральска. Целью этого занятия является уточнение знаний детей о родном...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/13/picture-1501285-1702478827.jpg)
Технологическая карта занятия Образовательная область: художественно – эстетическое, познавательное развитие. Тема занятия: Машины едут по улице. Возрастная группа: старшая группа Цель занятия: Расширение представление детей о транспорте на улицах города
Технологическая карта занятия...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/19/picture-1515212-1710830316.jpg)
Информационно-познавательный проект Тема: "Мой родной город"
Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории родного края, его культуре, традициях и обычаях местных жителей...