Познавательный проект «Как много в городе различных улиц…»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Белоусова Оксана Анатольевна

Паспорт проекта

 

Тип проекта

 

информационно-творческий

Участники

- дети старшего дошкольного возраста;

- воспитатели;

- родители воспитанников.

 

Проблема

 

В результате проводимых в группе бесед на тему «Мой дом, моя улица» выяснилось то, что некоторые дети не знают собственного адреса и адреса детского сада; не могут описать дорогу домой; у детей выявлено слабое умение ориентироваться на местности, невнимательность к окружающему пространству, поверхностные представления о названиях улиц и достопримечательностях города Мичуринска. В разговоре с родителями некоторые взрослые затруднялись ответить на вопрос - почему так называется та или иная улица города, кроме того, выяснилось, что не все уделяют должное внимание ознакомлению ребенка с ближайшим территориальным окружением..

Все это показало, что есть проблема, решать которую мы будем сообща через реализацию проекта «Как много в городе улиц разных».

 

Цель проекта

Формирование активной деятельностной позиции дошкольников при ознакомлении с родным городом

 

Задачи:

 

1. Формировать представления детей о родном городе.

2. Закрепить знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад.

3. Формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города.

4. Воспитывать умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь.

 

Продолжительность проекта

Краткосрочный – 1 неделя

Условия реализации проекта

- интерес детей и родителей;
- методические разработки;
- взаимодействие со специалистами.
 

Обеспечение

- материально - техническое;

- учебно-методическое;

- художественная литература, литература краеведческого содержания;

- дидактические игры;

- фотоматериал;

- информационно-коммуникативные технологии.

Форма проведения

- образовательная ситуация;
- дидактические игры;
- беседы;
- рассматривание иллюстрация;
- чтение художественной литературы, заучивание стихов и песен;
- работа с родителями.

 

Пояснительная записка

Кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной и других сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы, поставив их в разряд наиболее актуальных. Одним из приоритетных направлений современного дошкольного образования является патриотическое воспитание дошкольников, направленное на  воспитание любви к семье и близким, к родным местам, к Родине, формирование интереса к культуре своего народа, исторической памяти поколений, развитие чувства неразрывности с окружающим и желания не только сохранить, но и приумножить богатства своей страны.

 

Актуальность проекта

         Формирование у детей любви к Родине – это накопление ими социального опыта и знаний о своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Исследования показывают, что у большинства дошкольников недостаточно сформированы знания о родном городе, дети сомневаются в ответах, недостаточно владеют информацией, многие родители затрудняются в знании истории города.

В связи с этим, проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Важной задачей взрослых является воспитание в детях бережного отношения к окружающему, формирование осознания себя частью семьи, города, страны.

 

Составляющая модель педагогического процесса:

  • совместная деятельность педагога с детьми;
  • самостоятельная детская деятельность;
  • взаимодействие с родителями;

 

При создании проекта придерживались основных принципов:

  • Социализация ребёнка;
  • Решение воспитательно-образовательных задач во время игр, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности детей при отсутствии жёстко регламентируемых форм организации детей;
  • Гибко проектирование развивающей предметно-пространственной среду, создание ситуации выбора;
  • Приближение содержания образования к личному опыту ребенка; 
  • Обеспечение оптимального двигательного режима (свободное перемещение детей);
  • Использование новых механизмов взаимодействия с родителями.

Ожидаемые результаты

Для детей:

- развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;

- расширение знаний об улицах родного города;

Для педагога:

- повышение профессионализма;

- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;

- личностный и профессиональный рост;

- самореализация.

Для родителей:

- повышение уровня личностного сознания;

- укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.

 

Практическая значимость проекта заключается в создании благоприятных условий для обобщения материала по формированию у дошкольников представлений о родном городе и его улицах.

 

Теоретическая значимость проекта заключается в разработке содержания, форм и методов, предусматривающих поэтапную организацию приобщения детей к истории города и его улиц и вовлечения родителей в совместные мероприятия.

 

Формы работы по ознакомлению детей с улицами родного города:

- Беседы;

- ООД;

- Экскурсии;

- Чтение художественной литературы;

- Продуктивная деятельность;

- Рассматривание картин, плакатов;

- Дидактические игры.

 

Формы взаимодействия с родителями по ознакомлению дошкольников с улицами родного города:

- Привлечение к сбору информации об улицах города;

- Консультации;

- Привлечение к оформлению фотоальбома «Улицы родного города»;

- Экскурсии по городу;

- Участие в итоговом мероприятии.

 

Продукт проектной деятельности:

Педагоги:

  • Подборка дидактических и сюжетно-ролевых игр (приложение 2);
  • Создание картотеки физкультминуток, пальчиковых  игр по теме «Город. Улицы» (приложение 3);
  • Создание картотеки стихотворений, песен, пословиц и поговорок о родном крае;
  • Подбор в уголок чтения произведений тамбовских и мичуринских писателей и поэтов (приложение 4);
  • Подбор художественных материалов, открыток с видами Мичуринска (приложение 5).

Дети:

  • Выставка рисунков «Улица, на которой я живу»;
  • Экскурсия в мичуринский краеведческий музей;
  • Пешая экскурсия по городу «Главная улица города Мичуринска – улица Советская»
  • Изготовление книжек-малышек.

Родители:

  • Выставка детско-родительских рисунков «Мой Мичуринск»;
  • Оформление альбома «Мичуринск – город сад».

 

Этапы реализации проекта

п/п

Этап

Дата проведения

1.

Подготовительный

17.05.2021

2.

Практический (реализация проекта)

18.05.- 21.05.2021

3.

Заключительный

21.05.2021

 

План реализации проекта

п/п

Этап

Деятельность в ходе реализации проекта

1.

Подготовительный

- Подбор игр и оборудования.

- Диагностика уровня знаний детей об архитектуре города Мичуринска, о знании главных улиц  нашего города.

- Подбор методической и художественной литературы о городе Мичуринск.

- Подготовка и подбор материала для изготовления картотек по разделам:

  • «Подвижные игры для детей»;
  • Физкультминутки.

- Опрос и беседы, выявляющие знания и представления дошкольников и родителей о том, в честь кого названа улица та или иная улица.

- Выставка фото «Наши улицы: сегодня и в прошлом»

- Анкетирование родителей «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю» (приложение 1).

2.

 

Практический (реализация проекта)

1 день:

1. Беседа «История города».

Цель: знакомство детей с историей возникновения города, его названием.

Задачи:

- познакомить детей с историей возникновения города, его названием;

- вызвать интерес к своему городу;

- прививать чувство гордости за родной город.

2. Рассматривание фотографий о родном городе, его достопримечательностях.

Цель: ознакомление детей с достопримечательностями города.

3. Работа с родителями.

- Консультация «Улицы родного города».

Цель: информирование родителей о целях проекта, ознакомление с главными улицам города.

- Объявление о выставке детско-родительского творчества «Мой Мичуринск».

 

2 День:

1. Рассматривание карты – схемы города (пометить флажками самые интересные места города, места, где бывали дети).

2. Рассказ детей о местах, где они были в городе.

3. Рассматривание альбома «Мой город».

Цель: формирование у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города.

3. Работа с родителями: предложить найти стихотворения о городе Мичуринске.

 

3 День:

1.Просмотр видеофильма о городе Мичуринске.

Цель: закрепление знаний о городе Мичуринск.

2. Дидактические игры:

-  «Мой город»

Цель: знакомство детей с родным городом, развитие зрительной памяти, внимания, обогащение словаря.

- «Улицы города Мичуринска: сегодня и в прошлом»

Цель: знакомство с историей родного города, закрепление представлений о названиях улиц города.

- «Вот моя улица, вот мой дом».

Цель: обучение ориентироваться в названиях улиц ближайшего окружения; знать, в честь кого они названы.

3. Работа с родителями: предложить найти информацию о количестве улиц города и чьими именами называют улицы.

 

4 День:

1. Экскурсия по главной улице города – улице Советской.

Цель: знакомство с архитектурой и зданиями главной улицы города, их функциями.

2. Беседа: «Их именами названы улицы города Мичуринска»

Цель: знакомство детей с людьми, в честь которых названы улицы.

3. Работа с родителями: предложить родителям сводить детей к памятным местам родного города.

 

5 День:

 

1. Выставка детско-родительского творчества «Мой Мичуринск».

3.

Заключительный

Итоговое мероприятие: создание альбома «Мичуринск – город сад».

1. Дети получили знания о родном городе Мичуринске, о его достопримечательностях  и главной улице – улице Советской.

2. Дети были очень заинтересованы, научились ценить достопримечательности города.

3. Повысилась роль родителей в патриотическом воспитании своих детей.

 

 

 

Результат проекта

Знания, полученные во время реализации проекта, помогут повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников.

Родители и воспитатели убедятся в том, что данная тема достаточно насколько актуальна и современна.

Проект заинтересует детей и взрослых.

Родители вместе с детьми представят работы на выставку «Мой Мичуринск».

Все этапы проекта пройдут через разные виды деятельности, с использованием развивающего и дифференцированного подхода к каждому ребёнку.

 

 

Дальнейшее развитие проекта

В дальнейшем мы планируем:

-  продолжить работу по этой теме и создать банк данных по истории улиц города Мичуринска;

- принять в участие в акции «Сделаем вместе город чище»;

- подобрать тематических консультаций для родителей по теме.

 

Вывод

Метод проектной деятельности оказался очень эффективным и актуальным на сегодняшний день. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, систематизировать полученные знания, развить творческие способности, коммуникативные навыки.

Таким образом, в результате совместной работы над проектом дети познакомились с родным городом - Мичуринском: узнали о его достопримечательностях и исторических местах, о значимых событиях, запомнили названия улиц. Стали хорошо ориентироваться в своём квартале, запомнили свой домашний адрес.

Данная работа способствовала усвоению общекультурных ценностей, расширению кругозора и словарного запаса.

 

Список литературы


1. Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников

3. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса   Проектная деятельность дошкольников.

4. Т.С. Комарова, Н.Г. Пантелеева Организация педагогической работы по воспитанию  любви к родному городу у старших дошкольников./ Современное   дошкольное образование. 2010 - №1.

5. Т.И. Крупка. Ознакомление дошкольников с малой родиной / Т.И. Крупка, Л. Ф. Самборенко // Воспитатель ДОУ. – 2009. – №3.

6. С.П. Малеева. Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей    дошкольного возраста / С. П. Малеева // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.).  — Казань: Бук, 2014.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon proekt_kak_mnogo_v_gorode_razlichnyh_ulits_belousova_oa.pdf1.36 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческо-познавательный проект "С юбилеем родной город"

Творческо-познавательный проект "С юбилеем родной город"...

Познавательный проект по ППД « По городу, по улице не ходят просто так»

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненно....

Совместный познавательный проект к 75-летию Победы в ВОВ и 75-летию Синарского района города Каменска-Уральского «Улицы нашего города, названные в честь героев ВОВ. Улица Абрамова»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Современные дети мало что знают о своём родном городе, о событиях, которые происходили в нашей ...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего возраста "Много есть городов..."

В этом занятии детям будет рассказано о что такое флаг, что такое гимн, что такое герб, объяснить символику герба города Южноуральска. Целью этого занятия является уточнение знаний детей о родном...

Информационно-познавательный проект Тема: "Мой родной город"

Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории родного края, его культуре, традициях и обычаях местных жителей...