Проект "Мы друзья природы"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Алла Владимировна Палачева

Наиболее эффективным педагогическим средством является проектная деятельность детей. Детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

Тема разработанного проекта выбрана не случайноПрирода может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_druzya_prirody.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект(долгосрочный, информационно - творческий)в  группе раннего возраста»

Тема: «Мы друзья природы»

Программное содержание:

 

  1. Разработать систему мероприятий по подготовке к реализации проекта; 
  2. Формирование экологического мировоззрения у дошкольников, повышения их экологической культуры   через различные виды деятельности, через совместные мероприятия с участием детей, их родителей, педагогов;
  3. Пополнить  методические материалы в группе новыми материалами  по  экологии.
  4. Привлечь внимания взрослых к проблеме экологического воспитания детей.
  5. Повышать компетентность  педагогов в формировании основ нравственно-экологической позиции дошкольников и  их родителей, выработки первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту;
  6. Повышать компетенции родителей в вопросах экологического воспитания дошкольников.

Актуальность

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Именно поэтому работу по осознанно-правильному отношению к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка, необходимо начинать как можно раньше, при этом используя новые подходы к воспитательно - образовательной деятельности. Эффективный путь освоения экологической культуры состоит в том, чтобы не только передавать знания, а формировать способ мышления, необходимый для решения и прогнозирования существующих проблем.

Объект проекта:  формирование системы осознанно – правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, основ экологической культуры.

Предмет проекта: окружающий мир.

Цель проекта: воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание); формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

 

Задачи проекта:

  1. Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы.
  2. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
  3. Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для  человека ситуациям в природе.
  4. Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.
  5. Воспитывать культуру поведения в природе, уточнить экологические запреты.
  6. Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.
  7. Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.
  8. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.

Время выполнения: 1 год (с сентября 2020 по май 2021 г.)

Участники проекта: Дети группы раннего возраста, родители и педагоги.

Необходимые материалы:

  1. Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям.
  2. Уголок природы в группе
  3. Уголок экспериментирования
  4. Наглядный и демонстрационный материал: календари природы, иллюстрации, фотографии, картины.
  5. Огород на территории ДОУ.
  6. Огород на окне.
  7. Литература с иллюстрациями для детей по теме проекта
  8. Фотоаппарат
  9. Магнитофон
  10. Материалы для художественного творчества (лепки, аппликации, рисованию)

Предполагаемый продукт проекта:

  1. Оформление выставки для родителей по темам: «Осень - в гости просим!», «Весенняя фантазия».

2.Участие в интернет-акциях «Противопожарная безопасность», «2017 год – год экологии».

  1. Участие в выставке детско-родительских работ по теме: «Зимующие птицы», картины в формате 3D, игрушка на елку «Символ года 2018 – собака».

4.Пополнение наглядно - дидактического материала группы.

5.Пополнение копилки дидактических, пальчиковых, подвижных игр.

6.Приобретение новых комнатных растений для группы.

7.Изготовление кормушки для птиц на  прогулочном участке группы.

Для родителей:

Активное участие в жизнедеятельности нашей группы.

Для педагога:

Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога по эколого-познавательной деятельности;

Личностный и профессиональный рост;

Самореализация.

Список литературы:

  1. С.Н. Николаева Юный эколог, система работы в младшей группе детского сада (для работы с детьми 2-4 лет). Москва, Мозаика-Синтез, 2010.
  2. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.
  1. В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» - М. «Просвещение».                     
  2. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду» М.,2010г.

Интернет ресурсы: сайты:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/05/09/sayty-dlya-pedagogov-doshkolnogo-obrazovaniya

http://www.maam.ru

Этапы реализации проекта:

  1. Организационный

Обдумывание идеи проекта, сбор информации. Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Подбор методического и дидактического материала для реализации идеи, иллюстративного материала, литературных произведений по теме проекта. Разработка конспектов занятий.

  1. Основной

Чтение худ. литературы по теме, наблюдения, беседы, проведение дид. игр по экологии, проведение тематических занятий с воспитанниками, совместная работа родителей (законных представителей) и педагогов по теме проекта.

 

Реализация проекта (с воспитанниками)

Виды деятельности

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Чтение художествен

ной литературы

Чтение рассказа Е. Чарушина «Курочка». Чтения стихотворения «Снег» А.Барто.

Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Стихотворение «Давайте вместе землю украшать»

«Лес»,

А. Яшин «Покормите птиц зимой!»

Чтение стихотворений А. Барто «Пришла ли весна?», «Куда весна пропала?».

Чтение потешки «Огуречик, огуречик…».

Чтение русской народной сказки «Репка».

Чтение стихотворений А. Барто «Лягушата», «Лошадка».

Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей».

Чтение стихотворения Я. Аким «Елка наряжается».

Дидактические игры по экологии

«Собери снеговика», «Найди детеныша для мамы».

«Достань камешек», «Теплый-холодный».

«Что как плавает», «Найди шарик».

«Узнай и назови» (домашние животные), «Что в корзиночке лежит?».

«Звери, птицы, рыбы», «Встреча с растением».

«Чудесный мешочек (овощи-фрукты)», «Кто как кричит?».

«Что наденет кукла Даша на прогулку в осенний день?», «Что умеет водичка?».

«Что мы знаем о песке?», «Что скушал зайка?».

«Плавает или тонет?», «Букет для мамы».

Наблюдения

За птицами на кормушке.

Обратить внимание, что зимой птицам холодно и голодно и им надо помогать.

За инеем на деревьях. Обратить внимание как он искрится на солнце. Очень красиво!

«Отличие живой птицы от игрушечной», «Вода-друг человека».

За комнатными растениями. «Разноцветная вода».

«Знакомимся с одуванчиками», «Сравнение одуванчиков с мать-и-мачехой», «Сравнение листьев одуванчика и мать-и-мачехи».

За сезонными изменениями (деревья, солнце, небо)

обратить внимание на красоту природы.

«Кто живет в аквариуме?», «Рыбка живая – ее надо кормить».

«Вода холодная и горячая», «Что и как птица ест?», «Что есть у кошки?».

«Как узнать ель?», «Что есть у ели?», «Как снег становится водой», «Встречаем рассвет», «Следы на снегу».

Беседы

«Как живут зимой дикие животные»

«Птицы – наши друзья»

«Лес-наше богатство».

«Как поливать растение».

«Почему нужно беречь природу?».

«Наши домашние питомцы».

«Волшебница вода».

«Чудо рядом с тобой».

Беседы о зиме, «Что мы знаем об овощах?».

Организованная образовательная деятельность

Формирование целостной картины мира «Волшебница вода», изобразительная деятельность (лепка) «Снежные комочки».

Всемирный день кита.

Изобразительная деятельность (лепка) «Кит».

Всемирный день кошек.

Формирование целостной картины мира «Кошка с котятами».

Формирование целостной картины мира «Рассматривание комнатных растений».

Изобразительная деятельность (лепка) «Цветочек».

Развитие речи «Фрукты-полезные продукты».

Изобразительная деятельность (рисование) "«Раскрасим репку».

Развитие речи «Кто в домике живет?».

Изобразительная деятельность (лепка) «Снеговик», «Морковка для зайчонка».

 

С родителями: консультации «Экологическое воспитание детей в семье», «Птичья столовая».

Беседы «Подкармливаем птиц вместе».

Оформление папки-передвижки: «Игры с песком-полезное занятие».

Трудовая деятельность: изготовление кормушек для птиц.

 

III этап – заключительный - подведение итогов

Оценка эффективности проекта.

В ходе работы дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяют привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей сформировались навыки исследовательской деятельности, познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

В течение года мы рассмотрели все времена года: характерные признаки, особенности. Дети наблюдали за природой и свои знания, полученные при этом, воплощали в проектах.

Совместно с детьми мы приняли участие в двух интернет-акциях на тему:

  1. «Всероссийская добровольная интернет-акция «2017 год – год экологии».
  2. «Всероссийская добровольная акция «Противопожарная безопасность».

В процессе работы над данным проектом дети занимались продуктивными видами деятельности, направленными на развитие связной речи, на основе средств развития мелкой моторики: лепкой, рисованием. С помощью проекта дети приобретали различные знания; уточняли и углубляли представления об окружающем мире. В процессе работы они начинали понимать свойства предметов, запоминать их характерные особенности и детали. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Работая с детьми, каждый раз убеждаюсь, что повторение невозможно. Каждый ребенок неповторим, неповторимо и то, что мы делаем как педагоги, мы не можем и не сможем провести то, что уже проводили с предыдущими детьми. Остаются только опыт и знания. Зачем повторяться? Придет новая сказка, новая игра, новое открытие чудесного мира в ярких, живых красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;формировать пер...

Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы на тему «Друзья природы» в номинации «Мы оберегом станем для природы»

Познакомить дошкольников с Красной книгой Саратовской области, умение ценить и создавать красоту, воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в подготовительной группе «Мы – друзья природы»

Цель: Систематизировать представления детей о многообразии природы.Задачи:1)       Выявить знания о птицах,  животных, деревьях;2)...

Занятие по ознакомлению с миром природы "Мы друзья природы"

Занятие по ознакомлению с миром природы...

Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;форми...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе №9 на тему: «Мы друзья природы природы»

Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.Программное содержание:Образовательные:- продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и жи...

Сценарий мероприятия "Мы друзья природы" раздел Безопасность в природе

Предлагается конспект сценария мероприятия для детей старшего дошкольного возраста "Мы друзья природы"....