Проект " Мой город"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Семенюк Людмила Викторовна

Проект «Мой город»

для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_gorod.docx36.61 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Мой город»

для детей старшей группы

   «Родина для человека – самое дорогое и священное,

                                                         без чего человек перестаёт быть личностью»

В.А. Сухомлинский

Проект: среднесрочный, групповой, познавательный.

Участники проекта: проект предусматривает активное участие родителей, детей старшей группы  и воспитателей группы, старшего воспитателя.

Пояснительная записка:

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. В Законе РФ «Об образовании» говорится о необходимости уже в дошкольном возрасте формировать самосознание ребенка,  как члена семьи, гражданина страны, города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды.  Для этого необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть   красоту окружающей жизни, желание больше узнать об особенностях родного края, его природе и истории. И мы серьёзно задумываемся, как воспитать у детей патриотические чувств, которые будут выражаться в соответствующих поступках и поведении.

Актуальность проекта:

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

Цель: Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям народа.

Задачи:

1.Познакомить детей с родным городом Когалымом, его географическим расположением.

2.Знакомить детей с историей родного города, его достопримечательностями.

3.Воспитывать чувство восхищения родной природы, заботливое отношение к ней.

4.Воспитывать положительное отношение к труженикам города, бережное отношение к результатам их труда, чувство гордости за своих земляков.

Принципы реализации проекта:

Принцип историзма – реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давно) и настоящее( в наши дни).

Принцип гуманизации – видеть в ребенке полноправного партнера, учитывать точку зрения ребенка, не игнорировать чувства и эмоции ребенка, ориентироваться на высшее общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации – заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной, познавательной сферы.

Принцип интегративности – реализуется в тесном сотрудничестве с семьей, социумом. Содержание краеведческого материала определяется с учетом сочетания всех видов деятельности детской деятельности.

Обеспечение проекта: Уголок по краеведению в группе, макеты, картины, альбомы, иллюстрации, дидактические игры (разработаны и созданы педагогом), карты, фотографии, методическая, краеведческая, художественная литература, наборы открыток. 

Предполагаемые результаты:

Дети: имеют представления об истории родного города; могут рассказать о достопримечательностях своей малой родины; заботятся о природных и культурных ценностях города; уважают традиции города

Воспитатели: разработаны конспекты занятий, практический материал по всем видам детской деятельности.  

Старший воспитатель: освоены инновационные технологии по патриотическому воспитанию дошкольников; разработаны анкеты для родителей; составлен перспективный план работы; оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.

Родители: повышен интерес к работе ДОУ, активно участвуют в конкурсах, выставках, осуществляют помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.

Риски: 

1.   Отсутствие методических материалов для воспитателей.

2.  Низкая мотивация работы с детьми по данному проекту, недостаточный уровень развития творческих способностей, позволяющих реализовать проект.

3. Недостаток материальных средств на приобретение материалов и оборудования.

4.   Непонимание со стороны родителей.

Этапы и сроки реализации проекта

Подготовительный (1 неделя ноября)

Определение проблемы, цели, задач, содержания, участников проекта. Разработка перспективного планирования по работе с детьми, составление плана взаимодействия с родителями. Изучение знаний родителей и детей по данному направлению, пополнение знаний воспитателя об истории города, его культурных достопримечательностях, традициях, подбор иллюстративного и литературного материала для работы с детьми.

Основной (ноябрь - декабрь)

Осуществление планирования, подбор и разработка конспектов занятий, развлечений и других мероприятий.

Осуществление планирования, подбор и разработка мероприятий, проводимых с родителями детей.

Заключительный (4 неделя декабря)

Оформление материалов по проекту, подведение итогов. Представление результатов деятельности родителям.

Перспективное планирование

Образовательная область

Формы работы

Познавательное развитие

-НОД: «История возникновения родного горда», «Улицы нашего города».

-Презентация «Памятники родного города».

-Знакомство с флагом, гербом города.

Социально – коммуникативное развитие

-Встреча с интересными людьми.

-Беседы «Мой город», «Природа родного края», «Мой адрес», «Улица, на которой находится наш детский сад».

-Викторина «Что. Где. Когда?».

-Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по городу».

Художественное – эстетическое развитие

-Выставка рисунков «Мой любимый город».

Аппликация «Наш город».

 -Рисование «Флаг города Когалыма», «Животные, которые живут рядом со мной».

Речевое развитие

-Составление творческих рассказов «За что я люблю свой город».

-Чтение художественной литературы о городе.

Физическое развитие

-Физкультминутка: «Мы по улице идём».

-Подвижное упражнение «Люблю по улицам гулять».

-Подвижная игра «Машины на нашей  улице».

Работа с родителями

-Оформление стенда «Когалым вчера и сегодня».

-Экскурсии  по родному городу.

-Изготовление макета города.

-Создание газеты: «Я люблю свой город».
-Игра – викторина «Знатоки родного города» (совместно с родителями).

Литература

  1. Алешина Н.В.Знакомим дошкольников с родным городом. –М.:ТЦ Сфера, 1999.
  2. Суслова Э.Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников. Детский сад о А до Я.№3.2003г
  3. Шаламова Т.П. Как помочь ребенку полюбить родной город. Детский сад от А до Я.№3 .20003г.
  4. Трифонова Г.Е. Проектная деятельность воспитании у детей любви к родному городу. Управление ДОУ,2009г №1.
  5. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. Дошкольное воспитание 2003г№6.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Контрольные задания для определения уровня сформированности  знаний о  родном городе

Задание 1. «Родной город»

Цель: Определить уровень знаний о родной городе, крае (знать название   своего города, района, домашнего адреса.  Называть достопримечательности города, площадей, скверов)

Предварительная работа:  Беседы, занятия, экскурсии

Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.

Методы: Беседа, игра, запись   ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.

Оценка результатов.

Высокий уровень (З балла)

Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

Задание 2. «Символика родного города»

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о флаге, гербе   родного города.  

Материалы:   Герб и флаг города    Когалыма.

Методы: беседа

Ход проведения: Беседы и рассматривание   герба и флага города.

Оценка результатов.

 Высокий уровень (3 балла).

 Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику  герба.  Проявляет интерес.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется назвать значение цветов, используемых в флаге . Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.

Задание 3. «История народной культуры и традиций»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях народа ханты и манси.

Предварительная работа:  Беседы, занятия

Условия: Краеведческий мини-музей в ДОУ «Люблю тебя, мой город». Д\игра « Ёлочныё игрушки»

Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта, назвать их, рассказать для чего их использовали. Рассмотреть экспозицию в краеведческом музее « В гостях у « Ёлочки»» рассмотреть этапы создания ёлочной игрушки.

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.

Задание 4.  «Историко-географический и природный компоненты родного края»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего края; о историко-географическом расположении родного города.

Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Д/игра «Обитатели реки Оби»

Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем городе? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки?

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень: (2 балла)

Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.

Задание 5. «Личностное отношение к родному городу»

Цель: Определить   отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе?

- Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музеи нашего города?

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Фамилия имя ребёнка

Контрольные задания

Родной

город

Символика

родного

города

История

народной

культуры и

традиций

Историко-

географический

и природный

компоненты

родного края

Личностное

отношение к родному городу

Уровни сформированности    знаний о  родном городе

Высокий уровень (13-15 баллов)

Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Когалым, может объяснить символику  герба; называет народные праздники,  предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.

Средний уровень (8-12 баллов)

Знает название   города, свой домашний  адрес; флаг, герб города  затрудняется назвать достопримечательности,   улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта.  Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

Низкий уровень (5-7 баллов)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия   города, не может объяснить символику родного города . Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛОЩАДИ НАШЕГО ГОРОДА. Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.

Проект "Мой город Сант-Петербург" рассчитан на два года. В течении этого времени дошкольники знакомятся с достопримечательностями своего города не только с помощью видео и звуко записей, но и  по...

Петербургские львы.Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.

Конспект очередной игры, во время которой дошкольники знакомятся не только со скульптурами львов в Санкт-Петербурге, но и с именами скульпторов. Данная игра кроме задач воспитания решает задачи развит...

Экологический проект "Мой город-чистый город"

Экологический проект во 2 младшей группе...

Сценарий мероприятия по проекту «Мой город Волгодонск »: « Мой город самый лучший на Земле».

Сценарий мероприятия по проекту «Мой город Волгодонск »:« Мой город самый лучший на Земле».Автор: Балковская Лилия Дмитриевна, воспитатель ГБУ СОН РО «СРЦ г. Волго...