Проект "Сенсорное развитие"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Красникова Алёна Андреевна

Актуальность проекта

Актуальность вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире.

Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Цель проекта:

- развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактической игры.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Определить уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

2. Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельность.

3. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

4. Формировать сенсорные представления детей 2 -3 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.

5. Изготовить игры и пособия на развитие сенсорных навыков.

 

6. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: ДЕТИ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «ГНОМИКИ»

  • Проект:
  •  Познавательно - игровой, краткосрочный, продолжительностью 2 недели.

Ожидаемые результаты:

Дети:

- Развитие сенсорной культуры способствует развитию речи, мелкой моторики рук и всех психических процессов.

- Приобретение дидактических игр и игрушек, изготовление пособий из бросового материала способствует обогащению предметно – развивающей среды.

- Развивающие пособия дают возможность в условиях

пребывания детей в детском саду самостоятельно и с творческим подходом воспитателя реализовывать задачи сенсорного развития.

- Родители: Повышение педагогической культуры родителей. Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

Этапы реализации проекта:

  1. Диагностический: 
    . изучение литературы; 
    . проведение диагностики с целью определения уровня сенсорного развития 
    детей 
    2. Организационный 
    . Родительское собрание «Участвуем в проекте» 
    . Обогащение развивающей среды 
    . Консультации для родителей 
    . Индивидуальные беседы с родителями 
    3. Практический 
    . Подбор и изготовление дидактических игр 
    . Подбор и изготовление наглядных пособий 
    . Мастер-класс для родителей «Учимся мастерить и играть» 
    . Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».  
    . Проведение упражнений, игр по сенсорному развитию 
    . Проведение индивидуальной работы с детьми 
    4. Обобщающий 
    . Оформление наглядного и дидактического материала 
    . Создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию 

 

План реализации проекта:

Мероприятия с детьми; 
Мероприятия с родителями; 
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды;
Занятие по сенсорному развитию детей: «Зайка к нам пришел». 
Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?»;
Изготовление развивающих пособий: «Найди пару», « Игры с пробками», «Собери бусы» .
«Художественно-эстетическое развитие:

Лепка»: «Зёрнышки для петушка»,

Рисование»: «Лучики для солнышка» 


«Ознакомление с художественной литературой»
Потешка «Петушок, петушок…», стихотворение А.Барто «Смотрит солнышко в окошко» 


Дидактические игры: «Геометрические фигуры», «Разноцветные шарики», «Что нам принес Мишутка», «Большой и маленький», «Отгадай, что в мешочке», «Найди пару», «Цветные фонарики», «Что катится», «Мячи большие и маленькие», «Подбери по цвету» , «Разложи по форме», «Разложи по величине», «Найди свой домик», «Назови правильно», «Игры с пробками» , «Собери бусы», «Открой коробочку» , «Укрась ёлочку» .

Работа с родителями:
- Консультации для родителей «Игрушка в жизни ребенка», «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей», «Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2-3 лет».

ВЫВОДЫ ПРОЕКТА:

              В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр. Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них.

              У детей сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

Усовершенствовано умение обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.

              Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по данным играм и как они важны в жизни ребенка.

             

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».

2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»

Венгер Л. А.

3.«Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.

4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.

5. Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.

     6. Проект по сенсорному развитию детей. Рябцева Евгения Леонидовна.

     7. Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста. СПб.: Заневская площадь, 2014.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sensornoe_razvitie_szhat.pptx1.24 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Сенсорное развитие» Первая младшая группа. Подготовила: воспитатель: Красникова А.А. МБДОУ №10 «ЗВЕЗДОЧКА» г. Тейково

Слайд 2

Актуальность проекта Актуальность вопросов , связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Слайд 3

Цель проекта: - развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактической игры. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: 1 . Определить уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. 2. Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельность. 3. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. 4. Формировать сенсорные представления детей 2 -3 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. 5. Изготовить игры и пособия на развитие сенсорных навыков. 6. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.

Слайд 4

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: ДЕТИ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «ГНОМИКИ» Проект: Познавательно - игровой, краткосрочный, продолжительностью 2 недели.

Слайд 5

Ожидаемые результаты: . Дети : - Развитие сенсорной культуры способствует развитию речи, мелкой моторики рук и всех психических процессов. - Приобретение дидактических игр и игрушек, изготовление пособий из бросового материала способствует обогащению предметно – развивающей среды. - Развивающие пособия дают возможность в условиях пребывания детей в детском саду самостоятельно и с творческим подходом воспитателя реализовывать задачи сенсорного развития. - Родители: Повышение педагогической культуры родителей. Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

Слайд 6

1. Диагностический: . изучение литературы; . проведение диагностики с целью определения уровня сенсорного развития детей 2. Организационный . Родительское собрание «Участвуем в проекте» . Обогащение развивающей среды . Консультации для родителей . Индивидуальные беседы с родителями 3. Практический . Подбор и изготовление дидактических игр . Подбор и изготовление наглядных пособий . Мастер-класс для родителей «Учимся мастерить и играть» . Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка». . Проведение упражнений, игр по сенсорному развитию . Проведение индивидуальной работы с детьми 4. Обобщающий . Оформление наглядного и дидактического материала . Создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию Этапы реализации проекта:

Слайд 7

Мероприятия с детьми; Мероприятия с родителями; Оснащение развивающей предметно-пространственной среды Занятие по сенсорному развитию детей: «Зайка к нам пришел». Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?», Изготовление развивающих пособий: «Найди пару», « Игры с пробками», « Собери бусы » . « Художественно-эстетическое развитие: Лепка »: «Зёрнышки для петушка», Рисование »: «Лучики для солнышка» «Ознакомление с художественной литературой» : Потешка «Петушок, петушок…», стихотворение А.Барто «Смотрит солнышко в окошко» Дидактические игры: «Геометрические фигуры», «Разноцветные шарики», «Что нам принес Мишутка», «Большой и маленький», «Отгадай, что в мешочке», «Найди пару», «Цветные фонарики», «Что катится», «Мячи большие и маленькие», «Подбери по цвету» , «Разложи по форме», «Разложи по величине», «Найди свой домик», «Назови правильно», «Игры с пробками» , «Собери бусы», «Открой коробочку» , «Укрась ёлочку» . Работа с родителями: - Консультации для родителей «Игрушка в жизни ребенка», «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей», «Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2-3 лет ». План реализации проекта:

Слайд 8

Игры для развития зрительного восприятия.

Слайд 9

Игра«Найди пару » Цель: учить детей находить одинаковые рукавички одного цвета и рисунка, развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности .

Слайд 10

Игра «Сложи пирамидку» Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Слайд 11

« Собери карандаши в стаканы» Цель : Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний цветов. ИгрА «Разложи по цвету» Цель : упражнять в различении 4 цветов (основные цвета) и находить нужный цвет. Создание эмоционально положительного настроения. Развитие восприятия: зрительного осязательного. Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.

Слайд 12

Игра «вкладыши» Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме . Ирга «Шнуровка» Цели : укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;

Слайд 13

Игры для развития слухового восприятия

Слайд 14

« Кто что услышит?» Цель: развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов. « «Разноцветные шумелки » Цель: развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и тихое звучание « шумелок », развивать чувство ритма.

Слайд 15

Игры для развития обонятельного восприятия

Слайд 16

«Угадай на вкус» Цель : Обогащать сенсорные ощущения детей: определить, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что ребенок ест. «Чем пахнет» Цель : Обогащать сенсорные ощущения детей: упражнять в умении по запаху определять, чем пахнет (яблоко, лимон, чеснок, кофе, развивать мелкую моторику.

Слайд 17

Игры для развития осязательного восприятия

Слайд 18

«Сюрприз» Цель : Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение от нахождения «сюрприза», познакомить с формой: круг, квадрат, треугольник, развивать мелкую моторику.

Слайд 19

Игры для развития мелкой моторики и орудийных действи й

Слайд 20

«Мягкий конструктор» Цель: Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представления о геометрических фигурах, формах. « Пересыпалочки » Цель : обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в орудийных действиях: в умении пересыпать крупу, фасоль, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

Слайд 21

Консультация для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста» Цели: 1.Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников. 2.Заинтересовать родителей (законных представителей) актуальностью данной темы, вовлечь родителей (законных представителей) к сотрудничеству .

Слайд 22

ВЫВОДЫ ПРОЕКТА: В ходе проекта были созданы условия , обеспечивающие эффективное использование дидактических игр. Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них . У детей сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов. Усовершенствовано умение обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по данным играм и как они важны в жизни ребенка.

Слайд 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. М . Д. Маханева , С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». 2. Э . Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет» Венгер Л. А. 3.«Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995. 4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997. 5. Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г. 6. Проект по сенсорному развитию детей. Рябцева Евгения Леонидовна. 7. Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста. СПб.: Заневская площадь, 2014 .

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...