Образовательный краеведческий проект "Жемчужины малой Родины"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Сеитова Алина Амановна

Оренбургская область

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx44.67 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный краеведческий проект

«Жемчужины малой Родины»

Подготовил: Сеитова Алина Амановна

учитель-логопед МАДОУ Кваркенский

детский сад №1 «Колосок»,

Оренбургская область, с. Кваркено

        

Содержание проекта:

  1. Введение ………………………………………………………. 2
  2. План-график мероприятий …………………………………… 9                            
  3. Приложения……………………………………………………. 11

ВВЕДЕНИЕ

«Ты вспоминаешь не страну большую,

которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

какой ее ты в детстве увидал.»

 К. Симонов

Дошкольный возраст – особенный период в жизни каждого человека. Именно здесь начинается процесс социализации: ребенок начинает выходить за пределы своего семейного мира и устанавливает свои собственные отношения с окружающими, закладывается фундамент национальных ценностей. Одной из ведущих задач дошкольных образовательных учреждений является гражданско-патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может породить великую страну. А начинается она с малого - с любви к малой родине. Но для того, чтобы любить, нужно знать.

С чего начинается Родина для ребёнка? С осознания и понимания им смысла понятия «Родина», «малая Родина», «патриотизм». Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать и защищать её интересы.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию - это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально- региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. В настоящее время в дошкольных учреждениях необходимо как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.

Со словом «Родина» у каждого человека связаны ассоциации с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором родился и вырос, местная природа, предки.  Любовь к Отечеству, чувство причастности к судьбе родного края, не возникают сами по себе. В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а вот о достопримечательностях своего родного края зачастую не знают ничего. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира, довольно скудны и разрознены. Конечно, роль семьи в формировании начальных представлений ребёнка о родном крае очень важна и в комплексе с целенаправленной работой воспитателей ребёнок получает довольно полное представление о мире вокруг.

Краеведение в детском саду уже стало неотъемлемой частью процесса образования и воспитания, но способы организации данной деятельности в ДОУ только начинают формироваться. Нам кажется, что круг тем и задач по ознакомлению детей с историей и культурой родного края должен быть довольно широким, форма подачи материала - максимально доступная, а сам процесс ознакомления - разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями на эту тему. В работе с детьми мы планируем использовать целый комплекс мер, направленный на развитие и закрепление знаний ребёнка о родном крае, о памятниках природы Оренбургской области. Это не только собственно краеведческие занятия - это и занятия по ознакомлению с родной природой, посещение интересных памятников и памятных мест Кваркенского района, экскурсии в районный музей, виртуальные путешествия по родной области, а также разнообразные викторины и конкурсы.

Детство- это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов - лучший период для формирования любви к малой родине.

Детство- ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Название проекта: «Жемчужины малой Родины»

Нормативно-правовое обоснование проекта:

 -«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

-«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред. от 12.11.2012);

-Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

-Указ Президента РФ от 01.06.2012г. №761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы";

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020г. №28 "Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

-Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013г. №1014 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования;

-Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013г. №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

-Устав МАДОУ Кваркенский детский сад №1 «Колосок».

Контакты:

Юридический адрес: 462860, Оренбургская область, с. Кваркено, пер. Октябрьский, 1

Телефон: 8 (35364) 2-10-69; 2-19-04

Официальный сайт ДОУ: http://dskolosok.ucoz.ru/

Электронная почта ДОУ (e-mail): kolosok_00@mail.ru

Цели и задачи проекта

Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. В тоже время краеведение является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Цель проекта: формирование представлений о родном крае, о памятниках природы Оренбургской области, основных сведений по истории Кваркенского района, расширение детского кругозора.

Задачи проекта:

-ознакомить дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края;

-развивать бережное отношение природе, к достопримечательностям и культурным ценностям;

-развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

- обобщить и систематизировать знания о памятниках природы родного края.

Новизна данного проекта состоит в соединении игровых и познавательных элементов с проведением экскурсионных маршрутов (в том числе в режиме онлайн), что даёт возможность детям дошкольного возраста осознать ценность и значимость малой родины, познать и беречь то, что окружает их с детства, развивать социальные навыки.

Кроме этого, реализация проекта позволяет улучшить связи с социальными партнерами - Кваркенским районным краеведческим музеем, сельской и детской библиотекой, учреждениями села и администрацией Кваркенского района.

Участники и сроки реализации проекта

Краеведение - это отправная точка увлекательного путешествия дошкольников в природное и историческое прошлое Оренбургской области.

Участники проекта: старшие дошкольники (6-7 лет), родители, воспитатели

Тип проекта: информационный

По характеру содержания: включает ребенка и семью

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

По количеству участников: фронтальный

По продолжительности: долгосрочный

Цикличность проекта: 1 год

Работа по проекту проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объём и интенсивность нагрузок адаптированы к возрастной группе дошкольников и к их физическому состоянию здоровья. 

Занятия построены по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. Каждая тема, включенная в проект, содержит теоретическую и практическую части.

В теоретическую часть включены необходимые сведения по истории родного края, его природе. Практическая часть заключается в работе детей над дидактическим материалом по заданной теме, экскурсиям по пешеходным и онлайн маршрутам.

Занятия проводятся 3 раза в неделю, включая экскурсионный день.


План-график мероприятий

Реализация краеведческого проекта «Жемчужины малой Родины» осуществляется в 3 этапа: предварительный, основной и заключительный.

Предварительный этап реализации проекта:

  • Подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по заданной теме;
  • Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
  • Выявление уровня сформированности знаний и представлений дошкольников о родном крае, родном селе и памятниках природы Оренбургской области (приложение 1);
  • Составление комплексного перспективного планирования (приложение 2).

Основной этап реализации проекта включает в себя:

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды

Проведение цикла тематических занятий

Проведение консультаций

Оформление картотеки дидактических игр (приложение 3)

Проведение экскурсий

Составление кроссвордов

Составление тематических кроссвордов и викторин

Посещения музея и библиотеки

Заучивание стихотворений

Оформление наглядного и раздаточного материала

Творческие рассказы

Совместные экскурсии по родному селу

Создание базы онлайн-экскурсий по городам и районам Оренбуржья

Конкурсы

Создание макета карты Оренбургской области

Оформление фотоальбома «Как мы путешествовали по области»

Беседы

Создание макетов природных достопримечательностей родного края

Оформление уголка родного края

Оформление альбомов и макетов

Словотворчество детей с родителями (сочинение стихотворений, сказок о родном крае)

Выставки детских работ

Заключительный этап реализации проекта:

  • открытое занятие «Оренбург-мой край родной!»;
  • оформление макетов «Карта родного края», «Жемчужины Оренбуржья»;
  • оформление фотовыставки «Как мы путешествовали по области»;
  • оформление выставки рисунков «Красота родного края»;
  • оформление альбома «Памятники природы Оренбургской области»;
  • итоговый мониторинг уровня сформированности знаний дошкольников о родном крае, памятниках природы, знаменитых земляках, подведение итогов (приложение 4).

Приложение 1

Выявление уровня сформированности знаний и представлений дошкольников о родном крае, родном селе и памятниках природы Оренбургской области

Ф.И.

Знания и представления о родном селе

сформированы

Частично сформированы

Не сформированы

Знания и представления о родной области

Сформированы

Частично  сформированы

Не сформированы

Знания и представлений о памятниках природы Оренбуржья

Сформированы

Частично сформированы

Не сформированы

Происхождение названия села

Название улиц села

Символика села

Достопримечательности села

Название областного центра

Символика области

Названия районов и городов, входящих в состав области

Понимание определения «памятники природы»

Знание природных памятников родного села

Знания природных памятников родной области

Приложение 2

Перспективный план работы по краеведению для старших дошкольников на учебный год

Месяц

Цель

Непосредственно образовательная деятельность

Совместная деятельность педагога с детьми и взаимодействие с родителями

Сентябрь 

1. Выявление уровня сформированности знаний и представлений дошкольников о родном крае, родном селе и памятниках природы Оренбургской области;

 Формирование понятия «Малая Родина»

-проведение диагностики;

-беседа с детьми «Моя малая Родина»

-сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Оренбуржью»;

-рассматривание фотографий и карты Оренбургской области

2. Знакомство с историей возникновений села Кваркено, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками

-посещение районного краеведческого музея и библиотеки;

-целевая прогулка «Улицы нашего села»

-беседы с сотрудниками музея и библиотеки об истории возникновения села Кваркено и Кваркенского района, о достопримечательностях и природных памятниках;

-дидактическая игра «На какой улице расположено это здание?»;

- дидактическая игра «Назови достопримечательность»;

-создание макета Кваркенского района;

-конкурс рисунков «Природные памятники родного района»

3. Знакомство и историей возникновения Оренбургского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками

-рассказ-беседа «Оренбургский район»;

- онлайн-экскурсия по Оренбургскому району;

- презентация памятников природы района

-Дидактическая игра «Путешествие из прошлого в настоящее»;

-разучивание стихотворений;

-создание макета района;

-подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома

4. Знакомство и историей возникновения г. Орска, Новотроицка и Медногорска, с их символикой, достопримечательностями и природными памятниками

- онлайн-экскурсия по г.Орску;

 - онлайн-экскурсия по г.Новотроицку;

- онлайн-экскурсия по г.Медногорску;

- презентация памятников природы городов

-дидактическая игра «Прогулка по городу»;

-совместное с родителями оформление книжек-малышек о городах;

-создание макетов городов;

-подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома

Октябрь

1. Знакомство и историей возникновения Ташлинского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками

-рассказ-беседа «Ташлинский район»;

- онлайн-экскурсия по Ташлинскому району;

- презентация памятников природы района

-дидактическая ига «Собери картинку»;

-решение кроссвордов;

-создание макета района;

-подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома

2. Знакомство и историей возникновения Ясненского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками

-рассказ-беседа «Ясненский район»;

- онлайн-экскурсия по Ясненскому району;

- презентация памятников природы района

-дидактическая игра «Четвертый лишний»;

-конструирование природных памятников из бросового материала, выставка работ;

-создание макета района;

-подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома

3. Знакомство и историей возникновения Абдулинского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками

-рассказ-беседа «Абдулинский район»;

- онлайн-экскурсия по Абдулинскому району;

- презентация памятников природы района

-дидактическая игра «Подбери словечко»;

-лепка природных памятников из пластилина, выставка работ;

-создание макета района;

-подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома

4. Знакомство и историей возникновения Адамовского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками

-рассказ-беседа «Адамовский район»;

- онлайн-экскурсия по Адамовскому району;

- презентация памятников природы района

-дидактическая игра «Район будущего»;

-совместное с родителями составление рассказов;

-создание макета района;

-подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома

Ноябрь

1. Знакомство и историей возникновения Акбулакского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками

-рассказ-беседа «Акбулакский район»;

- онлайн-экскурсия по Акбулакскому району;

- презентация памятников природы района

-дидактическая игра «Я-экскурсовод»;

-конкурс синквейнов;

-создание макета района;

-подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома

2. Знакомство и историей возникновения Александровского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками

-рассказ-беседа «Александровский район»;

- онлайн-экскурсия по Александровскому району;

- презентация памятников природы района

-дидактическая игра «Интервью»;

-аппликация «Памятники природы Александровского района», выставка работ;

-создание макета района;

-подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома

3. Знакомство и историей возникновения Асекеевского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками

-рассказ-беседа «Асекеевский район»;

- онлайн-экскурсия по Асекеевскому району;

- презентация памятников природы района

-дидактическая игра «Жилое-нежилое»;

-конкурс на лучшую сказку про памятник природы района;

-создание макета района;

-подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома

4. Знакомство и историей возникновения Беляевского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками

-рассказ-беседа «Беляевский район»;

- онлайн-экскурсия по Беляевскому району;

- презентация памятников природы района

-дидактическая игра «Я знаю»;

- конструирование природных памятников из бросового материала, выставка работ;

-создание макета района;

-подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома

Декабрь

1. Знакомство и историей возникновения Бугурусланского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками

-рассказ-беседа «Бугурусланский район»;

- онлайн-экскурсия по Бугурусланскому району;

- презентация памятников природы района

-дидактическая игра «Заколдованный город»;

-лепка природных памятников из теста, выставка работ;

-создание макета района;

-подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома

2. Знакомство и историей возникновения Бузулукского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками

-рассказ-беседа «Бузулукский район»;

- онлайн-экскурсия по Бузулукскому району;

- презентация памятников природы района

-дидактическая игра «Любимый город»;

-конкурс синквейнов;

-создание макета района;

-подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома

3. Знакомство и историей возникновения Гайского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками

-рассказ-беседа «Гайский район»;

- онлайн-экскурсия по Гайскому району;

- презентация памятников природы района

-дидактическая игра «Угадай и назови»;

- совместное с родителями оформление книжек-малышек о достопримечательностях района;

-создание макета района;

-подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома

4. Знакомство и историей возникновения Грачевского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками

-рассказ-беседа «Грачевский район»;

- онлайн-экскурсия по Грачевскому району;

- презентация памятников природы района

-дидактическая игра «Где я был?»;

-фотоконкурс «Природа Оренбуржья»;

-создание макета района;

-подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома

Январь

1. Знакомство и историей возникновения Домбаровского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками

-рассказ-беседа «Домбаровский район»;

- онлайн-экскурсия по Домбаровскому району;

- презентация памятников природы района

-дидактическая игра «Где я живу?»;

- конструирование природных памятников из бросового материала, выставка работ;

-создание макета района;

-подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома

2. Знакомство и историей возникновения Илекского и Соль-Илецкого районов, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками

- онлайн-экскурсия по Илецкому району; - онлайн-экскурсия по Соль-Илецкому району;

- презентация памятников природы районов

-дидактическая игра «Прогулка по городу»;

-совместное с родителями оформление книжек-малышек о городах;

-создание макетов городов;

-подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома

3. Знакомство и историей возникновения Красногвардейского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками

-рассказ-беседа «Красногвардейский район»;

- онлайн-экскурсия по Красногвардейскому району;

- презентация памятников природы района

-дидактическая игра «Сквозь замочную скважину»;

-лепка достопримечательностей района из воздушного пластилина;

-создание макета района;

-подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома

4. Знакомство и историей возникновения Кувандыкского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками

-рассказ-беседа «Кувандыкский район»;

- онлайн-экскурсия по Кувандыкскому району;

- презентация памятников природы района

-дидактическая игра «Найди пару»;

-конкурс синквейнов;

-создание макета района;

-подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома

Февраль

1. Знакомство и историей возникновения Курманаевского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками

-рассказ-беседа «Курманаевский район»;

- онлайн-экскурсия по Курманаевскому району;

- презентация памятников природы района

-интерактивная викторина, совместно с сотрудниками районного музея;

- совместное с родителями оформление книжек-малышек о памятниках природы района;

-создание макета района;

-подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома

2. Знакомство и историей возникновения Матвеевского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками

-рассказ-беседа «Матвеевский район»;

- онлайн-экскурсия по Матвеевскому району;

- презентация памятников природы района

-дидактическая игра «Собери Картинку»;

-фотоконкурс «Нерукотворная красота»;

-создание макета района;

-подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома

3. Знакомство и историей возникновения Новоорского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками

-рассказ-беседа «Новоорский район»;

- онлайн-экскурсия по Новоорскому району;

- презентация памятников природы района

-дидактическая игра «Путешествие из прошлого в настоящее»;

- конструирование природных памятников из бросового материала, выставка работ;

-создание макета района;

-подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома

4. Знакомство и историей возникновения Новосергиевского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками

-рассказ-беседа «Новосергиевский район»;

- онлайн-экскурсия по Новосергиевскому району;

- презентация памятников природы района

-дидактическая игра «Четвертый лишний»;

-3D-аппликация, выставка работ;

-создание макета района;

-подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома

Март

1. Знакомство и историей возникновения Октябрьского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками

-рассказ-беседа «Октябрьский район»;

- онлайн-экскурсия по Октябрьскому району;

- презентация памятников природы района

-дидактическая игра «Район будущего»;

-решение кроссворда;

-создание макета района;

-подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома

2. Знакомство и историей возникновения Первомайского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками

-рассказ-беседа «Первомайский район»;

- онлайн-экскурсия по Первомайскому району;

- презентация памятников природы района

-дидактическая игра «Я-экскурсовод»;

-конкурс рисунков;

-создание макета района;

-подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома

3. Знакомство и историей возникновения Переволоцкого района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками

-рассказ-беседа «Переволоцкий район»;

- онлайн-экскурсия по Переволоцкому району;

- презентация памятников природы района

-дидактическая игра «Интервью»;

- конструирование природных памятников из бросового материала, выставка работ;

-создание макета района;

-подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома

4. Знакомство и историей возникновения Пономаревского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками

-рассказ-беседа «Пономаревский район»;

- онлайн-экскурсия по Пономаревскому району;

- презентация памятников природы района

-дидактическая игра «Жилое-нежилое»;

- совместное с родителями оформление книжек-малышек о памятниках природы района;

-создание макета района;

-подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома

Апрель

1. Знакомство и историей возникновения Сакмарского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками

-рассказ-беседа «Сакмарский район»;

- онлайн-экскурсия по Сакмарскому району;

- презентация памятников природы района

-дидактическая игра «Сквозь замочную скважину»;

-лепка природных памятников из пластилина, выставка работ;

-создание макета района;

-подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома

2. Знакомство и историей возникновения Саракташского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками

-рассказ-беседа «Саракташский район»;

- онлайн-экскурсия по Саракташскому району;

- презентация памятников природы района

-дидактическая игра «Найди пару»;

-конкурс на лучшую сказку о памятниках природы;

-создание макета района;

-подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома

3. Знакомство и историей возникновения Светлинского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками

-рассказ-беседа «Светлинский район»;

- онлайн-экскурсия по Светлинскому району;

- презентация памятников природы района

-интерактивная викторина совместно с сотрудниками районной библиотеки;

-конкурс синквейнов;

-создание макета района;

-подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома

4. Знакомство и историей возникновения Северного района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками

-рассказ-беседа «Северный район»;

- онлайн-экскурсия по Северному району;

- презентация памятников природы района

-дидактическая игра «Угадай и назови»;

-3D-аппликация;

-создание макета района;

-подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома

Май

1. Знакомство и историей возникновения Тоцкого и Сорочинского районов, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками

- онлайн-экскурсия по Сорочинскому району;

- онлайн-экскурсия по Тоцкому району;

- презентация памятников природы районов

-дидактическая игра «Прогулка по городу»;

-совместное с родителями оформление книжек-малышек о городах;

-создание макетов городов;

-подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома

2. Знакомство и историей возникновения Шарлыкского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками

-рассказ-беседа «Шарлыкский район»;

- онлайн-экскурсия по Шарлыкскому району;

- презентация памятников природы района

-дидактическая игра «Найди пару»;

-конструирование природных памятников из бросового материала, выставка работ;

-создание макета района;

-подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома

3. Знакомство и историей возникновения Тюльганского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками

-рассказ-беседа «Тюльганский район»;

- онлайн-экскурсия по Тюльганскому району;

- презентация памятников природы района

-дидактическая игра «Район будущего»;

- совместное с родителями оформление книжек-малышек о памятниках природы района;

-создание макета района;

-подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома

4. Обобщение и систематизация полученных в процессе реализации проекта знаний, итоговый мониторинг уровня сформированности знаний и представлений дошкольников о родном крае, родном селе и памятниках природы Оренбургской области

-проведение открытого занятия в районном музее «Оренбург-мой край родной!»;

-подведение итогов проекта;

-мониторинг.

-викторина «Оренбуржье-край родной!»;

-оформление макета карты Оренбургской области;

-оформление фотовыставки «Как мы путешествовали по области»;

-оформление альбома «Памятники природы Оренбургской области»;

-конкурс рисунков «Красота родного края»

Приложение 3

Картотека дидактических игр

Название

Цель

Ход игры

«Прогулка по городу»

Закрепление знаний детей о родном крае, названиях улиц, достопримечательностях.

Комплектность: схематические игровые поля районов области с изображением основных улиц и достопримечательностей

Ход игры: передвигаться по игровому полю с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их будет указано на кубике, учитывая, что красный круг означает - пропусти ход, зелёный -двигайся назад, синий - вперед.

Победителем будет тот, кто не ошибётся, правильно отсчитает фишки и первым доберётся до указанного места.

«Собери картинку»

Развитие логического мышления детей; умения собирать целое из частей;

закрепление знаний детей о достопримечательностях родного края

Комплектность: разрезные картинки с видами города/района/села.

«Путешествие из прошлого в настоящее»

Закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем родного края

.

Комплектность игры: карточки, на которых изображены здания города/села в старом и современном виде.

Ход игры: В игре могут принимать участие от 2 до 6 детей. Дети внимательно рассматривают 2 фотографии, на которых изображено одно и то же место. По очереди рассказывают о сходствах и различиях зданий в старом и современном виде. За правильный ответ ведущий выдает фишку. Игровое правило: Выигрывает тот, кто соберет больше фишек.

«Четвертый лишний»

Закрепление представлений о природе родного края,

Комплектность: карточки с изображениями памятников природы родного края и карточки с изображениями памятников природы других стран

Ход игры: ведущий показывает изображения различных памятников природы. Дети находят и исключают те, которые находятся в других странах. Эта игра постоянно пополняется по мере накопления материала.

«Подбери словечко»

Развитие мышления, расширение знаний о родном крае.

Подобрать слова – определения к словосочетаниям и словам (улица Победы, река Урал, Верблюд-гора и т.п.). Или прослушав набор слов, угадать, о чем идет речь.

«Район будущего»

Развитие умения детей фантазировать, придумывать собственные названия улиц, уметь объяснять, почему именно так названа улица. Воспитание внимательного отношение к родному городу, чувства гордости за него.

Предложить детям представить определенный город или район родного края через 100 лет и составить рассказ о будущем. Все варианты рассматриваются с позиции «хорошо - плохо».

«Я-экскурсовод»

Развитие умения  детей находить и называть памятные места родного края, рассказывать о них

Ход игры: дошкольники представляют себя в роли экскурсоводов по родному краю, знакомят гостей с его достопримечательностями и памятными местами.

«Интервью»

Развитие умения детей составлять связной рассказ, воспитывать любви к родному краю, умения поделиться своими впечатлениями с другими.

Комплектность: микрофон.

Ход игры: дети выступают в качестве корреспондентов или респондентов, рассказывающих о родном крае

«Жилое-нежилое»

Закрепление знания детей о зданиях  жилых и нежилых.

В жилых - проживают люди; в нежилых - расположены организации, подсобные помещения и т.п.

«Заколдованный город»

Закрепление представлений детей об архитектуре современных зданий и других сооружений родного края

Комплектность: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений района; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

Ход игры: Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини - беседу: о названии улиц, памятниках и т. д. Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. По ходу игровых действий “восстановления заколдованного города” воспитатель проводит заочную мини -экскурсию по этим местам.

«Я знаю»

Закрепление знаний о родном городе.

Дети встают в круг, педагог кидает мяч ребенку со словами: "Я знаю пять улиц города/села ..." Дошкольники заканчивают предложение, начатое педагогом.

«Любимый город»

Закрепление правил поведения в городе/селе и в природе.

Дети встают в круг. Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку и спрашивает, в каких ситуациях, можно считать, человек любит свое село/город. Если ребенок считает, что человек любит, он ловит мяч, а если нет – не ловит и объясняет почему.

• Человек вернулся из леса, парка с букетом ландышей. • Человек сажает в парке возле своего дома деревья.

 • Человек моет в реке свою машину.

• Человек выбросил мусор в канаву возле дома.

 • После отдыха на поляне человек собрал весь мусор. • Человек выгуливал свою собаку в парке возле детской площадки т.д. Затем выбирается ведущий из числа детей. Выбранный ведущий сам придумывает ситуации.

«Угадай и назови»

Расширение и закрепление представлений о родном крае

Игровая ситуация: путешествие по карте. Дети продвигаются по карте от пункта к пункту. На них обозначены интересные места в районе/ области. О том, в каком пункте находятся, дети сообщают пантомимой, описанием или  загадкой.

«Где я был?»

Расширение знаний детей об учреждениях города, района, посёлка, обучение правилам поведения в общественных местах

Комплектность: фотографии с изображением учреждений района

Ход игры: фотографии лежат у детей на столе. Каждый выбирает одну из них и описывает изображенное на ней здание, не называя его, рассказывает, как надо вести себя в нём. Дети должны отгадать, где он был? Кто угадал правильно, описывает своё здание и правила поведения в нём. Игру можно закончить сюжетным рисованием на данную тему.

«Где я живу?»

Закрепление представления о памятниках природы родной области

Комплектность: фотографии с природными памятниками области

Ход игры: ведущий показывает фото, а игроки должны назвать в каком районе находится данный памятник

«Сквозь замочную скважину»

Формирование представлений о памятниках родного края

Комплектность: фотографии с видами достопримечательностей региона, лист с замочной скважиной.

Ход игры:

Ведущий перекрывает фотографию листом с замочной скважиной. Рассмотреть ребенок картинку может через отверстие, постепенно передвигая лист с замочной скважиной. Ребенку предлагают рассказать об увиденном месте

«Найди пару»

Закрепление умений устанавливать отношения между объектами и людьми, работающими на этих объектах

Комплектность: карточки с изображением учреждений города и профессий.

Ход игры:

Педагог раздает детям карточки с изображением учреждений города, другие оставляет у себя. Ведущий берет по одной карточке с изображением людей, показывает ее игрокам и просит внимательно посмотреть на карточки, которые находятся у них. Тот, к кому относится эта карточка, называет, что изображено на ней.

Приложение 4

Итоговый мониторинг уровня сформированности знаний и представлений дошкольников о родном крае, родном селе и памятниках природы Оренбургской области

Ф.И.

Знания и представления о родном селе

Знания и представления о родной области

Знания и представления о памятниках природы Оренбуржья

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

Сформированы

Не сформированы

Частично сформированы

Сформированы

Не сформированы

Частично сформированы

Сформированы

Не сформированы

Частично сформированы

Сформированы

Не сформированы

Частично сформированы

Сформированы

Не сформированы

Частично сформированы

Сформированы

Не сформированы

Частично сформированы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Моя малая родина» для подготовительной группы

Познакомить детей с их малой родиной, с глубоким значением этого слова;*       Учить видеть красоту природы Нанайского района ,  ценить богатства земли;*...

Презентация к образовательной деятельности "Моя "малая Родина" - село Кочки"

Презентация предназначена для использования в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию. Помогает формированию понятия "малая Родина". Использовани...

Парциальная образовательная программа "Моя малая родина"

Данная программа дополняет содержание образовательной области «Познавательно-исследовательское развитие» местными элементарными сведениями из истории, географии, культуры Оренбурга и разнообразными те...

Образовательный проект «Моя малая Родина»

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают ...

Конспект образовательной деятельности "Моя малая Родина станица Приазовская"

Непосредственная образовательная деятельность  для детей подготовительной к школе группы  познавательной  направленности, образовательная область «Ребенок и окружающий мир». Составлено ...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности "Моя малая Родина" (для детей подготовительной к школе группы)

Данный конспект НОД поможет совершенствовать и закрепить знания детей о своей малой Родине....