Конспект НОД по ознакомлению с окружающим. Тема: «Народные праздники».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Представленный конспект позволяет закрепить знания детей об обычаях и традициях русского народа, названиях праздников и их смысле, стимулировать интерес к отечественной культуре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_prazdniki.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим.

Тема: «Народные праздники»

Задачи: 

- Закреплять знания детей об обычаях и традициях русского народа, названиях праздников и их смысле, стимулировать интерес к отечественной культуре.

- Расширять кругозор детей, развивать их речь, память, мышление.

- Воспитывать чувства доброты, взаимопомощи, желание трудиться, помогать друг другу, воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

Пособия В.В. Воскобовича: Персонаж Малыш Гео, коврограф, картинки с изображением посуды, конструктор «Шнур-затейник», конструктор «Фонарики» по количеству детей. Шаблоны одежды, схемы узоров, корзина с фруктами, ягодами и овощами, две кастрюли, макет плиты, корзинки для деталей, две длинные веревки, музыкальное сопровождение, презентация.

Ход НОД:

Приветствие.

Дети стоят в кругу.

Я люблю, когда при встрече,

Мы знакомым и родным.

С добрым утром, добрый вечер,

Добрый день, всем говорим!

Предлагаю детям сесть на стулья.

- Малыш Гео очень любит праздники, и он узнал от ворона Метра, что кроме традиционных праздников, есть праздники народные.

- Какие русские народные праздники вы знаете?

Ответы детей (Пасха, Масленица, Рождество и т.д.).

- Малыш решил организовать в фиолетовом лесу встречу зимы и просит вас помочь ему подготовиться к празднику. 

- А вы любите праздники?

- Чем отличаются праздничные дни от будничных?

Ответы детей.

- Правильно, в эти дни люди не работают, отдыхают.

- Русские люди тоже любили праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. Обычно все праздничные дни начинались в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку, а то и без нее, водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры.

- Многие праздники были связаны с временами года: с проводами зимы, встречей весны, наступлением лета, зимы.

- Все времена года любили на Руси. Но особенно ждали осень. Осень – время уборки урожая. Любили это время года за то, что закончены основные работы в полях, садах, на огородах. Собран и убран богатый урожай.

 

Первый осенний праздник, который отмечали на Руси – Успение. Его посвящали встречи осени, окончанию уборки урожая и праздновали в конце августа.

        А в ноябре отмечали праздник Кузьмы и Демьяна. Кузьминки – встреча зимы. Святые Кузьма и Демьян – ремесленники, покровители ремесел, кузнечного искусства и женского рукоделия.

        Один из самых любимых праздников русского народа - Масленица. С древних времен, на Руси существует обычай – провожать зиму и встречать весну. На масленицу пекут блины – это главное праздничное блюдо.

        Летом отмечали праздник Святой Троицы. В народе его ещё называют Зелёные Святки или Праздник русской берёзки. Этот праздник знаменует прощание с весной и встречу лета, прославляющий красоту зеленеющей природы. На Троицу хозяйки украшали дома берёзовыми ветками, цветами, а девицы на полянках завивали лентами ветки берёзы, загадывая желание.

К праздникам русские люди готовились заранее. Они убирали дом, шили праздничные наряды, готовили вкусные угощения. А еще на праздники русский народ веселился: играли в игры, пели песни и водили хороводы.

Музыкальная игра.

- Я предлагаю вам помочь малышу Гео подготовиться к празднику. И начнем мы с уборки. Дома у малыша Гео много посуды, он любит встречать гостей. На кухне нужно навести порядок и расставить посуду по полкам.

- Какая есть посуда у малыша на кухне по назначению? (столовая, чайная, кухонная).

- Давайте расставим ее по местам: чайную посуду на верхнюю полку, столовую - на среднюю, кухонную на нижнюю.

Дети выполняют задание.

- Молодцы, вы справились!

- Вспомните, как еще готовились русские люди к праздникам?

- Правильно, шили наряды. Одежду они шили сами и украшали ее лентами, узорами, которые вышивали тоже сами.

- Давайте украсим праздничную одежду для жителей фиолетового леса узорами. Вышивать узоры мы будем с помощью шнура-затейника. Посмотрите на схему и вышейте такой же узор.

Дети вышивают узоры. Педагог украшает узорами шаблоны одежды.

- Ну и какой праздник без праздничных угощений? Угостим жителей фиолетового леса праздничными блюдами?

- Какие праздничные угощения вы знаете?

Ответы детей.

- Я предлагаю угостить гостей щами и вкусным компотом. Из чего варят щи? А компот!

Ответы детей.

- Правильно, из фруктов, ягод и овощей.

- Вот вам корзина, поделитесь на команды и разложите по тарелкам, отдельно фрукты и отдельно ягоды.

Дети раскладывают муляжи по тарелкам.

- А теперь проверьте друг друга, правильно ли вы выполнили мое задание.

- Пока обед готовится, мы с вами накроем стол, а поможет в этом нам игра «Фонарики». Каждая фигура будет обозначать какой-то предмет посуды, выберите необходимые фигуры и выложите на стол.

Дети соотносят фигуры игры «Фонарики» и предметы посуды.

Тарелка – большой зеленый круг, маленький красный круг – чашка, вилка – маленький зеленый треугольник, нож – маленький зеленый прямоугольник, ложка – маленький зеленый овал.

- Возьмите нужные детали игры, остальные уберите в корзинки.

Переверните игровое поле, это стол. Разложите фигуры в соответствии с инструкцией.

Дети сервируют стол: тарелка – в центре, вилка – слева от тарелки, над тарелкой – чашка, ложка – справа от тарелки, нож – между ложкой и тарелкой.

- Все готово к встрече зимы? Теперь можно отдохнуть и поиграть.

Русская народная игра «Тише едешь…»

Водящий и играющие находятся по разные стороны двух линий. Задача играющих – как можно быстрее дойти до водящего и дотронуться до него. Тот, кто это сделал, становится водящим. Играющие двигаются только под слова водящего: «Тише едешь, дальше будешь. Стоп!» На слово «стоп» все играющие замирают. Водящий, который стоял до этого спиной к играющим, поворачивается и смотрит. Если в этот момент кто-то из играющих пошевелится, а водящий это заметит, то этому игроку придется уходить назад, за черту. Водящий может смешить замерших ребят. Кто рассмеется, также возвращается за черту. А затем игра продолжается.

Подведение итогов.

Мы с вами сегодня здорово потрудились и отдохнули. Расскажите, что было самым интересным? А самым трудным? Несмотря на трудности вы справились и помогли малышу Гео, молодцы!