технологическая карта по ФЦКМ. Тема "Богатыри славной Руси!"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Халиуллина Гулькаршин Алтынбаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.k.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта ООД. Дата: 10.06.21г.

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЦКМ.

Тема: «Богатыри славной Руси».

Средняя группа. Воспитатель высшей квалификационной категории: Халиуллина Г. А.

ИОО: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое, физическое развитие.

Форма занятия: групповая.

Продолжительность:20 минут

Методы и приемы:

Словесные: ситуативный разговор, беседа, вопросы.

Игровые: физминутка, пал/игра, сюрпризный момент.

Наглядные: репродукция картины В. Васнецова «Богатыри»; аудиозапись песни А. Пахмутовой «Богатырская наша сила»; картинка- Марья-царевна; раскраски

Задачи:

Образовательные: формирование представления о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках русской земли; приобщение детей к истокам русской народной культуры; закрепление знаний о названиях доспехов и предметов вооружения русского богатыря, расширение и обогащения словарного запаса детей.

Развивающие: развитие внимания, логического мышления, памяти.

Воспитательные: воспитание интереса к истории России, уважения к русским воинам, желание подражать им.

Пополнение словарного запаса: 

Русь, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, шлем, бармица); оружие богатырей (меч, щит, лук, стрелы, копье, тетива, палица, булава). 

Оборудование и материалы: репродукция картины В. Васнецова «Богатыри»; аудиозапись песни А. Пахмутовой «Богатырская наша сила»; картинка- Марья-царевна; раскраски, камень, канат, письмо

Технологическая карта

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1

Организационный момент

- Утром встали малыши, (руки поднимают)

В детский садик свой пришли, (шагают на месте)

Гости здесь у нас с утра, (разводят в сторону).

Вам мы рады, как всегда. (руки вперед вытянули)

Воспитатель: - Поздоровайтесь, друзья!

Дети стоят в кругу.

1 мин.

2

Мотивация

-Ребята, мы с Вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

-А, что такое Родина, ребята? Правильно, Родина – значит родная, как мама и папа. Это огромная, красивая и богатая страна.

-Давным-давно более 1000 лет назад на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Еще тогда было основано наше государство и называлось оно Русь. На Русь часто нападали враги. Они разоряли дома, уводили в плен людей. А защищали наши земли от врагов храбрые и могучие, сильные и выносливые люди, называли их богатырями.

Ответы детей

3 мин.

3

Основная часть

- Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов. Они славились богатырской силой. Про них и об их подвигах русский народ слагал сказки и былины. Былина - это то, что когда-то было. В былинах рассказывается о подвигах богатырей в давние времена.

- Богатыри - защитники нашей Родины в древности. Вот как они выглядели. (Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»)

- Посмотрите внимательно на картину, на ней изображены самые известные и любимые русские богатыри: это Добрыня Никитич на белом коне, Илья Муромец на черном коне и Алеша Попович на коричневом коне.

- Стоят они у границы богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит. И цель у них одна – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.

- Ребята обратите внимание на доспехи и оружие богатырей. Доспехи – это специальная одежда, которая защищала богатырей от оружия.

 Вот это рубашка, такую не шьют, ее из колечек железных плетут, называется она кольчуга. Кольчуга защищала грудь и спину богатырей.

Ну, а для защиты головы воины надевали железную шапку с острым концом – это шлем, а шею защищала бармица, которую тоже плели из железных колечек.

-Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит). Щитом богатыри укрывались от ударов копья, лука, стрелы, пики, меча. Такое оружие не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Что это… (Меч)

- Так же в бою богатыри использовали такое оружие как: лук и стрелы, копье, железную палицу.

- Обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Природа спокойна, когда у нее есть такие защитники. Ребята, а вы бы хотели стать богатырями? Давайте же проверим вашу выносливость.

Физминутка.

Мы устали, засиделись. Нам размяться захотелось. 
То на стену посмотрели, то в окошко поглядели. 
Вправо, влево поворот, а потом наоборот. 
Приседанья начинаем, ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз, приседать не торопись. 
И в последний раз присели, а теперь на место сели. 
У нас в группе – молодцы! Как один все – удальцы!

- Ой, ребята, смотрите, здесь лежит письмо. Написано – в детский сад, богатырям, а написала это письмо Марья-царевна.

- Посмотрите, как выглядели русские красавицы в древней Руси, они носили рубаху, почти до ступней. На рубахе вышивались орнаменты, она могла прособираться у шеи и обшиваться каймой. Носили ее с поясом, голову покрывали платком, волосы заплетали в косы, любили украшения в виде бус и браслетов.

- Ребята, давайте прочтем письмо «Похитил меня Змей-Горыныч, и спасти меня могут только богатыри».

- Смотрю я на наших ребят и вижу: большие они уже, сильные да смелые. Пора уже им воинами становиться, к защите нашей Родины готовиться. Готовы ли вы, добры молодцы, к богатырским испытаниям?

- А вы, девицы-красавицы, о молодых богатырях заботьтесь, словом добрым помогайте, коли надо - выручайте.

- Ну, что отправимся в путь Марью-царевну выручать? Путь у нас дальний, нелёгкий, нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь?

- Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Смотрите, вот и у нас на дороге стоит такой камень, а на нём написано:

Пойдёшь направо - деньги и слава,
Пойдёшь налево- друзей потеряешь

А прямо пойдешь ждет тебя богатырская Слава.

- Мы же с вами смелые и сильные? Тогда наш путь прямо за Славой!

(Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие. Включается запись на магнитофоне и сказочный голос говорит первое задание).

Голос: (Задание 1)

Для начала разомнитесь, по верёвочке пройдитесь,
Соступать с неё нельзя! Пропасть вас там ждёт друзья.
(
На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти закрытыми глазами, руки на поясе).

Голос: (задание 2)

Вот и речка на пути не проехать, не пройти
Соловей - разбойник злой, мост сломал здесь над рекой.

- Ну, а чтобы, нам быть сильными и справиться с этим заданием, нам нужно подкрепиться, какая любимая еда богатырей?
Пальчиковая игра «Варим кашу» 

 Варим кашу не спеша (правая рука сжата в кулак, левая согнута полукругом, имитируем варку каши, помешивая ее ложкой) – (нюхаем) Ах!

Будет каша хороша! (машем ладошками над головой)

С маслицем румяную варим кашу манную! 2 раза

(правая рука сжата в кулак, левая согнута полукругом, имитируем варку каши, помешивая ее ложкой) и в конце произносим Им! (гладим себя по животику)

Голос: (задание 3)

Здесь преграда, здесь Кощей ест он много-много щей,
Чтобы дальше вам пройти нужно оружие свое найти.

Проводится игра «Собери богатыря в дорогу»

-  Ребята, давайте вспомним, каким же оружием пользовались богатыри?

- Ой, ребята, слышите, что это за музыка звучит, это кто-то к нам спешит. Это же Марья-царевна.

Марья-царевна: Ребята, Змей Горыныч услыхал вас, испугался и отпустил меня. Вот вы и Змея победили, и меня освободили! Спасибо Вам, девицы-красавицы и молодцы- богатыри. Вы все сегодня проявили свою смелость, храбрость и смекалку.

Ответы детей.

Рассматривают картину.

Ответы детей.

Дети выполняют движения по тексту: налево, направо и т.д.)

- Да!

- Нет!

Дети выполняют задание.

- Каша

Дети выполняют движения.

Отыскивают оружие богатырей.

13 мин.

4

Рефлексия

 - Ребята, а что вы из сегодняшней беседы запомнили? Кто же такие богатыри?

- Мальчики, на кого из богатырей вы хотели бы быть похожими?

- Девочки, а вы кого бы из богатырей угостили свежей водой?

- Дети, какие доспехи богатырей вам хотелось бы нарисовать? А какое оружие?

- Молодцы, ребята внимательно слушали, правильно отвечали. И мы вам приготовили небольшой сюрприз, раскраски про богатырей русских.

Будьте сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любите свою родную землю, свой народ.

Защищайте свою Родину, берегите её. Защищайте слабых, бедных, стариков и детей.

Ответы детей.

3 мин.