Занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Насекомые»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шестопалова Валерия Дмитриевна

          Задачи:

  • Расширять знания детей о насекомых, их образе жизни, особенностях защиты;
  • Развивать любознательность;
  • Расширять словарный запас;
  • Развивать умение рассуждать, делать выводы;
  • Воспитывать бережное отношение к природе;
  • Развивать координацию движений, умение согласовывать их.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_st_gr_nasekomye.docx35.56 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Насекомые»

        Задачи:

  • Расширять знания детей о насекомых, их образе жизни, особенностях защиты;
  • Развивать любознательность;
  • Расширять словарный запас;
  • Развивать умение рассуждать, делать выводы;
  • Воспитывать бережное отношение к природе;
  • Развивать координацию движений, умение согласовывать их.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня к нам на занятие пришла гостья. Она вырастает из гусеницы и питается нектаром цветов. Как вы думаете, что это за гостья? Правильно, ребята, это бабочка.

Здравствуйте, ребята. Я прилетела к вам, чтобы пригласить на прогулку. Хотите погулять по лугу? Тогда полетели со мной.

Видишь, бабочка летает, (машем руками)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчики)

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики)

Ох, считать, не сосчитать. (Сжимаем и разжимаем кулачки)

Вот мы с вами и оказались на лугу. Давайте закроем глазки и прислушаемся. (включается запись звуки луга) Что вы слышите? (Ответы детей). Как вы думаете, кто издает эти звуки? А как назвать одним словом? Правильно, все это звуки насекомых, ребята. У всех насекомых есть общие черты: шесть лапок, усики и крылышки. Их тело как бы разделено на части тоненькими линиями – насечками. Отсюда и название – «насекомые». Давайте познакомимся с ними поближе.

Посмотрите, вот мои подружки бабочки летают. Они бывают разных цветов и оттенков. Даже названия у бабочек красивые: махаон, адмирал, лимонница. Бабочки – многочисленный отряд насекомых, насчитывает примерно 140 тысяч видов. Крылья и тело бабочек покрыты мелкими чешуйками.

Бабочки – рекордсмены природы. По разнообразию окраски они вне конкуренции. Отличаются они и размерами. Размах крыльев самой большой бабочки (бразильской Агрипины) – 30 см; самых маленьких (Ацетозеи из Англии и Редикулезы с Канарских островов) – 2 мм.

Бабочки сосут нектар и таким образом опыляют растения и питаются. А если время цветов еще не пришло, то они могут отведать березового или кленового сока. А как же появляется бабочка? Правильно, из гусеницы. Бабочки откладывают яички в почву или в ткани растений. Из них появляется гусеница. Она очень много ест, так как на этой стадии происходит рост и накопление питательных веществ на всю жизнь насекомого.

Как же из гусеницы появляется бабочка? Да, ребята, через некоторое время гусеница сбрасывает шкурку и окукливается. И еще через какое-то время из куколки появляется бабочка. О бабочках сложено много красивых легенд. Например, в Древнем Риме считали, что бабочки – это цветы, оторвавшиеся от стебля.

Давайте все превратимся в бабочек и будем под музыку перелетать с цветка на цветок, собирая нектар. Как только музыка остановится бабочкам необходимо замереть на цветке. Та бабочка, которой не достанется цветка выбывает из игры. Готовы? Скажем дружно «раз, два, три – в бабочку всех преврати».

Игра «Бабочки – красавицы»

Какие замечательные бабочки у нас были. Превращаемся обратно в деток и идем дальше. Кто это там, у самого берега заросшего водоёма, среди тростника, камышей и хвощей быстро снует в погоне за более мелкими насекомыми? Да, это стрекозы – одни из самых красивых насекомых. Их можно увидеть солнечным летним днем над водой. Они бывают разных цветов: синие, зеленые, черные.

У стрекозы четыре сетчатых крыла, это помогает ей быстро летать, а удлиненное, словно руль, тело направляет её в полете. Ее большие глаза переливаются всеми цветами радуги! Они занимают почти всю голову и состоят из 28 тысяч мелких глазков.

Стрекоза прожорлива и постоянно охотится. Она питается мелкими насекомыми: комарами, жуками, мухами, мотыльками. Эти красивые насекомые охотятся в воздухе: в полете они держат наготове сложенные сачком сильные волосатые ноги. В эти «сачки» и попадают их сонные жертвы. Интересно, что всего за час стрекоза может съесть целых 40 мух.

Стрекозы активны всё лето, а осенью впадают в спячку. Эти насекомые могут даже предсказывать погоду. Если она не портится, они ведут себя спокойно, а перед непогодой собираются в стайки и начинают издавать громкие звуки, трепеща крыльями.

Самая большая стрекоза, которая водится в нашей стране, – коромысло. Обычно она коричнево-красного цвета, но встречаются и синие стрекозы. Размах крыльев стрекозы коромысло составляет 10, а длина их тела 8 сантиметров.

А сейчас стрекоза предлагает нам с вами отдохнуть

Физминутка «Стрекоза».

Утром стрекоза проснулась, (протирают кулачками глаза)

Потянулась, улыбнулась. (Руки через стороны вверх, тянутся)

Раз – росой она умылась, (протирают ладонями щеки)

Два – изящно покружилась. (кружатся на месте)

Три- нагнулась и присела (приседают)

На четыре – полетела. (машут руками вверх, вниз)

У реки остановилась, (легкий бег на месте)

Над водою закружилась. (приседают)

Вот мы с вами и отдохнули. А кто еще обитает около водоемов? Правильно, около водоемов можно встретить много комаров. Комар – насекомое серого цвета с двумя крыльями. На нашей планете обитает более двух тысяч видов комаров.

На голове у комара есть хоботок, которым он протыкает место укуса и пускает под кожу животного ядовитую слюну. Вот почему кожа после укуса зудит и чешется. Обычно активность комаров наступает вечером.

Многие думают, что комары пищат, но писк возникает из-за дребезжания комариных крылышек. Дрожанием крылышек они даже могут общаться друг с другом. Обыкновенный комар делает около 500 взмахов крылышек в секунду.

Ребята, личинка комара – красный мотыль. Им питается молодь рыб и на него удят рыбу. Рыбок в аквариуме тоже кормят мотылем. Оказывается, комары не зря живут на свете.

Людям в борьбе с комарами помогают животные. Самые известные охотники на комаров – лягушки и жабы. Не прочь закусить комариком и птицы: трясогузки, синицы, воробьи. Есть враги у комаров и среди насекомых. Самый грозный среди них – стрекоза.

         Давайте еще немного погуляем по лугу и познакомимся с другими его жителями. Что это за пятнистый жучок ползет по травинке? Точно, ребята, это божья коровка – неутомимый хищник. Он охотится за тлёй – маленькими, но очень вредными насекомыми. Они сосут сок из листьев яблонь и груш.

Много бы попортила тля деревьев, если бы божья коровка не уничтожала ее. Ежедневно одна божья коровка съедает 150-200 особей тли, она является врагом также для других вредителей сада. Из истории известно, как божьи коровки спасали цитрусовые, кофейные, тутовые деревья. Опытные садоводы и сейчас собирают пригоршню жучков, и переносят на зараженные вредителями деревья и кустарники.

Кто из вас знает, как защищается божья коровка от врагов?

Если божью коровку посадить на ладошку, то она оставит желтое, неприятно пахнущее вещество. Так божья коровка пытается защититься от своих врагов. А яркая окраска предупреждает птиц: «Не тронь меня, я не вкусная!». Мы, ребята, должны бережно относиться к этому жучку, так как он помогает нам сохранить урожаи на полях, в садах, в огородах.

Вот вы и познакомились с моими друзьями – обитателями луга. А мне пора лететь домой, до свидания, ребята! Ребята, давайте на прощание немного поиграем с бабочкой в игру «Снежный ком». Я буду по очереди вам бросать мяч, а вы называть насекомых. Первый называет только 1 насекомое, следующий игрок повторяет насекомое, которое назвал первый игрок и называет свое, третий – повторяет первых двух насекомых и называет свое и так далее.

        Игра «Снежный ком»

До свидания, бабочка, спасибо за интересную и познавательную прогулку!

Ну что, ребята, пора и нам возвращаться с вами домой. Ой, кто это там прыгает в траве? Да это же кузнечик! Давайте с ним поздороваемся. Здравствуй, кузнечик.

Здравствуйте, ребята. Я рад, что вы меня узнали. А знаете ли вы, что на нашей планете обитает почти семь тысяч видов кузнечиков. Все окрашены в зеленые или коричневые цвета, что служит для них отличной маскировкой. У нас, у кузнечиков, очень мощные, длинные задние лапки. С их помощью мы можем совершать очень далекие прыжки, которым позавидуют и другие признанные прыгуны животного мира. Кузнечики прыгают на расстояние, в 40 раз превышающее длину их тела.

А еще мы, кузнечики – необычные насекомые. Орган слуха у нас находится на ногах, а стрекочем мы крыльями. Дело в том, что на наших крыльях есть особые зазубринки, которыми мы трем быстро-быстро одна о другую, будто водим смычком по скрипке, и слышится стрекотание. Каждый вид кузнечиков стрекочет по-своему.

Одни кузнечики питаются растительной пищей – поедают виноградные листья, цветы и почки, любят кусты чая, цитрусовые растения. Другие виды кузнечиков питаются мелкими насекомыми – мухами, мелкими бабочками и их гусеницами.

Вот это да! Как интересно! А мы сегодня познакомились и с другими обитателями луга. Бабочка нас пригласила на прогулку и познакомила со своими друзьями.

Интересно, а с какими насекомыми вы сегодня познакомились? (С бабочкой, стрекозой, комаром, божьей коровкой. А еще с тобой, кузнечик). Здорово! А хотите с насекомыми поиграть? Тогда слушайте правила игры. Все насекомые очень хитрые и любят меняться местами. Сейчас вы закроете глазки, насекомые поменяются местами, а когда откроете глазки, вам нужно будет назвать, какие насекомые поменялись местами. Готовы? Тогда начинаем, закрывайте глазки.

Молодцы, ребята! Здорово поиграли. Вы были очень внимательными и смогли найти всех насекомых, поменявшихся местами. А как вы думаете, что произойдет, если все насекомые исчезнут? Да, действительно, если все насекомые исчезнут, то вместе с ними исчезнут и птицы, которые ими питаются, и цветы, так как некому будет их опылять. А, если некому будет опылять, то из цветов не завяжутся плоды, не будет ягод. Все в природе взаимосвязано. Поэтому, ребята природу нужно беречь и насекомых не обижать. А мне пора домой. До свидания, ребята! До свидания кузнечик. Спасибо за интересный рассказ и игру.

Ребята, нам с вами тоже пора возвращаться домой. Давайте закроем глазки и скажем волшебные слова: «Вокруг себя повернись, дома окажись». Вот мы с вами и оказались дома. Понравилась вам прогулка по лугу? И мне очень понравилась. Мы встретили разных насекомых и узнали много интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. "Перелетные птицы"

дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц, уточнить название птиц, их особенности, закрепить представления о пользе птиц....

Интегрированное занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром с элементами изодеятельности на тему: «Что такое доброта?»

Создавать положительный микроклимат в группе, развивать симпатию, помощь детям в преодолении трудностей....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: « Новогодний праздник»

Представлен материал для формирования у детей представления о праздновании Нового года на Руси,традициях...

Открытое занятие в старшей группе по «Ознакомлению с окружающим миром»

НОД "Путешествие в Африку" - Знакомство детей с природными зонами материка Африки - пустыня, саванна, джунгли....

Открытое занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром "Царство диких зверей"

Занятие в старшей группе актуализирует знания детей по теме «Царство диких животных». Комплексный подход к занятию развивает связную речь, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, общую и ...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Какой адрес у грибов?»

Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания....

Конспект итогового занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром в форме игры "Умники и умницы". Цель занятия:

Конспект итогового занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром в форме игры "Умники и умницы". Цель занятия:Образовательные задачи:1. закрепить знания детей о наше...