Конспект ОД в подготовительной группе "Праздничные угощения на Руси"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Занятие посвящено знакомству старших дошкольников с традиционной русской кухней  и сервировкой стола, традиционной праздничной кухней наших предков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 25 города Ельца»

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности

по духовно – нравственному воспитанию детей

в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности.

Тема:

Праздничные угощения на Руси

Воспитатель:

Савинкова Ирина Алексеевна

Елец – 2019

Цель: формировать преставления детей о праздничной русской кухне.

Задачи:

обучающие:

  1. Знакомить детей с традициями приема гостей на Руси, основами русского гостеприимства.
  2. Формировать представления детей о праздничных угощениях на Руси.
  3. Обогащать и углублять знания детей о пирогах, как основе праздничного стола.
  4. Закреплять представления о вкусной и здоровой пище и способах ее приготовления.
  5. Совершенствовать навыки и умения детей в подготовке стола к приему гостей в соответствии с народными традициями.

развивающие:

  1. Развивать речь детей ,путём образования прилагательных : ягодный , грибной , тыквенный и тд.
  2. Обогащать словарный запас новыми названиями праздничных пирогов: кулебяка, курник, ватрушка, расстегай, каравай.
  3. Развивать интерес к народному словесному творчеству, побуждать использовать малые фольклорные формы (пословицы, заклички) в диалогической речи детей.
  4. Развивать процессы внимания ,памяти ,мышления ,воображения.

воспитательные:

  1. Воспитывать уважение к обычаям старины.
  2. Побуждать детей быть гостеприимными, отзывчивыми, воспитывать желание оказать помощь.

Предварительная работа:

  1. Чтение русских народных сказок, заучивание пословиц и поговорок о еде, народных традициях, семье, рассматривание иллюстраций с изображением застолья на Руси.
  2. Рассматривание макета «русская изба».
  3. Разучивание песни Александрова «К нам гости пришли».
  4. Беседа о полезной и здоровой пище.

Материалы и оборудование: предметы русского народного быта (кувшины, деревянные ложки, тарелки, солонка, тканая скатерть), пироги разных видов (каравай, расстегай, кулебяка, пирожки), макет русской печи, скамья, презентация в Power Point  «Праздничные угощения на Руси».

 

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель встречает детей в наряде бабушки.

Воспитатель: Ой, радость-то какая, внучата мои приехали из города. Проходите, детки милые, да рассаживайтесь, для каждого найдется местечко и словечко. (дети садятся на лавку)

Воспитатель: Удобно ли вам? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Ребенок: В тесноте да не в обиде.

Воспитатель: Сядем рядком, да поговорим ладком. Ребятишки, как вы вовремя приехали, а я ведь гостей жду, праздничное угощение готовлю. Поможете мне? (ответы детей: да, поможем)

Ребенок: Сумел в гости звать, умей и угощать.

Воспитатель: А чем же мне гостей угощать? А вы, ребятушки, в городе, чем гостей угощаете? (ответы детей)

Воспитатель: Ой, я такой еды то и не слыхала. А раньше все по-другому было: каждая семья на Руси имела свой огород, хозяйство, что вырастили, то и ели. А вы, ребята, знаете, что наши предки ели, что ставили на стол?

Ответы детей: в лесу собирали орехи, грибы, ягоды, мед. В реках и озерах ловили рыбу. Еще наши предки выращивали рожь, овес, пшеницу, просо. На огородах росли репа, брюква, свекла, морковь, капуста.

Воспитатель: Да вот из этого и готовили. Репу как готовили? (парили, варили, запекали)  А капусту? (квасили, варили щи, супы)  Из круп что готовили? (варили каши, сами пекли хлеб) А где же это все готовили? (в русской печи).

Воспитатель: Да, ребятушки, наши предки не ели жареного, ведь все готовили в русской печи, а там пищу парили, варили, пекли, томили, поэтому еда была полезной и очень вкусной.

Воспитатель: А как вы думаете, что наши предки подавали к праздничному столу?

Дети: пироги.

Воспитатель: Ребятушки, пора и нам тесто замесить к праздничному столу выходите.

Физкультминутка «Тесто»

Мы замесим тесто (руки полукругом, кончики пальцев соприкасаются)

А тесту в миске тесно (движение одной руки по кругу, имитация    

                                    размешивания)

Тесто жмем, жмем, жмем (соответствующие словам движения)

После скалку мы возьмем (соединяют кулачки)

Тесто тонко раскатаем (катают)

Выпекать пирог поставим (руки вытянуть перед собой)

1, 2, 3, 4, 5 (прыжки)

Не пора ли вынимать? (руки в стороны)

Воспитатель: Ребята, не только пирогами угощали на Руси, хотите узнать, какие еще угощения подавали к праздничному столу? (утвердительный ответ) Хорошо, тогда садитесь. Есть у меня блюдечко голубое и яблоко наливное, оно нам покажет.

Воспитатель: Катись, катись, яблочко наливное, по блюдечку голубому, покажи нам праздничные угощения на Руси!

Просмотр презентации

Слайд 1. Праздничный стол на Руси отличался щедростью и изобилием.

Слайд 2. «Изба красна углами, а обед – пирогами». Пирог на Руси был главным угощением, без которого не обходилось ни одно застолье. По способу приготовления пироги различали подовые, т.е. печеные, и пряженые — жареные в масле.

Слайд 3.  «Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом». Начинки для пирогов были самые разнообразные: мясо, рыба, грибы, картофель, капуста, яблоки, тыква, творог, ягоды.

Слайд 4.  «У нас не по-вашему: пироги – с кашею». Часто пироги начинялись разнообразными крупами: гречкой, рисом (сарацинским пшеном), горохом, овсом. Начинки были сложными, сочетали крупы и овощи, мясо, рыбу. Продукты, предназначенные для пирога, смешивались или выкладывались слоями, перестилались блинами.

Слайд 5. «На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай и свой затевай!» Пироги отличались не только начинкой, но и формой и способом оформления. Были большие пироги, которые нужно было перед едой разрезать, разделить на гостей.

Это каравай – главный свадебный пирог на Руси, большой, круглой формы, искусно украшенный.

Кулебяка – большой пирог круглой или продолговатой формы со сложной начинкой, состоящей из мяса или рыбы, грибов, лука, капусты, круп. Слово «кулебяка» похоже на слово «колобок», что означает пирог круглой формы.

Курник или царский пирог – пирог с множеством начинок. Начинкой служили такие продукты, как грибы, ягоды, квашеная капуста, различные виды мяса, а так же курица и индюшатина. Название «курник» указывает не на начинку из курицы, а на то, что пирог подавали всегда горячим, свежевыпеченным, так, что над ним поднимался, «курился» пар.

Кулич - круглый и высокий хлеб, сверху на нём делались украшения из теста. Куличи обычно выпекались на Пасху.

Слайд 6. «Хочешь есть калачи – не лежи на печи». Были также пироги, меньшие по размеру, которые не нужно было разрезать.

Это расстегай - печёный пирожок в форме лодочки, из дрожжевого теста с различными начинками. У расстегая края теста не соединены полностью, не защиплены совсем, он словно расстегнут, отсюда и название.

Калач – пирожок, который выпекался из муки самого лучшего качества, был очень вкусен и долго не черствел. По форме калач напоминал гирю или сумочку с ручкой. Калач съедали, а ручку оставляли обычно нищим или бродячим собакам. Когда наши предки говорили «дойти до ручки», это означало крайнюю бедность, когда приходилось и ручку от калача съесть.

Ватрушка – открытый пирожок, в центр которого выкладывалась начинка – картофель, повидло, а чаще всего творог.

На стол также подавались и обычные пирожки, которые мы все знаем. Они были разными по форме – округлые, в форме лодочки, треугольные, с самыми разными начинками.

Слайд 7. «Хорошая хозяйка и из петуха уху сварит». Уха – родоначальница всех супов. В старину на Руси ухой называли все овощные, мясные, рыбные бульоны. Позже туда стали добавлять разные овощи и величать ухой только суп на рыбном бульоне.

Слайд 8. «В хорошем борще ложка должна стоять». Борщ – это мясной наваристый суп. Свекла в борще – основной и незаменимый продукт, она придает бульону характерный красный цвет. С давних времен борщ являлся главным блюдом русской и украинской кухни, который подавали на пышных пиршествах и свадебных застольях.

Слайд 9. «Что есть в печи, все на стол мечи». Украшением стола на пиру являлись блюда из дичи. Такие блюда готовили из птицы, пойманной на охоте (тетерева, рябчики, гуси, утки и даже журавли, лебеди и цапли). Подавали дичь целиком на больших подносах.

Слайд 10. «Без труда не выловишь рыбку из пруда». Рыбные блюда бывали на столе наших предков и в будни, и в праздники. Щука, лещ, осетр, белуга, лосось подавались целиком, из них варили уху, делали начинку для пирогов.

Слайд 11. «И я там был, и мед я пил». На «заедки» (сладкое, десерт) на Руси подавали на стол сваренные в меду ягоды, овощи, пастилу, орехи.

Традиционными напитками были мед, ягодный морс, квас и кисель из овса. Кисель был такой густой и крепкий, что можно было его ножом резать. Помните, в сказке «Гуси-лебеди» молочная речка, кисельные берега? Берега из такого киселя, действительно, будут стоять твердо.

Слайд 12. «В родной семье и каша гуще». Наши предки соблюдали обычаи и традиции, которые пришли из глубины веков. На пирах и в обычной семейной трапезе стол ставили не посередине горницы, а в «красный угол», под образами. Во главе стола садился хозяин, по правую руку – старший сын, по левую – сын второй, третий сын садился по правую руку от старшего. Напротив старшего сына усаживался старший внук. Женщины подавали кушанья и трапезничали позже.

Слайд 13. «Приходите в гости!» Гостям на Руси было особое почтение. Встречали гостя с искренней радостью и старались угодить ему во всем.

Если мы хотим кого-то

Встретить щедро от души,

На крыльце того встречаем

С белым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником!

А еще мы соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай-ка хлеб из рук!

Гимнастика для глаз:

Дети следят за движением яблочка: вверх, вниз, влево, вправо, поморгали.

Воспитатель: Что-то мы, милые, засиделись, выходите, кто какие пироги запомнил, назовите.

Игра «Назови пирог»: Дети передают яблочко друг другу и называют: каравай, растегаи, курник, кулебяка, калач ,ватрушка и т.д.

Воспитатель: Поиграли мы, повеселились, пора и на стол накрывать, с чего начнем?

Дети рассказывают и по очереди накрывают стол:

- Праздничный стол накрывали самой красивой скатертью.

- Скатерть вышивали вручную. Она была белоснежной (2 девочки накрывают на стол скатерть);

- В центре стола ставили солонку с солью, соль насыпали до краев, это означало благополучие семьи (ставит солонку);

- На стол ставили самую красивую и дорогую посуду (ставят посуду);

- Ложки были деревянные (кладут ложки);

- Украшали стол цветами, веточками и лентами (ставят вазочку с осенними листьями).

Воспитатель: Ну что-ж, все готово, а вот и праздничное угощение (достает из печи и ставит на стол пироги, каравай).

Воспитатель: «Что-то, ребятушки, я забыла поставить на стол?»

Дети: Напиток.

Воспитатель: А вы знаете, какие напитки пили на Руси?

Дети:  Квас, компот, кисель.

Воспитатель: Да, ребятушки, есть, есть киселек - малиновый на славу удался (ставит на стол кувшин с киселем).

Воспитатель: Вот, теперь все готово к приходу дорогих гостей. Ребятушки, вы мне очень помогли. А вы сегодня что нового узнали, чему порадовались? (ответы детей: о праздничных угощениях на Руси) А о том, какие были праздники, я вам расскажу в следующий раз.

Воспитатель: Ребята, а вот и гости дорогие пожаловали, встречайте.

Дети приветствуют гостей: воспитателей.

- Здравствуйте, гости дорогие.

- Проходите, будьте как дома.

- Для каждого найдется местечко.

- Гости в дом - радость в дом.

- Чем богаты, тем и рады.

- Веселья вам да радости.

Дети исполняют песню «К нам гости пришли»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной деятельности «Нам посчастливилось родиться на Руси!» (подготовительная группа для детей с НОДА)

Программное содержание: приобщать детей к народным традициям, русскому фольклору.Прививать интерес к истории и культуре русского народа, воспитывать чувство патриотизма.Закреплять знание малых ф...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Угощение для растений»

Задачи:Ø    Расширить знания детей о комнатных растениях;Ø    Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок), используя модели, и путем сравне...

Конспект НОД в подготовительной группе о традициях и обычаях на Руси от Рождества до Крещения.

В нашем детском саду стало традицией проведение таких обрядовых праздников как Колядки, Масленица, Пасха, День Ивана Купалы. Предлагаю вашему вниманию конспект НОД , который мы провели в нашей группе....

Конспект досуга в подготовительной группе «Народные традиции-новогодний праздник на Руси»

Мы все живем в огромной стране-России и безусловно должны воспитывать в детях культуру,традиции своих предков,сохранять и чтить память...Данный досуг поможет приблизить детей к культурным традициям...

Конспект НОД в подготовительной группе «Народные праздники на Руси» с использованием ИКТ

Конспект НОД по ФЦКМ с использованием ИКТ Тема: «Народные праздники на Руси»для детей подготовительной группы...

Конспект по духовно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Святые заступники Руси»

Конспект по духовно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе                    «Святые...

Праздничные угощения на Руси

Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них целесоо...