Маршрут осенней экскурсии по экологической тропе
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Перескокова Ольга Петровна

Данный материал поможет воспитателю провести с детьми осеннюю экскурсию по территории детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marshrut_osenney_ekskursii_po_ekologicheskoy_trope.docx317.98 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад № 28

ГО Богданович

Маршрут

осенней экскурсии по экологической тропе

с детьми старшего дошкольного возраста

        Воспитатель: Перескокова О.П.

C:\Users\user\Downloads\цве1.png

Цель:

  • Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.
  • Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой.
  • Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

Этапы создания и оформления тропы:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.

3) Выбор хозяина тропинки – сказочного персонажа.

4) Составление паспорта всех точек тропинки.

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

Организация экологической тропы на участке детского сада.

  • Изучаем литературу для разработки экологической тропы;
  • Подбирается материал, соответствующий для детей старшего возраста и позволяющий наблюдать (познавать) наиболее интересные объекты на экологической тропе в осеннее время года;
  • Материал и формы работы подбираются разнообразные; необычное, интересное и увлекательное для детей;
  • Составляется картосхема экологической тропы для участка детского сада, на которой указываются и отмечаются значками стоянки экологической тропинки;
  • Хозяином экологической тропы стал придуманный воспитателем сказочный герой – «Синьор - мухомор», который предлагает детям задания из корзинки;
  • Перед походом проводится предварительная работа: чтение стихов, прозы об объектах тропы, беседа о правилах ухода за объектом, правилах поведения.

 Стоянками экологической тропы являются:

  • «Волшебный цветник»;
  • «Яблонька»;
  • «Чудесный огород»;
  • «Веселый скворечник»;
  • «Зелёная аптека».

Содержание работы по прохождению экологической тропы.

Создаем игровую ситуацию.

Младший воспитатель вносит корзинку и сообщает, что не видела, кто её оставил. Воспитатель удивляется и предлагает детям поразмышлять и высказать своё мнение о том, как эта корзина могла оказаться в нашей приемной. Постепенно подводя детей к мысли, что кто-то мог её оставить или просто забыть, вместе с детьми осматривают корзинку.

В группу заходит сказочный герой «Синьор-мухомор»

- Здравствуйте, ребята! Вы не находили мою корзинку? Я не помню где её оставил.

- Спасибо вам большое.  (Берёт корзинку)

- А ведь моя корзиночка не простая, а волшебная. (Произносит волшебные слова и показывает корзиночку детям, в корзиночке сверху лежит картосхема

- Ой, посмотрите, что это в корзиночке?

Дети берут картосхему, разворачивают её, рассматривают.

- Моя корзиночка приглашает вас в путешествие.

Воспитатель и сказочный герой проводят путешествие.

Стоянки экологической тропы:

  1. Стоянка: «Волшебный цветник»

Наблюдение за цветником

Цели: продолжить формирование обобщенных представлений о сезонных изменениях в природе; уточнить названия цветов, их строение (найти стебель, листья, цветки, корни).        

Осень наступила, высохли цветы.

И глядят уныло голые кусты.

Туча небо красит, солнце не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит.

Вопросы для беседы:

  • Какое сейчас время года?
  • Что происходит с растениями осенью?
  • Для чего нужны растениям листья, корень?
  • Можно ли их срывать с клумбы?
  • Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли?
  • Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля насекомые и люди.)

Вы стоите рядом с этим чудесным цветником.

  • Что вы видите, чувствуете, какие мысли приходят к вам?  
  •  Для чего же человек создаёт цветники? (Цветники украшают город,

  радуют жителей.)

  • Как называется профессия человека, который выращивает цветы? (цветовод)

Стихи о цветах:

- Поэты очень часто пишут стихи о прекрасном. Много стихов написано

и о цветах. Послушайте строчки из стихотворений.

Одуванчик                                                                            

Одуванчик золотой

Был красивый, молодой,                                                                      

Не боялся никого,                                                                                    

Даже ветра самого!                                                                                 

Одуванчик золотой                                                                                  

Постарел и стал седой,                                                                          

А как только поседел,                                                                            

Вместе с ветром улетел.                                                                        

 Гвоздика

 Погляди-ка, погляди-ка,

Что за красный огонёк?

Это дикая гвоздика

Жаркий празднует денёк.

А когда настанет вечер,

Лепестки свернёт цветок,

 «До утра! До новой встречи!» -

И погаснет огонёк.

Колокольчик

О чём колокольчик звенит на лугу?

Ответить на это, я вам не могу.

Но думаю так: зазвенит он с утра

И слышат цветы – просыпаться пора. 

     

 Ромашки  Подсолнух

- Эй, ромашки, дайте мне ответ:             Днём подсолнух в огороде улыбается погоде.

Вы откуда, если не секрет?                      По орбите круговой, вертит рыжей головой.

- Не секрет,  - ответили ромашки- Я, -  хвалился он пырею, -  

Нас носило солнышко в кармашке!                    Вместе с Солнцем землю грею!        

Исследовательская деятельность:

Цель: закреплять умение различать зрелые семена от незрелых.

Сравнить цветы (чем похожи и отличаются друг от друга).

Д/и  «Превратись в цветочек»

                              «Покружись, покружись

                               И в цветочек превратись»

Дети должны мимикой, действиями изобразить один из цветочков, а сказочный герой угадывает цветочки.

  1. Стоянка: «Яблонька»

Рассматривание яблони

Цели: вызвать интерес к конкретному дереву – яблоне, развивать познавательный интерес, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

                                       Само с кулачок, румяный бочок,

Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко. Что это? (яблоко)

Вопросы для беседы:

  • Это фрукт или овощ?
  • А где растет яблоко?
  • Дети, как рождается яблоко?

Растет яблоко долго - от ранней весны до поздней осени. Весной Яблонька радует нас бело-розовыми нежными цветами. Летом цветочки преображаются в маленькие плоды-яблочки.

  • А кто знает, от чего зависит вкус яблочка?

Если мало было солнышка, влаги, то и яблочко будет кислым, не сочным. О нем надо заботиться, чтобы яблочко налилось спелостью, стало румяным и сочным.

  • Но как нужно заботиться о яблоне?

Конечно, поливать, рыхлить землю, бороться с вредными насекомыми, подвязывать ветки, чтобы они не сломались от ветра и от тяжелых плодов.

Рассказ сказочного героя «Синьора - мухомора»:

Есть у яблонь свои заслуги в лечении человека. В английской пословице говорится: «В день по яблоку и врач не нужен». Одно яблоко хорошо, но лучше два-три. Очень много в яблоках витаминов.

  • Кто из лесных жителей любит полакомиться яблочками?
  • Едят ли яблоки домашние животные? Каким образом?
  • Как человек использует яблоню?
  • Как вы думаете, полезно ли есть яблоки и почему?
  • Как вы понимаете пословицу: «В день по яблоку и врач не нужен»?

Вы знаете, много сказок и рассказов. Постарайтесь вспомнить, в каких из них встречалась яблоня и яблоки? «Гуси-лебеди», «Молодильные яблоки», «Спящая красавица», «Старик и яблоня».

Дидактическая игра: «Волшебный мешочек»

 Дети пытаются найти яблочко в мешочке среди других фруктов, не видя его.

Подвижная игра «Яблоко». 

Дети встают в круг, передают друг другу яблоко, хором произносят считалку.

Завертелось, закружилось, и по кругу покатилось.

Где остановилось, с тем и подружилось.

Выходи, не зевай, свою пляску начинай!

Ребенок, у которого по окончании считалки в руках оказалось яблоко, исполняет импровизированную пляску под русскую народную мелодию (аудиозапись – по выбору воспитателя).

  1. Стоянка: «Чудесный огород»

Наблюдение за огородом

Цели: формировать обобщённые представления об овощах (овощи - это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу). Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об экологических связях между неживой и живой природой. Уточнить представления о многообразии овощей. Формировать умение обобщать по существенным признакам, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении.

Вопросы:

  • Дети, скажите, что растет на грядке?
  • Как всё это назвать одним словом?
  • Вспомните, какие ещё овощи вы знаете?
  • А кто выращивает овощи?
  • Расскажите, зачем люди выращивают овощи?
  • А вы знаете, кто ещё, кроме людей, помогает овощам расти?

Рассказ сказочного героя «Синьора - мухомора»:

Солнце согревает землю, даёт растениям свет. Почва кормит растения. В ней растение растёт. В почве у растения находятся корни. Растения дышат, им нужен воздух. Воздух попадает в почву, когда человек рыхлит землю мотыгой. То же самое, только без мотыги делает дождевой червь. Чтобы напоить растения, человек поливает грядки. А ещё их поливает дождь. Помогают растениям и птицы - синицы, воробьи, грачи, скворцы. Они ловят жучков, склёвывают с листьев гусениц. А еще на гусениц охотятся жабы. Они наши маленькие помощники и поэтому обижать их нельзя.

  • Про каких ещё помощников мы забыли? Вспомните тех, кого мы видели летом на цветах
  • Что они там делали?

Да, мы видели пчёл, шмелей, бабочек. Они пьют из цветов сладкий сок. Переносят на своих крылышках и лапках пыльцу с одного растения на другое. Без этих помощников у огурца не было бы плодов. А вот это насекомое (воспитатель выставляет картинку с божьей коровкой) помогает растениям - оно ест тлю.

Подвижная игра: «Вершки и корешки».

Дети, а вы знаете, какие у овощей съедобные части, а какие части несъедобные?

Дети, все вы, наверное, помните сказку «Мужик и медведь»? Почему медведь обиделся на человека? Да, вы правы, человек обидел медведя, дав ему несъедобные части овощей.

В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч зелёного цвета - овощи, у которых используются вершки.

Дети делятся на 2 команды и под веселую музыку раскладывают овощи по обручам.

Хороводная игра: «Огород»

Дети под музыку водят хоровод, изображая овощ по тексту.

  1. Стоянка: «Веселый скворечник»

Наблюдаем за скворечником.

Цели: уточнить представления детей о птицах на основе выделения их существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц. Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям.

Воспитатель предлагает отгадать загадку

                               Между веток новый дом,

                               Нет двери в доме том,

                               Только круглое окошко,

                               Не пролезет даже кошка. (Скворечник)

Вопросы:

  • Что такое скворечник?
  • Откуда он взялся на нашем участке?
  • Для кого  человек сделал скворечник?

Рассказ сказочного героя «Синьора - мухомора»:

На Руси люди начали делать специальные домики для скворцов еще в давние времена, когда подметили, что скворец активно уничтожает насекомых, вредящих посевам. Чтобы привадить полезную птицу к своим полям, крестьяне стали делать простенькие домики из дерева. На передней стенке скворечника есть круглое отверстие, имитирующее вход в дупло, а под этим входом обычно делают небольшой шесток, похожий на сучок дерева. Маленькие домики, изготовленные человеком, очень нравятся скворцам. Обнаружив свободный скворечник, самец заселяется в него и начинает всячески обустраивать – таскает туда мягкий пух, перья птиц и все, что подходит для будущего гнезда.

  • Ребята, почему мы не слышим  голоса скворцов осенью?  
  • Перед   отлетом в тёплые края, скворец прилетает к своему домику и заводит красивую прощальную песню. Так он прощается со своим домиком.
  • Как вы думаете, что станет с опустевшим скворечником?
  • Он так и будет пустовать всю зиму?

 После отлета скворцов их домик займут другие птички, которые останутся с нами зимовать - воробьи или синички. 

Подвижная игра: «Воробьи, скворцы, синицы»

Воспитатель по очереди называет птиц, а дети выполняют действия, предназначенные определенной птице: Скворец – машем руками, воробей - прыгаем, вороны – кружимся. С каждым разом темп игры увеличивается.

  1. Стоянка: «Зелёная аптека»

Рассматривание лекарственных растений.

Цели: уточнять и расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений; закреплять знания об их строении; формировать представление об использовании лекарственных растений в медицине.

Вопросы:

  • Что такое «Аптека»?
  • А как вы думаете, что значит «Зелёная аптека»?

Рассказ сказочного героя «Синьора - мухомора»:

Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Ещё давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Лечение травами давно известно в народе. В далёкие времена лечебные травы собирали специальные люди, их называли «травниками».

  • Какие лекарственные травы вы знаете?
  • Спрячу-ка в карманчик бывший…(одуванчик)

В листьях одуванчика много витаминов, их используют для салата. Настои из него пьют, чтобы улучшить аппетит, память, работу пищеварительной системы. Корень одуванчика используют для приготовления масла от ожогов.

  • Стоит в поле кудряшка – белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (ромашка)

Ромашка – лучший доктор при воспалительных заболеваниях. Настоем ромашки можно полоскать горло, промывать носик, ополаскивать волосы. Ромашка поможет и больному животику.

  • Семена, как коготки, Желто-красные цветки. От горла помогают, кто же их не знает?  (календула)

С помощью календулы успокаивают нервы, снижают давление, улучшают работу сердца, ее используют для лечения ран, ожогов, настоем календулы полощут рот и горло при ангине, 
так же лечат желудок, печень и кожу.

  • Тонкий стебель у дорожки, на конце его серёжки. Лечит ранки и ожоги, этот лекарь у дороги? (подорожник)

Подорожник исцеляет раны человека, ссадины, царапины, останавливает кровь, помогает при укусах насекомых.

  • Растение видное, а прозвище обидное (лопух)

Изумрудно-зелёные листья лопухов заживляют раны.  Если боль в ногах – приложите лопух и боль стихнет.  Если у вас повысилась температура – приложите лист лопуха к голове, прижмите его платком и температура снизится. Отваром лопухов лечат заболевания кожи. Ещё из лопухов готовят репейное масло. Очень полезно втирать его в корни волос – это укрепляет их.

  • Растёт зелёный кустик, дотронешься – укусит (крапива)

 Крапиву используют для остановки кровотечения, употребляют для заживления ран, настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос. Из листьев крапивы готовят щи и салаты.

Игра: «Узнай и собери растение»

Детям нужно правильно собрать разрезанную на части картинку с изображением лекарственного растения и назвать его.

Сказочный герой «Синьор-мухомор»

- Ну что, мои милые ребята, понравилось вам путешествие? Сумел я раскрыть небольшие тайны природы? Я приготовил для вас угощение (сказочный герой раздаёт угощение, прощается с детьми).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсии по экологической тропинке детского сада /средняя группа/ «ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ» (обобщающая беседа об осени как времени года)

способствовать развитию и обобщению представлений о сезонных изменениях основных условий в разных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообразных живых существ, живущих в этих средах...

Конспект занятия "Экскурсия по экологической тропе в осенний лес" в подготовительной группе

Экскурсия по экологической тропе в осенний лес.Цели:закрепить представления детей о лесе как о сообществе животных и растений; познакомить с ярусами (экологическими нишами) смешанного леса и его обита...

Экскурсия по экологической тропе в осенний лес.

Занятие направлено на:Ø закрепление представления детей о лесе, как о сообществе животных и растений; Ø повторение и закрепление с детьми названия деревьев, птиц, животных, грибов, которые обитаю...

Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе»

Знакомство детей с экологической тропой детского сада...

Образовательная деятельность по экскурсии по экологической тропе детей старшей группы (5-6 лет) «Осеннее путешествие»

Образовательная деятельность по экскурсии по экологической тропе детей старшей группы (5-6 лет)  «Осеннее путешествие»...

Экскурсия по экологической тропе «Осенний лес»

Экскурсия по экологической тропе «Осенний лес»(средняя группа)...

Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе» ( младшая группа)

Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе»( младшая группа)...