Образовательная область: познавательное развитие Тема: «Как птицы весну встречают »
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Новикова Людмила Алексеевна

- формировать представления у детей о переменах в жизни птиц с наступлением весны, умения слушать и различать птичьи голоса

- дать определение детям "певчие" птицы, объяснить значение птичьи песни;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_kak_ptitsy_vesnu_vstrechayut.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Новикова Людмила Алексеевна 

Образовательное учреждение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №3 поселка Маслова Пристань Белгородской области Шебекинского района»

Группа: подготовительная (дети 6-7 лет)

Образовательная область: познавательное развитие

Тема: «Как птицы весну встречают »

Программные задачи:

Образовательные:

- формировать представления у детей о переменах в жизни птиц с наступлением весны, умения слушать и различать птичьи голоса

- дать определение детям "певчие" птицы, объяснить значение птичьи песни;

Развивающие:

-учить составлять изменения в природе с жизнью птиц весной;  

Воспитательные:

-воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц, бережное отношение к птицам; 

- Оборудование и материалы:  рассматривание иллюстраций с изображением птиц, составление описательного рассказа о птицах, чтение художественной литературы.

Ход работы:

1.Мотивационно -  ориентировочный  этап

Воспитатель: Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!:

Воспитатель: Ой,  ребята смотрите почтальон принёс телеграмму интересно от ого она читает...

Ребята телеграмма от нашего друга Лесовичка, он просит у нас помощи. Он хочет попасть на остановку экологической тропы "Птичий концерт" но не знает как ему туда попасть. Мы можем ему помочь ?

Дети: Да.

2. Поисковый этап

Воспитатель: А как мы будем ему помогать?

Дети выдвигают свои варианты помощи....

Пригласим его ответной телеграммой, встретим и проводим по экологической тропе до остановки "Птичий концерт"

3.Практический этап

Воспитатель: Молодцы собирайтесь. Встретим Лесовичка и отправимся по экологической тропе к остановке "Птичий концерт".

Дети отправляются на встречу к Лесовичку.

Лесовичок: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуй Лесовичок,  мы рады тебя видеть у нас в гостях.

Лесовичок: С приходом весны жизнь в лесу ожила . Но и на вашей остановке наверное происходит что то особенное.

Дети и Лесовичок, отправляются на экскурсию  по экологической тропе  на остановку "Птичий концерт"

Воспитатель: Я предлагаю всем закрыть глаза, и послушать звуки вокруг нас.

Дети:С юга вернулись перелётные птицы. Всюду слышен весёлый щебет.

Лесовичок: А знаете ли вы, почему так радостно повсюду раздаются птичьи  трели.

Дети: Птицы радуются наступлению весны. прилёту в свои родные места.

Воспитатель: Вы правы, но всё же почему поют птицы? Пение птиц - это один из самых прекрасных звуков в природе. Иногда мы слышим пение птиц. и вам может показаться, что они переговариваются друг с другом

Действительно, птицы общаются между собой, так же как и многие другие животные. Конечно, птицы могут выражать удовольствие так же как и мы , когда восклицаем "Ох" или "Ах!"

Весеннее пение для птиц - дело серьёзное и важное. Поют только самцы. Прилетает такой самец из далёких краёв на родину и во весь голос заводит песню, в которой предупреждает: "Это моё место. я его занял и намерен здесь жить и растить птенцов!" Соседи соперники знают  место занято, а если кто-то посмеет ослушаться- берегись будет драка!

Заняв место, самец звонкой песней привлекает к себе подругу. Самка песню услышит и полетит на неё, конечно, если песня ей понравится. А нет- выберет другого самца, того, что поёт лучше и звонче.

Лесовичок: Но,  все ли птицы являются певчими?

Дети:.....

Воспитатель: Не все птицы певчие. Есть например такие, как аист и пеликан, у которых кажется  вообще нет голоса.

Птицы издают другие звуки, кроме пения. Они обмениваются выкриками, сигналами тревожными звуками, понимая при этом друг друга. Если вблизи гнезда появится змея, птица прибегает к сигналу тревоги. По этому сигналу к ней слетаются стаи птиц для подмоги. Различными сигналами и звуками птицы пользуются круглый год, а поют они только период гнездования. Птичье пение отличается по высоте, ритму, качеству. За дроздами признается первенство по созданию "настоящих" песен.

Воспитатель:Я предлагаю немного поиграть, вы знаете игру, в которой можно узнать, как поют птицы?

Дети: Да, игра называется "Птичьи трели"

Воспитатель показывает  картинку с изображение птиц. дети называют их и должны попытаться воспроизвести незамысловатые слова песенок птиц;

Ворона: "Кар-кар!"

Воробей: "Чив, чив, чив, чик-чирик!"

Свиристель: "Свири-свир!"

Синица: "Синь-синь-синь!"

Кукушка: "Ку-ку, ку-ку!"

Сорока: "Ча-ча-ча!

Клёст: "Цок-цек,цок-цек!"

Снегирь:"Рюм-рюм-рюм!"

Воспитатель: Мы рассказали сегодня Лесовичку, почему поют птицы. Скажите голоса каких птиц, вы слышите сейчас?

Дети. Соловей, дятел.

Лесовичок: Каких перелётных птиц вы знаете?

Ответы детей ................

Лесовичок :Кто из перелётных птиц  возвращается первым в родные края?

Дети: Грачи, как только в поле появляются проталины, прилетают грачи - первые посланцы весны.

Лесовичок: Молодцы, первые появившиеся в посёлке перелётные птицы говорят о том, что весна окончательно вступила в свои владения. А так же первыми  из перелётных птиц, в конце марта на родину возвращаются мелкие виды - скворцы, трясогузки. утки, синицы.

А кто из птиц прилетает последний? Почему?

Дети: Ласточки, стрижи, когда появляются насекомые.

Лесовичок: Птицы приносят большую пользу. Питаясь насекомыми, помогают людям сохранить леса, поля. сады и парки. Нас радует их ловкий и быстрый полёт, они дарят нам ощущение свободы и красоты, чарующие звуки трелей. Следует помнить, что люди должны бережно относится к птицам: не разрушать их гнёзда. не вырубать леса, кормить в зимний период времени. Ребята, в природе бывает такое когда во время прилётов птиц на родину из-за резкого похолодания часть птиц отлетает назад, часть погибает. Может быть не все возвращаются назад.

Птицы возвращаются с Юга по мере того, как начинают появляться  для них корм.И из-за малого количества снега на земле, из-за раннего его таяния пение синиц можно услышать уже в феврале.

Лесовичок: Чем же сейчас занимаются птицы?

Дети: Строят ремонтируют гнёзда, откладывают яйца и высиживают птенцов.

4.Рефлексивно – оценочный этап

Лесовичок: В завершении нашей сегодняшней встречи, напомните мне почему поют птицы свои песни?

О чём поют птицы весной?

Все ли птицы являются певчим?

Кто из перелётных птиц возвращается первым в родные края?

Кто из птиц прилетает последний? Почему?

Чем весной заняты птицы?

Дети.....

Лесовичок: Молодцы, всё правильно ответили. Большое вам спасибо!

Лесовичок прощается с детьми и уходит..

Воспитатель: Ребята скажите вам понравилась наша сегодняшняя экскурсия по экологической тропе "Птичий концерт" ?

Мы смогли помочь "Лесовичку?"Вам было интересно, познавательно?

Дети .............

По окончании беседы, воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру "Воробушки и кот".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по реализации образовательной области познавательное развитие " Спасение птиц"

Итоговое занятие по ФЭМП в подготовительной группе с использованием игровых технологий.Занятие построено в форме путешествия на корабле в поиске птиц,которых заточила в замке Зима.В процессе занятия д...

ПРОЕКТ реализации образовательной области познавательное развитие на тему: «Зиму встречаем» .

Проект "Зиму встречаем" предоставляет для детей и педагогов большие возможности для творчества, развивает активность. самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. расширяет и обобщает...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми раннего дошкольного возраста по реализации образовательной области познавательное развитие "Зимующие птицы" (С использованием здоровьесберегающих технологий)

Цель: познакомить детей  с жизнью зимующих птиц.Задачи:- формировать у детей представление о зимующих птицах;- продолжать формировать умение различать предметы по размеру;- развивать познавательн...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» Покормите птиц зимой.

Программное содержание:прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи:Образовательные: уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;формировать умения и навыки наблюден...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, образовательная область «Познавательное развитие» на тему "Весна пришла"

Конспект НОД на тему «Весна пришла»во второй младшей группеЦель: - закрепить представления детей о  весне, ее признаках.Задачи: - развивать связную речь, наблюдательность; -...

Конспект непрерывной образовательной деятельности (подгрупповой) образовательная область «Познавательное развитие» тема «Поздняя весна. Цветы луговые, полевые лесные»

Конспект непрерывной образовательной деятельности (подгрупповой) образовательная область «Познавательное развитие»тема «Поздняя весна. Цветы луговые, полевые лесные»...