Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области «Познавательное развитие» Тема «Такие разные насекомые».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Максимова Наталья Викторовна

Уточнить знания детей о характерных особенностях насекомых, их пользе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe_nasekomye.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе

по образовательной области «Познавательное развитие»

Тема «Такие разные насекомые».

Интеграция образовательных областей: « Речевое развитие », «Социально -  коммуникативное развитие», «Физическое развитие», « Художественно-эстетическое». 

Цель: уточнить знания детей о характерных особенностях насекомых.

Задачи:         Расширять и систематизировать знания детей о насекомых.

Продолжать развивать интерес к миру насекомых.

Развивать любознательность, дружеские взаимоотношения, речь, внимание, память.

Воспитывать  доброе отношение к насекомым.

Оборудование:  макеты деревьев, плакат «Насекомые», пенёчки, модели насекомых, костюмы и шапочки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик,  муравей, стрекоза), макет муравейника. Картинки с изображением яйца, личинки, куколки и взрослого муравья, музыкальные треки « По лесочку мы гуляем», « Звуки леса»

Предварительная работа: Беседа « Насекомые. Какие они?», чтение стихотворений, загадок о насекомых. Чтение сказки « Как муравьишка домой спешил». Художественно-эстетическое развитие по темам: рисование «Красавицы на лугу», лепка «Шмель», « Муравей», аппликация « Божья коровка», ручной труд « Гусеничка»,  д/и «Чей домик?», «Четвёртый лишний». Чтение В.А. Степанов «Про меня и муравья». Рассматривание альбома « Мир насекомых».

                                             Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в лес, отдохнем на полянке.

(звучит музыкальный трек « По лесочку мы гуляем»)

Вот мы и пришли на лесную полянку.

Кого можно встретить в лесу? (зверей, птиц).

Но звери чаще всего боятся человека.

Заяц трусливый.

Олень осторожный.

Волк тоже обойдет человека.

Птицы разлетятся, если увидят на полянке столько детей.

Ребята, а есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их много, они повсюду: на деревьях и цветах, на земле и в воздухе.

Кто это?

Вы догадались?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету.

Воспитатель:  (показывает плакат насекомых)

У насекомых тело состоит из члеников, 6 ног, крыльев, усиков.

А знаете, почему насекомые называются насекомыми?

 У насекомых есть насечки на брюшке, отсюда и название. Насекомые обитают не только на земле, но и в воде, в воздухе.

Вспомните, как передвигаются насекомые?

Дети: ( летают, ползают, прыгают, порхают).

Воспитатель: А чем питаются насекомые?

На каждое насекомое – свой корм.

Гусеницы поедают листья.

Комары питаются соком и кровью.

Божья коровка поедает тлю.

Пчелы – нектар.

Отгадайте загадку?

Тащит он соломинку

К маленькому домику

Всех букашек он сильней

Наш трудяга…..(Муравей)

(Воспитатель обращает внимание детей на макет муравейника,  который стоит около пенька, на  модель муравья )

Ребенок в костюме муравья читает стих

Под пенечком домик чей?

Он без окон и дверей!

Горка- башня из земли

А живут здесь муравьи!

Что- то в домик свой заносят,

А из домика выносят

Мелкие песчинки, разные крупинки.

Работяги – муравьи целый день

Снуют от восхода до зари

И не устают!

Воспитатель: Самый сильный на земле муравей! Да, да, ведь он переносит тяжести в 10 раз превосходящие его собственный вес. А еще муравьи прекрасные строители.

Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.

Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами.

Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.

В царских покоях живет муравьиная царица-матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи.

Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым. (Показ картинок с изображением яйца, личинки, куколки и взрослого муравья).

Муравьи полезные насекомые. Они разносят по лесу семена многих растений.

Воспитатель: А еще в лесу живет очень полезное насекомое. Отгадайте, о ком пойдет речь.

Домовитая хозяйка

Постоянно над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

Он поделится медком. 

(пчела)

Воспитатель показывает модель пчелы.

Воспитатель: Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск.  Ребята на лугу нужно быть очень осторожными, иначе можно оставить без ужина насекомых.

                       

Сценка : «Разговор с пчелой» Дети в костюмах насекомых показывают сценку по стихотворению М. Бородицкой.

Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?!»
Пчела в ответ:
« А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен:
Я берегла его на уж-жин!»

Давайте поиграем с пчелкой.

Физминутка под музыку «Пчёлки»

Мы летаем друг за другом.

Лесом и зеленым лугом.

Брюшки пестрые мелькают,

В поле пчёлки все играют.

Раз, два, три,

Сели на цветок – замри!

Воспитатель: Ой, а кто это прыгает?( показать модель кузнечика)

В лесу можно встретить кузнечика.

Ребенок в костюме кузнечика читает стих Г. Прониной «Кузнечик»

Во фраке зеленом маэстро

Взлетает на лугом в цвету

Я – гордость местного оркестра

И лучший прыгун в высоту.

Я – кузнечик, я – кузнечик

Ну, совсем как человечек-

Только маленького роста

И найти меня не просто:

Могу прыгать далеко

Не найдет меня никто.

Воспитатель: Задние лапки у кузнечика очень длинные и нескладные и, кажется, даже мешают ему ходить. Но вот кузнечик почувствовал опасность -  он осторожно подбирает их под себя, и вдруг как будто пружинка развернулась – так быстро выпрямляются эти ноги – скачок и он уже далеко.

Давайте попрыгаем как кузнечики.

Воспитатель: А еще над лугом летают красивые стрекозы и бабочки.

 

Стихи (дети в костюмах читают стихи) 

« Стрекоза»

Стрекоза-стрекоза удивлённые глаза,

Так порхала и кружилась,

Веселилась  и бодрилась.

А потом на ветку села.

Отдыхала-уморилась.

                                          И.Ревю

« Удивительный цветок…»

Удивительный цветок:
Жёлтый, красный лоскуток!
А по краю – кружева.
Ой! С усами голова!
Вот так чудо-чудеса:
Это бабочка краса!
Летняя красавица,
Очень всем нам нравится!

                                         Татьяна Лаврова.

Воспитатель: (рассказ сопровождается показом моделей насекомых бабочки и стрекозы).Эти насекомые очень красивые. У стрекозы крупные глаза. Ее глаза – два огромных радужных полушария, глядящих сразу во все стороны. Летит стрекоза над землей, и как летчик – истребитель, следит за всем, что находится в воздухе. У стрекозы 4 крыла. А у бабочки тоже 2 пары крыльев. У бабочки рот – длинный хоботок. Обычно он свернут в тоненькую тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка.

Воспитатель: Давайте вспомним какую мы с вами знаем пальчиковую игру про бабочку и поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая игра « Бабочка».

Видишь, бабочка летает

(Скрестить запястья обеих рук и прижать ладошки тыльной

 стороной друг к другу. Пальцы не сгибать.

 Легким, не редким движением рук

в запястьях имитировать полет бабочки)

На лугу цветы считает.

(Считаем пальчики)

- Раз, два, три, четыре, пять.

Ох, считать, не сосчитать!

(Хлопки в ладоши)

За день, за два и за месяц…

(Шагаем пальчиками по столу)

Шесть, семь, восемь, девять, десять

(Считаем пальчики)

Даже мудрая пчела

(Хлопки в ладоши)

Сосчитать бы не смогла!

Воспитатель: На цветах, травинках можно увидеть интересного жука.

Отгадайте загадку.

С листьев тлю она съедает

Следить за садом помогает

Вот она взлетает ловко

Это……

Дети:  Божья коровка. Воспитатель обращает внимание детей на  модель божьей коровки.

Воспитатель: Божьи коровки хищники. Питаются тлей, тем самым спасают деревья. Божья коровка – полезное насекомое. Если тронешь божью коровку, она тут же намажет тебе резко пахнущей жидкостью, предупреждает: «Не трогайте меня, я невкусная»

Воспитатель: Ребята, слышите, кто–то к нам летит.( воспитатель достаёт модель мухи на палке).Кто это?

Дети: Муха.

Воспитатель: Да, это муха к нам прилетела. Муху можно встретить не только в лесу, но и у нас дома.

Воспитатель: Муха – небольшое насекомое, голова вся как будто состоит из огромных глаз. Во рту – хоботок, он жадно слизывает все вкусное, а на всех шести ногах – подушечки присоски.

Воспитатель: Мир насекомых полон тайн. Люди, которые изучают насекомых, ловят их большими сочками, описывают интересные наблюдения в энциклопедиях - это энтомологи.  Мы должны с вами беречь и охранять природу. Вот и подошло наше  путешествие  к концу. Пора возвращаться в детский сад.

Итог занятия.

  Где мы с вами побывали. Кого видели? Что вам запомнилось больше всего? Какие вы все  молодцы!

                                   

Список литературы.

А.А Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова, И.К. Белова « Здравствуй, мир!» Москва Баласс 2003

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе. Экология.» Воронеж 2010

 Н.В. Елкина «1000 загадок про всё на свете». Изд.: Академия Развития 2013

Т. Шорыгина « Насекомые. Какие они?» Изд.: Гном 2018

Т. Шмелёва « Пальчиковые игры» Изд.: Ювента М 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогической ситуации с детьми І младшей группы (2-3 года) по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Кто такой цыплёнок?»

Данное занятие является частью образовательной программы по развитию познавательной деятельности детей первой младшей группы. Применяемая игровая ситуация даёт детям представление о цыплёнке, расширяе...

Конспект итогового занятия по математике Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Путешествие в королевство математики» (Подготовительная группа)

Образовательная область:  познавательное развитиеВозрастная  группа:   подготовительная Тема занятия: «Путешествие в королевство математики».Цель: закрепление и об...