Открытое занятие на тему «Тропинка в чудесный растительный мир».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шейнова Екатерина Алексеевна

Цель:

  1. Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.
  2. Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой.
  3. Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx239.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36» города Ярославля

https://deti-i-mama.ru/wp-content/uploads/2017/11/tropinka-zagadka.jpg

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

НА ТЕМУ:

«ТРОПИНКА В ЧУДЕСНЫЙ РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР».

Воспитатель:

Шейнова Е.А.

2020-2021 учебный год

Экологическая тропа: «Удивительное рядом»

Старшая группа.

«Надо понять, чтобы полюбить; полюбить, чтобы понять»

Сухомлинский В.А.

Цель:

  1. Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.
  2. Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой.
  3. Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

Этапы создания и оформления тропы:

  1. Детальное обследование уголка природы группы и выделение наиболее интересных объектов.
  2. Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.
  3. Выбор хозяина тропинки – сказочного персонажа.
  4. Составление паспорта всех точек тропинки.
  5. Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
  6. Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

Организация экологической тропы в группе.

  • Изучаем литературу для разработки экологической тропы
  • Подбирается материал, соответствующий для детей старшего возраста и позволяющий наблюдать (познавать) наиболее интересные объекты на экологической тропе.
  • Материал и формы работы подбираются разнообразные; необычное, интересное и увлекательное для детей.
  • Составляется картосхема экологической тропы уголка природы группы, на которой указываются и отмечаются значками стоянки экологической тропинки.
  • Хозяином экологической тропы стал придуманный воспитателем сказочный герой – кукла БИ-БО-БО «Садовёнок», который предлагает детям задания из корзинки.
  • Перед походом проводится предварительная работа: чтение стихов, прозы об объектах тропы, беседа о правилах ухода за объектом, правилах поведения.
  • Проводится беседа о русском народном герое «Домовёнке», его роли в народном творчестве, подводя детей к происхождению придуманного героя «Садовёнка»
  • При походе по тропе предусмотрено место, где можно отдохнуть, поиграть, послушать спокойную музыку.
  • После похода по тропе в «центре творчества», оборудованного в группе, можно сделать зарисовки или вылепить из пластилина, сделать аппликацию чего-то понравившегося.

Стоянками экологической тропы являются:

  1. «Волшебный цветник»
  2. «Чудесный огород»
  3. «Могучий лес»
  4. Игра «Угадай на вкус»

Содержание работы по прохождению экологической тропы.

Создаем игровую ситуацию.

Воспитатель вносит корзинку и сообщает, что не видела, кто её оставил, делая вид, что не понимает, откуда она взялась и предлагает детям поразмышлять и высказаться о том, как эта корзина могла оказаться в нашем детском саду. Постепенно подводя детей к мысли, что кто-то её мог потерять. Вместе с детьми осматривают корзинку, где находят письмо (записку).

«Здравствуйте!

Если вы читаете это письмо,

Значит, нашли мою корзинку.

Я иногда бываю немного рассеян

И наверно забыл её где-то.

Очень прошу её вернуть,

Ведь она не простая!

И она мне очень нужна,

А я за это обещаю вам рассказать

И показать много интересного».

Садовёнок

После воспитатель, пытается выяснить у детей:

  • Кто такой «Садовёнок» и где его можно найти, чтобы вернуть ему корзинку? Дети высказывают различные предположения.

Воспитатель рассказывает, что с давних времен в русском народном творчестве существует сказочный герой «Домовёнок», и люди верят, что он защищает дом от несчастий (вспоминают недавно просмотренный мультфильм «Домовёнок Кузя»), постепенно подводя детей к происхождению «Садовёнка» (словообразование от слова сад). Вместе с детьми приходят к мысли, о том, что он живет в уголке природы.

Воспитатель незаметно меняет корзинку на похожую, где лежат иллюстрации, картосхема и др.

«Садовёнок»: Ребята, здравствуйте! Вы нашли мою корзинку, спасибо большое. Берет корзинку.

  • А ведь моя корзиночка не простая, а волшебная

Произносит волшебные слова и показывает корзиночку детям, в корзиночке сверху лежит картосхема.

  • Ой, посмотрите, что это в корзиночке?

Дети берут картосхему, разворачивают её, рассматривают.

  • Моя корзиночка приглашает вас в путешествие.

Воспитатель берет куклу, и дальше от лица сказочного персонажа проводит путешествие

  1. Стоянка: «Волшебный цветник»

Цели: формирование обобщенных представлений о сезонных изменениях в природе; уточнить названия цветов, их строение (найти стебель, листья, цветки, корни).

Загадка о цветнике. (Загадывает «Садовёнок»)

Нарядные сестрёнки

Весь день гостей встречают,

Мёдом угощают (цветы)

«Садовёнок» задает детям вопросы.

  • Какое сейчас время года? Ответы детей
  • Что происходит с растениями весной? Ответы детей
  • Для чего нужны растениям листья, корень? Ответы детей
  • Можно ли их срывать? Ответы детей
  • Что надо сделать, чтобы весной цветы выросли? Ответы детей
  • Что помогает цветам расти? (Солнце, дождь, земля насекомые и люди.) Ответы детей

Воспитатель: Вы стоите рядом с этими чудесными цветами.

  • Что вы видите, чувствуете, какие мысли приходят к вам? (Дети обмениваются своими впечатлениями)
  • Для чего же человек создаёт цветники? (Цветники украшают город, радуют жителей) 

Исследовательская деятельность: на столах картинки с цветами, и семена

Цель: закреплять умение различать луковичные от семенных цветов.

Игровая деятельность: (тюльпан, гладиолус, лилии, и семена др.цветов)

  1. Стоянка: «Чудесный огород»

Цель:  создание условий для развития у детей представления о росте и формировании растений на разных этапах его развития.

Материалы: семена, помидор, огурцов, головки лука.

Предварительная работа: рассматривание семян, иллюстраций  овощей, рассказы из личного опыта детей, просмотр мультфильма «Веселый огород», дидактическая игра «Чье семечко?»

Вопросы:

  • Дети, скажите, что растет на грядке? (Ответы детей – морковь, огурец, помидор и др).
  • Как всё это назвать одним словом? (Ответы детей – это овощи).
  • Вспомните, какие ещё овощи вы знаете? (Ответы детей).
  • А кто выращивает овощи? (Ответы детей).
  • Расскажите, зачем люди выращивают овощи? (Ответы детей).

Исследовательская деятельность: на столах картинки с овощами, и их семена

Цель: закреплять умение различать луковицы от семян и клубней.

Игровая деятельность: сортировка овощей по виду семян в разные контейнеры.

Физкультурная минутка: Упражнение «Расскажи стихи руками»

Станем мы деревьями (Дети ставят ноги на ширине плеч, руки на поясе)

Сильными, большими

Ноги – это корни (раздвигают ноги шире)

Их расставим шире

Чтоб держали дерево (сжатый кулак ставят)

Падать не давали (над другим кулаком)

Из глубин далеких (наклоняются, складывают ладошки чашкой)

Воду доставали, (разгибаются)

Тело наше – ствол могучий (раскрытыми ладонями проводят вдоль тела вниз)

Он чуть-чуть качается (покачиваются из стороны в сторону)

И своей верхушкой острой (складывают ладошки шалашиком острым Концом вверх)

В небо упирается, (поднимают соединенные руки вверх)

Наши руки – это ветви (раскрывают ладони в поднятых руках, пальцы направляют от себя)

Крону вместе образуют (смыкают пальцы над головой)

В кроне им совсем не страшно (качают головой)

Когда ветры сильно дуют (качают поднятыми руками)

Пальцы – веточками будут (шевелят пальцами обеих рук)

Листья закрывают их (прикрывают одну ладонь другой)

Как придет за летом осень (поднимают вверх правую руку, затем левую)

Разлетятся листья вмиг (разводят руки в сторону)

  1. Стоянка «Могучий лес»

Цель. Совершенствовать представления детей о жизни деревьев, их взаимосвязи в природе.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстрации изображающие деревья. Беседы о деревьях в разное время года, о значении в жизни человека. Дидактические игры «Четвертый лишний», «Живое - неживое»

Материал. Знаки разрешающие и запрещающие, красный и зеленый обруч, Иллюстрации изображающие деревья, лес, карточки для игры «Из семечка в дерево».

Вопросы:

  • Посмотрите ребята вокруг, что вы видите? (Ответы детей: деревья).
  • Назовите эти деревья? (Ответы детей: сосна, береза, яблоня и т.д.).
  • Чем похожи все деревья? А чем отличаются? (Ответы детей: деревья похожи тем, что есть ствол, корни, ветки, листья. Есть деревья плодовые, лиственные и хвойные).

Исследовательская деятельность: на столах картинки с деревьями, и их семена

Игровая деятельность: «Из семечка в дерево». Вот 4 карточки нужно разложить, так что было понятно, как из семечка выросла яблоня.

  1. Игра «Угадай на вкус»

Присаживайтесь здесь возле стола, ребята. Игра «Угадай на вкус».

Воспитатель. Сейчас каждый из вас по очереди закроет глаза, а я положу ему в рот кусочек овоща или фрукта. Вы попробуете его и скажите, что это за овощ/фрукт и, какой он на вкус? Каждому ребенку дают попробовать: морковь, помидор, огурец, яблоко, мандарин, банан. Ребенок должен по вкусу отгадать овощ/фрукт.

Итог

Земля – наш дом. Трудно представить себе землю без растительного мира. Растения – чудесное творение природы. Они прекрасны во все времена года. В природе происходит много необычного, интересного. Нужно только уметь увидеть. А увидишь - узнать захочешь. Узнаешь – непременно полюбишь, а полюбишь – в обиду не дашь. Человек многое может. От человека зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять ее.

Воспитатель: Вам понравилось путешествовать

Что нового вы узнали в ходе путешествия? Ответы детей

Что вам больше всего понравилось? Ответы детей

Садовенок: Мне сегодня тоже понравилось с вами путешествовать. Вы были очень активными, внимательными. Я думаю, что вы будите беречь природу, заботится о ней.

Список литературы

Баттерфилд М. Цветок. – М.: Фламинго, 1998.

Баттерфилд М. Птица. – М.: Фламинго, 1998.

Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с   природой. - М.: Просвещение, 1978.

Зубкова Т., Аромштам М. В гостях у старого дерева. – М.: Чистые пруды, 2007.

Павлова Н.М. Загадки цветов. – Л.: Детская литература,1977.

Смирнова В.В. Тропинка в природу. – СПб: 2001.

Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году? – М.: Гном и Д, 2001.

Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они? – М.: Гном и Д, 2001.

Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? – М.: Гном и Д, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие на тему: «Тропинка дружбы»

Цель:  создание условий в ДОУ по формированию основ толерантности у дошкольников с помощью сказкотерапии.Задачи:Развивающие:развивать нравственно-эмоциональные качества: сочувствие, сопереживание...

Открытое занятие на тему "Чудесный песок"

МуНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДННИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6»          Технологическая карта (КОНСТРУКТ)организации сов...

Открытое занятие по экологическому воспитанию «Тропинка в чудесный растительный мир»

Цель:1. Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологического уголка в группе.2. Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с при...

Фрагмент открытого занятия на экологической тропе в средней группе

Расширять представления детей о зимующих птицах, их повадках. Учить узнавать и называть птиц. Обогащать знания новыми словами и понятиями. Развивать наблюдательность, память. Воспитывать любознатель...