Открытое занятие по экологическому воспитанию «Тропинка в чудесный растительный мир»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гуюмчян Лара Сосовна

Цель:

1. Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологического уголка в группе.

2. Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой.

3. Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rastitelnyy_mir_1.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по экологическому воспитанию «Тропинка в чудесный растительный мир»

Гуюмчян Л. С.

Экологическая тропа: «Удивительное рядом»

Старшая группа.

«Надо понять, чтобы полюбить; полюбить, чтобы понять»

Сухомлинский В. А.

Цель:

1. Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологического уголка в группе.

2. Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой.

3. Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

Этапы создания и оформления тропы:

1) Детальное обследование уголка природы группы и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.

3) Выбор хозяина тропинки – сказочного персонажа.

4) Составление паспорта всех точек тропинки.

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

Предварительная работа по заданному направлению

Изучаем литературу для разработки экологической тропы

Подбирается материал, соответствующий для детей старшего возраста и позволяющий наблюдать (познавать) наиболее интересные объекты на экологической тропе.

Материал и формы работы подбираются разнообразные; необычное, интересное и увлекательное для детей.

Составляется картосхема экологической тропы уголка природы группы, на которой указываются и отмечаются значками стоянки экологической тропинки.

Хозяином экологической тропы стал придуманный воспитателем сказочный герой – кукла БИ-БО-БО «Садовёнок», который предлагает детям задания из корзинки.

Перед походом проводится предварительная работа: чтение стихов, прозы об объектах тропы, беседа о правилах ухода за объектом, правилах поведения.

Проводится беседа о русском народном герое «Домовёнке», его роли в народном творчестве, подводя детей к происхождению придуманного героя «Садовёнка»

При походе по тропе предусмотрено место, где можно отдохнуть, поиграть, послушать спокойную музыку.

После похода по тропе в «центре творчества», оборудованного в группе, можно сделать зарисовки или вылепить из пластилина, сделать аппликацию чего-то понравившегося.

Стоянками экологической тропы являются:

1. «Волшебный цветник»

2. «Чудесный огород»

3. «Из семечка в яблоню»

4. Игра «Угадай на вкус»

Ход занятия

Создаем игровую ситуацию.

Воспитатель вносит корзинку и сообщает, что не видела, кто её оставил, делая вид, что не понимает, откуда она взялась и предлагает детям поразмышлять и высказаться о том, как эта корзина могла оказаться в нашем детском саду. Постепенно подводя детей к мысли, что кто-то её мог потерять. Вместе с детьми осматривают корзинку, где находят письмо (записку).

«Здравствуйте!

Если вы читаете это письмо,

Значит, нашли мою корзинку.

Я иногда бываю немного рассеян

И наверно забыл её где-то.

Очень прошу её вернуть,

Ведь она не простая!

И она мне очень нужна,

А я за это обещаю вам рассказать

И показать много интересного».

Садовёнок

После воспитатель, пытается выяснить у детей:

Кто такой «Садовёнок» и где его можно найти, чтобы вернуть ему корзинку? Дети высказывают различные предположения.

Воспитатель рассказывает, что с давних времен в русском народном творчестве существует сказочный герой «Домовёнок», и люди верят, что он защищает дом от несчастий (вспоминают недавно просмотренный мультфильм «Домовёнок Кузя», постепенно подводя детей к происхождению «Садовёнка» (словообразование от слова сад). Вместе с детьми приходят к мысли, о том, что он живет в уголке природы.

Воспитатель незаметно меняет корзинку на похожую, где лежат иллюстрации, картосхема и др.

«Садовёнок»: Ребята, здравствуйте! Вы нашли мою корзинку, спасибо большое. Берет корзинку.

А ведь моя корзиночка не простая, а волшебная

Произносит волшебные слова и показывает корзиночку детям, в корзиночке сверху лежит картосхема.

Ой, посмотрите, что это в корзиночке?

Дети берут картосхему, разворачивают её, рассматривают.

Моя корзиночка приглашает вас в путешествие.

Воспитатель берет куклу, и дальше от лица сказочного персонажа проводит путешествие

1. Стоянка: «Волшебный цветник» (стол слева в зале)

Цели: формирование обобщенных представлений о сезонных изменениях в природе; уточнить названия цветов, их строение (найти стебель, листья, цветки, корни).

Представления детей: цветы – это растения, их нужно поливать, за ними нужно ухаживать, они радуют людей.

1 этап: Мотивирование к деятельности.

На «столике удивления» - картинка цветов (тюльпан, нарцисс, лилии)

Воспитатель: Ребята, сегодня я для вас приготовила сюрприз. Попробуйте угадать, что изображено на картинках? Высказывания детей.

Загадка о цветнике. (Загадывает «Садовёнок»)

Нарядные сестрёнки

Весь день гостей встречают,

Мёдом угощают (цветы)

«Садовёнок» задает детям вопросы.

Какое сейчас время года? Ответы детей

Что происходит с растениями весной? Ответы детей

Для чего нужны растениям листья, корень? Ответы детей

Можно ли их срывать? Ответы детей

Что надо сделать, чтобы весной цветы выросли? Ответы детей

Что помогает цветам расти? (Солнце, дождь, земля насекомые и люди.) Ответы детей

Воспитатель: Вы стоите рядом с этими чудесными цветами.

Что вы видите, чувствуете, какие мысли приходят к вам? (Дети обмениваются своими впечатлениями)

Для чего же человек создаёт цветники? (Цветники украшают город, радуют жителей)

2 этап: Создание проблемной ситуации

На «полочке»: под салфеткой – открываем: семена-луковицы.

3 этап. Открытие «удивительного рядом».

Воспитатель убирает салфетку. Задает вопрос детям: что же они видят? Высказывания детей.

Предлагаю вам рассмотреть все эти семена. Давайте определим:

Какую форму имеют семена, какого они размера? Какого они цвета, какие они на ощупь?

Воспитатель: А какие луковичные растения вы знаете? Дети называют названия растений.

Весной первыми зацветают тюльпаны, нарциссы. Летом на клумбах распускаются королевы – лилии, гладиолусы. Осенью зацветает безвременник. Зимой луковичные радуют нас своими цветами дома. Это кливия.

Вот мы с вами и познакомились с некоторыми представителями семейства луковичные. А теперь мы будет учиться сажать эти растения.

4 этап. Проживание новых представлений в деятельности.

Чтобы вам было понятнее как сажать растения, я для вас разработала технологическую карту – схему посадки луковиц. На этой карте изображена пошаговая последовательность посадки. Обращайте на нее свое внимание, если что-то забудете.

1 карточка Насыпаем землю в стаканчик, рассадочный ящик, песок в полиэтиленовый мешок.

2 карточка Проводим бороздки или делаем лунку палочкой для посадки семян и луковиц.

3 карточка Поливаем землю.

4 карточка Кладем семена, очищаем луковицы от сухих чешуй.

5 карточка Засыпаем лунки с семенами землей, луковицы немного заглубляем в земле.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились. А теперь мы отправляемся с вами дальше.

2. Стоянка: «Чудесный огород»

Цель: создание условий для развития у детей представления о росте и формировании растений на разных этапах его развития.

Предварительная работа: рассматривание семян, иллюстраций овощей, рассказы из личного опыта детей, просмотр мультфильма «Веселый огород», дидактическая игра «Чье семечко?»

Представления детей: Овощи растут на грядке, вырастают из семян, человек использует их в пищу.

1 этап: Мотивирование к деятельности.

На «столике удивления» - картинка с различными овощами (картофель, огурец, помидор, лук)

Воспитатель: Ребята, что изображено на картине? Высказывания детей.

Вопросы:

Дети, скажите, что растет на грядке? (Ответы детей – морковь, огурец, помидор и др).

Как всё это назвать одним словом? (Ответы детей – это овощи).

Вспомните, какие ещё овощи вы знаете? (Ответы детей).

Расскажите, зачем люди выращивают овощи? (Ответы детей).

2 этап: Создание проблемной ситуации

На «полочке удивления»: под салфеткой – открываем: семена, луковицы и клубни.

3 этап. Открытие «удивительного рядом».

Воспитатель убирает салфетку. Воспитатель: это семена, почему же они не похожи? Дети: Это семена разных растений.

Воспитатель: Правильно. Вот семена помидоров. Какие они? Дети: маленькие, темные, круглые, немного бархатистые.

Воспитатель: Вот семена огурца. Дети: они овальные, почти белые, с острым кончиком.

Воспитатель: А это семена … (лука). Молодцы! Как вы догадались? Дети: семя лука это маленькая луковичка.

Воспитатель: Да, дети, все семена разные, и все они живые! В каждом семени живет растение! Сейчас семена «спят». Если создать необходимые условия, эта сила поможет семени дать росток, растению вырасти, зацвести и принести плоды. Но прежде, чем посадить семя в землю, ему нужно прорасти.

Воспитатель: А какие условия нужны семенам для того, чтобы они проросли, и могли развиваться дальше? Дети: земля, вода, тепло и свет.

4 этап. Проживание новых представлений в деятельности.

Воспитатель: На вагончиках поезда нарисованы процессы посева семян. Обращайте на нее свое внимание, если что-то забудете.

1 вагончик Насыпать в ёмкость почву, немного прижать лопаткой.

2 вагончик Палочкой сделать бороздку.

3 вагончик Положить семечко.

4 вагончик Присыпать землёй.

5 вагончик Полить.

Воспитатель: Перед тем как приступить к посадке овощей, давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Овощи»

Раз, два, три, четыре, (хлопки в ладоши)

Дети овощи учили: (сгибания и разгибания кистей рук)

Лук, редиска, кабачок, (загибаем пальцы)

Хрен, морковка, чесночок (на слове «чесночок» - хлопок в ладоши).

Воспитатель: Приглашаю всех к столу для посева семян. Дети выполняют посев семян.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились. А теперь мы отправляемся с вами дальше.

3. Стоянка «Из семечка в яблоню»

Цель. Совершенствовать представления детей о жизни деревьев, их взаимосвязи в природе.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстрации изображающие плодовые деревья. Беседы о деревьях в разное время года, о значении в жизни человека. Дидактические игры «Живое - неживое»

Представления детей: есть фруктовые деревья.

1 этап: Мотивирование к деятельности.

На «столике удивления» - картинка с различными фруктами и фруктовыми деревьями (яблоня, груша и т. д.)

Воспитатель: Ребята, что изображено на картине? Высказывания детей.

Вопросы:

Назовите эти деревья? Ответы детей.

Чем похожи все деревья? Ответы детей: деревья похожи тем, что есть ствол, корни, ветки, листья, плоды.

2 этап: Создание проблемной ситуации

На «полочке удивления»: под салфеткой – открываем: яблоко, слива, груша, персик.

3 этап. Открытие «удивительного рядом».

Воспитатель убирает салфетку. Воспитатель: фрукты, почему же они здесь? Ответы детей.

Внутри фруктового плода находятся семена. Они нужны растению для размножения. Если эти семена посадить в землю, из них вырастут новые растения. Но в некоторых плодах есть только одно семя. Оно крупное и покрыто прочной оболочкой. Его называют косточкой. Это персик, абрикос, слива. А есть фрукты, внутри которых находится несколько семян. Они небольшого размера и не очень твердые. Такие фрукты называют семечковыми. Семечковые фрукты — это яблоки, груши.

4 этап. Проживание новых представлений в деятельности.

Игровая деятельность: «Из семечка в дерево». Вот карточки нужно разложить, так что было понятно, как из семечка выросла яблоня.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились. А теперь мы отправляемся с вами дальше.

4. Игра «Угадай на вкус»

Присаживайтесь здесь возле стола, ребята. Игра «Угадай на вкус».

Воспитатель. Сейчас каждый из вас по очереди закроет глаза, а я положу ему в рот кусочек овоща или фрукта. Вы попробуете его и скажите, что это за овощ/фрукт и, какой он на вкус? Каждому ребенку дают попробовать: морковь, помидор, огурец, яблоко, мандарин, банан. Ребенок должен по вкусу отгадать овощ/фрукт.

Итог

Земля – наш дом. Трудно представить себе землю без растительного мира. Растения – чудесное творение природы. Они прекрасны во все времена года. В природе происходит много необычного, интересного. Нужно только уметь увидеть. А увидишь - узнать захочешь. Узнаешь – непременно полюбишь, а полюбишь – в обиду не дашь. Человек многое может. От человека зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять ее.

Воспитатель: Вам понравилось путешествовать

Что нового вы узнали в ходе путешествия? Ответы детей

Что вам больше всего понравилось? Ответы детей

Садовенок: Мне сегодня тоже понравилось с вами путешествовать. Вы были очень активными, внимательными. Я думаю, что вы будите беречь природу, заботится о ней.

Список литературы

Баттерфилд М. Цветок. – М. : Фламинго, 1998.

Баттерфилд М. Птица. – М. : Фламинго, 1998.

Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М. : Просвещение, 1978.

Зубкова Т., Аромштам М. В гостях у старого дерева. – М. : Чистые пруды, 2007.

Павлова Н. М. Загадки цветов. – Л. : Детская литература,1977.

Смирнова В. В. Тропинка в природу. – СПб: 2001.

Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году? – М. : Гном и Д, 2001.

Шорыгина Т. А. Цветы. Какие они? – М. : Гном и Д, 2001.

Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? – М. : Гном и Д, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию для детей старшей группы

Формирование представления детей о свойствах воды. Развитие дивергентного мышления при выборе способа действия, развитие тактильных восприятий. Стимулирование самостоятельного формирования выводов дет...

Открытое занятие по экологическому воспитанию во второй младшей группе

открытое занятие во второй младшей группе по экологическому воспитанию. интереснаябаза обыгрывания ситуации, с практической работой малышей....

Открытое занятие по экологическому воспитанию" Прогулка в лес"

Данное занятие строилось на принципах усвоенных знаний, соответственных наблюдений, воспитание любви и бережного отношения к природе, а так же на совершенствование речи детей, развития их мышлен...

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию дошкольников.Тема:"Дикие животные леса"

Программное содержание.Задачи:-закрепить представления детей о лесе, как месте обитания диких животных;-закрепить понятие "дикие животные",умение различать и называть их жилища;-развивать наблюда...

Открытое занятие по экологическому воспитанию в ДОУ во II младшей группе на тему: "Волшебные ЛЬДИНКИ"

Образовательная область «Познание»: природный мир. Цель: Развивать у младшего дошкольного возраста способность к экспериментальной деятельности. Программные задачи:Образовательные: 1. Знаком...