Педагогический проект: "Земля - матушка, а хлеб - батюшка"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ivanova Elena Vladimirovna

Педагогический проек: "Земля - матушка, а хлеб - батюшка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx60.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 136 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

Деятельности по физическому направлению развития детей»

«Педагогический проект: «Земля – матушка, а хлеб – батюшка»

Воспитатели: Иванова Елена Владимировна

                        Каминская Юля Борисовна

Красноярск, 2017

Наименование: «Педагогический проект: «Земля – матушка, а хлеб – батюшка».

Содержание проекта.

Актуальность реализации проекта:

В русской культуре хлеб всегда занимал особое место. Ведь практически все славянские племена имели особый обычай – считалось, что люди, разделившие между собой хлеб, становятся друзьями на всю оставшуюся жизнь. Именно хлеб считался связующим звеном между народами.

          С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.[1]

Времена проходят поколения сменяются, а хлеб по-прежнему остается главным  элементом культуры русского народа. Хотя, не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Дети привыкли к постоянному присутствию хлеба на столе, не представляя, с каким тяжелым трудом хлеб, приходит на стол. Как же научить уважать хлеб?

Проблема:

Дети не знают обычаев связанных с хлебом, с каким уважением наши предки относились к хлебу. Есть ли польза от хлеба?  От чего зависит вкус и цвет хлеба? Можно ли прожить без хлеба? Как хлеб попадает на наш стол? При реализации данного проекта мы хотели найти ответы на эти вопросы, а также привить любовь и уважительное отношение к хлебу с детского возраста.

Цель:

        Создавать условия для изучения обычаев, связанных с хлебом, а также для  представления воспитанниками процесса выращивания, переработки и выпекания хлеба, через интеграцию образовательных областей и разных видов деятельности.

Задачи:

Воспитательная:

  • воспитывать бережное отношение к хлебу;
  • воспитывать уважительное отношение к труду людей, благодаря которым хлеб является неотъемлемой частью нашего ежедневного питания.

Обучающая:

  • познакомить со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
  • познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку;
  • расширять представление детей о многообразии хлебных продуктов;
  • расширять и обогащать знания детей о хлебе, и его изготовлении.
  • активизировать речь, мышление, расширять словарь, развивать фантазию, творчество, воображение;
  • расширять знания у детей о значении хлеба в жизни человека;

Развивающая:

  • развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
  • развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
  • развивать творческие способности в процессе совместной деятельности, любознательность, наблюдательность.

Тип проекта:  информационно-исследовательский,  краткосрочный.

Участники проекта: воспитатели;  дети старшей группы и их родители.

Сроки проведения:  27.02.2017 – 10.03.2017 года.

Возраст детей: 5-6 лет.

Этапы работы.

Этапы работы.

Виды деятельности.

1 этап.

Начальный.

1. Довести до детей и их родителей важность проблемы.

2. Подобрать методическую, познавательную, художественную литературу, иллюстрационный материал по данной теме.

3. Подобрать материалы для игровой деятельности.

4. Подобрать необходимые материалы для творческой и исследовательской деятельности.

5. Составить перспективный план мероприятий.

2 этап.

Практический.

  1. Игровая деятельность.

Сюжетно-ролевая игра:

  • «Булочная»;
  • «Кулинария»;
  • «Пекарня»;
  • «Хлебозавод».

Подвижные игры:

  • Игра-эстафета «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор;
  • Подвижная игра «Кто быстрее соберет колосья?»; 
  • Подвижная игра «Дружные зерна»;
  • Подвижная игра «Покажи колосок»;
  • Игра – эстафета «Хлебный магазин»;
  • Командная игра «Собери каравай» (пазлы);
  • Подвижная игра «Мышеловка»;
  • Старинная русская народная игра «Жнецы и пахари».

Дидактические игры:

  • «Назови профессию»;
  • «Что из какой муки испекли»;
  • «Что сначала, что потом»;
  •  «А какой он, хлеб»;
  • «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;

Приложение:

Задачи: Расширить  представления  детей  о  профессиях  людей,

занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.  

Ход  игры: педагог  начинает  предложение,  дети  заканчивают

(например:  на  комбайне  работает  …  комбайнер;  на  мельнице  работает  …

мукомол и т.д.)

Задачи: развивать познавательный интерес, память, обогащать

словарный запас.  

Ход игры: дети, стоящие по кругу, называют различные

хлебобулочные изделия; победит тот, кто назовет больше таких изде

  1. Познавательное развитие.

Беседы:

  • «Что ты знаешь о хлебе?»;
  •  «Как хлеб на стол пришел»;
  • «Где хлеб родится?»;
  • «Какой бывает хлеб?»;
  • «Берегите хлеб».

Развитие познавательно-исследовательской деятельности:

Исследовательская деятельность:

  • «Экспериментирование с мукой»
  • Рассматривание под лупой и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
  • Наблюдение за прорастанием семян (ведение календаря).

Ознакомление с предметным окружением:  

  • «Предметы, облегчающие труд человека» (О.В. Дыбина «Занятие по ознакомлению с окружающим миром»).

Ознакомление с социальным миром:

Знакомство с профессиями:

  • Агроном;
  • Мукомол;
  • Комбайнёр;
  • Тракторист;
  • Пекарь.

Ознакомление с миром природы:

  • Беседа «Любите землю-матушку» (Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»).

Конструктивно-модельная деятельность

  • Машины (грузовики, комбайны). Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала».

Просмотр фильмов:

  • «По секрету всему свету. Как получается хлеб».
  • «Галилео. Хлеба»;
  • «Путь хлеба»;
  • «Детям о профессиях. Труд комбайнера»;
  • «По секрету всему свету. Как растет пшеница».

Просмотр мультимедийной презентации:

  • «Откуда к нам хлеб пришел?».
  • Презентация на тему: " Хлеб. Презентация для детей. Воспитатель ГБДОУ 78 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Калина М.А."
  1. Речевое развитие. 

Чтение художественной литературы о хлебе.

  • Сказки: «Легкий хлеб». «Крылатый, мохнатый, да масляный». «Колосок».
  • Я. Аким «Пшеница».
  • С. Михалков «Булка».
  • Я. Бруштейн «А бабушка сушила сухари…»
  • Я. Дягутите «Руки человека».
  • Ольга Стратонович «Хлеб».
  • Т. Шорыгина «Ломоть хлеба».
  • Г. Ладонщиков «Рождение караваев»
  • И. Токмакова «Что такое хлеб».
  • Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог».
  • В. Дацкевич «От зерна до каравая».
  • Ю. Круторогов «Дождь из семян».
  • М. Глинская «Хлеб»
  • Я. Тайц «Все здесь».

Проговаривание скороговорок о хлебе:

  • Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
  • Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.
  • Хорош пирожок - внутри творожок
  • Саша любит сушки, Соня - ватрушки
  • Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи

Пословицы и поговорки о хлебе:

  • Будет хлеб, будет и обед
  • Без соли, без хлеба — половина обеда.
  • Без соли не вкусно, а без хлеба несытно.
  • Без хлеба куска везде тоска.
  • Без хлеба живот никогда не живет.
  • Без хлеба сыт не будешь.
  • Вода вымоет, хлеб выкормит.
  • Горькая работа, зато сладок хлеб.
  • Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.
  • Хлеб бросать — труд не уважать.
  • Покуда есть хлеб да вода — все не беда.
  • Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.
  • Хлеб — батюшка, вода — матушка.
  • Хлеб — всему голова.
  • Хлеб наш насущный: хоть черный, да вкусный.
  • Хлеб ногами топтать — народу голодать.
  • Хлебом люди не шутят.

Приметы о хлебе:

  • Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
  • Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
  • Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
  • Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
  • Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
  • Если во время праздничной еды кусок хлеба выпадет из рук, то это значит, что вскоре прибудет почетный гость. 
  • Если кто, обедая или ужиная, возьмет кусок хлеба и, не доев его, забывшись, тот кусок оставит и возьмет другой, то это означает, что кто—то из его родных терпит голод или нужду. 
  • Нельзя есть кусок хлеба, которым приманивали какое-нибудь животное, в особенности собаку, а следует отдать его этому животному, иначе кусок застрянет в горле. 
  • Нельзя ронять ни одной крошки хлеба, сорить хлебом: будет неурожай и голод. 
  • Хлеб выбрасывать - большой грех. Кто недоеденные куски бросает, а не птицам скармливает, тот бедным станет.
  • Кто за столом не доедает хлеб и оставляет объедки, тот будет видеть тревожные, мучительные сны.

Заучивание стихотворения:

С. Погореловский « Вот он хлебушек душистый».

  1. Художественно-эстетическое развитие. 

Рассматривание репродукций  картин:

  • И. Шишкин «Рожь»
  • Б. Кустодиев «Булочник»
  • А. Цорн «Выпечка хлеба»
  • Корзухин А.И. «У краюшки хлеба»
  • «Хлеб» (1949г.), Вольная копия картины Т. Яблонской. Караваев Олег

Прослушивание музыкальных композиций:

  • Людмила Зыкина «Песня о хлебе».
  • Геннадий Белов «Хлеба».
  • Кубанский казачий хор «Хлеб всему голова».

Художественно-эстетическое развитие (Рисование).

  • «Мельница»
  • «Машины села».
  • «Рисование на муке» (пальцами).

Художественно-эстетическое развитие (Аппликация).

  • «Машины с зерном едут по улице»

Художественно-эстетическое развитие (Лепка).

  • «Колосок»;
  1. Социально-коммуникативное развитие.
  •  «О правильном питании и пользе витаминов» («Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая)

Опытно – экспериментальная деятельность:

  • Выращивание семян (посадка, поливка, уход);
  • Замешивание теста и выпечка хлеба;
  • Отделяем зерна от плевел.

Просмотр мультфильма

  • «Хлеб»
  •  «История о девочке, которая наступила на хлеб»
  •  «Солнечный каравай»
  • «Колосок»
  • «Колобок»
  1. Работа с родителями.
  • Подбор литературы в книжный уголок по теме;
  • Работа с тестом в домашних условиях;
  • Домашние беседы (делимся опытом и знаниями, для беседы в группе).

3 этап.

Представление итогов проектной деятельности.

  • Фоторепортаж.
  • Презентация.
  • Театрализация русской народной сказки «Колосок».
  • Выставка рисунков, поделок.

Ожидаемые результаты: Благодаря созданным условиям будут изучены обычаи, связанные с хлебом. Также воспитанниками будут иметь представления о процессе выращивания, переработки и выпекания хлеба, через интеграцию образовательных областей и разных видов деятельности.

Литература:

  • Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности».
  • К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности». 
  • О.В. Дыбина «Занятие по ознакомлению с окружающим миром»
  • Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»
  • Т.С. Комарова «Занятие по изобразительной деятельности»
  • К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников»
  • «Полная хрестоматия для дошкольников». Сост. С.Д. Томилова.
  • Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала»
  • Презентация на тему: " Хлеб. Презентация для детей. Воспитатель ГБДОУ 78 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Калина М.А."
  • podvizhnye_igry.docx nsportal.ru Автор: Лебедева О.Е.
  • otkuda_k_nam_hleb_prishyol_prezentaciya-3.ppt nsportal.ru Автор: Фролова О.И.

Приложение:

Область «Познавательное развитие»

«Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

Тема: «Экспериментирование с мукой».

Цель: ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.

Задачи:

образовательные:

- изучить свойства муки, попробовать на ощупь, цвет;

- изучить свойства теста;

развивающие: 

развивать способность рассуждать и делать выводы; развивать мелкую моторику рук; развивать интерес к экспериментированию;

воспитательные:

воспитывать умение внимательно слушать; воспитывать аккуратность, правильное действие с предметами; воспитывать чувство любознательности

Образовательная среда:

- характер взаимодействия субъектов деятельности:

воспитатель – группа,

ребенок – воспитатель,

ребенок – ребенок,

ребенок – подгруппа.

- средства обучения и воспитания:

вербальные средства: речь

невербальные средства: визуальное взаимодействие; тактильное взаимодействие; мимика, пластика; перемещение в пространстве.

средства стимулирования познавательной деятельности:

помощь в обучении:

помощь-сотрудничество (совместное обсуждение затруднительной ситуации и путей выхода из нее);

помощь-инициирование (создание условий для свободного выбора пути и способов решения образовательных задач);

средства воспитания:

положительный пример,

одобрение

- предметно-практическая среда:

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями возраста.

Материалы и оборудование: мука, яйцо, соль, вода, фартуки на каждого ребёнка, салфетки на каждого ребёнка.         

Планируемые результаты:

- дети проявят интерес к экспериментированию и исследованию;

- у детей расширятся представление о свойствах муки;

- дети  проявят способность рассуждать и делать выводы;

Примерный план деятельности:

Этапы деятельности

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Мотивационно-побудительный

Рассматривание материала для опытов; слушание рассказа воспитателя о свойствах муки

Рассматривание материалов для опытов; рассуждение о свойствах муки и теста.

Основной

Делимся знаниями о муке и тесте.

Что можно сделать из муки?

Ответы на вопросы:

Какого цвета мука?

Какая мука на ощупь?

Рисование на муке.

Как из муки сделать тесто.

Замешивание теста. Разделения теста на куски по количеству воспитанников. Какое тесто на ощупь? Что напоминает? Можно ли лепить из теста?

Лепим.

Напоминание правил поведения на кухне. Относим тесто на кухню детского сада.

Рассуждения о свойствах муки и теста.

Изучаем свойства муки.

Рисуем на муке.

Делимся мыслями. Рассуждаем.

Делимся мыслями. Рассуждаем.

Лепка из теста.

Относим тесто на кухню детского сада.

Рефлексивный

Беседа:

Что мы сегодня делали? Что запомнили? Что понравилось?

Где можно применить полученные знания?

Дети делятся со своими впечатлениями и выводами, сделанными в ходе экспериментирования.

Подвижные игры

Игра-эстафета «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор»[2]

Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать крупную моторику руки.

Игровая задача: быстрее соперника накрутить веревку на палку.

Материал: 2 машинки на веревке с зернами пшеницы.

Ход:

В игре принимает участие 2 ребенка. Дети садятся на стул держа в руке палочку с веревкой от машины. Накручивают веревку на палку, стараясь перегнать соперника и при этом не уронить ни одного зернышка.

5. После этих слов играющие по одному от каждой команды бегут к пирогу и стараются его перетянуть на свою сторону. Кто перетянет, забирает пирог в свою команду.

6. Новый «пирог» выбирается из проигравшей команды.

7. Выигрывает та команда, которая заберет больше «пирогов».

 8. Игра заканчивается, когда в одной из команд не останется один человек.

 Дети играют в подвижную игру, воспитатель, при необходимости, вносит коррективы в действия детей.

Подвижная игра «Кто быстрее соберет колосья?».[3]

Цель: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать быстроту реакции, умение проявлять честность.

Игровая задача: по окончании музыки успеть первым взять колосок.

Материал: колоски, на один меньше, чем игроков.

Ход:

На полу в хаотичном порядке разложены колоски. Под музыкальное сопровождение дети ходят (прыгают, бегают) по залу. По окончании мелодии игроки быстро берут по одному колоску. Кому колоска не досталось - выходит из игры. При повторе игры убираются по 3-4 колоска. Выигрывает игрок, последний оставшийся в игре.

Подвижная игра «Дружные зерна»[4]

Цель: воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, развивать умение действовать в команде, развивать воображение.

Игровая задача: быстрее всех собраться в один колосок.

Материал: по 1 обручу на каждые 5 человек.

Ход:

Дети-колоски образуют малый (внутренний) круг, а их дети-зернышки – большой (внешний). Участники каждого круга держатся за руки. Когда начинает звучать музыка, дети идут в противоположных направлениях – по часовой стрелке и против нее. Как только мелодия смолкает, все расцепляют руки.  Дети-колоски занимают места в обручах, а дети-зернышки должны постараться найти свой колосок, подбежать к нему и обнять его раньше остальных.

Подвижная игра «Покажи колосок»[5]

Цель: развивать внимание, умение быстро реагировать на сигнал ведущего

Игровая задача: первым отдать колосок ведущему.

Материал: пшеничные колоски

Ход:

 Играющие делятся на две группы и выстраиваются в шеренгу друг против друга, держа руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. В каждой команде выбирают ведущего, которому дают колосок. Ведущий позади своей команды незаметно вкладывает колосок в руку одному из детей. После этого игрок в центре даёт команду: «Покажи колосок!» Дети с колосками должны выбежать и отдать свой колосок ведущему. побеждает тот, кто быстрее отдаст колосок.

Игра – эстафета «Хлебный магазин»[6]

Цель: Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях, стремление участвовать в играх с элементами соревнования, развивать умение действовать в команде.

Игровая задача: Быстрее другой команды обменять сои жетоны на хлебобулочные изделия.

Материал: 2 сумки для покупок, жетоны по количеству игроков, муляжи хлебных изделий.

Ход:

Разделимся на две команды. Я каждой команде выдам сумку для покупок. Вы обменяете свои жетоны монетки на хлебные изделия в нашем магазине.

(ребенок с сумкой добегает до магазина, оставляет монетку-жетон. Мышата ему дают хлебное изделие, ребенок кладет его в сумку, возвращается к команде и передает сумку следующему участнику.)

Командная игра «Собери каравай» (пазлы)[7]

Цель: развивать умение радоваться результатам коллективного труда, развивать умение действовать в команде.

Игровая задача:  быстро и правильно собрать разрезные картинки с изображением каравая.

Материал: разрезные картинки с изображением каравая

Ход:

На 2х столах в конвертах лежат разрезные картинки с изображением каравая. Необходимо быстрее и аккуратнее соперников  собрать изображение.

Подвижная игра «Мышеловка»[8]

Цель: развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание, построение в круг и ходьбе по кругу.

Ход: играющие делятся на две неравные команды, большая образует круг – «мышеловку», остальные – мыши. Слова:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, все поели.

Берегитесь же плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот расставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Затем дети опускают руки вниз, и «мыши» оставшиеся в кругу встают в круг и мышеловка увеличивается.

Старинная русская народная игра «Жнецы и пахари»[9]

игра для большой группы детей.

 Она будет уместна на фольклорных праздниках, особенно связанных с урожаем и плодородием. При этом в каждой группе – и среди «жнецов», и среди «пахарей» должны быть два-три человека, знающие текст попева. Тогда к концу игры большинство детей смогут его запомнить. Если же таких игроков-знатоков нет, то помочь ребятам произносить и запоминать текст может взрослый водящий.

Правила игры старинной русской народной игры «Жнецы и пахари»

 Для игры дети разбиваются на две равные команды. Одна команда «жнецов», другая «пахарей». Для того, чтобы разделиться на команды, можно воспользоваться народными считалками-жеребьевками. Так же для игры нужен ведущий. Он, практически, выполняет функции арбитра, поэтому на эту роль лучше всего подходит взрослый.

На площадке чертится линия, а на расстоянии около 2-3 метром от линии два больших круга – один из них «пашня», другой «нива». Команда «пахарей» встает на ту половину игрового поля, где «пашня. А команда «жнецов», соответственно, где «нива». Водящий стоит чуть в стороне. Команды вступают в «диалог», дразня друг друга:

Пахари:

 А мы пашенку пахали, плугом борозды махали!

 Борозды широкие, полосы глубокие!

 А вы – жнецы худые, серпы у вас тупые!

Жнецы:

 Мы жнецы младые, у нас серпы златые!

 Мы жито жали, во снопы вязали,

 На ток возили, цепом молотили,

 Зерно выбивали, стали с пирогами!

После этих слов водящий подбрасывает брусок –жребий. С одной стороны такой брусок должен быть обструган, а с другой сохранять кору. Обструганная сторона – «нива», сторона с корой – «пашня». В качестве жребия может выступать любой предмет. Например, спичечный коробок, одна сторона которого заклеена желтой («нива»), а другая черной («пашня») бумагой.

 Если жребий упадет стороной, обозначающей «ниву», то водящий кричит: «Раз-два-три! На ниву беги!». После чего, все «жнецы» стараются забежать на ниву. Игрок, оказавшейся внутри круга, находиться в безопасности – его нельзя ловить. «Пахари», перебегают на половину «жнецов» и стараются их поймать до того, как те успеют забежать на «ниву». Пойманные «жнецы» переходят в команду «пахарей». Все возвращаются на исходную позицию. Игру повторяют.

 Если жребий упадет вверх стороной «пашня», то водящий говорит: «Раз-два-три! На пашню беги!». В этом случае убегают «пахари», а «жнецы» их ловят.

 Игра заканчивается, когда все игроки окажутся в одной команде.

Познавательно-исследовательская деятельность 

Предметы, облегчающие труд человека

Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.

Материал. Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека. Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту.

Ход занятия

Воспитатель начинает занятие с беседы: "Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите, что вас окружает".

Дети говорят, что их окружает множество разных предметов, перечисляют их.

Воспитатель. К какому миру относятся все эти предметы: к природному или рукотворному? (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.) А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы?

Дети рассказывают, что любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию.

Воспитатель. Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы знаете такие предметы? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки.

В избе - изба, 
На избе - труба. 
Я лучинку зажег, 
Положил на порог, 
Зашумело в избе, 
Загудело в трубе. 
Видит пламя народ, 
А тушить не идет.
(Печь)

Хлеб бережет,

Черстветь не дает.

Для хлеба - дом,

Хорошо ему в нем.

(Хлебница)

Похоже немного оно на корыто

И прежде чем хлеб свой испёк

Просеял пять раз хлебопёк

Муку через мелкое 

(Сито).

Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов.

Далее проводится игра "Найди вещи, облегчающие труд человека в быту".

Воспитатель. Я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте.

Затем проводится игра "Кому нужен…?", направленная на развитие умения определять назначение предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим. Используется раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту. (Примерное соответствие: хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)

Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает: "Кому нужен…".

Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор: "Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто". Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.

Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки "Крылатый, мохнатый да масляный"

Цель. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой "Крылатый, мохнатый да масляный" (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям, что они уже упражнялись в подборе слов, отвечающих на вопрос "какой?" (какая? какое?).

"Сегодня новое задание, – говорит педагог. – Я предлагаю вам ответить на следующие вопросы. Что бывает крылатое? Про кого и про что можно сказать крылатый, крылатая? А мохнатый, мохнатые – это кто, что? Масляный, масляная может быть…"

Воспитатель выслушивает и дополняет ответы детей, обогащая их словарный запас. Сообщает, что они недаром вспоминали все крылатое, мохнатое и масляное, так как эти слова составляют название русской народной сказки "Крылатый, мохнатый да масляный".

Педагог организует беседу по прочитанному примерно такого содержания: "Поняли, что бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет? Как же бывает? (Плохо.) Да, правильно, бедой для всех это "кивание на других" обернулось. Припомните, как выглядел блин, вернувшийся с охоты. (Полбока лиса съела.) А с мышью что стало? (Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.) А каким нашел блин воробья на завалинке? (Клюв на сторону, слезами воробей заливается.) Когда же, друзья мои, так бывает? (Когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.)

Коль так случилось, делать нечего: "Поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому"", – напоминает педагог одну из заключительных фраз сказки.

Дети негромко повторяют концовку сказки: "Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают".

Если останется время, воспитатель по просьбе детей читает 2–3 отрывка.


[2] podvizhnye_igry.docx nsportal.ru Автор: Лебедева О.Е.

[3] podvizhnye_igry.docx nsportal.ru Автор: Лебедева О.Е.

[4] podvizhnye_igry.docx nsportal.ru Автор: Лебедева О.Е.

[5] podvizhnye_igry.docx nsportal.ru Автор: Лебедева О.Е.

[6] podvizhnye_igry.docx nsportal.ru Автор: Лебедева О.Е.

[7] podvizhnye_igry.docx nsportal.ru Автор: Лебедева О.Е.

[8] podvizhnye_igry.docx nsportal.ru Автор: Лебедева О.Е.

[9] podvizhnye_igry.docx nsportal.ru Автор: Лебедева О.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Земля - наш общий дом"

проект посвящен формированию экологических представлений и экологической грамотности дошкольников....

"Космическое путешествие на Сириус" в рамках реализации педагогического проекта "Земля - Сириус"

В рамках реализации педагогического проекта "Земля - Сириус" воспитанники МБДОУ "Детский сад № 53 "Ёлочка" города Тамбова совершают большое "Космическое путешествие на Сириус". Дети в процессе сюжетно...

Педагогический проект "Земля - наш общий дом"

Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Земля - наш общий дом"...

Педагогический проект "Земля - наш общий дом. Береги растения."

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.  Дети испытывают потребность в общении с п...

Педагогический проект "ЗЕМЛЯ ОГНЕННОГО СОЛНЦА"

Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ экологической культуры, включающих в себя совокупность экологически развитых компонентов: сознания, эмоционально-чувственной, деятельностной сф...

Педагогический проект Земля - наш общий дом

Методическая разработка на тему "Земля - наш общий дом" Тип проекта – познавательно-исследовательский.Участники проекта – дети средней группы, воспитатели, родители воспитан...

Педагогический проект «Земля – наш общий дом»

Педагогический проект по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе...