ОТКРЫТЫЙ ПОКАЗ КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НОД в подготовительной группе на тему «Яйцо – символ пасхи».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Скворцова Нина Николаевна

ОТКРЫТЫЙ ПОКАЗ

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НОД

в подготовительной группе на тему «Яйцо – символ пасхи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yaytso.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»

ОТКРЫТЫЙ ПОКАЗ

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НОД

в подготовительной группе на тему «Яйцо – символ пасхи».

Подготовила: воспитатель

Скворцова Нина Николаевна

2020 год.

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение к культуре, обычаям, традициям   семьи, православных народов.

С целью развития познавательного интереса, закрепления и систематизации знаний у детей о праздновании светлой Пасхи, о символе извечного возрождения природы и бесконечности жизни был организован открытый показ по теме «Яйцо- символ Пасхи».

Новизна: ТРИЗ - технология позволяет воспитывать и развивать у детей смекалку, изобретательские, исследовательские способности, творчество, фантазию.

Интеграция образовательных направлений: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетический

Цель: Закрепить умение детей решать жизненные ситуации с небольшой помощью взрослого.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить с процессом окраски яйца луковой шелухой как системой разнообразных взаимосвязанных трудовых процессов, использовать моделирование, создавать новый образ.

Развивающие:

2. Учить детей грамотно действовать при подготовке к семейным праздникам.

3. Развивать речь, воображение.

Воспитательные:

4.Воспитывать у детей интерес к обычаям, традициям празднования светлого праздника Пасхи.

Методы: интерактивные, проблемные, наглядные, игровые, словесные.

Приемы: использование приемов ТРИЗ-РТВ.

Технологии: ТРИЗ, ИКТ, игровая, проблемного обучения, здоровье сберегающее.

Словарная работа: свежее, испорченное, варёное, сырое, твёрдое, жидкое, газообразное, схема, рецепт, куриная слепота, тяжёлое, лёгкое.

Предварительная работа: анализ состава продуктов с помощью игры МММЧ, изменение предметов с помощью метода фокальных объектов (технология ТРИЗ – РТВ)

Оборудование: яйца сырые и варёные, 2 тарелки, 4 чашки с водой, 4 лупы, схема – рецепт, наклейки, несвежее, но обработанное снаружи яйцо, картинки с изображением помидора, шоколадки, набора овощей.

Работа с родителями: рассказ родителей о семейных обычаях, традициях празднования светлого праздника Пасхи, о способах окрашивания яиц, изготовления куличей.

Ожидаемый результат. У детей закрепятся представления о праздновании светлой Пасхи в кругу семьи, о традициях, обычаях, культуре народа. Активизируется словарь по теме, научатся осознано и произвольно строить сообщения в устной форме в том числе творческого и исследовательского характера.  

Ход занятия:

Беру в руки мяч и говорю:

- Поиграем в игру «Часть – целое», я называю часть, а вы целое.

Колесо – автомобиль

Рукав – платье

Зрачок – глаз

Косточка – вишня

Рак – река

Страница – книга

Палец – рука

Шелуха – лук

Панцирь – черепаха

Скорлупа – яйцо

Показываю яйцо.

- Что вы можете сказать о яйце? (слушаю каждого ребёнка, побуждаю говорить распространенными предложениями. «Яйцо овальное, бывает белое или светло – коричневого цвета, покрыто скорлупой. Она твёрдая, но хрупкая, может легко разбиться. Внутри яйца есть белок, он белый и жидкий. Ещё есть желток. Яйцо можно варить или жарить»).

- Всегда ли яйцо такое одноцветное?

- Яйца красят на праздник Пасхи.

- Что вы знаете о Пасхе?

- Пасха праздник возрождения, обновления.

- Почему на праздник Пасхи украшают яйца?

- В народе считают, что яйцо – символ жизни, весеннего пробуждения в природе.

- К Пасхе готовятся заранее. Что покупают?

- Покупают яйца и краску для них.

- Где заранее можно купить яйца?

- На рынке, в магазине, на птицефабрике, в деревне.

- Я заранее купила яйца. Вот они пред вами. Варить нужно только свежие яйца, иначе можно отравиться. Как определить свежее яйцо или нет? (слушаю ответы детей).

- Поделюсь опытом, как я определяю свежесть яиц. Беру яйцо и кладу его в воду. Что вы видите?

- Яйцо утонуло.

- опустим в воду следующее яйцо. Что с ним происходит?

- Яйцо плавает в воде.

- какие предметы плавают в воде, а какие тонут?

- В воде плавают лёгкие предметы, тяжёлые тонут.

- Почему одно яйцо плавает, а другое утонуло?

- Одно яйцо тяжёлое, другое лёгкое.

- Как вы думаете, почему второе яйцо лёгкое?

- Давайте рассмотрим яйцо через лупу. Что вы увидели?

- Да, в скорлупе видны мелкие отверстия, их называют поры. Когда яйцо долго лежит, оно начинает портиться, при этом через поры выходит газ. Яйцо становится легче. Теперь вы можете сказать, какое яйцо свежее, а какое испорченное?

- Свежее яйцо тяжёлое, оно утонуло, а испорченное легче – оно плавает.

- Поверьте по одному яйцу. Какие яйца? Можно проверить свежесть яиц другим способом. Может быть кто – нибудь видел, как это делает мама? Посмотрите через свежее яйцо на свет. Что вы можете сказать о нём?

- Яйцо прозрачное, просвечивает.

- Совершенно верно, свежее яйцо прозрачное и просвечивает. Посмотрите через испорченное яйцо на свет. Что можете сказать?

- Яйцо тёмное, не просвечивает.

- Зная эти два способа определения свежести яиц, мы можем не опасаться, что вареные яйца окажутся не свежими и их придётся выбросить, оставив семью на Пасху  без праздничного завтрака. У нас ещё много дел впереди, давайте отдохнем и поиграем.

Играем в игру «Вот так» из книги «Праздники привычные и необычные», страница 72.

-Так какие яйца едят на Пасху: сырые или варёные? В праздничной суматохе мама может нечаянно поставить рядом с тарелкой варёных яиц тарелку с сырыми яйцами, что сделала и я. Как можно узнать, где какие яйца, не разбивая их? (слушаю ответы детей).

- Что бы правильно ответить на этот вопрос, давайте вспомним, из чего состоит яйцо. Изобразите с помощью «маленьких человечков» сырое яйцо (меньшая часть детей образуют круг, большая часть – ходит внутри круга, положив руки на пояс, другие бегают, прыгают в круге).

Надоело сырому яйцу лежать оно и закружилось.

- Легко сырому яйцу кружиться или трудно? Что мешает ему кружиться легко и быстро?

- Ему мешают кружиться жидкие и газообразные человечки.

- Какие человечки живут в варёном яйце?

- В варёном яйце живёт много твёрдых человечков и очень мало газообразных.

- Изобразите модель вареного яйца (большая часть детей берётся за руки, образуя круг, 4 – 5 детей в нутрии круга). Решило и варёное яйцо закружиться.

- Легко кружиться варёному яйцу? Почему? Догадались, как проверить где варёные яйца, а где сырые?

- Нужно яйцо покрутить. Если оно кружится легко, значит оно варёное, если с трудом – сырое.

- Хорошо, определите тарелку с варёными яйцами. Если мы оставим яйца такими, будут они пасхальными или нет? Что нужно сделать, чтобы яйца стали праздничными?

-Их нужно покрасить.

- Чем можно покрасить яйца, чтобы не окрасить их изнутри, и не отравиться какой-нибудь вредной краской?

- Фломастерами, специальной пищевой краской, цветными нитками, карандашами, наклейками, лоскутами, луковой шелухой и т.д.

- Обычно дети украшают яйца красками. Что хорошего в том, чтобы использовать краски?

- Яйца будут красочными, яркими, а внутри чистыми.

- Чем плохо?

- Краска может растечься, быстро сотрётся, можно испачкаться.

- Кто из вас видел, как мама красит яйца луковой шелухой? Как я поняла, вы не знаете точной последовательности окраски яиц луковой шелухой. Я принесла вам отличную подсказку. Глядя на эту схему – рецепт, даже самый неопытный повар сделает все правильно. Рассмотрите её. Кто скажет, как правильно окрасить яйца луковой шелухой?

Содержание схемы – рецепта.

Цель: нарисован человечек, который задумал покрасить яйца.

Продукты: подготовил яйца, луковую шелуху.

Оборудование: поставил на стол кастрюлю, дуршлаг, миску, мыло.

Трудовые действия: положил луковую шелуху в дуршлаг, вымыл её. В кастрюлю налил воды, положил шелуху туда, прокипятил в течении 5 минут, вынул яйца, промыл с мылом, положил в луковую шелуху, варил 5 минут, вытащил, прополоскал в холодной воде. Положил яйца в тарелку, вымыл кастрюлю, убрал всё на место.

Результат: получил окрашенные яйца.

- Видите, Света ни разу не окрашивала яйца луковой шелухой, а рассказала об этом с помощью схемы очень уверенно. Спасибо, Свет. Мы с вами говорили о нескольких способах окраски яиц. Какой способ, на ваш взгляд, самый быстрый? Хорошо, украсьте наклейками по одному яйцу. Красивые получились яйца? Хорошо встречать Пасху тому, кто любит яйца. А моя внучка их не ест. Как вы думаете это хорошо или плохо? Что в этом плохого? Подскажите, как уговорить её съесть яйцо. Спасибо за советы. У меня есть несколько карточек, может они вам помогут. Разделитесь на три команды, возьмите по карточке (помидор, шоколадка, набор овощей).

Дети придумывают блюдо, описывают его.

- Большое спасибо, вы придумали очень вкусные блюда, в которых есть яйцо, но его не видно. Так что внучку можно перехитрить. А что нам делать с этими красивыми яйцами?

- Подарить гостям.

- Ребята, как вы считаете, наша беседа поможет вам при подготовке к пасхе? В чём поможет?

Желаю вам успехов, чтобы окрашенные вами яйца были самыми красивыми и вкусными.

Литература:

1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ. Москва. 2013.

2. Комплексная образовательная программа «Детство»/ Т И Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.В, Солнцева и др.-СПб: ООО «Издательство «Детство- Пресс» 2019.

3. А.М. Страунинг. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста: в 2 т.(Учеб.-метод. пособие) Обнинск,1999.

Технологическая карта занятия

Группа: _подготовительная

Программа: «Детство»

Тема занятия: «Яйцо – символ пасхи»

Интеграция образовательных направлений: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Цель: Закрепить умение детей решать жизненные ситуации с небольшой помощью взрослого.

Задачи:

  1. Познакомить с процессом окраски яйца луковой шелухой как системой разнообразных взаимосвязанных трудовых процессов, использовать моделирование, создавать новый образ.
  2. Учить детей грамотно действовать при подготовке к семейным праздникам.
  3. Развивать речь, воображение.

Словарная работа: свежее, испорченное, варёное, сырое, твёрдое, жидкое, газообразное, схема, рецепт, куриная слепота, тяжёлое, лёгкое.

Предварительная работа: анализ состава продуктов с помощью игры МММЧ, изменение предметов с помощью метода фокальных объектов (технология ТРИЗ – РТВ)

Этап, его продолжитель

ность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанни

ков

Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности

Психологический настрой,

1 мин

Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка.

Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, тактильного контакта и т.д. Игра «Часть - целое».

Приветствие, участие в игре и пр.

Игровая мотивация, сюрпризный момент.

Вводно-организационны

1-2 мин

Организация направленного внимания.

Организация образовательного пространства.

Задают и отвечают на вопросы и т.д.

Вводная беседа. Игровые упражнения.

Мотивационно-побудительный,

1-2 мин

Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах.

Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности либо создание проблемной ситуации, требующей разрешения.

Осознают и принимают поставленную задачу.

Создание проблемной ситуации, эксперимент.

Актуализация,

3 мин

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами.

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы.

Беседа, игровые и занимательные приемы, упражнения, моделирование, наблюдение и т.д.

Восприятие и усвоение нового, расширение имеющихся представлений,

5-8 мин

Усвоение определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т.д.

Объяснение, рассказывание, организация поисковой деятельности. Подведение детей к разрешению проблемных ситуаций. Организация и проведение экспериментов и т.д. Организация взаимодействия в достижении результата.

Наблюдают, рассматривают, сравнивают. Участвуют в обсуждениях, экспериментах. Отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя), выполняют упражнения по образцу, если это необходимо и т.д.

Приемы активизации самостоятельного мышления детей. Активизация самостоятельно мышления: моделирование, фантазирование, поиск решения проблемной ситуации.

Динамическая пауза, 1мин

Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости.

Проведение физкультминутки, подвижной игры.

Участвуют в игре, выполняют физические упражнения.

Игровые приемы.

Практическая работа, 5-10 мин

Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений.

Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия в достижении результата.

Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы, помогают, договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия в сотрудничестве и т.д.).

Моделирование. Упражнения конструктивного, творческого характера. Выполнение практических работ. Групповая, форма организации деятельности.

Заключительный этап. Рефлексия,

3 мин

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки.

Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы.

Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т.д.

Беседа, обсуждение. Фронтальная работа, индивидуально-коллективная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему «Полет на Луну»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему «Полет на Луну» ...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Метал и его свойства».

занятие разработано для подготовительной группы. Оно эксперементального хорактера, и поэтому для ребят было очень интересным....

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе на тему: «Семьей дорожить, счастливым быть»

Конспект интегрированной  НОД в  подготовительной  группе  на тему: «Семьей дорожить, счастливым быть»...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему "Пасхальные яйца"

Очень интересная работа для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия для детей подготовительной группы на тему: «Государственные символы России»

Конспект занятия для детей подготовительной группы на тему: «Государственные символы России»...

Конспект НОД для детей подготовительной группы по теме ««Готовимся к Пасхе»

Формирование осознанности , что Пасха –главный праздник православных христиан.Рассказать детям о событиях, связанных с Пасхой....