Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы по ОО «Познавательное развитие» по теме«Лыжная прогулка в лес».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Cулимова Наталья Васильевна

Программное содержание:

-способствовать развитию у детей  интереса к представителям животного мира - диким животным, проживающими в нашем крае (заяц, белка, лось), их образом жизни, внешним видом,

-развивать любознательность и познавательный интерес детей при ознакомлении с миром природы,

-закрепить правила поведения в лесу,

-совершенствовать диалогическую речь, умение понятно для слушателей отвечать на вопросы, упражнять в умение рассказывать об объекте.

 - воспитывать любовь к природе, желание беречь ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_lyzhnaya_progulka_v_les.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « Детский сад №8»

 

.

Конспект организованной  образовательной деятельности

 с детьми средней группы по ОО «Познавательное развитие».

Тема: 

 «Лыжная прогулка в лес».

Выполнила:

воспитатель первой

 квалификационной категории

Сулимова Наталья Васильевна

        

2021.

Программное содержание:

-способствовать развитию у детей  интереса к представителям животного мира - диким животным, проживающими в нашем крае (заяц, белка, лось), их образом жизни, внешним видом,

-развивать любознательность и познавательный интерес детей при ознакомлении с миром природы,

-закрепить правила поведения в лесу,

-совершенствовать диалогическую речь, умение понятно для слушателей отвечать на вопросы, упражнять в умение рассказывать об объекте.

 - воспитывать любовь к природе, желание беречь ее.

Ход занятия: 

  1. Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей в кругу).

-  А теперь мы с вами настроимся на занятие.

  « Динь-день, динь-день- начинаем новый день.

        А вокруг все топают, ручками хлопают,

        А вокруг все прыгают, ножками двигают,

        Руки вверх – потянись,

        Ручки вниз – поклонись,

        И  друг другу улыбнись»

 Раздается стук в двери (появляется обезьянка)

Воспитатель: Посмотрите, дети к нам в гости приехала обезьянка.

Обезьянка - Здравствуйте, дети. Я живу в Африке, где круглый год лето. Моя мама часто рассказывала мне о том, что где то далеко- далеко на земле есть страна, где бывает  зима. Мне так захотелось увидеть вашу страну, и я решила отправиться в путешествие. Меня всегда волновал вопрос, как звери зимуют, разве им не холодно? Я очень хочу узнать, кто обитает в ваших лесах? Наверно жирафы, слоны, носороги …(Нет)  Познакомьте,  пожалуйста,  меня с животными вашего края, хочу про них все узнать.

Воспитатель - Ребята, поможем обезьянке? (да) Предлагаю отправиться на лыжную прогулку в лес, который находится на той стороне Оби. Я совсем недавно, на выходных, ходила туда на лыжах. Там так красиво! Да что я говорю, у меня даже есть небольшое видео об этом.

 Смотрят на проекторе  видеозапись про лес.

Обезьянка : Давайте поспешим. Мне еще больше захотелось увидеть эту красоту.

 Обезьянка, прежде чем отправиться в лес, нужно вспомнить правила поведения в лесу. Давайте, познакомим обезьянку с этими правилами.
Игра «Что означает этот знак?  

- нельзя громко кричать и слушать громкую музыку;

-нельзя ломать ветки   деревьев;

-нельзя бросать мусор,

-нельзя ловить диких животных и уносить домой.
 

 

Основная часть.

  1. А, теперь надеваем лыжи, берем палочки и отправляемся в лес.

«Вместе по лесу идем,

 Вместе по лесу идем.

 Не спешим, не отстоем»

- Ой, ребята, посмотрите, чьи- то следы. Давайте пойдем по следам и узнаем, куда они нас приведут (дети видят под елочкой зайца).

-Чьи это следы? (зайца) Давайте вместе с обезьянкой сядем рядом с зайцем и послушаем рассказ о нем (ребенка).

Рассказ ребенка о зайце.

Заяц - дикое животное. Уши у зайца длинные, а хвост пушистый и короткий. Летом заяц питается травой. А зимой грызет кору  деревьев. Домика у зайчика нет. Он спит, под кустами. Осенью заяц линяет, меняет шубку  серую, на белую, теплую и пушистую. Заячья семья это папа – заяц, мама – зайчиха и детеныши зайчата.  У зайца очень  много врагов, убегая от них, косой запутывает следы, петляет, чтобы сбить со следа лису, волка или охотничьих собак.

 Воспитатель: Давайте повторим, назовите заячью семью. Как зайцы защищаются  от своих врагов? Чем питаются зайцы? Как они готовятся к зиме? Где его домик?

- Обезьянка, так ты поняла , почему зайчик не мерзнет зимой? ( Вот ты ,все время ходишь в одной шубке, а зайчик к зиме линяет. У него выпадает старая шерстка, а вырастает новая, густая и очень теплая) 

Обезьянка – Ребята давайте возьмем зайчика с собой, ему ведь так одиноко. Воспитатель – Ребята, можно  забирать зайчика с собой (Нет так, как лес- это  дом зайчика и его нельзя забирать из своего домика, в неволе ему будет очень  плохо.)

Обезьянка: -Ааа, я совсем залюбовалась зайчиком и забыла о правилах поведения в лесу.

2. Давайте попрощаемся с зайкой и  продолжим наше путешествие по зимнему лесу.

«Вместе по лесу идем,

 Вместе по лесу идем.

 Не спешим, не отстоем»

Воспитатель: Ребята, проходите и присаживайтесь на стульчики. Обезьянка,  сейчас мы с ребятами тебе  не только расскажем о животном, но и покажем его на экране.

Травы копытами касаясь

 Ходит по лесу красавец

  Ходит смело и легко,

 Рога раскинув широко. - Кто это? (Лось)

Слайд №1


Рассказ воспитателя о лосях.

Ребята, посмотрите какой он  красавец , какое красивое украшение он

носит на своей голове. Рога у него как две огромные лопаты. 

Лось – дикое животное.  Лосиная семь – это папа лось, мама- лосиха, детеныши – лосята. Лось очень большой и поэтому ему много нужно еды. Он очень любит, есть кустарники, траву, грибы, а так же молодые деревья. Зимой ему приходиться очень трудно, так как все покрыто снегом и поэтому лесничие подкармливают их. С каждым годом лосей в наших лесах становиться все меньше и меньше, вот поэтому они занесены в Красную книгу, их надо беречь и охранять.

Воспитатель:   Давайте назовем все семейство лосей. Чем питаются лоси?

Обезьянка, так кто подкармливает зимой лосей?  (Лесничий  подкармливает лосей. Лесничий- это человек, который следит за сохранностью леса.) Обезьянка, тебе понятно, кто помогает лосям перезимовать.

3.А, теперь берем палочки и продолжаем наше путешествие по лесу.

«Вместе по лесу идем,

 Вместе по лесу идем.

 Не спешим, не отстоем»

-Ой, ребята, посмотрит,  возле этой  елочки столько много шелухи от шишек. Кто-то здесь обедал.

Дети: Белка (дети видят на елочке белочку )

-Давайте присядем, полюбуемся на белочку-красавицу, а (ребенок) расскажет нам о белке.

Рассказ ребенка о белке.

Белка – это дикое животное с пушистым хвостом, длинными ушками на концах, которых  кисточки . Белка  отлично лазает по деревьям  и ловко перепрыгивает с ветки на ветку. Осенью белка линяет. Меняет свою летнюю шубку на зимнюю, более теплую, а также к зиме белочка делает запасы. Она наполняет свои кладовые спелыми орехами, желудями и шишками, грибами. Живут белки  в дуплах деревьев.

(Педагог: Главная гордость белочки – её великолепный пушистый хвост. Распушив хвост, словно раскрыв парашют, белка легко и свободно перелетает с ветки на ветку, с дерева на дерево и управляет хвостом, словно рулём)

 Воспитатель: Скажите, так чем питаются белки? Как они готовятся к зиме? Как называется домик у белок? Обезьянка, тебе понятно, почему белочкам не холодно зимой? Нам пора возвращаться.


Мы по лесу погуляли,

За природой наблюдали.

Зайку там мы увидали,

Белку, лося повстречали.

Раз,2,3,4,5

В группу нам пора шагать.

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята,  вот и закончилось наша лыжная прогулка, скажите с какими животными мы познакомили нашу обезьянку? ( лось, заяц, бека)  Все эти животные  живут в лесу, в природе, сами строят жилье, самостоятельно добывают пищу. Значить они какие животные? (дикие)

Обезьянка:  Ребята, а моя мама мне рассказывала про то , что в ваших лесах водятся еще ежи, медведи, а почему мы их не увидели?( зимой они впадают в спячку, а как только наступит весна они проснуться)

Воспитатель:  В нашем краю , обезьянка, еще очень много диких  животных. И наша задача беречь и охранять их.  Ребята, будем с вами беречь нашу родную природу. Давайте тогда все вместе встанем в круг , крепко за руки возьмёмся,  и друг другу на прощанье мы подарим обещанье: БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО, ЛЮБИТЬ.
Обезьянка: Ребята, большое спасибо за ваши рассказы о животных. Я обязательно расскажу про них своим друзьям в Африке. А еще я хочу подарить вам раскраски с изображением моей семьи. Приезжайте и вы ко мне в гости, я вас тоже познакомлю с животными жарких стран (дарит раскраски и  прощается с ребятами)

Рассказ ребенка о зайце.

Заяц - дикое животное. Уши у зайца длинные, а хвост пушистый и короткий. Летом заяц питается травой. А зимой грызет кору  деревьев. Домика у зайчика нет. Он спит, под кустами. Осенью заяц линяет, меняет шубку  серую, на белую, теплую и пушистую. Заячья семья это папа – заяц, мама – зайчиха и детеныши зайчата.  У зайца очень  много врагов, убегая от них, косой запутывает следы, петляет, чтобы сбить со следа лису, волка или охотничьих собак.

Травы копытами касаясь

 Ходит по лесу красавец

  Ходит смело и легко,

 Рога раскинув широко. - Кто это? (Лось)

Рассказ воспитателя о лосях.

Ребята, посмотрите какой он  красавец , какое красивое украшение он

носит на своей голове. Рога у него как две огромные лопаты. 

Лось – дикое животное.  Лосиная семь – это папа лось, мама- лосиха, детеныши – лосята. Лось очень большой и поэтому ему много нужно еды. Он очень любит, есть кустарники, траву, грибы, а так же молодые деревья. Зимой ему приходиться очень трудно, так как все покрыто снегом и поэтому лесничие подкармливают их. С каждым годом лосей в наших лесах становиться все меньше и меньше, вот поэтому они занесены в Красную книгу, их надо беречь и охранять.

Белка – это дикое животное с пушистым хвостом, длинными ушками на концах, которых  кисточки . Белка  отлично лазает по деревьям  и ловко перепрыгивает с ветки на ветку. Осенью белка линяет. Меняет свою летнюю шубку на зимнюю, более теплую, а также к зиме белочка делает запасы. Она наполняет свои кладовые спелыми орехами, желудями и шишками, грибами. Живут белки  в дуплах деревьев.

(Педагог: Главная гордость белочки – её великолепный пушистый хвост. Когда белка сидит, то хвост прикрывает ей низ спины. Распушив хвост, словно раскрыв парашют, белка легко и свободно перелетает с ветки на ветку, с дерева на дерево и управляет хвостом, словно рулём. Весной в беличьем домике появляются маленькие бельчата. Бельчиха – мама старательно ухаживает за ними, кормит, воспитывает, учит уму-разуму.)

  « Динь-день, динь-день- начинаем новый день.

        А вокруг все топают, ручками хлопают,

        А вокруг все прыгают, ножками двигают,

        Руки вверх – потянись,

        Ручки вниз – поклонись,

        И  друг другу улыбнись»

«Вместе по лесу идем,

 Вместе по лесу идем.

 Не спешим, не отстоем»

Мы по лесу погуляли,

За природой наблюдали.

Зайку там мы увидали,

Белку, лося повстречали.

Раз,2,3,4,5

В группу нам пора шагать

Посмотрите, как богат наш край. Есть в нем звери и птицы, деревья и травянистые растения, и насекомые. И еще много живых существ!
– Все это многообразие животных надо беречь и охранять!
Будем с вами беречь нашу родную природу.
Да, ребята, нам с вами повезло, ведь мы с вами живем в таком прекрасном месте как Алтайский край!
Алтайский край – это… Наша малая Родина!
В. : Я очень люблю Алтайский край – мою Малую родину. И, когда я говорю об Алтайском крае в моём сердце появляются такие строки:
Смотрю в твои просторы,
Любуюсь я тобой
Тобою очарован,
Твоею красотой
Алтайский край – любимый!
Единственный ты мой!
Такой неповторимый
Для сердца дорогой!

– Ребята, на земле так мало остаётся мест, где растут такие удивительные растения. Поэтому люди создали Красную книгу, куда занесены редкие и исчезающие виды растений и животных. Давайте будем беречь, и охранять их!

Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки.

А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся, 

 и друг другу на прощанье мы подарим обещанье:

БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО, ЛЮБИТЬ

4.А, теперь берем палочки и продолжаем наше путешествие по лесу.

«Вместе по лесу идем,

 Вместе по лесу идем.

Не спешим, не отстоем»

Воспитатель: Ребята, проходите и присаживайтесь на стульчики. Обезьянка,  сейчас мы с ребятами познакомим тебя которое живет в лесу , но обязательно рядом с водоемом.

    (Видиозапись про бобра)

      Есть на речках лесорубы

     В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

     Строят прочные плотины.   (Бобры)

 Рассказ воспитателя о бобрах.

Бобер - это небольшой зверь с острыми зубами, пушистым мехом. Хвост бобра  плоский, голый, походит на весло. Бобры очень хорошо умеют  строить на речках и ручьях плотины. Он как лесоруб, валит толстые деревья. Из  стволов он строит плотины, а из веток, глины и ила сооружает домик – хатку. Домик находится над водой, а вход в него располагается под водой. Для того чтобы пережить долгую морозную зиму, бобры запасают ветви деревьев осенью. Зимой они питаются их корой. Семья бобров – это папа- бобер, мама- бобриха, детки – бобрята. Каждая семья бобров живет в собственной хатке, в которой зимой бывает очень тепло, что в сильные морозы даже видно, как над ними клубится пар.

Воспитатель: Давайте повторим , назовите семью бобров. Чем питаются бобры? Как они проводят зиму? Как называется домик у бобров и где они его строят?

- Обезьянка, так ты поняла , почему бобры не мерзнут зимой?  ( У бобров теплый и пушистый мех, а так же у них теплая хатка)

Заяц - дикое животное. Уши у зайца длинные, а хвост пушистый и коротенький. Летом заяц питается травой. А зимой грызет кору  деревьев. Домика у зайчика нет. Он спит, под кустами. Осенью заяц меняет шубку летнюю серую на белоснежную, теплую и пушистую. Заячья семья это папа – заяц, мама – зайчиха и детеныши зайчата.  У зайца очень много врагов, убегая от них косой запутывает следы, петляет, чтобы сбить со следа лису, волка или охотничьих собак.

Лось – дикое животное. Он живет в лесах. Лосиная семь – это папа лось, мама- лосиха, детеныши – лосята. Лось очень большой и поэтому ему много нужно еды. Он очень любит, есть кустарники, траву, грибы, а так же молодые деревья. Зимой ему приходиться очень трудно, так как все покрыто снегом и поэтому лесничие подкармливают их. С каждым годом лосей в наших лесах становиться все меньше и меньше, вот поэтому, их надо беречь и охранять.

Белка – очаровательный  грызун с большим и пушистым хвостом, длинными ушками на концах, которых есть пушистые кисточки, с маленькими черненькими глазками. Белка  отлично лазает по деревьям  и ловко перепрыгивает с ветки на ветку. Осенью белка линяет. Меняет свою летнюю шубку на зимнюю, более теплую. Живут белки в лесах и городских парках, в дуплах деревьев. Питаются белки  – желудями орехами,  шишками, п грибами.. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. В конце лета и осенью белочка делает запасы. Она наполняет свои кладовые спелыми орехами, грибами, желудями и шишками. Грибы она сначала высушивает, нанизывая их на голые сучки..

Бобер - это небольшой зверь с острыми зубами, пушистым мехом. Хвост бобра  плоский, голый, походит на весло. Бобры очень хорошо умеют  строить на речках и ручьях плотины. Он как лесоруб, валит толстые деревья. Из  стволов он строит плотины, а из веток, глины и ила сооружает домик – хатку. Домик находится над водой, а вход в него располагается под водой. Для того чтобы пережить долгую морозную зиму, бобры запасают ветви деревьев осенью. Зимой они питаются их корой. Семья бобров – это папа- бобер, мама- бобриха, детки – бобрята. Каждая семья бобров живет в собственной хатке, в которой зимой бывает очень тепло, что в сильные морозы даже видно, как над ними клубится пар.

3. Выучите с ребенком:
Лиса – дикое хищное животное. Спит лиса в норе. У лисицы детеныши лисята. Лисья семья: папа – лис, мама – лисица, детеныши – лисята.
Лиса питается мышами, лягушками, ящерицами. Ловит зайцев, диких уток, ворует кур.

Шерсть у лисы рыжеватая с золотистым отливом, хвост длинный и пушистый, мордочка вытянутая, уши большие, стоячие, лапы стройные, тонкие. Лисья шуба очень красивая: то огненно-рыжая, то алая, то рыжевато-бурая. На кончике хвоста мех у лисы белый. Не только для красоты. Когда вечером, в глухом лесу лисята бегут за матерью, белый кончик хвоста служит для них ориентиром, не дает потеряться. С наступлением зимних холодов лисий наряд становится пышней и теплей. На лапках вырастает густая шерсть, кажется, что лисичка валенки надела. Днем лиса прячется в глубокой норе, которую устраивает в густом лесу. Иногда лиса занимает барсучью норку. Ночью лисица выходит на охоту. Летом корма для нее вдоволь. Лиса ест и жуков, и лягушек, ловит ящериц, разоряет гнезда птиц, свитые на земле. Охотится за зайцами и водяными крысами, ищет гнезда мышей-полевок. Летом и осенью, когда в лесу созревают ягоды, поспевают плоды, лиса с удовольствием лакомится ими.
Зимой жизнь в лесу замирает, и главным лисьим кормом становятся мыши-полевки. У лисы очень тонкий слух и нюх. Бродит она по полю и прислушивается, не пищат ли в своих норах под снегом мыши. Если учует лиса мышь, подкрадется тихо-тихо, а потом высоко подпрыгнет, громко ударяя о снег всеми четырьмя лапами. Мыши, испугавшись шума, выскакивают из норки, а лиса их быстро ловит на снегу. Так лиса мышкует. Зимой лиса может и в деревню наведаться. Если дверь курятника закрыта неплотно, заберется рыжая плутовка и утащит курицу. Весной в лисьей норе появляются маленькие беспомощные лисята. Воспитывают лисят и папа-лис и мама-лисица. Папа зорко охраняет нору, ходит на охоту, добывает пропитание для большого семейства. Мама-лисица ни на минуту не оставляет лисят. Детеныши растут быстро, уже через две недели они открывают глаза, а еще через неделю-другую весело играют на лесной поляне возле норы, возятся, рычат, тявкают, совсем как щенки. Если лисью нору обнаружит человек, лиса переносит лисят в более безопасное место. Первые охотничьи уроки малышам дает лисица.
Опасный враг рыжей лисы – волк. В тех местах, где много волков, лисы почти не водятся.

Обезьянка - Здравствуйте, дети. Я живу от вас очень далеко и никогда не была в вашей стране. Расскажите, где вы живете ( Дети передают обезьянку друг, другу и рассказывают о том , где они живут)

(Я живу в России, в Алтайском крае,  г. Камень -на –Оби, на  улице…)

Воспитатель:  Россия – эта наша большая Родина, а  малой Родиной является наш Алтайский край,  наш город Камень – на - Оби.

Обезьянка: - Что такое  малая родина?

 Дети: - Это место, где мы родились и живем.

Воспитатель: Правильно.

Что мы малой Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

И березки у дороги,

По которой, мы идем.

Что мы малой родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

 - Да, малая Родина это наш Алтайский край- земля, где нам выпало счастье родиться.  Наш край богат  лесами, реками, озерами.

Обезьяна:  Что такое лес? (Лес- это место в природе, где растет много-много деревьев …, и кусты внизу растут, ягоды и травы. В нем вовсе нет дорог, лишь тропинки в даль ведут. Лес- это место обитания лесных животных, птиц и насекомых.

- Кто обитает в ваших лесах? Наверно жирафы, слоны, носороги …(Нет)  Познакомьте,  пожалуйста,  меня с животными вашего края, хочу про них все узнать и хочу с ними подружиться.. Здравствуйте ребята. Пишет Вам Лунтик. Я живу на луне. Мне однажды мама прочитала такое стихотворение 
Чтение стихотворении «Что такое лес?» 
Что такое лес? Сосны до небес, 
Берёзы да дубы, ягоды, грибы… 
Звериные тропинки, тропинки да низинки, 
Мягкая трава, на суку сова. 
Ландыш серебристый, воздух чистый – чистый, 
И родник с живой ключевой водой. 
Мне оно так понравилось, но я, к сожалению, не знаю, что такое лес и кто там живёт. Расскажите мне, пожалуйста, все, что вы знаете о лесе, его обитателей. Буду с нетерпением ждать вашего ответа

Воспитатель - Ребята, поможем обезьянке? (да) Тогда нам придется отправиться в лес.

Слайд №1 ( лес)  

Основная часть. 

 - Ребята, проходите и присаживайтесь на стульчики. Обезьянка,  сейчас мы с ребятами не только расскажем о животных , но и покажем их на экране. Некоторые животные ,о которых мы тебе будем рассказывать  занесены в Красную книгу.

Слайд 1.

 Заяц - дикое животное. Весной и летом шуба на зайцах серая с рыжевато-бурыми подпалинами. Среди густых трав Косого и не заметишь. Уши у зайца длинные, а хвост пушистый и коротенький. Задние лапы длиннее передних. Во время прыжка заяц выбрасывает вперед сначала задние ноги, а потом передние. Поэтому заяц легко взбегает на горку, а вот спуститься ему гораздо труднее.
В народе зайца называют Косым, потому что у него глаза не в центре мордочки, а по бокам расположены, и зверек может видеть, что делается сбоку и даже сзади. У зайцев острые зубы, которыми он, как ножницами, срезает кору с деревьев.
Нору зайцы не делают и пропитание на зиму не собирают. Днем они спят, спрятавшись в чаще леса: под корнями вывернутого бурей дерева или забившись в ямку под кустами. От зимней стужи заяц надеется укрыться в лесной чащобе, зарывшись в пушистый снег под кустом. Осенью заяц меняет шубку летнюю серую на белоснежную, теплую и пушистую. Вот и вся заячья подготовка к зиме.
Корма зимой в лесу мало, поэтому зайчишки подбираются к стогам и лакомятся сеном. Иногда приходят на огороды и обгрызают капустные кочерыжки, а если в саду стволы молодых яблонек, то заяц может обгрызть с них кору.
Нередко заяц скачет по лесу за лосем и подбирает за ним молодые побеги осин.
Немало врагов подстерегают зайку в лесу: волк, куница, лиса, ястреб, орел, сова, - все они не прочь полакомиться вкусной зайчатиной.
Спасаясь от погони, Косой запутывает следы, петляет, делает огромные прыжки в сторону, чтобы сбить со следа лису, волка или охотничьих собак.
Весной у зайчихи появляются пушистые, зрячие зайчат

лиса

Шерсть у лисы рыжеватая с золотистым отливом, хвост длинный и пушистый, мордочка вытянутая, уши большие, стоячие, лапы стройные, тонкие. Лисья шуба очень красивая: то огненно-рыжая, то алая, то рыжевато-бурая. На кончике хвоста мех у лисы белый. Не только для красоты. Когда вечером, в глухом лесу лисята бегут за матерью, белый кончик хвоста служит для них ориентиром, не дает потеряться. С наступлением зимних холодов лисий наряд становится пышней и теплей. На лапках вырастает густая шерсть, кажется, что лисичка валенки надела. Днем лиса прячется в глубокой норе, которую устраивает в густом лесу. Иногда лиса занимает барсучью норку. Ночью лисица выходит на охоту. Летом корма для нее вдоволь. Лиса ест и жуков, и лягушек, ловит ящериц, разоряет гнезда птиц, свитые на земле. Охотится за зайцами и водяными крысами, ищет гнезда мышей-полевок. Летом и осенью, когда в лесу созревают ягоды, поспевают плоды, лиса с удовольствием лакомится ими.
Зимой жизнь в лесу замирает, и главным лисьим кормом становятся мыши-полевки. У лисы очень тонкий слух и нюх. Бродит она по полю и прислушивается, не пищат ли в своих норах под снегом мыши. Если учует лиса мышь, подкрадется тихо-тихо, а потом высоко подпрыгнет, громко ударяя о снег всеми четырьмя лапами. Мыши, испугавшись шума, выскакивают из норки, а лиса их быстро ловит на снегу. Так лиса мышкует. Зимой лиса может и в деревню наведаться. Если дверь курятника закрыта неплотно, заберется рыжая плутовка и утащит курицу. Весной в лисьей норе появляются маленькие беспомощные лисята. Воспитывают лисят и папа-лис и мама-лисица. Папа зорко охраняет нору, ходит на охоту, добывает пропитание для большого семейства. Мама-лисица ни на минуту не оставляет лисят. Детеныши растут быстро, уже через две недели они открывают глаза, а еще через неделю-другую весело играют на лесной поляне возле норы, возятся, рычат, тявкают, совсем как щенки. Если лисью нору обнаружит человек, лиса переносит лисят в более безопасное место. Первые охотничьи уроки малышам дает лисица.
Опасный враг рыжей лисы – волк. В тех местах, где много волков, лисы почти не водятся.
3. Выучите с ребенком:
Лиса – дикое хищное животное. Спит лиса в норе. У лисицы детеныши лисята. Лисья семья: папа – лис, мама – лисица, детеныши – лисята.
Лиса питается мышами, лягушками, ящерицами. Ловит зайцев, диких уток, ворует кур.

  Травы копытами касаясь

     Ходит по лесу красавец

     Ходит смело и легко,

     Рога раскинув широко.

- Кто это? (Лось)

Слайд 2, 3, 4

Ребята, посмотрите какой он  красавец , какое красивое украшение он

носит на своей голове .

 Рассказ ребенка о лосях.

(Лось – дикое животное. Он живет в лесах. Лосиная семь – это папа лось, мама- лосиха. Детеныши – лосята. Лось очень большой и поэтому ему много нужно еды. Он очень, любит есть кустарники, траву, грибы, а так же молодые деревья. Зимой ему приходиться очень трудно, так как все покрыто снегом и поэтому лесничие подкармливают их. С каждым годом лосей в наших лесах становиться все меньше и меньше. Вот поэтому, он занесен в Красную книгу)

Воспитатель: Посмотрите, какие у него рога. Как две огромные лопаты. А такими ногами он может легко перейти болото, не провалившись, и пройти через озеро.  Давайте назовем все семейство лосей ( папа – лось, мама – лосиха, детеныши – лосята) Чем питаются лоси? Кто подкармливает зимой лосей?  (Лесничие  подкармливают этих красивых животных. Лесничий- человек, который следит за сохранностью леса)

Воспитатель: Ребята ,  скажите с какими животными мы познакомили нашу обезьянку?( ежь, ушастый еж, волк, красный волк)

Воспитатель: В лесах какого края, проживают эти животные? ( Алтайского) Они живут в лесу, в природе, сами строят жилье, самостоятельно добывают пищу. Значить они какие животные? (дикие)

 Воспитатель: Ребята, многие из животных ,про которых мы рассказали обезьянки, занесены в Красную книгу. Я хочу вам предложить создать Красную книгу . Выберете тех животных, которые занесены в Красную книгу. (Дети выбирают животных и делают книгу)

 Обезьянка: Ребята, большое спасибо за ваши рассказы о животных. Я обязательно расскажу про них своим друзьям в Африке. А еще я хочу подарить вам фотографии моих друзей. ( Обезьянка прощается )

Из иголок колобок,

Кто свернулся здесь в клубок.

Не поймёшь, где хвост, где носик,

На спине продукты носит.

Дети: Ёжик

Рассказ ребенка о ежах.

Еж – дикое животное. Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом. Черные, как бусинки, глаза  видят  плохо, зато нюх у него прекрасный! Ушки маленькие ,их почти невидно между иголок. Лапы у ёжика короткие с маленькими коготками. На спине ёж носит колючие иголки, с помощью иголок он защищается от врагов. В случае опасности  сворачивается в клубок. Он питается червяками, жуками, ловит ящериц, ядовитых змей, мышей, лягушек. Ежиная семья – это папа- еж, мама- ежиха. Детеныши – ежата. Возле старого пня ежик устраивает себе норку и устилает её сухими опавшими листьями. Когда настанут холода, он заберется в свой теплый уютный домик и крепко проспит до весны.
Когда пригреет теплое, весеннее солнышко, побегут ручьи и растает снег, ежик выходит из норы.. Весной в ежиной норе появляются ежата. Мама-ежиха очень любит своих детей, кормит их молоком.  Днем ежи спят в норе под старым пнем, а ночью выходят на охоту.

Воспитатель: Давайте повторим , назовите семью ежей. Чем защищаются ежи от своих врагов? Чем питаются ежи? Как они проводят зиму?

Слайд

Воспитатель: Ребята, обычный еж, не занесен в Красную книгу, а я вам хочу рассказать о ежах, которым  грозит вымирание на нашей планете,  их  зовут ушастыми ежами.  Ушастый еж отличается от обычного  ежа длиной ушей, которые немного отогнуты вперед. А у обычного ежа , какие ушки?  И  размером ушастый еж меньше обычного, зато  бегает он быстрее. Ушастый еж не любит сворачиваться в клубок и старается сделать все, чтобы этого не делать. При опасности  они злобно шипят и фыркают или стараются убежать. А если убежать не получается то прыгают на врага и стараются его уколоть .В клубок сворачивается очень редко. Для жизни ушастый еж роет глубокую норку до 1 метра.  Нору с наружи закрывает. Зимой так же как и обыкновенный еж впадает в спячку. Ушастые ежи санитары леса, они поедают вредных насекомых, ядовитых змей. Ушастый еж может съесть ядовитую змею и не отравиться, у него вырабатывается устойчивый иммунитет к укусу ядовитых змей. 

Слайд

Воспитатель: Послушайте ещё одну загадку .

Серовато, зубовато.

По полю рыщет

Телят, ягнят ищет.

Дети: волк.

Волк – дикое животное. Шерсть у волка густая, жесткая. У волка большая голова с широким лбом. Хвост у волка большой, пушистый. Все волки хорошо видят ночью, слышат малейший шорох. Зимой волки сбиваются в стаи  – так охотиться легче. Всей стаей волки охотятся на крупных животных – лосей, оленей, кабанов. Как правило, волки забивают прежде всего слабых и больных животных, поэтому их зовут санитарами леса. Днем волки прячутся в логове. . Волки не делают запасов на зиму, им помогают пережить зиму сильные ноги и острые зубы. Весной у волчицы появляются маленькие слепые волчата.  Волк помогает волчице воспитывать малышей, ходит на охоту, приносит добычу.

Воспитатель: Давайте повторим , назовите семью волков.  Чем питаются волки? Как они проводят зиму?

  Воспитатель: Ребята,  серый волк  не занесен в Красную книгу, а вот есть волк который занесен в Красную книгу это красный волк - очень необычный зверь. Внешне он похож и на обычного серого волка и на лисицу.  Он имеет яркую рыжую шерстку. Ушки у него круглые и имеют светлые кисточки. Хотя красные волки  и похожи скорее на лисиц, но образ жизни них такой же,   как у настоящих серых волков.    Они охотятся на крупных зверей.  Живут волки в расщелинах, или в небольших пещерах. В отличие от серых волков, красные не роют для себя норы.

 В данный момент красные волки занесены в Красную Книгу, как исчезающий вид. Ученые предполагают, что их становится все меньше из-за конкуренции со своими сородичами - серыми волками. Серые волки крупнее и сильнее красных, что дает им преимущество в борьбе за еду.

Слайд

1.  Травы копытами касаясь

     Ходит по лесу красавец

     Ходит смело и легко,

     Рога раскинув широко.

- Кто это? (Лось)

Слайд 2, 3, 4

Ребята, посмотрите какой он  красавец , какое красивое украшение он

носит на своей голове .

 Рассказ ребенка о лосях.

(Лось – дикое животное. Он живет в лесах. Лосиная семь – это папа лось, мама- лосиха. Детеныши – лосята. Лось очень большой и поэтому ему много нужно еды. Он очень, любит есть кустарники, траву, грибы, а так же молодые деревья. Зимой ему приходиться очень трудно, так как все покрыто снегом и поэтому лесничие подкармливают их. С каждым годом лосей в наших лесах становиться все меньше и меньше. Вот поэтому, он занесен в Красную книгу)

Воспитатель: Посмотрите, какие у него рога. Как две огромные лопаты. А такими ногами он может легко перейти болото, не провалившись, и пройти через озеро.  Давайте назовем все семейство лосей ( папа – лось, мама – лосиха, детеныши – лосята) Чем питаются лоси? Кто подкармливает зимой лосей?  (Лесничие  подкармливают этих красивых животных. Лесничий- человек, который следит за сохранностью леса)

«Путешествие в лес»

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о лесе и его представителей животного мира.

Задачи:

-закрепить и уточнить представления детей о лесе и его обитателях.

- закрепить знания о правилах поведения в лесу

-совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия, формировать гуманное отношение к живой природе и лесным жителям.

- расширить и активизировать словарный запас детей.

- укреплять здоровье детей и приобщать их к здоровому образу жизни.

Интеграция образовательных областей: « Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Материал: письмо от Лунтика, пустой конверт, на каждого ребенка - заготовки для аппликации, клей – карандаш, салфетки, клеенки.

Оборудование: магнитофон, магнитная доска, письмо от Лунтика. Опорные картинки (экологические знаки) на закрепление правил поведения в лесу, картинки с изображением животных (зайца, белки, медведя, волка, лисы.) и птиц (вороны, дятла, совы, синицы, соловья). Макеты деревьев. Музыка леса, голоса птиц(кукушки, дятла, соловья, совы, вороны).

Для творческой работы: клей-карандаш, салфетки, клеенки, ватман (с изображением леса), животные-заяц, кошка, медведь, волк, лиса, белка, собака; птицы-дятел, кукушка, тетерев, курица, индюк.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: рассказы о животных , русские народные сказки о животных, рассматривание энциклопедий. Д/и «Назови детенышей», «Кто, где живет?» Слушание голосов птиц.

Планируемый результат:

знает правила поведения в природе, узнаёт и называет диких животных  (лиса, заяц, медведь, волк, белка); птиц (сова, ворона, соловей, кукушка, дятел, тетерев,), обитающих в лесу.

называет жилища диких животных  по описанию (лиса, заяц, медведь, белка, волк), умеет находить способы решения проблемной ситуации;

определяет и называет птиц по пению (голосу)

сформировано  эмоционально-положительное отношение к живой природе, уважительное отношение к другим детям, желание работать в группе;

переживает положительные эмоции, умеет слушать друг друга;

проявление познавательной инициативы, навыки самооценки правильности выполнения задания, умение удерживать цель деятельности до получения её результата;

умеет излагать свои мысли, умение искать оптимальные пути решения проблемной (игровой мотивации).

Ход ОД:

Воспитатель. Дети, посмотрите, к нам сегодня на занятие пришли гости, поздоровайтесь со всеми.(Дети здороваются)

(слышится лай собаки)

Воспитатель удивляется лаю и спрашивает у детей, чья собака, кто её впустил и как попала она в детский сад. Предлагает выяснить и разобраться, что за собака прибежала сюда. Воспитатель выходит и возвращается с письмом от Лунтика.

Воспитатель. Странно, собаки нет, а возле двери лежало письмо. Я думаю, что оно адресовано нам.

Читает письмо

Здравствуйте ребята. Пишет Вам Лунтик. Я живу на луне. Мне однажды мама прочитала такое стихотворение 
Чтение стихотворении «Что такое лес?» 
Что такое лес? Сосны до небес, 
Берёзы да дубы, ягоды, грибы… 
Звериные тропинки, тропинки да низинки, 
Мягкая трава, на суку сова. 
Ландыш серебристый, воздух чистый – чистый, 
И родник с живой ключевой водой. 
Мне оно так понравилось, но я, к сожалению, не знаю, что такое лес и кто там живёт. Расскажите мне, пожалуйста, все, что вы знаете о лесе, его обитателей. Буду с нетерпением ждать вашего ответа. 
Воспитатель. Ребята, как нам поступить? (ответы детей) 

Воспитатель. Чтобы помочь Лунтику, я и предлагаю отправиться в сказочную страну волшебного леса. А свое путешествие, мы будем записывать на видеокамеру, и потом запись отправим Лунтику.

 Но прежде чем мы отправимся с вами в путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу. (Проводится Дидактическая игра «Береги живое», дети подходят к столу, где лежат экологические знаки).Я вам буду зачитывать заповеди леса, а вы должны найти экологический знак для каждой заповеди.

НЕ ломайте, детки!
У деревьев ветки!
Каждая веточка
Для дерева - деточка.

Ты хотя ещё ребёнок,
Но ведь ты не поросёнок,
На поляне не сори,
За собой всё убери! 

Не шумите в лесу, ребята,
Лесным жителям это неприятно!
Соблюдайте тишину,
Шум не нужен никому.

Огонь в лесу не разводи,
Лес от пожара береги,
А коль развёл, учти:
Перед уходом затуши! 

Птичьих гнёзд не разоряй!
И другим не позволяй!

НЕ топчи грибы ногами,
Пусть их много перед вами.
Гриб съедобный забирай,
Несъедобный - оставляй!

Воспитатель. Я  вижу, что правила вы знаете,  тогда в путь.Закройте, пожалуйста, глазки, повернитесь вокруг себя три раза и тогда мы окажемся в лесу.

(Звучит музыка леса)

Воспитатель. Вот мы и в лесу. Посмотрите, какая красота, послушайте, как шумит лес. Посмотрите, какое солнце? Давайте погреем ладошки. Носом понюхаем воздух. Чем пахнет в лесу? Глубоко вдохните носом, почувствуйте, какой здесь свежий воздух, как легко и свободно дышится.
Воспитатель. Зачем человек ходит в лес? (отдохнуть, подышать свежим воздухом, собирать грибы, ягоды).

Воспитатель. Давайте вспомним, что такое лес? (это деревья, травы, грибы, животные, живущие вместе (сообща) на большой территории).

Воспитатель. Какие бывают леса? (лиственные, хвойные, смешанные)

Назовите деревья, которые растут в лиственных лесах? (береза, дуб, осина, клен, рябина, каштан), в хвойных? (Сосна, ель, кедр), в смешанных лесах? (растут лиственные и хвойные деревья).

Воспитатель. Дети, а для кого лес еще является домом? (Для зверей и птиц).

Какие звери живут в лесу? (белка, заяц, ёж, волк, лиса, кабан, лось, медведь).

Как одним словом, можно назвать этих животных? (дикие)

А теперь расскажите Лунтику , кто из них, где живет.

Дидактическая игра «Кто где живет?»

— В дупле живет …( белка),
— В логове живет… (волк),
— Под кустом дрожит …(заяц),
— Зимой в берлоге….(медведь),
— В норе …(лиса, ёж, мыши)

Воспитатель. Ребята, сейчас я вас приглашаю на полянку. Давайте немножко разомнемся, но не забывайте - шуметь нельзя.

(проводится физминутка «Деревья в лесу» - звучит спокойная мелодия)

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья сложили назад.

Воспитатель. Ребята, послушайте какая тишина.

Чьи звуки мы слышим, когда приходим в лес? (ответы детей).

Звучит запись пения птиц в лесу.

Воспитатель обращает внимание детей на птиц, которые сидят на ветках ели.

(на искусственной ели, с помощью прищепок, развешаны картинки птиц обитающие в лесу)

Какие птицы обитают в наших лесах? (ответы детей).

Какую пользу приносит дятел? (ответы детей).

Как в народе называют дятла (ответы детей).

Давайте попробуем отгадать по голосу птицу.

Дидактическая игра « Угадай птицу по голосу».

(включается запись голосов птиц кукушки, вороны, дятла, соловья, совы).

Воспитатель. Как же здесь хорошо и красиво. Давайте, мы тоже сделаем свой лес, поселим туда лесных жителей.

Аппликация. Коллективная работа «Наш лес».

На столе лежит лист ватмана, на нем изображен лес. Дети выбирают изображения диких животных (заяц, лиса, белка, медведь, волк, собака) и птиц (дятел, кукушка, сова, тетерев, курица, индюк) и приклеивают их на ватман. Воспитатель оказывает помощь в ходе выполнения задания. Работа выполняется под музыкальное сопровождение – «Звуки леса».

Воспитатель. Молодцы, теперь у нас есть свой лес.

Воспитатель обращает внимание детей, что в лесу снова стало тихо.

Воспитатель. Скоро наступит вечер, нам пора возвращаться в группу. Я думаю, что Лунтик, посмотрев наш фильм, узнает много нового про обитателей леса. А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза. Послушаем голос леса на прощение. Раз, два, три музыка нас в детский сад верни.

«Звуки леса».

Подведение итогов:

Вам понравилось путешествовать по лесу? (ответы детей). Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы соблюдали все правила поведения в лесу, были осторожными и внимательными. Кого вы видели в лесу? Что нужно, чтобы лес продолжал нас радовать? (ответы детей). Правильно, беречь.

В следующий раз, я предлагаю, снова отправится в лес, и рассказать Лунтику о грибах, насекомых и лекарственных растениях. Вы со мной согласны? (ответы детей)

А сегодня давайте возьмём воздушный шарик, прикрепим к нему конверт с нашим фильмом и когда выйдем на прогулку отпустим шарик в небо к Лунтику. Я думаю, что Лунтик очень обрадуется, нашему рассказу об обитателей леса.

Обезьяна: А есть ли в вашем крае, реки? 

Алтайский край богат реками. Вода в реках чистая, прозрачная.
На Алтайской земле текут около 5тысяч рек. Обь - cамая большая река в Алтайском крае.

Воспитатель: Хочешь, обезьянка, ребята расскажут о животном, которое живет в нашей реке.

Бобры - лесные мастера,

Из хвороста и тины

Свой строят дом без топора,

А из стволов плотины.

Им холод зимний нипочем,

Они одеты в шубы.

И инструмент всегда при нем,

Во рту не пилы - зубы.

Бобер - это небольшой зверь с острыми зубами, пушистым мехом и плоским, голым, похожим на весло хвостом известен своим умением строить на речках и ручьях плотины. Как заправский лесоруб, бобр валит толстые деревья, подгрызая ствол дерева со всех сторон.

Упавшее дерево бобр перегрызает на несколько частей, ствол использует для строительства плотин, а из веток, глины и ила сооружает домик (или его еще называют бобровая хатка). Домик находится над водой, а вход в него располагается под водой.

Для того чтобы пережить долгую морозную зиму, бобры запасают ветви деревьев осенью и хранят их под водой рядом со своим домиком. Зимой они питаются их корой, добираясь до кладовой по подземному туннелю, если на поверхности образуется лед.

Каждая семья бобров живет в собственном домике, в котором зимой бывает настолько тепло, что в сильные морозы видно, как над ними клубится пар. 

Наш край богат лесами полями , озёрами и реками.

«Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулся мой край
От севера до юга:
В одном краю – леса, поля
В другом- озёра, реки
– О чём говорится в стихотворении? Что есть в нашем крае?
( воспитатель подводит детей к карте  Алтайского края)– Это карта нашей Малой родины – Алтайского края.
А в какие цвета она окрашена? ( Карта окрашена в темно-зеленый, светло-зеленый, коричневый цвета)
– Как вы думаете, что обозначают эти цвета?
– Посмотрите, темно-зеленым цветом на карте обозначается лес, светло-зеленым – луг. Коричневым изображают – горы. А это что за синие полоски и точки, кто знает? (озера и реки)

Вос- ль: Ребята о каких животных мы с вами разговаривали?(ответы детей)

Где живут все эти животные .

Дети: В лесу, в природе.

Вос- ль: А кто их кормит?

Дети: сами себе находят корм, добывают.

Вос- ль: Как можно назвать животных, которые сами себе находят и добывают корм?

Дети: дикие животные.

Вос- ль: Молодцы, дикими животными называют животных, живущих в дикой природе и сами себе добывающих корм.



«Путешествие в лес»

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о лесе и его представителей животного мира.

Задачи:

-закрепить и уточнить представления детей о лесе и его обитателях.

- закрепить знания о правилах поведения в лесу

-совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия, формировать гуманное отношение к живой природе и лесным жителям.

- расширить и активизировать словарный запас детей.

- укреплять здоровье детей и приобщать их к здоровому образу жизни.

Интеграция образовательных областей: « Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Материал: письмо от Лунтика, пустой конверт, на каждого ребенка - заготовки для аппликации, клей – карандаш, салфетки, клеенки.

Оборудование: магнитофон, магнитная доска, письмо от Лунтика. Опорные картинки (экологические знаки) на закрепление правил поведения в лесу, картинки с изображением животных (зайца, белки, медведя, волка, лисы.) и птиц (вороны, дятла, совы, синицы, соловья). Макеты деревьев. Музыка леса, голоса птиц(кукушки, дятла, соловья, совы, вороны).

Для творческой работы: клей-карандаш, салфетки, клеенки, ватман (с изображением леса), животные-заяц, кошка, медведь, волк, лиса, белка, собака; птицы-дятел, кукушка, тетерев, курица, индюк.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: рассказы о животных , русские народные сказки о животных, рассматривание энциклопедий. Д/и «Назови детенышей», «Кто, где живет?» Слушание голосов птиц.

Планируемый результат:

знает правила поведения в природе, узнаёт и называет диких животных  (лиса, заяц, медведь, волк, белка); птиц (сова, ворона, соловей, кукушка, дятел, тетерев,), обитающих в лесу.

называет жилища диких животных  по описанию (лиса, заяц, медведь, белка, волк), умеет находить способы решения проблемной ситуации;

определяет и называет птиц по пению (голосу)

сформировано  эмоционально-положительное отношение к живой природе, уважительное отношение к другим детям, желание работать в группе;

переживает положительные эмоции, умеет слушать друг друга;

проявление познавательной инициативы, навыки самооценки правильности выполнения задания, умение удерживать цель деятельности до получения её результата;

умеет излагать свои мысли, умение искать оптимальные пути решения проблемной (игровой мотивации).

Ход ОД:

Воспитатель. Дети, посмотрите, к нам сегодня на занятие пришли гости, поздоровайтесь со всеми.(Дети здороваются)

(слышится лай собаки)

Воспитатель удивляется лаю и спрашивает у детей, чья собака, кто её впустил и как попала она в детский сад. Предлагает выяснить и разобраться, что за собака прибежала сюда. Воспитатель выходит и возвращается с письмом от Лунтика.

Воспитатель. Странно, собаки нет, а возле двери лежало письмо. Я думаю, что оно адресовано нам.

Читает письмо

Здравствуйте ребята. Пишет Вам Лунтик. Я живу на луне. Мне однажды мама прочитала такое стихотворение 
Чтение стихотворении «Что такое лес?» 
Что такое лес? Сосны до небес, 
Берёзы да дубы, ягоды, грибы… 
Звериные тропинки, тропинки да низинки, 
Мягкая трава, на суку сова. 
Ландыш серебристый, воздух чистый – чистый, 
И родник с живой ключевой водой. 
Мне оно так понравилось, но я, к сожалению, не знаю, что такое лес и кто там живёт. Расскажите мне, пожалуйста, все, что вы знаете о лесе, его обитателей. Буду с нетерпением ждать вашего ответа. 
Воспитатель. Ребята, как нам поступить? (ответы детей) 

Воспитатель. Чтобы помочь Лунтику, я и предлагаю отправиться в сказочную страну волшебного леса. А свое путешествие, мы будем записывать на видеокамеру, и потом запись отправим Лунтику.

 Но прежде чем мы отправимся с вами в путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу. (Проводится Дидактическая игра «Береги живое», дети подходят к столу, где лежат экологические знаки).Я вам буду зачитывать заповеди леса, а вы должны найти экологический знак для каждой заповеди.

НЕ ломайте, детки!
У деревьев ветки!
Каждая веточка
Для дерева - деточка.

Ты хотя ещё ребёнок,
Но ведь ты не поросёнок,
На поляне не сори,
За собой всё убери! 

Не шумите в лесу, ребята,
Лесным жителям это неприятно!
Соблюдайте тишину,
Шум не нужен никому.

Огонь в лесу не разводи,
Лес от пожара береги,
А коль развёл, учти:
Перед уходом затуши! 

Птичьих гнёзд не разоряй!
И другим не позволяй!

НЕ топчи грибы ногами,
Пусть их много перед вами.
Гриб съедобный забирай,
Несъедобный - оставляй!

Воспитатель. Я  вижу, что правила вы знаете,  тогда в путь.Закройте, пожалуйста, глазки, повернитесь вокруг себя три раза и тогда мы окажемся в лесу.

(Звучит музыка леса)

Воспитатель. Вот мы и в лесу. Посмотрите, какая красота, послушайте, как шумит лес. Посмотрите, какое солнце? Давайте погреем ладошки. Носом понюхаем воздух. Чем пахнет в лесу? Глубоко вдохните носом, почувствуйте, какой здесь свежий воздух, как легко и свободно дышится.
Воспитатель. Зачем человек ходит в лес? (отдохнуть, подышать свежим воздухом, собирать грибы, ягоды).

Воспитатель. Давайте вспомним, что такое лес? (это деревья, травы, грибы, животные, живущие вместе (сообща) на большой территории).

Воспитатель. Какие бывают леса? (лиственные, хвойные, смешанные)

Назовите деревья, которые растут в лиственных лесах? (береза, дуб, осина, клен, рябина, каштан), в хвойных? (Сосна, ель, кедр), в смешанных лесах? (растут лиственные и хвойные деревья).

Воспитатель. Дети, а для кого лес еще является домом? (Для зверей и птиц).

Какие звери живут в лесу? (белка, заяц, ёж, волк, лиса, кабан, лось, медведь).

Как одним словом, можно назвать этих животных? (дикие)

А теперь расскажите Лунтику , кто из них, где живет.

Дидактическая игра «Кто где живет?»

— В дупле живет …( белка),
— В логове живет… (волк),
— Под кустом дрожит …(заяц),
— Зимой в берлоге….(медведь),
— В норе …(лиса, ёж, мыши)

Воспитатель. Ребята, сейчас я вас приглашаю на полянку. Давайте немножко разомнемся, но не забывайте - шуметь нельзя.

(проводится физминутка «Деревья в лесу» - звучит спокойная мелодия)

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья сложили назад.

Воспитатель. Ребята, послушайте какая тишина.

Чьи звуки мы слышим, когда приходим в лес? (ответы детей).

Звучит запись пения птиц в лесу.

Воспитатель обращает внимание детей на птиц, которые сидят на ветках ели.

(на искусственной ели, с помощью прищепок, развешаны картинки птиц обитающие в лесу)

Какие птицы обитают в наших лесах? (ответы детей).

Какую пользу приносит дятел? (ответы детей).

Как в народе называют дятла (ответы детей).

Давайте попробуем отгадать по голосу птицу.

Дидактическая игра « Угадай птицу по голосу».

(включается запись голосов птиц кукушки, вороны, дятла, соловья, совы).

Воспитатель. Как же здесь хорошо и красиво. Давайте, мы тоже сделаем свой лес, поселим туда лесных жителей.

Аппликация. Коллективная работа «Наш лес».

На столе лежит лист ватмана, на нем изображен лес. Дети выбирают изображения диких животных (заяц, лиса, белка, медведь, волк, собака) и птиц (дятел, кукушка, сова, тетерев, курица, индюк) и приклеивают их на ватман. Воспитатель оказывает помощь в ходе выполнения задания. Работа выполняется под музыкальное сопровождение – «Звуки леса».

Воспитатель. Молодцы, теперь у нас есть свой лес.

Воспитатель обращает внимание детей, что в лесу снова стало тихо.

Воспитатель. Скоро наступит вечер, нам пора возвращаться в группу. Я думаю, что Лунтик, посмотрев наш фильм, узнает много нового про обитателей леса. А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза. Послушаем голос леса на прощение. Раз, два, три музыка нас в детский сад верни.

«Звуки леса».

Подведение итогов:

Вам понравилось путешествовать по лесу? (ответы детей). Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы соблюдали все правила поведения в лесу, были осторожными и внимательными. Кого вы видели в лесу? Что нужно, чтобы лес продолжал нас радовать? (ответы детей). Правильно, беречь.

В следующий раз, я предлагаю, снова отправится в лес, и рассказать Лунтику о грибах, насекомых и лекарственных растениях. Вы со мной согласны? (ответы детей)

А сегодня давайте возьмём воздушный шарик, прикрепим к нему конверт с нашим фильмом и когда выйдем на прогулку отпустим шарик в небо к Лунтику. Я думаю, что Лунтик очень обрадуется, нашему рассказу об обитателей леса.

 вот ещё одно животное, которое живёт в лесах Алтайского края. Кто знает, что это за животное? (ответы детей).

Слайд 31: Вос- ль: это тоже очень красивое животное- барсук. Посмотрите, какая у него большая семья. Папа-барсук, мама- барсучиха, дети- барсучата. Слайд 32: Они живут в норе. Это очень чистолюбивые животные.

Слайд 33: Питаются насекомыми, личинками и червяками.

А ещё они прекрасные строители. Из года в год они расширяют свои норы. Паша, где живут барсуки?

Паша: В норе.

Вос- ль: Барсук осенью делает запасы и накапливает жир , а зимой впадает в спячку. А каких ещё животных вы знаете, которые впадают в спячку?

Дети: ёж, медведь.

Лиса – дикое хищное животное. Спит лиса в норе. У лисицы детеныши лисята. Лисья семья: папа – лис, мама – лисица, детеныши – лисята.
Лиса питается мышами, лягушками, ящерицами. Ловит зайцев, диких уток, ворует кур.

- Как вы думаете, кто это (кошка). Да, ребята, но это не простая кошка, а дикая, которая живет в степях Алтайского края. Называется она - Манул. Давайте все вместе повторим, как зовут этого хищника. Посмотрите на его пушистый мех. Манул занесен в Красную книгу, как исчезающий вид. Их становится все меньше и меньше.

Манул живет в одиночестве; в дневное время он спит, а ночью охотиться. Питается он мышами, изредка зайцами, птицами, а летом любит охотиться на насекомых. Манул не способен быстро бегать, поэтому он добычу ловит хитростью: дожидается её у норы или подкарауливает, притаившись у камней. Этот дикий кот очень осторожен на охоте и внимателен.

Слайд 23: Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам.

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом.

Дети: белка

Слайд 24: Вос-ль: Правильно. Что за зверь такой лесной

Встал как столбик под сосной.

И стоит среди травы,

Уши больше головы.

Дети: заяц.

Слайд 25: Вос-ль: молодцы. Из иголок колобок,

Кто свернулся здесь в клубок.

Не поймёшь, где хвост, где носик,

На спине продукты носит.

Дети: Ёжик

.

Вос-ль: А почему ёж? Кирилл как ты думаешь?

Кирилл: Потому что маленький и с иголками.

Слайд 26: Вос-ль: Послушайте ещё одну загадку .

Серовато, зубовато.

По полю рыщет

Телят, ягнят ищет.

Дети: волк.

Слайд 27: Вос-ль: Рыжая хозяюшка

Из лесу пришла.

Всех кур пересчитала

И с собой унесла.

Вос-ль: Соня кто это?

Соня: лиса.


 Физкультминутка:

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

 Раз – присядка. Присесть.
Два – прыжок.
Подпрыгнуть.
Это заячья зарядка.
“Ушки на макушке” зайчики.
А лисята как проснутся,
Потереть кулачком глаза.
Любят долго потянуться,
Потянуться.
Обязательно зевнуть,
Повороты туловища.
Рыжим хвостиком вильнуть.
Движения бедрами вправо-влево.
А волчата спинку выгнуть
Наклон вперед.
И легонечко подпрыгнуть.
Прыжок вверх.
Ну а Мишка косолапый,
Согнуть руки в локтях.
Широко расставив лапы,
Ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе
Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало –
Руки развести в стороны.
Начинает все сначала. (1 раз.)

Игра: «Чей дом?»

(слайд№ 20 -25)

-Где живёт лиса? ( в норе)

- Где живёт медведь? (в берлоге)

- Где живёт белка? ( в дупле)

- Где живёт заяц? (под кустом)

- Где живет волк?(в логове)

Вос- ль: Ребята о каких животных мы с вами разговаривали?(ответы детей)

Где живут все эти животные .

Дети: В лесу, в природе.

Вос- ль: А кто их кормит?

Дети: сами себе находят корм, добывают.

Вос- ль: Как можно назвать животных, которые сами себе находят и добывают корм?

Дети: дикие животные.

Вос- ль: Молодцы, дикими животными называют животных, живущих в дикой природе и сами себе добывающих корм.

Вос- ль: Чем же питаются дикие животные?


5 остановка «Реки и озёра»
Алтайский край богат реками. Наибольшее число рек сосредоточено в горных районах края. Вода в реках чистая, прозрачная. Богат край целебными источниками и родниковой водой.
На Алтайской земле текут около 5тысяч рек. Наиболее крупные из них Обь, Катунь, Бия, Алей, Чумыш, Чарыш и другие. Обь относится к числу самых больших рек земного шара. Её длина 5410км. Самая большая река в Алтайском крае . Обь протекает через всю Западную Сибирь. Протяжённость её в пределах края около 500 километров.
В Алтайском крае группами и в одиночку разбросаны более 2-х тысяч озёр. Величина их самая разнообразная. По своей форме они напоминают чашу с плоским дном.
На водоёмах тоже есть разнообразная растительность: кувшинка, ряска, рогоза. Вблизи водоёмов живут: утки, цапли, чайки, выдры.
– Люди часто ездят отдыхать на водоёмы и оставляют после себя мусор. Разве это правильно?
Эстафета «Собери мусор».
На пол высыпается из мешка мусор (бумажки, пластиковые бутылки, фантики и т.п.). Дети по команде собирают мусор в свою корзину. Побеждает та команда, которая быстрее наполнит свою корзину мусором.

Дети рассматривают карту с прикреплёнными картинками.
Давайте поиграем в игру «Четвёртый лишний».

Слайд 40: Лиса, ёж, волк, белый медведь (белый медведь живёт на севере).

Слайд 41: Лошадь, белка, лось, медведь (лошадь- домашнее животное).

Слайд 42: Марал, заяц, волк, обезьяна (обезьяна живёт в Африке).

Вос-ль: ребята , вы сегодня хорошо работали. Скажите мне, о ком мы с вами сегодня говорили?

Дети: о диких животных.

Вос-ль: А с какими животными я вас познакомила?

Дети: барсук, лось.

Вос-ль:а в лесах какого края проживают эти животные?

Дети: Алтайского.

Вывод – Воспитатель: Ну, вот ребята мы с вами познакомили обезьянку с дикими животными нашего края.

-Скажите, с какими животными я вас сегодня познакомила?

Дети:  Барсук, лось.

 Посмотрите, как богат наш край. Есть в нем звери и птицы, деревья и травянистые растения, и насекомые. И еще много живых существ!
– Все это многообразие животных надо беречь и охранять!
Будем с вами беречь нашу родную природу.
Да, ребята, нам с вами повезло, ведь мы с вами живем в таком прекрасном месте как Алтайский край!
Алтайский край – это… Наша малая Родина!
В. : Я очень люблю Алтайский край – мою Малую родину. И, когда я говорю об Алтайском крае в моём сердце появляются такие строки:
Смотрю в твои просторы,
Любуюсь я тобой
Тобою очарован,
Твоею красотой
Алтайский край – любимый!
Единственный ты мой!
Такой неповторимый
Для сердца дорогой!

– Ребята, на земле так мало остаётся мест, где растут такие удивительные растения. Поэтому люди создали Красную книгу, куда занесены редкие и исчезающие виды растений и животных. Давайте будем беречь, и охранять их!

-

Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки.

А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся, 

 и друг другу на прощанье мы подарим обещанье:

БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО, ЛЮБИТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшей группы. Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «По тропинке в лес пойдём»

Конспект "По тропинке в лес пойдём" разработан с учетом задач программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы; Т. С. Комаровой; М. А. Васильевой; . Надеюсь, что данный  материал помож...

Организованная образовательная деятельность с детьми средней группы в области познавательного развития: охрана жизни и здоровья «Сам себе помогу – я здоровье сберегу!» с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий

Организованная образовательная деятельность с детьми средней группы в области познавательного развития:  охрана жизни и здоровья «Сам себе помогу – я здоровье сберегу!»с использованием здоровьесб...

Организованная образовательная деятельность с детьми средней группы в области познавательного развития: интегрированное занятие «Мой любимый город» с использованием ИКТ /мультимедийная презентация/ и здоровьесберегающих технологий

Организованная образовательная деятельность с детьми средней группы в области познавательного развития: интегрированное занятие «Мой любимый город» Цель: Расширить  общие представления о ...

Конспект интегрированного занятия в средней группе по ОО «Познавательное развитие» «Путешествие по сказкам»

Цель:продолжать  формировать умения сравнивать однородные предметы по длине, по ширине, используя слова «длинный», «короткий» ,« широкий», «узкий», различать полоски по  цвету, продолжить за...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы по ОО "Познавательное развитие" Тема "Дикие животные Алтайского края"

Конспект организованной  образовательной деятельности с детьми средней группы по ОО «Познавательное развитие»....

Конспект НОД с детьми средней группы по ОО «Познавательному развитию» «Геоконт и Паучок»

Конспект НОД с детьми средней группыпо ОО «Познавательному развитию» Воспитатель Латанова С. А.Мдоу «Црр- Детский сад №243 «Апельсин» г. СаратовТема: «Гео...