Конспект образовательной деятельности (занятие) для детей 4-5 лет. Образовательная область: познавательное развитие Тема: «Осенние приключения дошколят» (путешествие – квест)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Рываева Ирина Фёдоровна

Цель данного занятия: Развить эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Садик\Desktop\0_7bea6_19798428_orig.png

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад «Боровичок» п. Колтубановский

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности (занятие)

в группе №3 общеразвивающей направленности от 4-5 лет

Образовательная область: познавательное развитие

Тема: «Осенние приключения дошколят» (путешествие – квест)

                                                                                                                                    Подготовила и провела:

                                                                                                                                                                                            воспитатель МДОБУ

                                                                                                                                                                                                     «Детский сад «Боровичок»

                                                                                                                                                                                        п.Колтубановский

                                                                                                                                                                                  Рываева И.Ф.

2020 год

Организационная информация

Примечание

1.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие, коммуникативное развитие, речевое   развитие, художественно – эстетическое развитие

2.

Вид деятельности детей

Коммуникативная, познавательная, игровая, творческая, восприятие художественной  литературы, музыкальная, двигательная.

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

                                            «Осенние приключения дошколят»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

1.наглядные: ИКТ проектор; картинки по теме «Осень»; пазлы: «Осень», «Домик Осени», «Осеннее дерево»; демонстрация наглядного объекта при встрече со сказочным героем Лешим, при отгадывании загадок; бумажные полоски;

2.словесные: восприятие художественного слова «Письмо от Осени», восприятие текста загадок (дидуктивный);

3.практические: мягкий конструктор; интерактивная дидактическая игра «Выбери нужное»; опыт -наблюдение «Весёлая полоска»

4.ЗЗТ: музыкально – развивающий мультфильм «Паровозик»; музыкальная физ.минутка  «Листопадная», пальчиковая гимнастика «Собираем листочки»

Мягкий конструктор; картинки по теме «Осень»;

 пазлы: «Осень», «Домик Осени», «Осеннее дерево»; сказочный герой Леший; полоски бумаги; песня  «Листопадная»; музыкально – развивающий мультфильм «Паровозик»

3.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие

4.

Возрастная группа:

средняя группа. Дети 4-5 лет

5.

Цель:

Развить эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

6.

Задачи:

Образовательные:

продолжать формировать представления детей о сезонных изменениях в природе осенью;

познакомить со свойствами воздуха и действием  его на бумагу;                                                                                                                  
Развивающие: продолжать развивать умение составлять словесные описания по картинкам; умение соотносить словесные описания предметов с картинками;                                                       способствовать развитию наблюдательности, любознательности, смекалки, расширению кругозора;                                                                                                                                                             стимулировать речевую активность детей стремлением выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;

закреплять правила поведения в транспорте;

Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, дружеские взаимоотношения, умение прислушиваться  к мнению других, давать возможность друг другу высказываться; воспитывать желание оказать помощь; воспитывать любовь к природе.

7.

Планируемые результаты

Ребёнок:

проявляет интерес к сезонным изменениям в природе осенью;

-проявляет чуткость к художественному слову;

- проявляет положительные эстетические чувства и эмоции при исполнении песни «Листопадная»;

- интересуется играми, жизнью людей, сказочными героями;

-умеет поддерживать беседу;

-умеет доброжелательно относиться к высказываниям сверстника;

-умеет составлять словесные описания по картинкам;

- использует в речи образные выражения и метафоры: «красавица осень», «золотой листопад», «плыть по воздуху», «кружатся в воздухе» …; сравнения: большой – маленький, добрый – злой, весёлый – грустный…;

- выражает свое отношение к окружающему, самостоятельно находит для этого различные речевые средства;

- применяет пальчиковую гимнастику и знает о её пользе;

- ритмично выполняет  движения   в соответствии с характером и динамикой музыки.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

 Мягкий конструктор; картинки по теме «Осень»; пазлы: «Осень», «Домик Осени», «Осеннее дерево»; полоски бумаги; ИКТ: сказочный герой Леший, загадки,  интерактивная дидактическая игра «Выбери нужное»;музыкально – развивающий мультфильм «Паровозик», звукозапись А.Евтодьева «Листопадная»,

9

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Чтение и обсуждение: русских народных сказок «Сказки Бабы Яги»,  Н.Рыжова «Экологические сказки и рассказы»: «Кот Маклай и дерево Кверкус», «Как Медведь пень потерял», «Чей дом лучше», «Жила – была Река», «Природа – наше богатство?», «Травинка – путешественница», В.Бианки «Приключения Муравьишки»; К.Ушинский «Четыре желания»,Г.Скребицкий «Четыре художника»,К.Паустовский  «Барсучий нос», «Подарок»; игра – викторина по карточкам «Герои русских сказок»; Беседы: «Слова для души», «»Кто обидел котёнка?», «Доброе сердце», «Уроки доброты»; чтение и отгадывание загадок Н.В.Ёлкина «1000 загадок»; чтение и  заучивание наизусть: Е.трутнева «Осень», А.Плещеев «Осенняя песенка»; беседы: «Уж небо осенью дышало», «Дары осени – овощи», «Труд людей осенью», «Осенние похождения крольчат» (по книге «Лес осенью»), «Перелётные и зимующие птицы», «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу», «Что расскажет лесовичок?»; наблюдения на прогулке за сезонными изменениями погоды, природы, поведения птиц

  1. Вводная часть

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Дети играют на паласе, воспитатель подходит к детям.

Воспитатель: - Ребята, сегодня утром к нам в группу принесли письмо от Осени. Давайте прочитаем его и узнаем, что в нём написано.

(воспитатель читает письмо, дети слушают)

«Дорогие ребята группы «Солнышко». Мне очень понравилось с вами играть, и я стала собираться к вам в гости. Но Леший меня не пускает. Я теперь не смогу попасть к вам на праздник. Осень.»

2 мин.

1.2

Мотивация деятельности детей

Воспитатель: - Ребята, что будем делать? Ведь без Осени на празднике у нас будет совсем не весело. Без Осени нам никак нельзя.

Дети: - Давайте попросим Лешего отпустить Осень.

 

2мин.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Воспитатель: - А как нам это сделать? Ведь он живёт далеко в лесу, нам туда не дойти.

Дети: - Поедем к нему на машине, мотоцикле, поезде(перечисляют)

Воспитатель. –  Как вы думаете, на чём быстрее доберёмся – на машине или поезде?

 Дети: - На поезде.

Воспитатель: - Тогда давайте быстро уберём модули (мягкий конструктор), поставим стульчики и отправимся на поезде к Лешему (дети расставляют модули домиком, ставят по два стульчика, рассаживаются по местам). Машинистом у нас сегодня будет Саша (надевают кепку машиниста).

Воспитатель: - Ребята, а как пассажиры должны вести себя в вагоне? 

Дети: - Соблюдать тишину, не бегать по вагону, не отвлекать машиниста.

Воспитатель: - Молодцы! Технику безопасности вы знаете. Тогда в путь! (звучит музыка «Паровозик». Дети имитируют поездку на поезде.

2 мин.

  1. Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Поезд останавливается. Дети выходят. На экране появляется Леший. Дети подходят к экрану.

Леший: - Кто это тишину моего леса нарушить посмел? Меня, хозяина леса, потревожил?

Дети: - Здравствуйте, дедушка Леший. Мы к вам пришли. 

Леший: - А-а. Вы ко мне? Странно. Ко мне во век никого не дозовёшься. А вы сами пришли. Откуда вы такие взялись?

Дети: -  Это мы, ребята из детского садика «Боровичок» группы «Солнышко».

Леший: - Вот. Я так и знал. Просто так ко мне никто не приходит. Всем от меня чего – то надо. А потом ещё обижаются, что Леший злой, угрюмый. Ну, выкладывайте, зачем пришли?

Дети: - Пришли пригласить Вас, дедушка Леший и Осень, на праздник. Почему Вы Осень прячете?

 Леший: - Потому и прячу, уж больно красивая она. Её любят, ею восхищаются. Все её в гости к себе приглашают. А я… Кто обо мне вспоминает? Не повеселить меня никто не приходит, ни загадки мои поразгадывать.

Воспитатель: - А Вы разве, дедушка Леший, знаете загадки?

Леший: - Ещё бы! Я их много знаю.

Воспитатель: - Ребята, согласны отгадывать загадки дедушки Лешего?

Дети: - Да, согласны.

 (Леший загадывает загадки. Ответы дети показывают на экране. Правильный ответ исчезает с экрана)

Загадки:

  1. Летают, кружатся, на землю ложатся

С земли не встают и тут пропадут. (листья)

  1. На солнце я похожий и люблю я солнце тоже

За солнцем поворачиваю голову свою. (подсолнух)

  1. За ботву, как за верёвку

Можно вытащить на свет…. (морковку)

Леший: - Ох и молодцы вы, ребята!

Воспитатель: - Ребята, но кроме загадок нам Леший ещё и другие задания приготовил. Давайте выполним их, но по – порядку. Сначала смотрим задание под цифрой 1(воспитатель читает задание:

Игра «Найди лишнее». Выбрать картинки, которые не подходят к теме «Осень»

(на экране появляется интерактивная дидактическая игра «Найди лишнее». Дети должны показать те картинки, которые не соответствуют теме «Осень» (мальчик рвёт одуванчики, ребёнок катится с горки, дети купаются на речке, ребёнок идёт на лыжах).

Воспитатель: - А почему картинка, где рука ломает ветку, находится в красном квадрате? Как вы думаете?

Дети: - Потому что осенью тоже нельзя ломать ветки и срывать листья, потому что через сломанное место или оторванный листок может пройти холод, и ветка замёрзнет.

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Но давайте покажем Лешему, что мы не только умеем отгадывать загадки и выполнять задания, а ещё умеем танцевать как осенние листочки.

Музыкальная физ.минутка. А.Евтодьева «Листопадная» (дети берут по два кленовых листочка и под музыку выполняют танцевальные движения)

2 мин.

2.2

Добывание (сообщение и принятие) нового знания

 Воспитатель: - Теперь переходим ко второму заданию. (Дети подходят к столику с цифрой 2. Там лежат полоски белой бумаги формата А4 шириной по 5 см. на каждого ребёнка. Проводится опыт «Весёлая полоска».

Воспитатель читает задание: постарайтесь объяснить, почему полоска бумаги поднимается, когда на неё дуешь, и прилипает к губам, когда втягиваешь воздух в себя?)

Воспитатель: - Будем мы сейчас играть

                           И полоску оживлять

                          Раз, два, три – посмотри!

Итак, чтобы нам объяснить, почему полоска бумаги поднимается, когда на неё дуешь, проведём такой опыт: возьмём листок бумаги за один конец и подуем на неё. Почему она движется?

Дети: - Потому что она лёгкая.

Воспитатель: - Правильно. Потому что бумага лёгкая. А осенние листья какие?

Дети: - Тоже лёгкие.  

 Воспитатель: - Теперь возьмём полоску за оба конца, поднесём к губам и втянем воздух в себя (воспитатель показывает, как это надо сделать, дети повторяют). Что происходит?

Дети: - Она прилипает к губам.

Воспитатель: -Молодцы, правильно. Так почему же полоска бумаги может двигаться и прилипать к губам?  

Дети: - Потому что на неё действует воздух.

Воспитатель: - Совершенно верно. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. А у воздуха есть сила. Эта сила действует на нашу полоску. Ребята, а на что похож тот воздух, который мы выдыхаем и вдыхаем?

Дети: - На ветер.

 Воспитатель: - Какие вы наблюдательные! Да, действительно, ветер, ребята, это тоже воздух. Сила воздуха бывает сильной или слабой. Кто из вас хочет показать сильную или слабую силу воздуха? (дети показывают силу воздуха по желанию)

Воспитатель: - Молодцы. У вас всё получилось. Так как мы можем объяснить, почему полоска бумаги поднимается, когда на неё дуешь и прилипает к губам, когда втягиваешь воздух в себя?

Дети: - На неё действует воздух, а у него есть сила.

Воспитатель: - Правильно. Теперь вы можете объяснить своим близким, почему ветер поднимает листья.

7 мин.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Воспитатель: - Теперь переходим к третьему заданию «Осеннее волшебство» (дети подходят к столику с цифрой 3. Воспитатель читает задание: Собрать пазлы: «Осень», «Осеннее дерево», «Домик Осени»). Но, прежде, чем приступить к выполнению задания, давайте с вами разомнём наши пальчики (дети встают вокруг стола, воспитатель проводит пальчиковую гимнастику, дети повторяют за воспитателем)

  Пальчиковая гимнастика «Собираем листочки»  

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

Воспитатель раздаёт детям пазлы по теме «Осень». Каждая пара собирает свою картинку, воспитатель оказывает при необходимости словесную помощь, хвалит детей за сообразительность. Дети демонстрируют свои работы.

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Вы все справились со всеми заданиями.

(воспитатель и дети подходят к экрану)

Воспитатель: - Дедушка Леший, ребята справились со всеми вашими заданиями. Теперь сможешь расколдовать Осень?

Леший: - Ох, ох. Жаль мне с такой красотой расставаться, да отдавать придётся. Я своему слову хозяин. 

Воспитатель: - Ребята, а вам понравились загадки и задания дедушки Лешего?

Дети: - Да, понравились.

Леший: - Пойду я расколдую вашу Осень – красавицу. Пусть вместе с вами веселится. До свидания, ребята.

Воспитатель и дети прощаются с Лешим.

Воспитатель: - И нам, ребята, пора в наш детский сад.

(дети и воспитатель садятся на стульчики, звучит музыка «Паровозик». Дети имитируют поездку на поезде).

Воспитатель: - Вот мы и приехали.

3мин.

3.Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Воспитатель: - Ребята, вы считаете, что наше путешествие сегодня было необычным?

Дети: - Да, считаем.

Воспитатель: - А почему? (наводящий вопрос для помощи: к кому в гости мы сегодня смогли попасть?)

Дети: - Мы были у Лешего.

Воспитатель: - А какая была причина отправиться к Лешему? Какое доброе дело сделали?

Дети: - Мы пригласили в гости на праздник Лешего и Осень. И просили Лешего расколдовать Осень.

Воспитатель: - Что нового вы узнали из заданий дедушки Лешего?

Дети (варианты ответов): -  Мы узнали, что у воздуха есть сила, что полоска бумаги лёгкая и сила воздуха может её поднять, а если вдыхать воздух, то полоска может прилипнуть к губам; полоски бумаги похожи на осенние листья, а воздух на ветер…

Воспитатель: - А почему воздух может поднимать листья?

Дети: - Потому что они лёгкие.

Воспитатель: - Понравилось вам сегодня занятие?

Дети: (высказывают своё мнение)

Воспитатель: - А пришла к нам Осень или нет, мы узнаем на нашей прогулке.

2 мин.

 20     мин.

Рываева Ирина Фёдоровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности в группе детей третьего года жизни образовательная область:познавательное развитие тема:транспорт

Познавательное развитие. Расширение кругозора.Тема: «Транспорт»Программное содержание.Цель: закрепить знания о разнообразии транспортных средств.Задачи: Образовательные:·...

Технологическая карта НОД по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Необыкновенные приключения Колобка»

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие»в старшей группе № 26Тема: «Колобок»...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы (6-7лет) Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Путешествие по зимнем лесу»

Тема: «Путешествие по зимнем лесу»Задачи:-Уточнение, расширение и активизация словаря по теме  « Зима», «Дикие животные»;-Упражнять детей в образовании и практ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей первой младшей группы. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: «В гости к петушку».

Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: цвете, размере, количестве, форме....

Совместная познавательно-творческая, игровая деятельность образовательная область: познавательное развитие Тема: « Удивительное приключение Эльзы в современном мире красоты»

Совместная познавательно-творческая, игровая  деятельностьобразовательная область: познавательное  развитиеТема: « Удивительное приключение Эльзы в современном мире красоты»...